Правительство Санкт–Петербурга |
Комитет по образованию |
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Детско-юношеский центр Красногвардейского района Санкт – Петербурга «КРАСНОГВАРДЕЕЦ» |
«Спортивный праздник
«Спортивное ориентирование - в школу», как способ популяризации спортивного ориентирования»
Автор: Абрамчук Ольга Александровна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД ДЮЦ «Красногвардеец»
Санкт-Петербург
2015
Оглавление
| Введение | 3 |
Глава I. | Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта | 5 |
Глава II. | Организация и методика реализации проекта «Спортивное ориентирование в школу» | 8 |
2.1 | Оценка проблем, вызывающих необходимость реализации проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование в школу» | 8 |
2.2 | Содержание проекта «Спортивное ориентирование в школу» | 13 |
2.2.1 | Наименование проекта | 13 |
2.2.2 | Цель проекта | 13 |
2.2.3 | Задачи проекта | 14 |
2.2.4 | Основное содержание проекта | 15 |
2.2.5 | Механизм реализации (рабочий план проекта) | 18 |
2.2.6 | Достигнутые результаты | 20 |
2.2.7 | Ожидаемые последствия реализации проекта | 22 |
Глава III | Организация и методы исследования | 24 |
3.1 | Организация исследования | 24 |
3.2 | Методы исследования | 26 |
Глава IV | Результаты исследования | 27 |
4.1 | Динамика численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» | 27 |
4.2. | Сравнительный анализ численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» по районам Санкт-Петербурга | 28 |
| Заключение | 31 |
| Приложения | 33 |
| Библиография | 39 |
Введение
Актуальность темы исследования. Тема исследования относится к культурному, духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности, к проявлению заинтересованности детей и подростков спортивным образом жизни. Спортивный праздник (проект) «Спортивное ориентирование в школу» также затрагивает тему интеграции детей и молодых людей в общество своих сверстников, увлеченных спортом, посредством массового соревновательного процесса и направлен на развитие патриотического воспитания детей и молодежи, независимо, имеют они квалификацию, опыт, спортивные навыки или нет.
Спортивное ориентирование - один из молодых видов спорта в нашей стране, который за последние годы завоевывает все большую популярность.
Будущая личность человека и гражданина формируется и берет свой исток из детства, юности и осуществленного воспитания. Проект нацелен на то, чтобы вовлекать детей и подростков в спортивный образ жизни через игровые и развлекательные форматы соревнований.
Объект исследования - процесс вовлечения детей и подростков в мир спортивного ориентирования.
Предмет исследования - методика популяризации спортивного ориентирования, посредством проведения спортивного праздника «спортивное ориентирование в школу».
Цель исследования - повышение популярности спортивного ориентирования как вида спорта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние востребованности спортивного ориентирования как вида спорта в школьной среде.
2. Разработать методику, направленную на повышение популярности спортивного ориентирования как вида спорта в школьной среде.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики популяризации спортивного ориентирования в школьной среде посредством проведения спортивного праздника «Спортивное ориентирование в школу».
Гипотеза исследования: предполагалось, что регулярное проведение спортивного праздника «Спортивное ориентирование в школу» приведет к повышению численности спортсменов ориентировщиков и будет способствовать популяризации данного вида спорта.
Новизна исследования заключается в том, что достижение популяризации и массовости при проведении спортивного праздника «Спортивное ориентирование - в школу» будет достигаться за счет проведения мероприятий непосредственно на базе учебных заведений и при их непосредственной поддержке в разных районах города.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая методика позволит повысить популярность спортивного ориентирования в школьной среде и массовость данного вида спорта.
Глава I. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
«Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы, - все это способствует популярности спортивного ориентирования». [13,15,16]
«В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая - развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая - совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации».[12]
Ориентирование на местности имеет еще и большое военно-прикладное значение. Навыки ориентирования необходимы как в военное, так и в мирное время. Для биологов, географов, физиков и многих других специалистов ориентирование является прикладным видом спорта, как позволяет успешно решать ряд вопросов по специальности. Ориентирование на местности - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.
Соревнования по спортивному ориентированию - серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления. Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП).
Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас. [3,4]
Спортивная карта - это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов. Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности. Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, - основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости. Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания. [11,13]
Спортивная карта - это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.
У спортивной карты можно выделить две функции. Первая - справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая - оперативная. Здесь карта - инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию. [8]
Спортивный компас - это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. Его применение служит двум целям - ориентирование карты и выдерживание направления на местности. Применение компаса, безошибочное и доведенное до автоматизма, сберегает время на участках между контрольными пунктами. [17]
Эффективное использование ориентировщиком многочисленного арсенала умений, навыков, тактических и технических приемов в сочетании с интенсивной творческой и умственной деятельностью, которая сопровождается большим эмоционально-волевым напряжением, является основой успешной соревновательной деятельности. [5]
Анализируя литературу, можно сделать вывод, что ребенок/подросток на начальном этапе обучения, познакомившись с базовыми понятиями, такой дисциплины как спортивное ориентирование может попросту на «зажечься» этой идеей. Конечно, в данном аспекте очень многое зависит от мастерства педагога/тренера, но зачастую в современном мире с активно развивающимися гаджетами и информационными технологиями сложно конкурировать, имея в руках компас и карту. Эти выводы подтолкнули к корректировке подхода к вовлечению школьников в мир спортивного ориентирования, посредством приобретения практических навыков в непосредственно соревновательном процессе на легких дистанциях, приходя с этим проектом в среду привычную школьникам, так сказать, на их территорию.
Глава II. Организация и методика реализации проекта «Спортивное ориентирование в школу»
2.1 Оценка проблем, вызывающих необходимость реализации проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование в школу»
В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают центры патриотического воспитания, в том числе и в Санкт-Петербурге созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания, в том числе у нас есть подростковые клубы, различные секции и кружки в Домах культуры, спортивных комплексах. Сегодня возрос уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и спортивных состязаний, появился интерес к туризму. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Но остается огромное количество детей, которые лишены возможности заниматься спортивными видами деятельности в силу различных факторов, таких как стеснение, боязнь, отсутствие информации и опыта, как спортивного, так и жизненного. К огромному сожалению, постоянно растущий ритм жизни забирает огромную часть времени у родителей подрастающего поколения, вследствие чего ребенок получается лишен целого спектра возможностей. И проект пришел именно в школы, чтобы дать возможность познакомиться и оценить все грани это вида спорта не на словах, а на деле.
Хочется обратить особое внимание на то, что данным видом спорта могут заниматься все возрастные категории граждан. Этот спорт, зарождаясь в детском сознании, проходит с человеком, через всю жизнь. Так, например петербургский альпинист, двукратный покоритель Эвереста А. Мошников в одном из интервью говорит: «...Больше всего я уважаю ориентирование.
- Это после альпинизма?
- Нет, включая альпинизм. Дело в том, что ориентирование было первым серьезным видом спорта в моей жизни. Оно научило меня ориентироваться в жизни, в городах, в горах, везде... И определило стиль жизни. Дружеские отношения с товарищами по школьному туризму остались на всю жизнь самыми яркими прочными».
Причем этот вид спорта доступен не только для обычных здоровых детей и молодежи, в нем активно принимают участие дети с ограниченными возможностями. Активно происходит сотрудничество с организациями занимающимися детьми с нарушениями слуха. К участию в соревнованиях приглашены глухие и плохослышащие дети, которые будут участвовать в соревнованиях наравне со всеми.
Данные соревнования дают возможность участникам познакомиться с новыми технологиями и видами ориентирования.
В рамках реализации данного проекта у детей появляется возможность и повод для общения, обсуждения результатов и спортивного азарта. Созданные для них условия интегрируют творческую составляющую деятельности, а получение итогового результата стимулирует развитие аналитического мышления.
В настоящее время проект «Спортивное ориентирование в школу» уже успешно стартовал - проведено 7 этапов в разных районах города. Данный опыт положительно повлиял на активность детей, живущих в этих районах, и сегодня ребята более активно посещают кружки и секции спортивной направленности.
Принцип включенности в единое спортивное пространство гласит о том, что двери для всех открыты, и каждый человек сможет проявить свои способности, раскрыть свой талант, даже если его возможности ограничены. К участию в проекте приглашены глухие и плохослышащие дети, которые будут участвовать в соревнованиях наравне со всеми.
Каждый участник получает возможность почувствовать себя спортсменом, этому способствует атмосфера праздника и соревнований, спортивная атрибутика (значки, номера) и каждый из участников уходит на старт с мыслью, что у него все получится.
В наше время возобновилось проведение спортивных игр, военно-патриотических слетов и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы, широко внедряются инновации и одной из них является вовлечение детей и молодежи в такой вид спорта, как спортивное ориентирование, который за последнее десятилетие шагнул далеко вперед и продолжает развиваться, воплощая в жизнь различные направления и формы проведения обучения и соревновательного процесса.
Все ребята гордятся своими достижениями, и мы даем им возможность проявить себя. Они с удовольствием участвуют во всех этапах соревнований, развивая наблюдательность и внимание, тем самым обогащая свой мир. Для многих это было впервые, проект стартовал в сентябре 2013 года – для многих это знакомо, но интерес к этому мероприятию, как у воспитанников школ, так и у руководства учебных заведений растет, и с каждым мероприятием детям все интереснее, и они все больше задают вопросов о проведении следующих этапов, набираются опыта и стремлений к победе. В то же время руководство школ проявляет большой интерес к данному мероприятию и уже получено много приглашений для проведения данного праздника на их площадках, что в свою очередь показывает, что идея проведения подобного мероприятия обоснована и востребована.
Сегодня при разнообразии видов детского досуга приходится быть всё более изобретательными, чтобы действительно заинтересовать детей. Нельзя просто читать им лекции о пользе спорта и приглашать на тренировки — они выслушают и пойдут играть в игру на смартфоне или компьютере. Предлагаемый формат пробуждает в детях спортивный азарт, без которого они никогда не согласятся ходить на тренировки. Можно с гордостью сказать, что не менее 300 детей после каждого проведенного этапа спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» были заряжены. Следующий не менее важный этап это задача родителям - не упустить момент и выбрать для ребёнка хороший спортивный клуб, кружок или секцию, а со стороны спортивных организаций работа в данном направлении активно ведется и предложений более чем достаточно. Одну из поставленных задач - задачу по популяризации спортивного ориентирования проект выполняет и результаты уже видны.
Важно также то, что участниками проекта станут не только дети и молодежь, также активно на волонтерских началах привлекаются и родители и педагоги, которые в свою очередь открывают для себя мир спортивного ориентирования, пусть и с другой стороны, но не менее интересной.
В основе проекта три принципа, обеспечивающие его успешную реализацию:
участие детей любого уровня подготовки;
привлечение большого количества школьников;
знакомство с различными видами и разнообразными формами соревнований (ориентирование в закрытых помещениях, ориентирование в лабиринте, ориентирование на пришкольной территории, фото-ориентирование).
В этом возрасте ребята открыты миру, готовы к общению и рады новым знаниям, при этом уже чувствуя себя полноправными членами общества. Как люди, которые выросли в одном городе и в одно время, они обязательно найдут общий язык. А сблизиться и подружиться им поможет совместное мероприятие и участие в соревнованиях.
Тема проекта, способы и подходы к его реализации напоминают нам о нашем детстве, когда большая часть детей была увлечена не гаджетами и интернетом, а живым общением и спортом. Ведь сила любого народа, нации или общественного образования состоит в знании своей истории и уважении к ней. Перед теми, кто идет следом, стоит ответственная задача не растерять и не порушить то, что сделано нашими предшественниками.
Человечеству необходимы оптимизм и захватывающие цели, чтобы выжить. И при этом необходимо думать о важнейшем процессе - воспитании молодежи. История учит, что выживают только народы с высоким моральным уровнем и, которые непрестанно заботятся о его повышении. А наш город это не только культурная столица России с богатейшими народными традициями, и не только Родина выдающихся ученых, поэтов серебряного века, это город в котором полезные нововведения приживаются и развиваются раньше, чем в других регионах России.
Необходимо предлагать детям современные и увлекательные виды досуга, чтобы вовлечь их в здоровый и спортивный образ жизни. Хочется показать, что спортивное ориентирование - это тот вид спорта, которым могут заниматься школьники в любом возрасте, независимо от физических возможностей. Спортивное ориентирование является наиболее эффективным средством сопряженного развития основных физических способностей и двигательных навыков учащихся, так как спортивное ориентирование характеризуется проявлением разносторонней физической деятельности и направлено на воспитание общей выносливости и координационных способностей. Кроме того оно является эффективной основой успешного закрепления умений и навыков, связанных с топографической подготовкой, внедряя их практическое закрепление в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Освещение деятельности проекта в газетах, на телевидении и радио, в Интернете создаст позитивное информационное поле для развития.
Проект открыт для всех юных жителей города и открывает для них двери сказочного дворца, в котором царит особый мир: «Где еще в обыденной жизни человек получит возможность заглянуть в свое индивидуальное будущее, "увидеть" ситуации для предстоящих действий, осуществить свободный выбор своего пути, реализовать этот выбор посредством собственных движений, убедиться в их правильности или ошибочности, сделать необходимые коррекции своего поведения, повторить все еще и еще, пока не достигнет поставленных целей, и все это сам, без принуждения, наедине со своим разумом, совестью, волей?»
Пользу подобных детских спортивных мероприятий также отмечает депутат Законодательного собрания, председатель комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник: «Последние годы развитие детского спорта в нашем городе несколько затормозилось. Возник дефицит инициативных идейных людей, которые готовы по сути самостоятельно тянуть детский спорт. Ведь даже школьные педагоги не всегда мотивированы и не всегда могут предложить ученикам что-то действительно интересное. Уверена, что такие проекты как «Спортивное ориентирование — в школу» смогут вскоре сделать спорт номером один в списке интересов петербургского школьника, оттеснив оттуда социальные сети и компьютерные игры», — надеется парламентарий.
2.2 Содержание проекта «Спортивное ориентирование в школу»
2.2.1 Наименование проекта
Спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу»: 7 этапов в разных районах города.
2.2.2 Цель проекта
популяризация "здорового образа жизни";
повышение массовости спортивного ориентирования как средства активного отдыха;
комплексное развитие личности;
обеспечение равных возможностей глухих и слабослышащих детей и молодежи в соревновательном процессе и физическом развитии личности;
профилактики асоциального поведения, привлечения детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
обеспечение возможностей детей и молодежи в физическом развитии личности;
становление разносторонне развитой личности молодых людей, с активной жизненной и гражданской позицией;
расширение кругозора, развитие физических и интеллектуальных способностей участников соревнований, воспитание морально-волевых и лидерских качеств, ответственности и дисциплины, коммуникабельности, умения работать в команде, доброжелательности, взаимопомощи;
патриотическое воспитание и привлечение интереса молодых петербуржцев к спорту, в том числе спортивному ориентированию;
развитие культурно-спортивных, дружеских связей молодежи;
организация здорового и полноценного отдыха подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни, экологическое воспитание молодежи;
обобщения и распространения опыта организации массовой спортивной работы в образовательных учреждениях и школьных спортивных клубов;
смотра готовности обучающихся школьных спортивных клубов районов Санкт-Петербурга к спортивным соревнованиям;
выявления сильнейших спортсменов образовательных учреждений районов.
2.2.3 Задачи проекта
организация в течение 2013 и 2014 года 7 этапов спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование - в школу»;
проведение в 6 районах города Санкт-Петербурга общегородских массовых соревнований по спортивному ориентированию «Спортивное ориентирование в школу»;
организация оздоровительной, спортивной, патриотической, и культурно-воспитательной работы с подростками и молодёжью;
привлечение внимания общественности и СМИ к организации и проведению спортивно-оздоровительных, патриотических массовых мероприятий для детей и молодежи Санкт-Петербурга;
создание единого интегрированного пространства для развития культурно-спортивных, дружеских связей в молодежной среде, в том числе и с глухими и плохослышащими детьми;
Информационная поддержка проекта.
2.2.4 Основное содержание проекта
Федерация спортивного ориентирования Санкт-Петербурга при поддержке компании «Fazer» проводит спортивный праздник для школьников всего города, в том числе для детей с ограниченными возможностями.
В проекте принимают участие волонтеры движения «Добровольцы Санкт-Петербурга» и учащиеся старших классов в качестве помощников судей. Кроме того в проекте выйдут на старт и примут участие глухие и плохослышащие дети и молодежь.
В организации работы в проекте примут участие специалисты и члены РФСОО, в том числе педагоги дополнительного образования, категорированные судьи и тренера, специалисты по связям с общественностью и т.д. Работа всей судейской бригады нацелена на создание единого соревновательного пространства для развития культурно-спортивных, дружеских связей в молодежной среде.
Все приглашенные судьи, тренера и педагоги имеют большой опыт работы в различных проектах РФСОО «Спортивная Федерация спортивного ориентирования Санкт- Петербурга», направленных на развитие спортивного ориентирования и туризма, социализации, адаптации и интеграции детей и молодежи, в том числе детей с ограниченными возможностями (глухие и плохослышащие дети).
В рамках данного проекта планируется организовать 7 мероприятий, отвечающих поставленным целям и задачам:
проведение в 6 районах города Санкт-Петербурга общегородских массовых соревнований по спортивному ориентированию «Спортивное ориентирование в школу»;
подготовка команд и участие в соревнованиях;
знакомство детей и молодежи с различными видами и разнообразными формами соревнований (ориентирование в закрытых помещениях, ориентирование в лабиринте, ориентирование на пришкольной территории, фото-ориентирование);
оздоровительная, спортивная, патриотическая, и культурно-воспитательная работа с подростками и молодёжью;
привлечение внимания общественности и СМИ к организации и проведению спортивно-оздоровительных, патриотических массовых мероприятий для детей и молодежи Санкт-Петербурга проводимой в рамках данного проекта;
распространение информации среди детей и молодежи о проекте;
создание информационных материалов (буклеты, информационные листки, афиши и положение), распространение их в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
проведение обучающего информационного семинара, с представлением на нем используемого оборудования и разъяснения способов и правил ориентирования;
проведение торжественного открытия и закрытия (с награждением) мероприятия.
В программе каждого спортивного праздника три вида соревнований:
дистанция личная «Ориентирование в лабиринте»;
дистанция личная «Ориентирование на пришкольной территории».
дистанция командная (два человека) «Фото-ориентирование».
Порядок прохождения дистанций: лабиринт – спринт – фото.
Места старта дистанций будут указаны на схеме, размещенной в вестибюле школы.
Команды прибывают на место соревнований строго по графику, который будет составлен секретариатом после подачи заявок и опубликован на сайте соревнований. Принцип составления графика – ближайшие школы стартуют раньше.
Соревнования «Ориентирование на пришкольной территории» проводятся в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию (утверждены Президиумом Федерации спортивного ориентирования России 21 апреля 2004г.), дисциплина «Спринт - до 25 мин.» (номер-код ВРВС 0830011511Я).
Результаты соревнований подводятся отдельно по каждому виду соревнований в 4-х возрастных группах отдельно среди мальчиков и девочек.
На дистанции «Ориентирование на пришкольной территории» проводится личное первенство по спортивному ориентированию среди учащихся районов Санкт-Петербурга и командное первенство среди школьных спортивных клубов ОУ районов.
Результат в командном первенстве среди ШСК района определяется по 3-м лучшим результатам мальчиков и 2-м лучшим результатам девочек (при условии заявки спортсменов от ШСК ОУ).
Результаты соревнований подводятся отдельно по видам «Ориентирование в лабиринте», «Фото ориентирование» и виду «Ориентирование на пришкольной территории» в каждой из 4-х возрастных групп отдельно среди мальчиков и девочек.
Победители и призеры соревнований награждаются медалями и дипломами.
Победители и призеры командного первенства среди ШСК награждаются грамотами и медалями.
Спортивное мероприятие проводится на дистанциях, позволяющих обеспечить безопасность участников и зрителей в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию.
Участники соревнований должны иметь спортивную форму и обувь.
Ответственность за безопасность дистанций и применяемого судейского снаряжения несут организаторы соревнований.
Представители направляющих организаций и члены команд несут персональную ответственность за выполнение правил техники безопасности, общественного правопорядка и соблюдение дисциплины на месте проведения соревнований.
Работу медицинского персонала обеспечивает Государственное бюджетное образовательное учреждение, на базе которого проводится мероприятие.
2.2.5 Механизм реализации (рабочий план проекта)
Каждый из 7 этапов проекта Спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» включает в себя:
подготовительный этап с решением всех организационных вопросов;
основной этап реализации каждого этапа проекта, проведение спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» (7 этапов в разных районах города);
завершающий этап с подготовкой и подведением итогов каждого этапа проекта, завершающийся награждением победителей.
Типовой рабочий план подготовки к проведению открытого спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений представлен в виде таблицы. В соответствии с датами планируемых мероприятий в него вносятся корректуры и изменения:
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
1 | Выбор площадки проведения мероприятия и согласование проведения мероприятия с владельцем. | за 3 месяца |
2 | Назначение Главного судьи и главного секретаря соревнований. | за 3 месяца |
3 | Разработка Положения о проведении спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений «_____» района Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование – в школу» | 15 дней (готовность за 1,5 месяца) |
4 | Согласование Положения о проведении спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений «_____» района Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование – в школу» | месяц (готовность за 2 недели) |
5 | Поиск спонсоров мероприятия | весь период |
6 | Заказ печатной и сувенирной продукции. | готовность за неделю |
7 | Проведение информационно-агитационных мероприятий | весь период |
8 | Подбор административной группы, формирование судейской бригады | 2 недели (готовность за неделю) |
9 | Проведение первичного совещания по организации и проведению соревнований, постановка задач судейской бригаде | за 2 недели |
10 | Подбор группы волонтеров для обеспечения проведения спортивного праздника | 2 недели (готовность за 2-3 дня) |
11 | Проведение рабочего совещания с руководителями общеобразовательных учреждений и учреждений доп. образования, руководителей клубов участников спортивного праздника | за 3 дня до проведения |
12 | Организация обеспечения общественной безопасности в месте и во время проведения спортивного праздника | день проведения |
13 | Организация обеспечения проведения соревновательного процесса, торжественное открытие спортивного праздника с поднятием флага РФ и Санкт-Петербурга. | день проведения |
14 | Подведение итогов, составление протоколов. | 2 дня после соревнований |
15 | Награждение участников спортивного праздника, торжественное закрытие спортивного праздника | 4 день после соревнований |
16 | Составление отчета и отчетной документации о проделанной работе по результатам спортивного праздника. | в течении суток после дня проведения |
2.2.6 Достигнутые результаты
Спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» стартовал в 2013 году и, хотя прошло еще не очень много времени это мероприятие вызывает интерес и вносит заметный вклад в развитие патриотической, спортивной и культурно-воспитательной работы с детьми молодежью, обмена спортивным опытом.
В ходе реализации проекта за 2013 и 2014 года успешно проведено 7 мероприятий, участники которых впоследствии проявляют интерес к спортивному ориентированию и к следующим этапам проекта. В то же время руководство школ, участвующих в мероприятии, выставляя команды, приглашает для проведения данного праздника на их площадках, что в свою очередь показывает, что идея проведения подобного мероприятия обоснована и востребована.
В ходе реализации проекта участники смогли распространить информацию о проекте среди детской и молодежной аудитории, о чем свидетельствует увеличение количества стартующих на каждых соревнованиях. Растет активный интерес к секциям спортивного ориентирования, увеличивается количество воспитанников в группах и количество секций данного вида спорта.
Участники соревнований приобрели ценные навыки и опыт, познакомились с различными видами и разнообразными формами соревнований (ориентирование в закрытых помещениях, ориентирование в лабиринте, ориентирование на пришкольной территории, фото-ориентирование).
Подготовка и проведение проекта спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» позволят расширить интерес к спорту, показать его с увлекательной стороны, ведь участники соревнований ощущают себя «искателями сокровищ», при этом, обогащая свой как физический, так и интеллектуальный мир, что в свою очередь позволяет пропагандировать основные цели и задачи проекта.
Важными объединяющими элементами проекта являются:
увлечение спортивным ориентированием;
популяризация "здорового образа жизни";
разностороннее, неформальное общение детей и молодежи;
обеспечение равных возможностей глухих и слабослышащих детей и молодежи в соревновательном процессе и физическом развитии личности;
профилактики асоциального поведения, привлечения детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
обеспечение возможностей детей и молодежи в физическом развитии личности;
становление разносторонне развитой личности молодых людей, с активной жизненной и гражданской позицией;
расширение кругозора, развитие физических и интеллектуальных способностей участников соревнований, воспитание морально-волевых и лидерских качеств, ответственности и дисциплины, коммуникабельности, умения работать в команде, доброжелательности, взаимопомощи;
патриотическое воспитание и привлечение интереса молодых петербуржцев к спорту, в том числе спортивному ориентированию;
развитие культурно-спортивных, дружеских связей молодежи;
организация здорового и полноценного отдыха подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни, экологическое воспитание молодежи;
обобщения и распространения опыта организации массовой спортивной работы в образовательных учреждениях и школьных спортивных клубов;
смотра готовности обучающихся школьных спортивных клубов районов Санкт-Петербурга к спортивным соревнованиям;
выявления сильнейших спортсменов образовательных учреждений районов.
создание единого интегрированного пространства для развития культурно-спортивных, дружеских связей в молодежной среде, в том числе и с глухими и плохослышащими детьми;
2.2.7 Ожидаемые последствия реализации проекта:
В результате проведения проекта спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» большое число молодых петербуржцев смогут поучаствовать в мероприятии и получить навыки ориентирования (более 2500 человек) и приобщиться к занятию физической культурой. Кроме того посредством проведения мероприятия ожидается:
создание благоприятных условий для развития спортивного ориентирования и вовлечение в этот вид спорта подростков и молодежи, в том числе и детей с ограниченными возможностями;
приобщение детей и молодежи к спорту через игровые и развлекательные форматы соревнований, стремление к победе, развитие патриотического воспитания личности, независимо от его физического и умственного развития;
воспитание патриотического духа в детях и молодежи - одно из важных направлений работы по формированию сознания российских граждан как одного из факторов единения нации;
обеспечение возможностей детей и молодежи в физическом развитии личности.
Глава III. Организация и методы исследования
3.1 Организация исследования
Исследование основывается на базе данных полученных в результате проведения 7 этапов соревнований в разных районах города. Проект проводился с ноября 2013 г. по октябрь 2014 г. За этот период на старт вышло 2670 юных ориентировщиков, которые были разделены по возрастным группам:
МЖ10 – «мальчики/девочки 2004 г.р. и младше»;
МЖ12 – «мальчики/девочки 2002-2003 г.р.»;
МЖ14 – «юноши/девушки 2001-2000 г.р.»;
МЖ16 – «юноши/девушки 1999-1998 г.р.»
Стаж занятий спортивным ориентированием не регламентирован, дистанция устанавливалась таким образом, что с ней была возможность справиться и у новичка. Участникам перед каждым этапом предоставлялась возможность пройти этап предварительной подготовки.
В программе спортивного праздника три вида соревнований:
дистанция личная «Ориентирование на пришкольной территории».
дистанция личная «Ориентирование в лабиринте»;
дистанция командная (два человека) «Фото-ориентирование».
Условия проведения соревнований по видам приведены в приложениях 1,2,3.
Соревнования «Ориентирование в лабиринте» и «Фото-ориентирование» являются обучающими. Участие в них позволит познакомиться с картой пришкольной территории, системой электронной отметки SFR, основными правилами спортивного ориентирования. Соревнования «Ориентирование на пришкольной территории» проводятся в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию (утверждены Президиумом Федерации спортивного ориентирования России 21 апреля 2004 г), - дисциплина «Спринт - до 25 мин.» (номер-код ВРВС 0830011511Я).
Опытно-экспериментальная работа организована, согласно плана проведения Спортивного праздника «Спортивное ориентирование – в школу». Были составлены графики, на которых определены достигнутые результаты по повышению численности участников, как одной из целей исследовательской работы.
Первый этап (13 ноября 2013г.). Носил «пилотный» характер и был проведен на спортивном стадионе и пришкольной территории школы №110 (Сиреневый бульвар 8/2) (Выборгский район). По мере проведения этапов, вносились изменения и уточнения в структуре соревновательного процесса, уточнялись цель, задачи, определялись методы педагогического контроля, этапы эксперимента с определением основного направления работы.
Второй этап (12 февраля 2014г.). Имел формирующую направленность и предопределял проведение эксперимента, был проведен ГБОУ школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга (адрес: ул. Оптиков д.35 к.2) (Приморский район).
Третий этап (16 апреля 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ № 285 Санкт-Петербурга по адресу: ул. Пограничника Гарькавого, д. 46, корп. 4.(Красносельский район).
Четвертый этап (21 мая 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ № 188 Санкт-Петербурга по адресу: ул. Маршала Тухачевского, д. 17 А. (Красногвардейский район).
Пятый этап (19 сентября 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ № 473 Санкт-Петербурга по адресу: ул. Верности, д. 28, корп. 4. (Калининский район).
Шестой этап (15 октября 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории лицея №101 и школы №468 (ул. Сикейроса, д.19, корп.1) (Выборгский район).
Седьмой этап (29 октября 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ №541 (ул. Володарского д.12) (Курортный район).
3.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы заключался в изучении научной и методической литературы, рассматривающей техническую и тактическую подготовку ориентировщиков. Выявлялись проблемные вопросы, анализировалась остановка, определялись средства и методы, которые можно наиболее эффективно использовать к условиям организации и проведения настоящего исследования.
2. Метод наблюдения был применен для исследования отношения юных ориентировщиков и всех участников проекта на различных уровнях, от школы, до администрации района и города.
3. Исследовательский эксперимент (проект) проводился с сентября 2013 года по октябрь 2014 года на базе учебных заведений Санкт-Петербурга, с целью оценки эффективности разработанной методики (проекта), как средства популяризации спортивного ориентирования. В нем приняло участие 2670 учащихся.
4. Методы математической статистики использовались с целью выявления объективных закономерностей при обработке полученных в ходе исследования данных и определении их характера и значений.
Глава IV. Результаты исследования
4.1 Динамика численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу»
На основе данных результатов, согласно протоколам за каждый этап соревнований составлена таблица. В таблице представлена динамика численности участников согласно этапам и видам дисциплины соревнований:
Таблица №1
Динамика численности участников Спортивного праздника
Этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 7 этап |
Дата | 13.11.13 | 12.02.14 | 16.04.14 | 21.05.14 | 19.09.14 | 15.10.14 | 29.10.14 |
Спринт | 360 | 321 | 355 | 422 | 355 | 557 | 300 |
Лабиринт | 313 | 307 | 338 | 438 | 306 | 425 | 151 |
Фото-ориентирование | 185 | - | 270 | 372 | 188 | 354 | 118 |
С целью большей наглядности, данные полученные в ходе исследования представлены в виде диаграммы.
Оценка эффективности разработанной методики, направленной на популяризацию спортивного ориентирования как вида спорта и повышение числа юных ориентировщиков осуществлена на основе сравнительного анализа полученных данных и сделаны заключительные выводы о целесообразности применения данной методики:
Основной/базовой дисциплиной является спринт. Что наглядно подтверждает стабильно более высокое количество участников на каждом этапе соревнований именно в этой дисциплине.
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что проведение соревнований по спортивному ориентированию в виде Спортивного праздника по предложенной методике дает результаты. Подобная положительная динамика наблюдается и при сравнительном анализе показателей количества участников на официальных стартах и количестве записавшихся в секции и клубы по направлению.
4.2 Сравнительный анализ численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» по районам Санкт-Петербурга
Благодаря проведенным этапам были выявлены районы Санкт-Петербурга, в которых спортивное ориентирование как вид спорта ещё слабо развито.
Таблица №2
Сравнительный анализ численности участников Спортивного праздника по районам Санкт-Петербурга
Этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 7 этап |
Дата | 13.11.13 | 12.02.14 | 16.04.14 | 21.05.14 | 19.09.14 | 15.10.14 | 29.10.14 |
Район | Выборгский | Приморский | Красносельский | Красногвардейский | Калининский | Выборгский | Курортный |
Спринт | 360 | 321 | 355 | 422 | 355 | 557 | 300 |
C целью большей наглядности, данные полученные в ходе исследования представлены в виде диаграммы.
Наглядным показателем успешности стартовавшего эксперимента/ проекта является значительное повышение числа участников в Выборгском районе при повторном проведении Спортивного праздника на их территории. Осведомленность школьников растет, растет и их интерес к мероприятию и при благосклонности и поддержке, как администрации района, так и учебных заведений, дает нарастающую динамику численности с очень хорошими показателями. Кроме того, постоянная численность участников мероприятия на всех этапах не ниже 300 человек, что подтверждает заинтересованность в проведении и продлении проекта, как со стороны школьников, так и районов.
За рассматриваемый период были охвачены далеко не все районы города. Причин для этого несколько:
проект не нашел поддержки в администрации района;
не был получен положительный ответ от площадки/школы (в силу различных обстоятельств, например, ремонт, боязнь за имущество и прочее);
район не обладает площадками, подходящими для проведения мероприятий такого рода;
этапов соревнований значительно меньше, чем районов в Санкт-Петербурге;
легче проводить мероприятие в районе, где развито спортивное ориентирование как вид спорта;
площадки рассматриваются в перспективе для следующих этапов проведения Спортивного праздника.
Таким образом, на основании полученных данных и отзывов о мероприятии, можно утверждать, что применяемая программа положительно влияет на численность юных ориентировщиков, и можно рекомендовать этот метод как в качестве вспомогательного, так и в качестве базового метода популяризации спортивного ориентирования как вида спорта. Метод – Спортивный праздник «Спортивное ориентирование - в школу» может быть одобрен и внедрен в спортивную практику повсеместно.
В связи с тем, что в спортивном ориентировании базовые понятия, представление о виде спорта и техническая подготовка на начальном периоде обучения играют значительную роль, применяемая методика внедрения спортивного ориентирования посредством Праздника в жизнь школьников значительно расширяет круг «посвященных», повышает технический уровень обучающихся, дает возможность попрактиковаться и отработать навыки как новичкам, так и более опытным спортсменам, что в конечном итоге влияет на уровень подготовки юных спортсменов и спортивный результат.
Заключение
В результате исследования и проведения эксперимента (проекта) были сделаны следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что на начальном этапе вовлечения детей в мир спортивного ориентирования существует ряд сложностей. Новый подход к привлечению школьников в такой вид спорта, как спортивное ориентирование, посредством приобретения практических навыков в непосредственно соревновательном процессе на легких дистанциях, открывает возможности для того, чтобы решить массу проблем. Приходя с этим проектом в среду привычную для школьников, так сказать на их территорию, получаем преимущество в виде непосредственного контакта «школьник – спортивное ориентирование», что играет значительную роль на этапе знакомства и при занятиях спортивным ориентированием на начальном периоде обучения.
2. По результатам исследований и отзывам участников соревновательного праздника, выявлена тенденция положительной динамики роста числа участников проекта и повышение численности занимающихся в клубах и секциях.
3. В ходе проведения эксперимента/проекта выявлены такие данные:
- при сравнительном анализе данных численности участников проекта отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента/проекта;
- выявлены районы Санкт-Петербурга с низким уровнем развития спортивного ориентирования как вида спорта;
- определены направления и выявлены потребности для развития спортивного ориентирования в школьной среде;
- на завершающей стадии эксперимента/проекта, улучшились результаты по технической подготовке, как начинающих спортсменов, так и более опытных ориентировщиков, участвующих в Спортивном празднике.
- использованная методика привлечения и повышения количества участников в мир спортивного ориентирования в ходе эксперимента дала значительные результаты, были получены положительные отзывы от всех участников процесса (районных администраций, школ, школьников, центров спорта, секций и клубов спортивной направленности), наметились положительные тенденции в технической подготовке участников.
4. Эксперимент/проект доказал эффективность применяемой методики для повышения численности ориентировщиков.
Практические рекомендации
Проведенные исследования, их результаты, обработка и обобщение, так же полученные выводы, позволили сделать следующие практические рекомендации: Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» рекомендован как средство популяризации спортивного ориентирования как вида спорта. Этот метод может быть одобрен и внедрен в спортивную практику повсеместно.
На настоящий момент проект Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» выиграл Грант Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, получив государственную поддержку, что подтверждает актуальность и целесообразность его проведения.
Приложение №1
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
СОРЕВНОВАНИЙ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ЛАБИРИНТЕ
Соревнования по мини-ориентированию в лабиринте проводятся на пришкольной территории.
Ориентиры на местности представлены заборами из сетки, обозначенными на карте красными линиями. Преодоление заборов запрещено!
Отметка на контрольных пунктах (КП) – электронная, чипами на станциях.
Используется система отметки SFR.
Для соревнований используется крупномасштабная карта М 1:100, на которой стандартными знаками (старт, обозначения КП, финиш) обозначена дистанция заданного направления.
Примечание: в соревнованиях используются так называемые «слепые КП» - без стандартных двузначных обозначений.
Специальное снаряжение и оборудование для прохождения дистанции соревнований по мини-ориентированию в лабиринте не требуется.
Участникам соревнований необходимо пройти тренировочную дистанцию заданного направления с 5 КП.
После успешного прохождения тренировочной петли участники допускаются до старта на зачетную петлю дистанции с 8 КП.
Дистанции одинаковы для всех групп участников. КП проходятся и отмечаются строго в порядке, обозначенном на карте. Суммарная длина всех дистанций – не более 0,4 км.
Старт раздельный, открытый - по стартовой станции. Участники подходят к линии старта, получают карты на разные дистанции и по команде судьи уходят на трассу друг за другом, задавая себе время старта на стартовой станции.
Зачетную дистанцию участники проходят с раздельного старта с интервалом не менее 1 мин.
После отметки на финишной станции дистанции, обозначенной на карте двойным кружком, участники спокойно подходят к судейскому столику с компьютером для проверки своих чипов. Участник показывает судье номер своего чипа и карту с номером дистанции.
Итоговый результат участника определяется по времени прохождения зачетной 3-ей петли дистанции с учетом правильности отметки и выполнения условий соревнований (отсутствие нарушений). За каждую ошибку в отметке дается штраф – 1 минута.
Приложение №2
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
1. Общие положения
1.1 Крупномасштабная карта М 1:1500, корректировка 2014 г. На карте обозначены все искусственные сооружения и объекты, расположенные на местности, а также указаны отдельные деревья. Условные знаки приведены на листе карты.
1.2 Отметка на контрольных пунктах (КП) – электронная, чипами на станциях. Используется система отметки SFR. Чипы обязательно «очищаются» на старте.
1.3 Старт участников раздельный, открытый, в порядке живой очереди по стартовой станции. Интервал старта спортсменов одной возрастной группы – 1 минута.
1.4. Ограничения района: соревнования проходят на прилегающей территории школы № 541 Курортного района. Район соревнований для групп МЖ10 и МЖ12 ограничен внутренней территорией школы и ближайшего Дома Творчества. Район соревнований для групп МЖ14 и МЖ16 включает дополнительно прилегающие скверы ближайших жилых домов. Выход участников на проезжую часть (ул. Володарского) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЁН!
2. Дистанция соревнований
2.1. Дистанция личная в заданном направлении, спринт. Участники проходят и отмечают КП строго в заданном на карте порядке.
Примерные параметры дистанций:
МЖ10 1,0 км 8 КП;
МЖ12 1,2 км 10 КП;
МЖ14 1,5 км 16 КП;
МЖ16 1,8 км 18 КП.
2.2. Двузначные обозначения КП на местности указаны на картах участников.
2.3 Опасные места: калитки в заборе ограждения, поребрики. Будьте внимательны!
2.4. Контрольное время (КВ) 40 минут. За превышение КВ дистанции участник снимается с соревнований.
ВНИМАНИЕ! После отметки на финишной станции, обозначенной на карте двойным кружком, расположенной у баннера ФИНИШ, участники спокойно подходят по разметке к «судейской палатке» для проверки своих чипов. Участник сдает судье чип и карту.
Приложение №3
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
ФОТО-ОРИЕНТИРОВАНИЕ
(ориентирование с помощью карты и фотографий объектов – контрольных пунктов)
Состав команды – 2 человека. Возрастные группы участников соответствуют условиям соревнований «Ориентирование в школу»
Команда получает одну карту масштаба 1:1500 , на которой обозначено 15 кружков КП с номерами с 1 по 15, лист фото-дистанции и контрольную карточку для ответов, электронный чип и карандаш.
Кружки на карте – это контрольные точки, в которых находятся объекты с фотографией. На листе фото-дистанции помещены фотографии объектов, которые находятся в центре кружка. На каждой фотографии помещен пароль – буква алфавита.
Ответы необходимо записать в таблице ответов в контрольной карточке.
Примечание: никаких призм и средств отметки около объектов нет.
Номер около кружка КП проставлен со стороны, с которой сделана фотография объекта.
Внимание! На одном КП (контрольном) отметку в карточке делает судья- контролер.
Задача команды – побывать на всех контрольных точках и определить, где была сделана та или иная фотография и правильно записать ответы (буквы) в нужные клеточки карточки. Маршрут движения команда выбирает сама. ДИСТАНЦИЯ – ПО ВЫБОРУ.
Побеждает команда, которая даст наибольшее число правильных ответов за наименьшее время.
Внимание! СТАРТ и ФИНИШ на выходе из школы. Для отметки времени СТАРТА и ФИНИША и судейской отметки используется система SFR. Участники задают себе стартовое время, отмечаясь на стартовой станции в присутствии судьи. После обязательной отметки на финишной станции участники спокойно проходят в помещение школы для проверки чипа и контрольной карточки.
Контрольное время - 30 минут.
Библиография
Агальцов В.Н., Ботух В.А. Нугманов Г.Г.: Факторы, обуславливающие успешность обучения и их связь с соревновательной результативностью у начинающих ориентировщиков// Тез.докл. 41 науч. конф. по итогам работы за 1989 год. - Омск: ОГИФКД 990.- С.104-105.
Алешин В.М., Калиткин H.H., Соревнования по спортивному ориентированию. М. Физкультура и спорт, 1974
Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. Методическое пособие.- Воениздат, 1982
Васильев Н.Д., Рожнов A.B. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании //Теория и практика физической культуры.-1989. №4 С.47
Васильева Г.Н. О тактике в соревнованиях по спортивному ориентированию // Теория и практика физической культуры. — 1963 №6
Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании: Учебное пособие: Смоленск: СГИФК, 1995
Воронов Ю.С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном ориентировании: Учебное пособие.- Смоленск: СГИФК, 1998
Дроздовский А.К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика. // О- Вестник. 1996. №2
Елизаров B.JI. Организационно — методические основы подготовки юных спортсменов: Автореф. дисс. канд пед. наук.- М: МГСУ,2000
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте DOC. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Зубков С.А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции// Теория и практика физической культуры.-1974.-№7.-С.32-35
Иванов A.B., Ширинян A.A. Влияние скорости передвижения спортсме-на-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. — 1990. №3
Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика М: Физкультура и спорт, 1985
Казанцев С.А. Интегральный метод тренировки в подготовке спортсменов — ориентировщиков //СПб ГАФК. Сборник научных трудов, 2003// С.-27-30
Лосев A.C. Тренировка ориентировщиков-разрядников — М.:ФиС. 1984
Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., 1985.
Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТ, 1997. - 74 с.
42