СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Спортивный праздник - "Спортивное ориентирование - в школу", как способ популяризации спортивного ориентирования"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичкеская разработка на тему "Спортивный праздник "Спортивное ориентирование - в школу" описывает процесс вовлечения детей и подростков в мир спортивного ориентирования. В методичке подробно описана методика популяризации спортивного ориентирования, посредством проведения спортивного праздника «спортивное ориентирование в школу».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Спортивный праздник - "Спортивное ориентирование - в школу", как способ популяризации спортивного ориентирования"»

Правительство Санкт–Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр Красногвардейского района Санкт – Петербурга «КРАСНОГВАРДЕЕЦ»



«Спортивный праздник

«Спортивное ориентирование - в школу», как способ популяризации спортивного ориентирования»




Автор: Абрамчук Ольга Александровна

Педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДЮЦ «Красногвардеец»





Санкт-Петербург

2015

Оглавление


Введение

3

Глава I. 

Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта

5

Глава II.

Организация и методика реализации проекта «Спортивное ориентирование в школу»

8

2.1

Оценка проблем, вызывающих необходимость реализации проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование в школу»

8

2.2

Содержание проекта «Спортивное ориентирование в школу»

13

2.2.1

Наименование проекта

13

2.2.2

Цель проекта

13

2.2.3

Задачи проекта

14

2.2.4

Основное содержание проекта

15

2.2.5

Механизм реализации (рабочий план проекта)

18

2.2.6

Достигнутые результаты

20

2.2.7

Ожидаемые последствия реализации проекта

22

Глава III

Организация и методы исследования

24

3.1

Организация исследования

24

3.2

Методы исследования

26

Глава IV 

Результаты исследования

27

4.1 

Динамика численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу»

27

4.2.

Сравнительный анализ численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» по районам Санкт-Петербурга

28


Заключение

31


Приложения

33


Библиография

39


Введение

Актуальность темы исследования. Тема исследования относится к культурному, духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности, к проявлению заинтересованности детей и подростков спортивным образом жизни. Спортивный праздник (проект) «Спортивное ориентирование в школу» также затрагивает тему интеграции детей и молодых людей в общество своих сверстников, увлеченных спортом, посредством массового соревновательного процесса и направлен на развитие патриотического воспитания детей и молодежи, независимо, имеют они квалификацию, опыт, спортивные навыки или нет.

Спортивное ориентирование - один из молодых видов спорта в нашей стране, который за последние годы завоевывает все большую популярность.

Будущая личность человека и гражданина формируется и берет свой исток из детства, юности и осуществленного воспитания. Проект нацелен на то, чтобы вовлекать детей и подростков в спортивный образ жизни через игровые и развлекательные форматы соревнований.

Объект исследования - процесс вовлечения детей и подростков в мир спортивного ориентирования.

Предмет исследования - методика популяризации спортивного ориентирования, посредством проведения спортивного праздника «спортивное ориентирование в школу».

Цель исследования - повышение популярности спортивного ориентирования как вида спорта.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние востребованности спортивного ориентирования как вида спорта в школьной среде.

2. Разработать методику, направленную на повышение популярности спортивного ориентирования как вида спорта в школьной среде.

3. Выявить эффективность экспериментальной методики популяризации спортивного ориентирования в школьной среде посредством проведения спортивного праздника «Спортивное ориентирование в школу».

Гипотеза исследования: предполагалось, что регулярное проведение спортивного праздника «Спортивное ориентирование в школу» приведет к повышению численности спортсменов ориентировщиков и будет способствовать популяризации данного вида спорта.

Новизна исследования заключается в том, что достижение популяризации и массовости при проведении спортивного праздника «Спортивное ориентирование - в школу» будет достигаться за счет проведения мероприятий непосредственно на базе учебных заведений и при их непосредственной поддержке в разных районах города.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемая методика позволит повысить популярность спортивного ориентирования в школьной среде и массовость данного вида спорта.




Глава I.  Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта

«Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы, - все это способствует популярности спортивного ориентирования». [13,15,16]

«В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая - развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая - совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации».[12]

Ориентирование на местности имеет еще и большое военно-прикладное значение. Навыки ориентирования необходимы как в военное, так и в мирное время. Для биологов, географов, физиков и многих других специалистов ориентирование является прикладным видом спорта, как позволяет успешно решать ряд вопросов по специальности. Ориентирование на местности - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.

Соревнования по спортивному ориентированию - серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления. Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП).

Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас. [3,4]

Спортивная карта - это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов. Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности. Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, - основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости. Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания. [11,13]

Спортивная карта - это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.

У спортивной карты можно выделить две функции. Первая - справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая - оперативная. Здесь карта - инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию. [8]

Спортивный компас - это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. Его применение служит двум целям - ориентирование карты и выдерживание направления на местности. Применение компаса, безошибочное и доведенное до автоматизма, сберегает время на участках между контрольными пунктами. [17]

Эффективное использование ориентировщиком многочисленного арсенала умений, навыков, тактических и технических приемов в сочетании с интенсивной творческой и умственной деятельностью, которая сопровождается большим эмоционально-волевым напряжением, является основой успешной соревновательной деятельности. [5]

Анализируя литературу, можно сделать вывод, что ребенок/подросток на начальном этапе обучения, познакомившись с базовыми понятиями, такой дисциплины как спортивное ориентирование может попросту на «зажечься» этой идеей. Конечно, в данном аспекте очень многое зависит от мастерства педагога/тренера, но зачастую в современном мире с активно развивающимися гаджетами и информационными технологиями сложно конкурировать, имея в руках компас и карту. Эти выводы подтолкнули к корректировке подхода к вовлечению школьников в мир спортивного ориентирования, посредством приобретения практических навыков в непосредственно соревновательном процессе на легких дистанциях, приходя с этим проектом в среду привычную школьникам, так сказать, на их территорию.

Глава II. Организация и методика реализации проекта «Спортивное ориентирование в школу»

2.1 Оценка проблем, вызывающих необходимость реализации проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование в школу»

В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают центры патриотического воспитания, в том числе и в Санкт-Петербурге созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания, в том числе у нас есть подростковые клубы, различные секции и кружки в Домах культуры, спортивных комплексах. Сегодня возрос уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и спортивных состязаний, появился интерес к туризму. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Но остается огромное количество детей, которые лишены возможности заниматься спортивными видами деятельности в силу различных факторов, таких как стеснение, боязнь, отсутствие информации и опыта, как спортивного, так и жизненного. К огромному сожалению, постоянно растущий ритм жизни забирает огромную часть времени у родителей подрастающего поколения, вследствие чего ребенок получается лишен целого спектра возможностей. И проект пришел именно в школы, чтобы дать возможность познакомиться и оценить все грани это вида спорта не на словах, а на деле.

Хочется обратить особое внимание на то, что данным видом спорта могут заниматься все возрастные категории граждан. Этот спорт, зарождаясь в детском сознании, проходит с человеком, через всю жизнь. Так, например петербургский альпинист, двукратный покоритель Эвереста А. Мошников в одном из интервью говорит: «...Больше всего я уважаю ориентирование.

- Это после альпинизма?

- Нет, включая альпинизм. Дело в том, что ориентирование было первым серьезным видом спорта в моей жизни. Оно научило меня ориентироваться в жизни, в городах, в горах, везде... И определило стиль жизни. Дружеские отношения с товарищами по школьному туризму остались на всю жизнь самыми яркими прочными».

Причем этот вид спорта доступен не только для обычных здоровых детей и молодежи, в нем активно принимают участие дети с ограниченными возможностями. Активно происходит сотрудничество с организациями занимающимися детьми с нарушениями слуха. К участию в соревнованиях приглашены глухие и плохослышащие дети, которые будут участвовать в соревнованиях наравне со всеми.

Данные соревнования дают возможность участникам познакомиться с новыми технологиями и видами ориентирования.

В рамках реализации данного проекта у детей появляется возможность и повод для общения, обсуждения результатов и спортивного азарта. Созданные для них условия интегрируют творческую составляющую деятельности, а получение итогового результата стимулирует развитие аналитического мышления.

В настоящее время проект «Спортивное ориентирование в школу» уже успешно стартовал - проведено 7 этапов в разных районах города. Данный опыт положительно повлиял на активность детей, живущих в этих районах, и сегодня ребята более активно посещают кружки и секции спортивной направленности.

Принцип включенности в единое спортивное пространство гласит о том, что двери для всех открыты, и каждый человек сможет проявить свои способности, раскрыть свой талант, даже если его возможности ограничены. К участию в проекте приглашены глухие и плохослышащие дети, которые будут участвовать в соревнованиях наравне со всеми.

Каждый участник получает возможность почувствовать себя спортсменом, этому способствует атмосфера праздника и соревнований, спортивная атрибутика (значки, номера) и каждый из участников уходит на старт с мыслью, что у него все получится.

В наше время возобновилось проведение спортивных игр, военно-патриотических слетов и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы, широко внедряются инновации и одной из них является вовлечение детей и молодежи в такой вид спорта, как спортивное ориентирование, который за последнее десятилетие шагнул далеко вперед и продолжает развиваться, воплощая в жизнь различные направления и формы проведения обучения и соревновательного процесса.

Все ребята гордятся своими достижениями, и мы даем им возможность проявить себя. Они с удовольствием участвуют во всех этапах соревнований, развивая наблюдательность и внимание, тем самым обогащая свой мир. Для многих это было впервые, проект стартовал в сентябре 2013 года – для многих это знакомо, но интерес к этому мероприятию, как у воспитанников школ, так и у руководства учебных заведений растет, и с каждым мероприятием детям все интереснее, и они все больше задают вопросов о проведении следующих этапов, набираются опыта и стремлений к победе. В то же время руководство школ проявляет большой интерес к данному мероприятию и уже получено много приглашений для проведения данного праздника на их площадках, что в свою очередь показывает, что идея проведения подобного мероприятия обоснована и востребована.

Сегодня при разнообразии видов детского досуга приходится быть всё более изобретательными, чтобы действительно заинтересовать детей. Нельзя просто читать им лекции о пользе спорта и приглашать на тренировки — они выслушают и пойдут играть в игру на смартфоне или компьютере. Предлагаемый формат пробуждает в детях спортивный азарт, без которого они никогда не согласятся ходить на тренировки. Можно с гордостью сказать, что не менее 300 детей после каждого проведенного этапа спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» были заряжены. Следующий не менее важный этап это задача родителям - не упустить момент и выбрать для ребёнка хороший спортивный клуб, кружок или секцию, а со стороны спортивных организаций работа в данном направлении активно ведется и предложений более чем достаточно. Одну из поставленных задач - задачу по популяризации спортивного ориентирования проект выполняет и результаты уже видны.

Важно также то, что участниками проекта станут не только дети и молодежь, также активно на волонтерских началах привлекаются и родители и педагоги, которые в свою очередь открывают для себя мир спортивного ориентирования, пусть и с другой стороны, но не менее интересной.

В основе проекта три принципа, обеспечивающие его успешную реализацию:

  • участие детей любого уровня подготовки;

  • привлечение большого количества школьников;

  • знакомство с различными видами и разнообразными формами соревнований (ориентирование в закрытых помещениях, ориентирование в лабиринте, ориентирование на пришкольной территории, фото-ориентирование).

В этом возрасте ребята открыты миру, готовы к общению и рады новым знаниям, при этом уже чувствуя себя полноправными членами общества. Как люди, которые выросли в одном городе и в одно время, они обязательно найдут общий язык. А сблизиться и подружиться им поможет совместное мероприятие и участие в соревнованиях.

Тема проекта, способы и подходы к его реализации напоминают нам о нашем детстве, когда большая часть детей была увлечена не гаджетами и интернетом, а живым общением и спортом. Ведь сила любого народа, нации или общественного образования состоит в знании своей истории и уважении к ней. Перед теми, кто идет следом, стоит ответственная задача не растерять и не порушить то, что сделано нашими предшественниками.

Человечеству необходимы оптимизм и захватывающие цели, чтобы выжить. И при этом необходимо думать о важнейшем процессе - воспитании молодежи. История учит, что выживают только народы с высоким моральным уровнем и, которые непрестанно заботятся о его повышении. А наш город это не только культурная столица России с богатейшими народными традициями, и не только Родина выдающихся ученых, поэтов серебряного века, это город в котором полезные нововведения приживаются и развиваются раньше, чем в других регионах России.

Необходимо предлагать детям современные и увлекательные виды досуга, чтобы вовлечь их в здоровый и спортивный образ жизни. Хочется показать, что спортивное ориентирование - это тот вид спорта, которым могут заниматься школьники в любом возрасте, независимо от физических возможностей. Спортивное ориентирование является наиболее эффективным средством сопряженного развития основных физических способностей и двигательных навыков учащихся, так как спортивное ориентирование характеризуется проявлением разносторонней физической деятельности и направлено на воспитание общей выносливости и координационных способностей. Кроме того оно является эффективной основой успешного закрепления умений и навыков, связанных с топографической подготовкой, внедряя их практическое закрепление в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Освещение деятельности проекта в газетах, на телевидении и радио, в Интернете создаст позитивное информационное поле для развития.

Проект открыт для всех юных жителей города и открывает для них двери сказочного дворца, в котором царит особый мир: «Где еще в обыденной жизни человек получит возможность заглянуть в свое индивидуальное будущее, "увидеть" ситуации для предстоящих действий, осуществить свободный выбор своего пути, реализовать этот выбор посредством собственных движений, убедиться в их правильности или ошибочности, сделать необходимые коррекции своего поведения, повторить все еще и еще, пока не достигнет поставленных целей, и все это сам, без принуждения, наедине со своим разумом, совестью, волей?»

Пользу подобных детских спортивных мероприятий также отмечает депутат Законодательного собрания, председатель комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник: «Последние годы развитие детского спорта в нашем городе несколько затормозилось. Возник дефицит инициативных идейных людей, которые готовы по сути самостоятельно тянуть детский спорт. Ведь даже школьные педагоги не всегда мотивированы и не всегда могут предложить ученикам что-то действительно интересное. Уверена, что такие проекты как «Спортивное ориентирование — в школу» смогут вскоре сделать спорт номером один в списке интересов петербургского школьника, оттеснив оттуда социальные сети и компьютерные игры», — надеется парламентарий.

2.2 Содержание проекта «Спортивное ориентирование в школу»

2.2.1 Наименование проекта

Спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу»: 7 этапов в разных районах города.

2.2.2 Цель проекта

  • популяризация "здорового образа жизни";

  • повышение массовости спортивного ориентирования как средства активного отдыха;

  • комплексное развитие личности;

  • обеспечение равных возможностей глухих и слабослышащих детей и молодежи в соревновательном процессе и физическом развитии личности;

  • профилактики асоциального поведения, привлечения детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

  • обеспечение возможностей детей и молодежи в физическом развитии личности;

  • становление разносторонне развитой личности молодых людей, с активной жизненной и гражданской позицией;

  • расширение кругозора, развитие физических и интеллектуальных способностей участников соревнований, воспитание морально-волевых и лидерских качеств, ответственности и дисциплины, коммуникабельности, умения работать в команде, доброжелательности, взаимопомощи;

  • патриотическое воспитание и привлечение интереса молодых петербуржцев к спорту, в том числе спортивному ориентированию;

  • развитие культурно-спортивных, дружеских связей молодежи;

  • организация здорового и полноценного отдыха подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни, экологическое воспитание молодежи;

  • обобщения и распространения опыта организации массовой спортивной работы в образовательных учреждениях и школьных спортивных клубов;

  • смотра готовности обучающихся школьных спортивных клубов районов Санкт-Петербурга к спортивным соревнованиям;

  • выявления сильнейших спортсменов образовательных учреждений районов.

2.2.3 Задачи проекта

  • организация в течение 2013 и 2014 года 7 этапов спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование - в школу»;

  • проведение в 6 районах города Санкт-Петербурга общегородских массовых соревнований по спортивному ориентированию «Спортивное ориентирование в школу»;

  • организация оздоровительной, спортивной, патриотической, и культурно-воспитательной работы с подростками и молодёжью;

  • привлечение внимания общественности и СМИ к организации и проведению спортивно-оздоровительных, патриотических массовых мероприятий для детей и молодежи Санкт-Петербурга;

  • создание единого интегрированного пространства для развития культурно-спортивных, дружеских связей в молодежной среде, в том числе и с глухими и плохослышащими детьми;

  • Информационная поддержка проекта.

2.2.4 Основное содержание проекта

Федерация спортивного ориентирования Санкт-Петербурга при поддержке компании «Fazer» проводит спортивный праздник для школьников всего города, в том числе для детей с ограниченными возможностями.

В проекте принимают участие волонтеры движения «Добровольцы Санкт-Петербурга» и учащиеся старших классов в качестве помощников судей. Кроме того в проекте выйдут на старт и примут участие глухие и плохослышащие дети и молодежь.

В организации работы в проекте примут участие специалисты и члены РФСОО, в том числе педагоги дополнительного образования, категорированные судьи и тренера, специалисты по связям с общественностью и т.д. Работа всей судейской бригады нацелена на создание единого соревновательного пространства для развития культурно-спортивных, дружеских связей в молодежной среде.

Все приглашенные судьи, тренера и педагоги имеют большой опыт работы в различных проектах РФСОО «Спортивная Федерация спортивного ориентирования Санкт- Петербурга», направленных на развитие спортивного ориентирования и туризма, социализации, адаптации и интеграции детей и молодежи, в том числе детей с ограниченными возможностями (глухие и плохослышащие дети).

В рамках данного проекта планируется организовать 7 мероприятий, отвечающих поставленным целям и задачам:

  • проведение в 6 районах города Санкт-Петербурга общегородских массовых соревнований по спортивному ориентированию «Спортивное ориентирование в школу»;

  • подготовка команд и участие в соревнованиях;

  • знакомство детей и молодежи с различными видами и разнообразными формами соревнований (ориентирование в закрытых помещениях, ориентирование в лабиринте, ориентирование на пришкольной территории, фото-ориентирование);

  • оздоровительная, спортивная, патриотическая, и культурно-воспитательная работа с подростками и молодёжью;

  • привлечение внимания общественности и СМИ к организации и проведению спортивно-оздоровительных, патриотических массовых мероприятий для детей и молодежи Санкт-Петербурга проводимой в рамках данного проекта;

  • распространение информации среди детей и молодежи о проекте;

  • создание информационных материалов (буклеты, информационные листки, афиши и положение), распространение их в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

  • проведение обучающего информационного семинара, с представлением на нем используемого оборудования и разъяснения способов и правил ориентирования;

  • проведение торжественного открытия и закрытия (с награждением) мероприятия.

В программе каждого спортивного праздника три вида соревнований:

  • дистанция личная «Ориентирование в лабиринте»;

  • дистанция личная «Ориентирование на пришкольной территории».

  • дистанция командная (два человека) «Фото-ориентирование».

Порядок прохождения дистанций: лабиринт – спринт – фото.

Места старта дистанций будут указаны на схеме, размещенной в вестибюле школы.

Команды прибывают на место соревнований строго по графику, который будет составлен секретариатом после подачи заявок и опубликован на сайте соревнований. Принцип составления графика – ближайшие школы стартуют раньше.

Соревнования «Ориентирование на пришкольной территории» проводятся в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию (утверждены Президиумом Федерации спортивного ориентирования России 21 апреля 2004г.), дисциплина «Спринт - до 25 мин.» (номер-код ВРВС 0830011511Я).

Результаты соревнований подводятся отдельно по каждому виду соревнований в 4-х возрастных группах отдельно среди мальчиков и девочек.

На дистанции «Ориентирование на пришкольной территории» проводится личное первенство по спортивному ориентированию среди учащихся районов Санкт-Петербурга и командное первенство среди школьных спортивных клубов ОУ районов.

Результат в командном первенстве среди ШСК района определяется по 3-м лучшим результатам мальчиков и 2-м лучшим результатам девочек (при условии заявки спортсменов от ШСК ОУ).

Результаты соревнований подводятся отдельно по видам «Ориентирование в лабиринте», «Фото ориентирование» и виду «Ориентирование на пришкольной территории» в каждой из 4-х возрастных групп отдельно среди мальчиков и девочек.

Победители и призеры соревнований награждаются медалями и дипломами.

Победители и призеры командного первенства среди ШСК награждаются грамотами и медалями.

Спортивное мероприятие проводится на дистанциях, позволяющих обеспечить безопасность участников и зрителей в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию.

Участники соревнований должны иметь спортивную форму и обувь.

Ответственность за безопасность дистанций и применяемого судейского снаряжения несут организаторы соревнований.

Представители направляющих организаций и члены команд несут персональную ответственность за выполнение правил техники безопасности, общественного правопорядка и соблюдение дисциплины на месте проведения соревнований.

Работу медицинского персонала обеспечивает Государственное бюджетное образовательное учреждение, на базе которого проводится мероприятие.

2.2.5 Механизм реализации (рабочий план проекта)

Каждый из 7 этапов проекта Спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» включает в себя:

  • подготовительный этап с решением всех организационных вопросов;

  • основной этап реализации каждого этапа проекта, проведение спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» (7 этапов в разных районах города);

  • завершающий этап с подготовкой и подведением итогов каждого этапа проекта, завершающийся награждением победителей.

Типовой рабочий план подготовки к проведению открытого спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений представлен в виде таблицы. В соответствии с датами планируемых мероприятий в него вносятся корректуры и изменения:


п/п

Наименование мероприятия

Сроки

реализации

1

Выбор площадки проведения мероприятия и согласование проведения мероприятия с владельцем.

за 3 месяца

2

Назначение Главного судьи и главного секретаря соревнований.

за 3 месяца

3

Разработка Положения о проведении спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений «_____» района Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование – в школу»

15 дней (готовность за 1,5 месяца)

4

Согласование Положения о проведении спортивного праздника среди учащихся общеобразовательных учреждений «_____» района Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование – в школу»

месяц (готовность за 2 недели)

5

Поиск спонсоров мероприятия

весь период

6

Заказ печатной и сувенирной продукции.

готовность за неделю

7

Проведение информационно-агитационных мероприятий

весь период

8

Подбор административной группы, формирование судейской бригады

2 недели (готовность за неделю)

9

Проведение первичного совещания по организации и проведению соревнований, постановка задач судейской бригаде

за 2 недели

10

Подбор группы волонтеров для обеспечения проведения спортивного праздника

2 недели (готовность за 2-3 дня)

11

Проведение рабочего совещания с руководителями общеобразовательных учреждений и учреждений доп. образования, руководителей клубов участников спортивного праздника

за 3 дня до проведения

12

Организация обеспечения общественной безопасности в месте и во время проведения спортивного праздника

день проведения

13

Организация обеспечения проведения соревновательного процесса, торжественное открытие спортивного праздника с поднятием флага РФ и Санкт-Петербурга.

день проведения

14

Подведение итогов, составление протоколов.

2 дня после соревнований

15

Награждение участников спортивного праздника, торжественное закрытие спортивного праздника

4 день после соревнований

16

Составление отчета и отчетной документации о проделанной работе по результатам спортивного праздника.

в течении суток после дня проведения


2.2.6 Достигнутые результаты

Спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» стартовал в 2013 году и, хотя прошло еще не очень много времени это мероприятие вызывает интерес и вносит заметный вклад в развитие патриотической, спортивной и культурно-воспитательной работы с детьми молодежью, обмена спортивным опытом.

В ходе реализации проекта за 2013 и 2014 года успешно проведено 7 мероприятий, участники которых впоследствии проявляют интерес к спортивному ориентированию и к следующим этапам проекта. В то же время руководство школ, участвующих в мероприятии, выставляя команды, приглашает для проведения данного праздника на их площадках, что в свою очередь показывает, что идея проведения подобного мероприятия обоснована и востребована.

В ходе реализации проекта участники смогли распространить информацию о проекте среди детской и молодежной аудитории, о чем свидетельствует увеличение количества стартующих на каждых соревнованиях. Растет активный интерес к секциям спортивного ориентирования, увеличивается количество воспитанников в группах и количество секций данного вида спорта.

Участники соревнований приобрели ценные навыки и опыт, познакомились с различными видами и разнообразными формами соревнований (ориентирование в закрытых помещениях, ориентирование в лабиринте, ориентирование на пришкольной территории, фото-ориентирование).

Подготовка и проведение проекта спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» позволят расширить интерес к спорту, показать его с увлекательной стороны, ведь участники соревнований ощущают себя «искателями сокровищ», при этом, обогащая свой как физический, так и интеллектуальный мир, что в свою очередь позволяет пропагандировать основные цели и задачи проекта.

Важными объединяющими элементами проекта являются:

  • увлечение спортивным ориентированием;

  • популяризация "здорового образа жизни";

  • разностороннее, неформальное общение детей и молодежи;

  • обеспечение равных возможностей глухих и слабослышащих детей и молодежи в соревновательном процессе и физическом развитии личности;

  • профилактики асоциального поведения, привлечения детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

  • обеспечение возможностей детей и молодежи в физическом развитии личности;

  • становление разносторонне развитой личности молодых людей, с активной жизненной и гражданской позицией;

  • расширение кругозора, развитие физических и интеллектуальных способностей участников соревнований, воспитание морально-волевых и лидерских качеств, ответственности и дисциплины, коммуникабельности, умения работать в команде, доброжелательности, взаимопомощи;

  • патриотическое воспитание и привлечение интереса молодых петербуржцев к спорту, в том числе спортивному ориентированию;

  • развитие культурно-спортивных, дружеских связей молодежи;

  • организация здорового и полноценного отдыха подростков и молодежи, пропаганда здорового образа жизни, экологическое воспитание молодежи;

  • обобщения и распространения опыта организации массовой спортивной работы в образовательных учреждениях и школьных спортивных клубов;

  • смотра готовности обучающихся школьных спортивных клубов районов Санкт-Петербурга к спортивным соревнованиям;

  • выявления сильнейших спортсменов образовательных учреждений районов.

  • создание единого интегрированного пространства для развития культурно-спортивных, дружеских связей в молодежной среде, в том числе и с глухими и плохослышащими детьми;



2.2.7 Ожидаемые последствия реализации проекта:

В результате проведения проекта спортивный праздник среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Спортивное ориентирование в школу» большое число молодых петербуржцев смогут поучаствовать в мероприятии и получить навыки ориентирования (более 2500 человек) и приобщиться к занятию физической культурой. Кроме того посредством проведения мероприятия ожидается:

  • создание благоприятных условий для развития спортивного ориентирования и вовлечение в этот вид спорта подростков и молодежи, в том числе и детей с ограниченными возможностями;

  • приобщение детей и молодежи к спорту через игровые и развлекательные форматы соревнований, стремление к победе, развитие патриотического воспитания личности, независимо от его физического и умственного развития;

  • воспитание патриотического духа в детях и молодежи - одно из важных направлений работы по формированию сознания российских граждан как одного из факторов единения нации;

  • обеспечение возможностей детей и молодежи в физическом развитии личности.

Глава III. Организация и методы исследования

3.1 Организация исследования

Исследование основывается на базе данных полученных в результате проведения 7 этапов соревнований в разных районах города. Проект проводился с ноября 2013 г. по октябрь 2014 г. За этот период на старт вышло 2670 юных ориентировщиков, которые были разделены по возрастным группам:

  • МЖ10 – «мальчики/девочки 2004 г.р. и младше»;

  • МЖ12 – «мальчики/девочки 2002-2003 г.р.»;

  • МЖ14 – «юноши/девушки 2001-2000 г.р.»;

  • МЖ16 – «юноши/девушки 1999-1998 г.р.»

Стаж занятий спортивным ориентированием не регламентирован, дистанция устанавливалась таким образом, что с ней была возможность справиться и у новичка. Участникам перед каждым этапом предоставлялась возможность пройти этап предварительной подготовки.

В программе спортивного праздника три вида соревнований:

  • дистанция личная «Ориентирование на пришкольной территории».

  • дистанция личная «Ориентирование в лабиринте»;

  • дистанция командная (два человека) «Фото-ориентирование».

Условия проведения соревнований по видам приведены в приложениях 1,2,3.

Соревнования «Ориентирование в лабиринте» и «Фото-ориентирование» являются обучающими. Участие в них позволит познакомиться с картой пришкольной территории, системой электронной отметки SFR, основными правилами спортивного ориентирования. Соревнования «Ориентирование на пришкольной территории» проводятся в соответствии с Правилами соревнований по спортивному ориентированию (утверждены Президиумом Федерации спортивного ориентирования России 21 апреля 2004 г), - дисциплина «Спринт - до 25 мин.» (номер-код ВРВС 0830011511Я).

Опытно-экспериментальная работа организована, согласно плана проведения Спортивного праздника «Спортивное ориентирование – в школу». Были составлены графики, на которых определены достигнутые результаты по повышению численности участников, как одной из целей исследовательской работы.

Первый этап (13 ноября 2013г.). Носил «пилотный» характер и был проведен на спортивном стадионе и пришкольной территории школы №110 (Сиреневый бульвар 8/2) (Выборгский район). По мере проведения этапов, вносились изменения и уточнения в структуре соревновательного процесса, уточнялись цель, задачи, определялись методы педагогического контроля, этапы эксперимента с определением основного направления работы.

Второй этап (12 февраля 2014г.). Имел формирующую направленность и предопределял проведение эксперимента, был проведен ГБОУ школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга (адрес: ул. Оптиков д.35 к.2) (Приморский район).

Третий этап (16 апреля 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ № 285 Санкт-Петербурга по адресу: ул. Пограничника Гарькавого, д. 46, корп. 4.(Красносельский район).

Четвертый этап (21 мая 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ № 188 Санкт-Петербурга по адресу: ул. Маршала Тухачевского, д. 17 А. (Красногвардейский район).

Пятый этап (19 сентября 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ № 473 Санкт-Петербурга по адресу: ул. Верности, д. 28, корп. 4. (Калининский район).

Шестой этап (15 октября 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории лицея №101 и школы №468 (ул. Сикейроса, д.19, корп.1) (Выборгский район).

Седьмой этап (29 октября 2014г.). Имел тактическое значение в закреплении результатов информационного и популяризационного характера, был проведен на пришкольной территории ГБОУ СОШ №541 (ул. Володарского д.12) (Курортный район).

3.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы заключался в изучении научной и методической литературы, рассматривающей техническую и тактическую подготовку ориентировщиков. Выявлялись проблемные вопросы, анализировалась остановка, определялись средства и методы, которые можно наиболее эффективно использовать к условиям организации и проведения настоящего исследования.

2. Метод наблюдения был применен для исследования отношения юных ориентировщиков и всех участников проекта на различных уровнях, от школы, до администрации района и города.

3. Исследовательский эксперимент (проект) проводился с сентября 2013 года по октябрь 2014 года на базе учебных заведений Санкт-Петербурга, с целью оценки эффективности разработанной методики (проекта), как средства популяризации спортивного ориентирования. В нем приняло участие 2670 учащихся.

4. Методы математической статистики использовались с целью выявления объективных закономерностей при обработке полученных в ходе исследования данных и определении их характера и значений.

Глава IV. Результаты исследования

4.1 Динамика численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу»

На основе данных результатов, согласно протоколам за каждый этап соревнований составлена таблица. В таблице представлена динамика численности участников согласно этапам и видам дисциплины соревнований:

Таблица №1

Динамика численности участников Спортивного праздника

Этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

6 этап

7 этап

Дата

13.11.13

12.02.14

16.04.14

21.05.14

19.09.14

15.10.14

29.10.14

Спринт

360

321

355

422

355

557

300

Лабиринт

313

307

338

438

306

425

151

Фото-ориентирование

185

-

270

372

188

354

118

С целью большей наглядности, данные полученные в ходе исследования представлены в виде диаграммы.

Оценка эффективности разработанной методики, направленной на популяризацию спортивного ориентирования как вида спорта и повышение числа юных ориентировщиков осуществлена на основе сравнительного анализа полученных данных и сделаны заключительные выводы о целесообразности применения данной методики:

  • Основной/базовой дисциплиной является спринт. Что наглядно подтверждает стабильно более высокое количество участников на каждом этапе соревнований именно в этой дисциплине.

  • Исходя из полученных данных, можно утверждать, что проведение соревнований по спортивному ориентированию в виде Спортивного праздника по предложенной методике дает результаты. Подобная положительная динамика наблюдается и при сравнительном анализе показателей количества участников на официальных стартах и количестве записавшихся в секции и клубы по направлению.


4.2 Сравнительный анализ численности участников проекта Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» по районам Санкт-Петербурга

Благодаря проведенным этапам были выявлены районы Санкт-Петербурга, в которых спортивное ориентирование как вид спорта ещё слабо развито.

Таблица №2

Сравнительный анализ численности участников Спортивного праздника по районам Санкт-Петербурга

Этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

6 этап

7 этап

Дата

13.11.13

12.02.14

16.04.14

21.05.14

19.09.14

15.10.14

29.10.14

Район

Выборгский

Приморский

Красносельский

Красногвардейский

Калининский

Выборгский

Курортный

Спринт

360

321

355

422

355

557

300

C целью большей наглядности, данные полученные в ходе исследования представлены в виде диаграммы.

Наглядным показателем успешности стартовавшего эксперимента/ проекта является значительное повышение числа участников в Выборгском районе при повторном проведении Спортивного праздника на их территории. Осведомленность школьников растет, растет и их интерес к мероприятию и при благосклонности и поддержке, как администрации района, так и учебных заведений, дает нарастающую динамику численности с очень хорошими показателями. Кроме того, постоянная численность участников мероприятия на всех этапах не ниже 300 человек, что подтверждает заинтересованность в проведении и продлении проекта, как со стороны школьников, так и районов.

За рассматриваемый период были охвачены далеко не все районы города. Причин для этого несколько:

  • проект не нашел поддержки в администрации района;

  • не был получен положительный ответ от площадки/школы (в силу различных обстоятельств, например, ремонт, боязнь за имущество и прочее);

  • район не обладает площадками, подходящими для проведения мероприятий такого рода;

  • этапов соревнований значительно меньше, чем районов в Санкт-Петербурге;

  • легче проводить мероприятие в районе, где развито спортивное ориентирование как вид спорта;

  • площадки рассматриваются в перспективе для следующих этапов проведения Спортивного праздника.

Таким образом, на основании полученных данных и отзывов о мероприятии, можно утверждать, что применяемая программа положительно влияет на численность юных ориентировщиков, и можно рекомендовать этот метод как в качестве вспомогательного, так и в качестве базового метода популяризации спортивного ориентирования как вида спорта. Метод – Спортивный праздник «Спортивное ориентирование - в школу» может быть одобрен и внедрен в спортивную практику повсеместно.

В связи с тем, что в спортивном ориентировании базовые понятия, представление о виде спорта и техническая подготовка на начальном периоде обучения играют значительную роль, применяемая методика внедрения спортивного ориентирования посредством Праздника в жизнь школьников значительно расширяет круг «посвященных», повышает технический уровень обучающихся, дает возможность попрактиковаться и отработать навыки как новичкам, так и более опытным спортсменам, что в конечном итоге влияет на уровень подготовки юных спортсменов и спортивный результат.


Заключение

В результате исследования и проведения эксперимента (проекта) были сделаны следующие выводы:

1. Анализ литературных источников показал, что на начальном этапе вовлечения детей в мир спортивного ориентирования существует ряд сложностей. Новый подход к привлечению школьников в такой вид спорта, как спортивное ориентирование, посредством приобретения практических навыков в непосредственно соревновательном процессе на легких дистанциях, открывает возможности для того, чтобы решить массу проблем. Приходя с этим проектом в среду привычную для школьников, так сказать на их территорию, получаем преимущество в виде непосредственного контакта «школьник – спортивное ориентирование», что играет значительную роль на этапе знакомства и при занятиях спортивным ориентированием на начальном периоде обучения.

2. По результатам исследований и отзывам участников соревновательного праздника, выявлена тенденция положительной динамики роста числа участников проекта и повышение численности занимающихся в клубах и секциях.

3. В ходе проведения эксперимента/проекта выявлены такие данные:

- при сравнительном анализе данных численности участников проекта отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента/проекта;

- выявлены районы Санкт-Петербурга с низким уровнем развития спортивного ориентирования как вида спорта;

- определены направления и выявлены потребности для развития спортивного ориентирования в школьной среде;

- на завершающей стадии эксперимента/проекта, улучшились результаты по технической подготовке, как начинающих спортсменов, так и более опытных ориентировщиков, участвующих в Спортивном празднике.

- использованная методика привлечения и повышения количества участников в мир спортивного ориентирования в ходе эксперимента дала значительные результаты, были получены положительные отзывы от всех участников процесса (районных администраций, школ, школьников, центров спорта, секций и клубов спортивной направленности), наметились положительные тенденции в технической подготовке участников.

4. Эксперимент/проект доказал эффективность применяемой методики для повышения численности ориентировщиков.

Практические рекомендации

Проведенные исследования, их результаты, обработка и обобщение, так же полученные выводы, позволили сделать следующие практические рекомендации: Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» рекомендован как средство популяризации спортивного ориентирования как вида спорта. Этот метод может быть одобрен и внедрен в спортивную практику повсеместно.

На настоящий момент проект Спортивный праздник «Спортивное ориентирование – в школу» выиграл Грант Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, получив государственную поддержку, что подтверждает актуальность и целесообразность его проведения.

Приложение №1

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СОРЕВНОВАНИЙ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ЛАБИРИНТЕ

Соревнования по мини-ориентированию в лабиринте проводятся на пришкольной территории.

Ориентиры на местности представлены заборами из сетки, обозначенными на карте красными линиями. Преодоление заборов запрещено!

Отметка на контрольных пунктах (КП) – электронная, чипами на станциях.

Используется система отметки SFR.

Для соревнований используется крупномасштабная карта М 1:100, на которой стандартными знаками (старт, обозначения КП, финиш) обозначена дистанция заданного направления.

Примечание: в соревнованиях используются так называемые «слепые КП» - без стандартных двузначных обозначений.

Специальное снаряжение и оборудование для прохождения дистанции соревнований по мини-ориентированию в лабиринте не требуется.

Участникам соревнований необходимо пройти тренировочную дистанцию заданного направления с 5 КП.

После успешного прохождения тренировочной петли участники допускаются до старта на зачетную петлю дистанции с 8 КП.

Дистанции одинаковы для всех групп участников. КП проходятся и отмечаются строго в порядке, обозначенном на карте. Суммарная длина всех дистанций – не более 0,4 км.

Старт раздельный, открытый - по стартовой станции. Участники подходят к линии старта, получают карты на разные дистанции и по команде судьи уходят на трассу друг за другом, задавая себе время старта на стартовой станции.

Зачетную дистанцию участники проходят с раздельного старта с интервалом не менее 1 мин.

После отметки на финишной станции дистанции, обозначенной на карте двойным кружком, участники спокойно подходят к судейскому столику с компьютером для проверки своих чипов. Участник показывает судье номер своего чипа и карту с номером дистанции.

Итоговый результат участника определяется по времени прохождения зачетной 3-ей петли дистанции с учетом правильности отметки и выполнения условий соревнований (отсутствие нарушений). За каждую ошибку в отметке дается штраф – 1 минута.

Приложение №2

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

1. Общие положения

1.1 Крупномасштабная карта М 1:1500, корректировка 2014 г. На карте обозначены все искусственные сооружения и объекты, расположенные на местности, а также указаны отдельные деревья. Условные знаки приведены на листе карты.

1.2 Отметка на контрольных пунктах (КП) – электронная, чипами на станциях. Используется система отметки SFR. Чипы обязательно «очищаются» на старте.

1.3 Старт участников раздельный, открытый, в порядке живой очереди по стартовой станции. Интервал старта спортсменов одной возрастной группы – 1 минута.

1.4. Ограничения района: соревнования проходят на прилегающей территории школы № 541 Курортного района. Район соревнований для групп МЖ10 и МЖ12 ограничен внутренней территорией школы и ближайшего Дома Творчества. Район соревнований для групп МЖ14 и МЖ16 включает дополнительно прилегающие скверы ближайших жилых домов. Выход участников на проезжую часть (ул. Володарского) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЁН!

2. Дистанция соревнований

2.1. Дистанция личная в заданном направлении, спринт. Участники проходят и отмечают КП строго в заданном на карте порядке.

Примерные параметры дистанций:

МЖ10 1,0 км 8 КП;

МЖ12 1,2 км 10 КП;

МЖ14 1,5 км 16 КП;

МЖ16 1,8 км 18 КП.

2.2. Двузначные обозначения КП на местности указаны на картах участников.

2.3 Опасные места: калитки в заборе ограждения, поребрики. Будьте внимательны!

2.4. Контрольное время (КВ) 40 минут. За превышение КВ дистанции участник снимается с соревнований.

ВНИМАНИЕ! После отметки на финишной станции, обозначенной на карте двойным кружком, расположенной у баннера ФИНИШ, участники спокойно подходят по разметке к «судейской палатке» для проверки своих чипов. Участник сдает судье чип и карту.

Приложение №3

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

ФОТО-ОРИЕНТИРОВАНИЕ

(ориентирование с помощью карты и фотографий объектов – контрольных пунктов)

Состав команды – 2 человека. Возрастные группы участников соответствуют условиям соревнований «Ориентирование в школу»

Команда получает одну карту масштаба 1:1500 , на которой обозначено 15 кружков КП с номерами с 1 по 15, лист фото-дистанции и контрольную карточку для ответов, электронный чип и карандаш.

Кружки на карте – это контрольные точки, в которых находятся объекты с фотографией. На листе фото-дистанции помещены фотографии объектов, которые находятся в центре кружка. На каждой фотографии помещен пароль – буква алфавита.

Ответы необходимо записать в таблице ответов в контрольной карточке.

Примечание: никаких призм и средств отметки около объектов нет.

Номер около кружка КП проставлен со стороны, с которой сделана фотография объекта.

Внимание! На одном КП (контрольном) отметку в карточке делает судья- контролер.

Задача команды – побывать на всех контрольных точках и определить, где была сделана та или иная фотография и правильно записать ответы (буквы) в нужные клеточки карточки. Маршрут движения команда выбирает сама. ДИСТАНЦИЯ – ПО ВЫБОРУ.

Побеждает команда, которая даст наибольшее число правильных ответов за наименьшее время.

Внимание! СТАРТ и ФИНИШ на выходе из школы. Для отметки времени СТАРТА и ФИНИША и судейской отметки используется система SFR. Участники задают себе стартовое время, отмечаясь на стартовой станции в присутствии судьи. После обязательной отметки на финишной станции участники спокойно проходят в помещение школы для проверки чипа и контрольной карточки.

Контрольное время - 30 минут.








Библиография


  1. Агальцов В.Н., Ботух В.А. Нугманов Г.Г.: Факторы, обуславливающие успешность обучения и их связь с  соревновательной  результативностью у начинающих ориентировщиков// Тез.докл. 41 науч. конф. по итогам работы за 1989 год. - Омск: ОГИФКД 990.- С.104-105.

  2. Алешин В.М., Калиткин H.H., Соревнования по спортивному ориентированию. М. Физкультура и спорт, 1974

  3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. Методическое пособие.- Воениздат, 1982

  4. Васильев Н.Д., Рожнов A.B. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании //Теория и практика физической культуры.-1989. №4 С.47

  5. Васильева Г.Н. О тактике в соревнованиях по спортивному ориентированию // Теория и практика физической культуры. — 1963 №6

  6. Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании: Учебное пособие: Смоленск: СГИФК, 1995

  7. Воронов Ю.С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном ориентировании: Учебное пособие.- Смоленск: СГИФК, 1998

  8. Дроздовский А.К. О процессах пространственного  мышления  соревнующегося ориентировщика. // О- Вестник. 1996. №2

  9. Елизаров B.JI. Организационно — методические основы подготовки юных спортсменов: Автореф. дисс. канд пед. наук.- М: МГСУ,2000

  10. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте DOC. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  11. Зубков С.А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции// Теория и практика физической культуры.-1974.-№7.-С.32-35

  12. Иванов A.B., Ширинян A.A. Влияние скорости передвижения спортсме-на-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. — 1990. №3

  13. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика М: Физкультура и спорт, 1985

  14. Казанцев С.А. Интегральный метод тренировки в подготовке спортсменов — ориентировщиков //СПб ГАФК. Сборник научных трудов, 2003// С.-27-30

  15. Лосев A.C. Тренировка ориентировщиков-разрядников — М.:ФиС. 1984

  16. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М., 1985.

  17. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТ, 1997. - 74 с.

42






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!