Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания на тему "У порога в школу"»
У порога школы
Л. Венгер - «Быть готовым к школе уже сегодня – не значить уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Автор: Труханова Дарья Вячеславовна
педагог-логопед
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе»
- 1.Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- 2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
- 3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- 4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- 5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
- 6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- 7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
- 8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- 9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- 10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- 11.Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
- 12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- 13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- 14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
- 15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- 16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
- 17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
- 18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов.
Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
«Психологическая готовность
включает в себя несколько важных моментов.
- Это желание ребенка идти в школу и получать знания. (устойчивая учебная мотивация)
- Умение слушать и слышать учителя, а так же выполнять задания, даже если они не очень интересны или совсем не вызывают интереса.
- Будущий первоклассник должен иметь запас знаний об окружающем мире, о себе, а так же иметь определенный уровень развития внимания, мышления, памяти, речи.
- Очень важно умение ребёнка управлять собой, контролировать свою активность, что необходимо при 35-45 минутных уроках. Это волевой компонент психологической готовности к школе.
- Не менее важен и эмоциональный компонент психологической готовности – это умение правильно реагировать на успехи и неудачи (на оценки и замечания учителя) , готовность к общению со сверстниками и взрослыми.
Запас знаний, умений, навыков и физического развития при подготовке детей к школе
- Будущему первокласснику необходимо хорошее развитие всех психических процессов, таких как :
- - память;
- - внимание;
- - воображение;
- - мышление;
- - восприятие;
- - речь
- и необходимый уровень сформированности математических представлений.
Поэтому, вам предстоит пережить, очень серьёзный и ответственный момент в жизни, если ваш ребёнок собирается в школу.
Без родительской помощи и поддержки начинающему ученику, никак не обойтись, даже если он «лучше всех», даже если он уверен в себе, а вы уверены в нём».
Как проверить и помочь ребенку
обрести тот запас знаний, который будет необходим.
- Существует множество игр и упражнений по развитию психических процессов, которые можно использовать свободной и игровой деятельности, на прогулках и возвращаясь домой из детского сада. Это очень простые и разнообразные игры, не требующие материальных затрат, но очень эффективные в развитии детей. Например : «Назови 5 предметов, которые ты видишь сейчас, назови по отдельности одежду, которая на тебе, назови транспорт, который проехал по дороге (стоит во дворе. Вы сразу увидите готовность ребёнка и процесс его мышления.
- В дальнейшем можно ввести элемент соревнования.
- «Ты назови 6 домашних животных, а я 6 диких».
- Ребёнок должен видеть вашу заинтересованность в игре. Также по аналогии можно предложить игру в образовании новых слов это будет способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса ребенка.
- Можно предложить ребенку сочинять загадки о том, что вокруг (сначала ребенок, а потом вы).
- Еще обязательно будущему первокласснику необходимо знать своё полное имя и фамилию, возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона, имя и отчество своих родителей, возраст братьев и сестёр.
- Определять времена года, знать месяца, дни недели, называть время суток.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Этот развивающий материал, а также материал по развитию моторики рук, можно приобрести в любом книжном магазине.
- Важно, чтобы ребёнок называл имена существительные во множественном числе правильно. Порой сами родители смеются и поощряют ребенка, слыша, как ребёнок вместо «ноги» говорит «ногов» и ставит ударения в словах неправильно.
- Проверьте, может ли ребенок объяснить разницу в понятиях «над-под», «впереди-сзади», «право-лево»
- Будущий ученик должен знать основные геометрические фигуры, уметь расклассифицировать предметы, животных, транспорт и растения, т.е. называть, чем они являются, давать одно обобщающее слово (мебель, одежда, посуда и т.д.), уметь объяснить, почему тот или иной предмет может быть лишним в группе предметов.
- Ребенок должен уметь составлять связные, логически оформленные рассказы по серии сюжетных картинок. Предложите составить рассказ по 3-4 картинкам, разложить их последовательно слева – направо или подобрать к одной из картинок начало, середину или конец истории. Далеко не у всех это получается.
- Речь должна быть грамматически правильной.
- Важно, чтобы у ребенка было хорошо развито воображение и умение работать со схематическими картинками.
- Важно, чтобы ребёнок понимал, о чём его спрашивают, а не давал формальные ответы. Надо добиваться, чтобы ответы были осмысленные.
- Чтение книг детям необходимо, но более важно обсуждать содержание книг, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать короткие рассказы. Опытный учитель уверенно назовет детей из класса, которым читали и читают книжки. У этих учеников хорошо развита речь, они и сами будут с удовольствием читать.
Физическое развитие.
- В настоящее время не все родители уделяют внимание физическому развитию ребёнка. А это очень важный аспект. Неподготовленному физически ребёнку труднее в школе. Высокий уровень утомляемости, низкая работоспособность окажут отрицательное влияние на учебу. Несоответствие физического и физиологического развития норме приведет к частым простудным заболевания ребенка, а это пропуск занятий, что тоже отразится на успеваемости и освоении программы. Необходимо уже сейчас, на этапе подготовительно к школе группы пересмотреть режим для ребёнка, отрегулируйте его, а выходные по возможности посвятите спортивным играм, отдыху на природе.
Современные технические средства
и будущий первоклассник
- Современные дети увлечены продвинутыми техническими средствами, и нельзя не отметить, что это им не идет на пользу. Не многие родители ограничивают просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем, детям по норме нельзя смотреть телевизор не более 30 минут. При просмотре нет развития мышления, затормаживается эмоциональная сфера человека.
- Ребёнок постепенно становиться потребителем огромной дозы информации, которую не может правильно отбирать и отсеивать не нужную.
- Компьютерные игры направлены на тренировку скорости реакции ребёнка на определённые стимулы, минимально тренируют внимание, но при продолжительной игре появляется нарастающее утомление и как следствие – истощение нервных процессов. Дети становятся нервными и даже агрессивными.
- Не забывайте о том, что ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте- это игра и дети должны много и с интересом играть.
- Не доигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре.
Дети-
это цветы жизни, дошкольники,
как не распустившиеся бутоны,
так давайте их растить так, чтобы из них получились прекрасные, сильные цветы, которые будут нас радовать всю нашу жизнь.
Спасибо за внимание.