СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Организация исследовательской деятельности обучающихся в пространстве урока и дополнительного географического образования"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности обучающихся, приобщения школьников к поисково-исследовательской деятельности через применение системы исследовательских заданий, создание исследовательской творческой среды и опоры на краеведческую составляющую.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Организация исследовательской деятельности обучающихся в пространстве урока и дополнительного географического образования"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Заря

Опаринского района Кировской области














Методическая разработка

«Организация исследовательской деятельности

обучающихся в пространстве урока и

дополнительного географического образования»



















Автор:

Забродина Татьяна Николаевна,

учитель географии и биологии

МКОУ СОШ п. Заря

Опаринского района Кировской области








Заря

2016

Введение

«Каждой вещи есть свое время

и время для каждого дела под небесами»

Ветхий Завет. Книга Екклезиаста

Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели. Отличительные черты нынешней эпохи: динамичность, переход к экономике, основанной на знаниях, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации – формируют в качестве важнейшей школьной образовательной цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь [2].

В качестве одной из важнейших задач образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера.

Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В соответствии с новыми ФГОС итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в сфере исследования или проекта, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешной деятельности.

Таким образом, возникает противоречие между социальным заказом, направленным на подготовку обучающихся к поисково-исследовательской деятельности и способами организации данной деятельности в образовательном учреждении. Это определило актуальность и цель данной работы.

Цель: обобщить опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся в пространстве урока и дополнительного географического образования.

Объект исследования: исследовательская деятельность обучающихся.

Предмет исследования: процесс приобщения обучающихся к исследовательской деятельности.

В ходе работы сформировалась гипотеза о том, что процесс приобщения школьников к поисково-исследовательской деятельности станет эффективным, если:

- организация исследовательской деятельности учащихся будет носить системный характер;

- в образовательном учреждении будет создана исследовательско-творческая среда и сделан акцент на краеведческую составляющую исследовательской деятельности.

Цель, гипотеза работы определили выбор методов исследования: теоретических и эмпирических. В числе теоретических были применены методы анализа литературных источников. В числе эмпирических применялись наблюдения за процессом обучения, изучение опыта работы коллег, беседы с учениками, подведение статистических результатов.

Материал данной работы может быть предложен: а) учителям, преподающим географию; б) студентам во время педагогической практики.







Организация исследовательской деятельности обучающихся

в пространстве урока и дополнительного географического образования

«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

В современной педагогике вопросы организации исследовательской работы школьников занимают одно из ведущих мест, так как данный вид деятельности предусматривает развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся, формирование аналитического мышления в процессе творческого поиска. Изучив вопросы организации исследовательской деятельности учащихся, мы выявили, что для привлечения учащихся к исследовательской деятельности в учебных заведениях создаются научные общества учащихся [6;10]. Создание научного общества в сельской школе, состоящей из нескольких секций, представляется нам затруднительным (небольшое количество учащихся, особенно в старшей школе, единицы мотивированных учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью, единицы одаренных и талантливых детей). Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека. Мы же стараемся помочь каждому ребенку стать творческим и талантливым, руководствуясь следующими принципами:

- каждый ученик – личность;

- все дети талантливы;

- каждый ребенок любит исследовать, экспериментировать и открывать. Создание исследовательско-творческой среды обучения и воспитания способствует положительной динамике креативности даже при незначительной выраженности творческих способностей.

Исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Работа по формированию исследовательских умений осуществляется как на уроках географии в новой информационно-образовательной среде проекта «Сферы: География» (УМК «Сферы» дает уникальные возможности для формирования исследовательских умений обучающихся), так и во внеурочной деятельности (работа кружков «Край мой Вятский», «Экология родного края», организация экскурсий и путешествий, ежемесячное издание газеты школьного географического кабинета «Без географии вы нигде»). За основу берется поисково-исследовательская краеведческая деятельность.

Исследовательские, творческие методы (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), используемые на уроке и во внеурочной деятельности, поэтапно формируют творческое мышление и опыт творческой деятельности учащихся и реализуются через систему исследовательских заданий:

1. Мини-исследование

Включает отдельные компоненты исследования и занимает часть урока при работе с рубрикой «Мои географические исследования» или через постановку проблемных вопросов или предлагается в качестве домашнего задания («Вот моя деревня, вот мой дом родной», «Книга народных примет», «Путешествие по стране», «Долина гейзеров, где это?» и др.). Мини-исследования проводятся практически на каждом уроке, в которых принимает участие большинство учащихся. В качестве примера приведем модель урока географии в 6 классе по теме «Условные знаки» (Приложение №1). Новая информационно-образовательная среда проекта «Сферы» создает благоприятные условия для организации проектной и исследовательской деятельности, для привлечения учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

2. Урок-исследование

Это исследовательские задания, в выполнении которых заняты все ученики класса.

Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием. На уроке перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в большинстве случаев в науке известно (но не учащимся). Цель урока-исследования – приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит, прочными; развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Бережная О.В. и Смирнова Н.З. [1] выделяют следующие этапы в структуре урока-исследования:

- актуализация опорных знаний;

- формулировка учащимися цели исследования;

- самостоятельная поисковая деятельность;

- дифференцированная групповая работа;

- интерпретация полученных данных;

- обсуждение результатов;

- вывод по результатам исследовательской работы;

- подведение итогов урока;

- домашнее задание.

Главным результатом урока-исследования является интеллектуальный, творческий продукт – новые знания. К уроку-исследованию необходима теоретическая подготовка, которую учащиеся получают на традиционных учебных занятиях. Исследования в рамках урока осуществляются в малых группах. Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения.

Уроки-исследования проводим в форме экскурсий и уроков-практикумов «Занятие в зеленом кабинете» (ориентирование и определение азимутов на местности, проведение полярной съемки местности). Нами разработаны три пропедевтические экскурсии для учащихся 5 класса: «Моделирование погодных явлений», «Описание реки Левая», «Путешествие в Затерянный мир» (по новым ФГОС ООО экскурсии проводятся в 5 и 6 классах) (Приложение № 2). Для учащихся 7 класса интегрированная (география, биология) - «Экскурсия на очистные сооружения Моломского лесохимического завода». Для учащихся 5-8 классов экскурсия в рамках краеведческого кружка «Край мой Вятский» - «Древняя морская мезозойская фауна в песчаном карьере у п. Заря». Для учащихся 9-х классов экскурсия на местное предприятие «Экономико-географическая характеристика Моломского лесохимического завода».

Экскурсия занимает особое место в ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчеркивает утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Еще в начале XX века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место. Она рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения. А.И.Савенков в своей книге «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» [9] говорит об экскурсии как одной из форм организации учебной деятельности, которая может и должна использоваться при проведении детьми собственных исследований. Экскурсия, на сегодня незаслуженно «забытая», дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцирует большое количество самых разных гипотез, является стартовой площадкой для детских исследований. Именно экскурсии послужили началом исследовательских работ учащихся школы. Экскурсии проводим как в рамках уроков, так и занятий кружков, где создается творческая среда в форме творческих мастерских. Здесь работают «поэты», «писатели», «сценаристы», «художники». Создается творческая, позитивная психологическая обстановка, способствующая воплощению идей в действительность.

«Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» (К.Д. Ушинский).

3. Исследовательский проект

Это выполнение отдельными учащимися как мини-проектов: «Русский лес», «Волга – великая русская река», «Великие реки России», «Климат: вчера, сегодня, завтра», «Особо охраняемые природные территории России», «Объекты природного наследия России», «Байкал – уникальное озеро», «Этот загадочный Домбай», «Народные промыслы – душа народа», так и серьезных исследовательских работ: «Листая страницы семейного альбома» (о началах переселения эстонцев на территорию Опаринского района), «В начале славных дел» (о развитии промышленности Вятского края), «Зыбкая твердь» (о землетрясениях на территории Кировской области), «Затерянный мир» (о местонахождении древней морской мезозойской фауны у п. Заря), «Опаринские Кижи – спасти нельзя разрушить» (о памятнике древнерусского зодчества на территории Опаринского района) и другие.

На уроках учитель мотивирует школьников к учебно-исследовательской деятельности, формирует у них элементарные исследовательские умения. Урок-исследование ограничен временными рамками, исследовательская деятельность учащихся – понятие гораздо шире, почти не ограничено временными рамками, поэтому исследовательская работа осуществляется во внеурочное время.

Работы учащихся презентуются на школьных научно-практических конференциях, которые проводим ежегодно: «Наш дом – Земля»; «Глобальные проблемы человечества»; «Россия от края до края»; «Урок Чистой воды», «Где родился, там и пригодился». Принимаем участие в районных, областных краеведческих конференциях: «Край родной», «Экология родного края», «Областная научно-практическая конференция юных исследователей родного края», межрегиональных «Географические открытия и исследования» и всероссийских конференциях, в районных и областных конкурсах исследовательских работ учащихся.

1. 2010-2011 учебный год:

- обучающаяся 9 класса – победитель районного конкурса исследовательских работ на районной краеведческой конференции «Край родной» с работой «Листая страницы семейного альбома».

2. 2011-2012 учебный год:

- обучающаяся 9 класса - призер районного конкурса исследовательских работ на районной краеведческой конференции «Край родной» с работой «В начале славных дел»;

- обучающаяся 10 класса – выступление на II Всеуральской научной конференции школьников «Географические исследования и открытия» в г. Пермь; исследовательская работа «Листая страницы семейного альбома» вошла в сборник «Географические исследования и открытия».

3. 2012-2013 учебный год:

- обучающаяся 10 класса - выступление на III Всеуральской научной конференции школьников «Географические исследования и открытия» в г. Пермь; исследовательская работа «Палеонтологические исследования в районе п. Заря Опаринского района Кировской области» вошла в сборник «Географические исследования и открытия»;

- обучающаяся 10 класса - выступление на III Всеуральской научной конференции школьников «Географические исследования и открытия» в г. Пермь; исследовательская работа «К вопросу о возникновении землетрясений на территории Кировской области» вошла в сборник «Географические исследования и открытия».

4. 2013-2014 учебный год:

- обучающаяся 11 класса - победитель районного конкурса исследовательских работ на районной конференции «Экология родного края» с работой «Затерянный мир»; призер XVII областного конкурса исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Кировской области по краеведению в номинации «Природа и география Кировской области»; призер заочного конкурса исследовательских и творческих работ «Твой первый шаг в науке» (ВятГГУ).

- обучающаяся 8 класса - призер районного конкурса исследовательских работ на районной конференции «Экология родного края» с работой «Роль микроорганизмов в биологической очистке сточных вод Моломского лесохимического завода»; призер заочного окружного конкурса исследовательских работ учащихся «Исследование – путь к познанию»; призер заочного конкурса исследовательских и творческих работ «Твой первый шаг в науке» (ВятГГУ).

5. 2014-2015 учебный год:

- обучающаяся 9 класса - выступление на IV Всеуральской научной конференции школьников «Географические исследования и открытия» в г. Пермь; исследовательская работа «Опаринские Кижи – спасти нельзя разрушить» вошла в сборник «Географические исследования и открытия»/

- обучающаяся 7 класса - призер IX областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка».

6. 2015-2016 учебный год:

- обучающаяся 10 класса - победитель заочного конкурса исследовательских и творческих работ «Твой первый шаг в науке» (ВятГГУ); лауреат заочного этапа II степени VII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «С наукой в будущее».

- обучающаяся 9 класса - победитель заочного конкурса исследовательских и творческих работ «Твой первый шаг в науке» (ВятГГУ); участник VII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «С наукой в будущее».

Результаты внеурочной деятельности находят отражение и в средствах массовой информации: на страницах газеты школьного географического кабинета «Без географии вы нигде» и официальном сайте МКОУ СОШ п. Заря.


Заключение


Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация исследовательской деятельности обучающихся носит системный характер, созданная исследовательская творческая среда и опора на краеведческую составляющую, позволяет приобщить школьников к поисково-исследовательской деятельности.

Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет реализовать новые подходы в образовании, является эффективным средством достижения предметных, метапредметных и личностных результатов и в конечном итоге определяет успешность ученика.

















Библиографический список


  1. Бережная О.В., Смирнова Н.З. Организация исследовательского урока биологии в школе [Текст] /О.В. Бережная, Н.З.Смирнова. - Биология в школе, 2014 (№2).

  2. География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9кл. [Текст]/ под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Грачева Л.М. Поисково-исследовательская работа школьников [Текст]/ Л.М. Грачева. - География в школе,1998 (№6).

  4. Дронов В.П. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы», 5-9 классы: пособие для учителей [Текст] / В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Ефимов В.Д., Ульянова М.А. Личностно-ориентированный подход к изучению географии [Текст] / В.Д. Ефимов, М.А.Ульянова. - География в школе, 2009 (№8).

  6. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников [Текст]/ Н.С. Криволап. – Мн.: Красико-принт, 2005.

  7. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Методическое пособие [Текст]/ Г.А. Русских. – Москва, Ладога-100, 2001.

  8. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя [Текст]/ Г.А. Русских. – Москва, Ладога-100, 2002.

  9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст]/ А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2003.

  10. Северова Н.А. Организация исследовательско-краеведческой деятельности в рамках школьного научного общества [Текст]/ Н.А. Северова// Исследовательская работа школьников, 2008 (№2).

  11. Селиванова О.Г. Дидактика личностно-ориентированного обучения: учебное пособие. [Текст]/ О.Г. Селиванова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

  12. Стрельникова Т.Д. Использование отдельных видов интерактивных технологий на уроках географии [Текст]/ Т.Д. Стрельникова. - География в школе, 2009 (№10).

  13. Солодухина Н.Н. Использование интернет-ресурсов в проектной деятельности [Текст]/ Н.Н. Солодухина. - География в школе, 2009 (№7).

  14. УМК «Сферы: География 6 класс», автор В.П.Дронов.

  15. УМК «Сферы: География 7 класс», автор В.П.Дронов.

  16. УМК «Сферы: География 8-9 класс», автор В.П.Дронов.

  17. Сайт интернет-поддержки проекта «Сферы» http://spheres.ru




















Приложения

Приложение № 1

Технологическая карта урока

по теме «Условные знаки» (УМК «Сферы»), 6 класс

(по ФГОС ООО изучается в 5 классе,

по УМК «Вентана-Граф» А.А.Летягина в 6 классе)

Класс: 6

Предмет: география

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проблемного обучения и ИКТ.

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления первичных способов деятельности.

Единицы содержания:

  • условные знаки;

  • легенда карты;

  • виды условных знаков: площадные, точечные, линейные;

  • пояснительные подписи.

Цели по содержанию:

Образовательная: сформировать представление об условных знаках различных по содержанию карт, легенде карты и пояснительных подписях, умение объяснять и применять условные знаки карт;

Развивающая: способствовать обучению школьников интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы, извлекать информацию из различных источников), развитию проблемного мышления и картографической грамотности учащихся;

Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, способствовать воспитанию позитивного отношения к учению, созданию комфортных отношений между участниками образовательного процесса и поддержание интереса к изучению предмета.

Базовый уровень:

  • определять понятия «условные знаки», «легенда карты»;

  • распознавать условные знаки планов местности и карт;

  • находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Повышенный уровень:

  • наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;

  • читать планы и карты.

Углубленный уровень:

  • описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Средства обучения:

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 6 класс (5-6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007 (2012);

  • География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012;

  • География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012;

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. - М.: Просвещение, 2012;

  • Медиаресурсы: Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007. Тема «Изображения земной поверхности и их использование»;

  • настенные физические карты: мира, полушарий;

  • набор учебных топографических карт;

  • компьютер;

  • мультимедиа-проектор;

  • экран.

ФОУД: индивидуальная, парная, фронтальная

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование понятий «условные знаки», «легенда карты»;

  • работа с картографическими источниками (способы изображения водных объектов на примере карты полушарий);

  • умение читать карту полушарий;

  • умение читать топографическую карту;

  • умение описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков;

  • умение анализировать карты атласа;

  • умение моделировать в контурных картах под руководством учителя;

  • умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • поиск ответов на вопросы;

  • поиск определения понятий;

Регулятивные УУД:

  • умение формулировать выводы; анализировать схемы;

  • умение сравнивать условные знаки географических карт и топографических;

  • умение осуществлять саморефлексию

Коммуникативные УУД:

  • умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении тренировочных упражнений.

Личностные:

  • воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.














Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

(средства обучения)

Планируемые УУД

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы, проверяет готовность учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.


Л: умение оценить эмоциональный настрой перед уроком.

Р: Умение быстро включиться в работу.

Актуализация знаний

Задает репродуктивные вопросы на восстановление знакомой информации:

1. Назовите виды изображения земной поверхности?

2. Что такое карта и план местности?

3. Как делятся карты по охвату территории?

Отвечают фронтально на репродуктивные вопросы.

Учебник с.10 «Вспомните»

П: умение ориен-ся в знакомой информ-и, давать определения понятий, отвечать на вопросы.

К: умение слушать товарищей.

Р: умение оценивать ответы одноклассн-в.

Мотивация

Введение в тему:

Представьте, что Вы идете в поход, например в д. Кичуг, в 17 км от нашего поселка.

1. Откуда вы можете получить информацию о районе похода?

2. Какую карту нужно взять в поход?

3. А если мы отправились в автопутешествие от нашего поселка до г.Санкт-Петербурга. Какие карты нам помогут добраться до г.Санкт-Петербург?

4. Людям каких профессий, для решения каких задач могут понадобиться изображения местности?


Отвечают на вопросы, формулируют вывод:

умение читать карту и применять ее в повседневной жизни чрезвычайно полезно.

Карты: физическая и топографическая

П: умение отвечать на проблемные вопросы, формулировать выводы.

Л: умение проявлять интерес к новому содержанию и осознание необходимости использования изученного материала в повседневной жизни.

Целеполагание

Прочитать карту сумеем, если знаем условные знаки.

1. Озвучание темы урока.

2. Постановка целей:

Сегодня мы учимся:

- давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты»;

- распознавать условные знаки планов местности и карт;

- читать планы местности и карты;

- красиво оформлять свои мысли;

- слушать друг друга и учителя;

- смотреть и видеть.



Записывают тему урока в тетрадь. Под руководством учителя ставят цели урока, определяют объем умений, которыми должны овладеть на уроке.


На доске прописаны цели урока и ресурсы урока.

Р: умение определять цели урока и объем умений, которыми должны овладеть на уроке.

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

1. Вступительное слово:

Без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты.

2. Работа над определением понятия:

- Что такое условные знаки?

- Вспомнить общую схему определения понятия.




3. На древних картах знаки были рисованными.

Задание:

- посмотреть слайд-шоу «Старинные карты»;

- определить достоинства и недостатки рисованных знаков.


4. В настоящее время на планах и картах используют графические знаки.

Задание:

- посмотреть настенные карты;

- посмотреть рисунок на слайде «Условные знаки топографической карты»;

- отметить преимущества графических знаков над рисованными, определить главные требования к изображению условных знаков.




5. Значение условных знаков показано в легенде карты.

Работа над определением понятия:

- Что такое легенда карты?

- посмотреть слайд-шоу «Легенды карты»;

- сделать вывод о значении легенды.


6. Работа со схемой «Виды условных знаков» электронного приложения. Демонстрирует схему, слайд-шоу одиночных, линейных, площадных знаков.

Беседа по вопросам:

- Когда используют одиночные знаки?

- Что изображают линейные знаки?

- Что отражают площадные знаки?

- Что кроме знаков можно еще увидеть на картах?

- Найти на картах пояснительные подписи: географические названия и цифры, характеризующие количественные показатели географических объектов.

7. Практическая работа «Способы изображения водных объектов на примере карты полушарий».

Цель: умение читать карту полушарий.




8. Условные знаки географической карты отличаются от знаков топографической карты (плана местности). Почему?


9. Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков:

1) Прочитайте рассказ, заменив условные знаки словами.

2) Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов

(10 топографических знаков).

3) С помощью условных знаков покажи:

а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

4) Замените условными знаками слова в приведенном рассказе (усложненный).

5) Моделирование в контурной карте

(с.3 № 3-5).

Цель: умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты; описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков.






Вспоминают схему: понятие = что такое? (родовое слово) + существенные признаки.

Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты.


Смотрят слайд-шоу. Отмечают достоинства: (красота, наглядность, выразительность) и недостатки: (трудность вырисовывания)




Смотрят настенные карты.

Смотрят рисунок на слайде. Отмечают требования к изображению: (простота, непохожесть друг на друга, изображенные знаки напоминают сами предметы).

Выстраивают совместно с учителем закономерность: реальный объект – изображение – чтение; местность – изображение на плане, карте – чтение плана местности, карты.


Дают определение: Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений. Анализируют легенды на слайд-шоу «Легенды карты». Делают вывод: легенда помогает читать карту, т.е понять ее содержание.


Работают со схемой, отвечают на вопросы, анализируют карты атласа.














Выполняют фронтально (в парах) практическую работу по алгоритму в рубрике «Мои географические исследования»




Сравнивают знаки, дают ответ на вопрос.




Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку.












Моделируют в контурных картах под руководством учителя






Электронное приложение к учебнику Определение на слайде.



Электронное приложение к учебнику, рубрика «Блокнот» учебника с.10




Настенные карты.

Электронное приложение к учебнику











Электронное приложение к

учебнику Определение на слайде. Слайд-шоу «Легенды карты».



Электронное приложение к

учебнику

Карты атласа.













Учебник с.11, рубрика «Мои географические исследования»




Карты атласа





Текст индивидуально для каждого в двух вариантах


(Приложение №1)




(Приложение №2)



(Приложение №3)



Контурные карты с.3 № 3-5






П: умение давать определения понятий, работать с общей схемой определения понятий.



П: умение сравнивать и выявлять достоинства и недостатки рисованных знаков.




П: умение сравнивать, находить преимущества графических знаков.

Р: умение выявлять закономерности.









П: умение давать определения понятий, анализировать легенды, делать выводы.




П: умение разворачивать схематическую информацию, давать ответы на вопросы, умение анализировать карты атласа.

К: умение фронтально обсуждать информацию, обосновывать свое мнение, выражать свои мысли.


П: умение читать карту полушарий.

Р: умение работать по алгоритму.

К: умение работать в парах.


П: умение сравнивать информацию, давать правильные ответы на вопросы.


П: умение применять полученные знания в практической деятельности.

К: умение осуществлять само и взаимопроверку при выполнении тренировочных упражнений.





П: умение моделировать в контурных картах: наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты; описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков.

Предметная

рефлексия

Предлагает вернуться к целям урока, прописанным на доске.

Выбрать из списка – чему научился каждый из вас?



Осуществляют саморефлексию

Цели урока прописаны на доске

Р: осуществление саморефлексии.

Л: умение устанавливать связь между целью и результатом, умение оценить свои действия на уроке.

Домашнее задание

1. Изучить текст учебника с.10-11

2. с.11 вопросы

3. т/т с.18 № 4

4. На выбор:

- «Топография в стихах и сказках» - подобрать (придумать) подобные задания;

- Подготовить картонные карточки для игры «Топографическое домино».

Записывают домашнее задание в дневник

Текст домашнего задания на карточках для каждого ученика

Р: умение контролировать свои действия и определять объем домашнего задания по выбору.

Личностная

рефлексия

Предлагает оценить личное, эмоциональное восприятие урока

Саморефлексия в тетради в форме рисунка «смайлика»

Формы рисунков «смайликов» на доске

Л: умение оценить свое эмоциональное состояние до и в конце урока.

Приложение №1

Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов

(10 топографических знаков).

Родина

Поход

Моя Родина любимая:

Здесь и речка, и поля.

За мостом сады фруктовые

Благодатная земля!

Ты поила и кормила нас

Из покон веков.

И давала силы новые

Из прохладных родников.

На Руси так встарь заведено –

За избушкой огород.

И с зари до поздней ноченьки

Дружно трудится народ.

В каждом доме хлебосольные

Люди добрые живут.

Каравай, картошку с радостью

Угощеньем подадут.

Так живи, земля родимая,

Еще много тысяч лет.

Лес, колодец и кустарники

Ничего милее нет!

Подрастем и будем с гордостью

Дело дедов продолжать.

Чтоб цвела земля российская,

Чтобы дальше побеждать!


Однажды ранним утром

Веселый наш отряд,

Взяв котелок, палатки,

Отправился гулять.

Путь предстоял немалый

От школьного двора

С веселой звонкой песней

Шагает детвора.

Вот подошли к реке мы

И дружно через мост

Проходим по дощечкам

Бесстрашно, в полный рост.

За речкою – лесочек,

Там домик лесника.

Напьемся мы с дороги

Водички родника.

Кругом растут деревья,

Кустарники цветут.

Решили мы отрядом

Разбить палатки тут.

Зажжем костер поярче,

Наварим вкусных щей

И не забудем долго

Походных этих дней.






Приложение №2

С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.


а) « Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу. Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».

б) « Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке. Катится он мимо огородов, садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой. Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».






Приложение №3

Замените условными знаками слова в приведенном рассказе.


Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 15м и расстояние между деревьями – примерно . Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность – 15т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину. Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.










































Приложение № 2

Экскурсия «Путешествие в Затерянный мир», 5 класс


Класс: 5

Предмет: природоведение (по новым ФГОС – география)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии исследовательского обучения, стимулировать поисковую деятельность.

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления первичных способов деятельности.

Форма урока: урок – экскурсия

Цели по содержанию:

Образовательная: показать воздействие на формирование рельефа внешних и внутренних сил Земли.

Развивающая: способствовать формированию умения определять горные породы по внешним признакам.

Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, способствовать воспитанию позитивного отношения к учению, созданию комфортных отношений между участниками образовательного процесса и поддержание интереса к изучению предмета, способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

Средства обучения: Оборудование:

  1. Блокноты, карандаши.

  2. Коробочки для сбора горных пород.

  3. Лопатки для расчистки обнажения.

ФОУД: фронтальная, групповая

Для проведения экскурсии создаются рабочие группы (три группы по пять человек). В ходе экскурсии обучающиеся проводят наблюдения, отвечают на вопросы, проводят самостоятельную работу по описанию обнажений, собирают горные породы для коллекции.

Результаты работы фиксируются в рабочих блокнотах. К следующему уроку обучающиеся готовят отчеты о проделанной работе.

Примерный ход экскурсии

Цель нашей экскурсии, – познакомиться какими горными породами сложена земная поверхность, научиться определять горные породы.

Мы находимся в местном карьере.

  • Что такое карьер?

Перед нами с одной стороны – берег реки, с другой – обрыв. Но мы знаем, что поверхность нашей территории равнинная.

  • Почему так произошло?

Еще совсем недавно эта территория была не такая как сейчас. Здесь был участок леса и хутор, где высаживали картофель. Сейчас вы знаете, что из карьера вывозится песок для строительства дорог, на приусадебные участки.

  • Почему же здесь такое количество песка?

Подойдем поближе и рассмотрим. Что мы видим? Поверхность земли как «слоеный пирог» состоит из чередующихся пластов.

  • Из каких веществ образованы эти пласты?

Песок очень часто встречается в природе. Состоит из отдельных песчинок, бывает разного цвета. Залегает неглубоко и его можно добывать открытым способом в карьере.

  • Одинаковы ли слои по цвету и толщине?

Обучающиеся рассматривают самый верхний слой и отмечают, что в нем имеются корни растений, мелкие щепочки и др.

  • Как называется этот слой земли, на котором растут растения и в котором можно найти останки растений и животных?

Учитель предлагает учащимся рассмотреть состав, измерить толщину слоя, записать и собрать образец слоя.

  • Из каких веществ состоят слои расположенные ниже?

Вывод: Все вещества, которые лежат в земле большими сплошными массами называются горными породами.

  • Почему их называют горными, ведь здесь гор нет?

  • Какими горными породами образована данная местность?

  • Почему так считаете?

  • Чем отличается горная порода от почвы?

  • Что представляет собой слой вещества, на котором лежит горная порода – песок?

Это материнская горная порода. На ней происходило накопление почвы.

  • Как происходил этот процесс?

Было время, когда почвы не было, а на том месте, где мы стоим, плескались волны моря. В море реки приносили воду. Вода была мутная потому, что вода переносила много песка. Песок оседал на дне. Прошли тысячи лет и на дне неглубокого моря накопились толщи песка. На Земле происходили грозные события, материки и океаны изменяли свои очертания, многие моря пересохли, и дно стало сушей. Почвы не было. Постепенно на песчаном берегу стала формироваться почва.

В морях обитали животные. Посмотрите, в речном песке мы можем найти очень интересные экземпляры «чертовые пальцы».

  • Что это такое?

Так называют в народе окаменелый скелет морских моллюсков-белемнитов.

Самостоятельная работа учащихся в группах

Задание группам:

  1. Расчистить обнажение.

  2. Измерить толщину каждого слоя в обнажении.

  3. Определить из каких веществ состоит каждый слой.

  4. Зарисовать обнаженные пласты в определенной последовательности.

  5. Собрать образцы каждого слоя для коллекции.

Подойдем к берегу реки. Мы видим множество больших и малых круглых ровных камушков. Это валуны. Посмотрите, какие они твердые, плотные. Попробуем их расколоть молоточком. Ничего не получается. Это твердые горные породы.

    • Откуда же они здесь появились?

Много тысяч лет тому назад на территории нашей области и нашего поселка был мощный ледник. Он двигался с северо-запада нашей страны с Кольского полуострова и как «бульдозер» все вычищал на своем пути. Дойдя до нашей территории ледник постепенно стал оттаивать и отступать. А все что он доставил, здесь осталось. Множество валунов вы встречаете и на ваших приусадебных участках. Недаром их называют «пришельцами» с Кольского полуострова.

Задание группам: собрать интересные экземпляры для коллекции.

К следующему уроку на основании проделанной работы оформить отчеты:

  1. Схематично зарисовать обнажение.

  2. Заполнить таблицу

    № слоя

    Мощность слоя

    Рисунок

    Словесное описание

  3. Представить интересные находки.


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!