СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка недели физики в техникуме.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что в последние годы к изучению предметов естественно- математического цикла интерес падает. Нельзя забывать, что будущее наших студентов и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на преподавателей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях. Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, например, предметные недели. Основная задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний студентов. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие студенты всех курсов и специальностей

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка недели физики в техникуме.»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДИМИТРОВГРАДСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Имени Героя Советского Союза М. С. Чернова.



















Методическая разработка:

НЕДЕЛЯ ФИЗИКИ В ТЕХНИКУМЕ





















Разработал:

преподаватель физики

Кожухарь Е. Д.






Димитровград 2016.

  1. Пояснительная записка



Не секрет, что в последние годы к изучению предметов естественно-математического цикла интерес падает. Нельзя забывать, что будущее наших студентов и страны зависит от развития науки и техники. Это накладывает на преподавателей физики, определенные обязанности по подготовке первичных знаний, на которых и будет проводиться формирование успешных специалистов в разнообразных областях.

Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, например, предметные недели. Основная задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также актуализация знаний студентов. Уникальность предметной недели состоит в том, что в ее проведении принимают участие студенты всех курсов и специальностей.

План недели включает в себя проведение различных конкурсов в игровой форме, проведение конкурсов стенгазет по заданным тематикам, проведение открытого урока.

































2. Цели и задачи

Цели:

1. Активизация познавательной и исследовательской активности учащихся через игровые формы внеурочной деятельности, развитие творческих способностей студентов.

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде, со старшими товарищами.

3. Обзор учащимися роли науки в повседневной жизни

Задачи

1. Сделать жизнь учащихся более интересной, насыщенной, запоминающейся, сопряженной с обыденной жизнью.

2. Предоставить возможность учащимся представить себя в роли участников интеллектуального телешоу.

Человеческие ресурсы:

1.Преподаватель физики, классные руководители и кураторы групп.

2. Студенты 1-3 курсов

Временной ресурс: одна учебная неделя

3.План – сетка мероприятий



Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 курс

Открытие недели. Знакомство студентов с интересными фактами о физике. Начало конкурса стенгазет

Интеллектуальная игра «100 к 1»



Подведение итогов конкурса стенгазет.

Подведение итогов недели физики

2 курс



Открытый урок

«Геометрическая оптика

Интеллектуальная игра «Своя игра»

3 курс




4. Игра «Сток к одному»

Цель: Способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов во внеклассной работе.

Задачи:
1. Способствовать развитию навыка прогнозирования возможного варианта ответа.
2. Способствовать развитию коммуникативного общения учащихся.
3. Способствовать внедрению информационно- компьютерных технологий во внеклассную работу.



Одинарная игра

1.Самый известный физик.
- Ньютон 43
- Марина Германовна 23
- Архимед 14
- Галилей 11
- Эйнштейн 7
- Менделеев 4

2. Самый известный физический закон
- Закон всемирного тяготения 38
- Законы Ньютона 33
- Закон Гука 11
- Не знаю 8
- Закон Ома 6
- Закон падения 4

3. Тело, поднятое над Землей, падает на нее потому, что…
- Действует сила притяжения 74
- Его бросили 12
- Действует закон тяготения 6
- Так хочет 4
- Оно тяжелое 3
- Парашют не раскрылся 1

Двойная игра

Тройная игра

Игра наоборот

4. Известная Вам скалярная физическая величина
- Масса 34*2=68
- Время 27*2=54
- Вектор 14*2=28
- Температура 11*2=22
- А что это? 9*2=18
- Скорость 5*2=10

5. При температуре 0оС…
- Лед тает 41 *3=123
- Вода замерзает 33*3=99
- Становится холодно 14*3=42
- Появляется туман 8*3=24
- Потепление 3*3=9
- Мороженое тает 1*3=3


6. Если на тело действует сила, то…
- Оно движется 15
- Оно падает 30
- Оно деформируется 60
- Ему больно 120
- Оно сопротивляется 180
- Появляется синяк 240


5. «Своя игра»

Цель: способствовать развитию умения студентов рассуждать и применять полученные знания.

Задачи:

  1. Способствовать расширению кругозора учащихся по предмету.

  2. Способствовать развитию умения логически мыслить

  3. Способствовать воспитанию адекватной самооценки учащихся, культуры поведения в коллективе и чувства ответственности.

В игре принимают участие студенты 2-го и 3-го курса. Учащиеся формируют команды и придумывают названия команд, связанные с физикой. Основная часть игры состоит из 3 туров, каждый тур состоит из 16 вопросов, разделенных на 4 раздела и 4 уровня сложности. Команды по очереди выбирают раздел и номер вопроса. На ответ отводится 40 сек, если ответ не прозвучал, то могут отвечать участники из других команд. Каждый тур открывается таблицей.


Тема

10

20

30

40

Механическое движение

?

?

?

?

Первоначальные сведения

?

?

?

?

Взаимодействия молекул

?

?

?

?

Задачи на внимание

?

?

?

?


В финале двум командам, набравших наибольшее количество баллов, предстоит ответить на один из четырех вопросов:

1. Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис». Оно впервые появилось в IV веке в сочинениях Аристотеля. Как переводится «физика» на русский язык?

2. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют …

3. Об этом великом ученом существует легенда: якобы для изучения падения тел он ронял разные шары с Пизанской башни и открыл закон падения тел.

4. Рассмотрев положение чая в стакане на столике в вагоне, ответьте, как движется вагон (учитывая, что он двигался до этого слева направо).










6. Открытый урок.

РАЗДЕЛ: Электромагнитное излучение.

ТЕМА: Геометрическая оптика.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Линзы. Построение изображений в линзах.


Цели занятия:

1.Образовательная: ознакомление обучающихся с понятием линзы, действиемсобирающей и рассеивающей линз, путём построения изображений, даваемых линзами.

2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

3.Воспитательная:формирование научного мировоззрения, убеждений.


Содержание знаний, умений:

Обучающиеся должны знать:понятие линзы, геометрические характеристики линзы, отличие собирающейлинзы отрассеивающейлинзы.

Обучающиеся должны уметь:строить изображение точечного источника пред­мета конечных размеров в линзе, определять оптическую силу линзы.


Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Активный метод обучения: обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа

Форма обучения: лекция, урок - соревнование

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, опорный конспект, карточки с заданиями, линзы, экран, свечи.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап (20 мин):

- приветствие учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- создание психологического настроя:

Мирозданье, постигая, 
Все познай, не отбирая, 
Что внутри - во внешнем сыщешь, 
Что вовне – внутри отыщешь 
Так примите ж без оглядки 
Мира внятные загадки...

И. Гете

4. Учащиеся заранее поделены на группы, за каждый правильный ответ команде дается карточка, на которой написан номер и буква. По завершению этапа повторения изученного материала команда должна сложить из карточек подсказку, для формулирования темы урока.

1. Физический диктант:

1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

  1. часть проходит в другую среду, а часть отражается

  2. свет поглощается

  3. свет рассеивается

  4. свет проходит в другую среду

2. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью

  2. с зеркальной поверхностью

  3. с прозрачной поверхностью

  4. с плоской поверхностью

3. Какое выражение определяет закон отражения света?

  1. α = β

  2. α = γ

  3. sin α = sin γ

4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.

  1. луч 1

  2. луч 2

  3. луч 3

  4. луч 4

5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

  1.  SAE – угол падения,  CAB - угол преломления

  2.  SAD - угол преломления,  FАВ - угол падения

  3.  SAE - угол падения,  FАВ - угол преломления

  4.  ЕАS - угол падения,  FАD – угол преломления

6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?

  1. 70о

  2. 140о

  3. 35о

  4. 20о

3.Опыт. Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.

Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.

4.Оптика в художественной литературе:Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».

Вопрос: Чем отличаются данные источники света?

Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.


5.Загадки:

Придет в дом - не выгонишь колом, 
Пора придет – сам уйдет. 
(Солнечный луч)

Попутчица за мною ходит вслед, 
Мне от нее ни зла, ни пользы нет. 
(Тень)

И языка нет, а правду скажет. 
(Зеркало)

Когда небо ниже земли бывает? 
(Когда отражается в воде)

Перед нами - вверх ногами, 
Пред тобой – вверх головой. 
(Отражение в воде)

Группам предлагается выстроить из букв, полученных в ходе повторения материала, подсказку. Студенты получают подсказку «Шерлок Холмс». Учитель предлагает вспомнить кем был Шерлок Холмс и что является главным инструментом любого сыщика. Далее преподаватель спрашивает из чего состоит лупа: «лупа – система линз». Учащиеся определяю тему урока.

"Линзы. Построение изображения в линзах".

Совместное определение целей урока.

  1. Этап учебно-познавательных задач (40 мин.):

“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые,а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”

При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света,но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение предмета. Как же получаются столь различные изображения?

Изучение нового материала:

  1. Работа с использованием компьютера: используя презентацию (приложение 1, слайды) преподаватель объясняет новый материал.

  2. Работа учащихся с опорным конспектом (приложение 2) и планом действий.

а) используя опорный конспект заполнить пропущенные слова в индивидуальных карточках;

б) построить изображение, даваемые линзой, на индивидуальной карточке, имеющую номер своей группы.

в) определить оптическую силы линзы, используя карточку с действиями. (Приложение 3).

  1. Рефлексивный этап (27 мин):

- фронтальный опрос по заполненным индивидуальным карточкам;

- демонстрация у доски полученных изображений, пояснение полученного изображения;

- сравнение результатов практического определения оптической силы линзы.





Подведение итогов урока (3 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

  2. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: 

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет находится между фокусом и линзой.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!