СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока биологии в девятом классе по теме "Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги" составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием и по стандартам ФГОС и ГОСО. Методическая разработка урока содержит подробное описание всех этапов урока, а также деятельность учителя и учащихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии по теме: «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»»

Урок: №48.

Класс: 6.

Предмет: биология.

Дата проведения: ______________

Тема урока: Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растений семейства Лилейных».

Цели и задачи урока: сформировать представление о признаках растений класса Однодольные; о признаках растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека; научить определять по внешним признакам принадлежность растений к классу и семейству; определять гербарные экземпляры растений по определительным карточкам; продолжить формирование понимания космической роли растений и убеждения необходимости бережного к ним отношения; продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности - умения анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

№ У.Э.

Содержание

деятельность

1

Организационно-мотивационный момент



2

Активизация опорных знаний

1. Посмотрите внимательно на эти растения.(живые растения и слайды с растениями) Попробуйте охарактеризовать его систематическое положение, начиная с самой крупной таксономической единицы:

Царство— (Растения)

Отдел – (Покрытосеменные)

Класс - (на какие классы делиться отдел –двудольные, однодольные)

Семейство – (по каким главным признакам растения относят к тому или иному семейству, А какого семейства это растение? Давайте это сегодня и выясним.)

Значит, цель нашего урока вспомнить признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы Двудольные и Однодольные и изучить строение, многообразие и значение растений семейства Лилейные.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

2. Вспомните, по каким признакам отличаются растения класса Однодольные от класса Двудольные и заполните таблицу: Признаки растений класса Однодольные:

Признаки класса

Характеристика

Двудольные

Однодольные

Жилкование листьев

Сетчатое


Корневая система

Стержневая


Число семядолей в семени

Две семядоли


Проводящие пучки

С камбием


Тип строения цветка

Четырех или пятичленный


Околоцветник

Двойной


3. Осуществите самопроверку:

За каждый правильный ответ – 1балл

Типичные признаки однодольных растений имеют растения, объединенные в семейство Лилейные. Их насчитывается около 4000 видов. Среди них знакомые нам тюльпан, ландыш, лук, алое - в основном многолетние травянистые растения. Так как вы уже познакомились с несколькими семействами класса Двудольные, я предлагаю вам составить характеристику семейства Лилейные самостоятельно.











Работают самостоятельно

2 минуты


самопроверка при обсуждении


3

Изучение нового материала

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

Цель: получить новые знания.

1. В ходе самостоятельной работы с учебником выполните следующие задания:

1) Составьте характеристику растений семейства Лилейные по плану:

  1. Корневая система-

  2. Листья-

  3. Строение цветка: формула цветка- диаграмма цветка-

  4. Типы плодов-

2. Обсудите выполненные задания с классом. Осуществите самопроверку:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Давайте немного передохнем. Подойдите, пожалуйста, и возьмите полоску того цвета, который вам нравиться. А теперь объединитесь в группы по цветам.

3. В ходе групповой работы выясните значение и среди гербарных экземпляров выберите представителей семейства Лилейные, относящихся к группам:

с1 группа: Овощные (луковицу лука и чеснока разрезать)

з2 группа: Декоративные

ж3 группа: Дикорастущие (нельзя уничтожать красивоцветущие растения)

к4 группа: Лекарственные.

Слушая выступления групп, составьте схему:

«Значение растений семейства Лилейные»

Оценить свою работу в группе от 1 до 5 баллов

Значение растений семейства Лилейные разнообразно и велико. Чтобы выяснить, насколько внимательны вы сегодня на уроке, я предлагаю выполнить тестовые задания.

Работают самостоятельно, делают записи в тетради.

5 минут





Работают в группах

5 минут





3

Цель: закрепить и углубить полученные знания:

1.Выполните тестовые задания:

  1. К семейству Лилейные относится:

А\ гусиный лук Б\ лебеда В\ девясил Г\ полынь

Д\ шиповник.

  1. Формула строения цветка О3+3 Т3+3 П1 соответствует растениям семейства:

А\ злаковые Б\ розоцветные В\ бобовые Г\ лилейные

Д\ пасленовые.

  1. Характерный признак растений класса однодольные:

А\ корневая система стержневая Б\ листья с сетчатым жилкованием В\ трехчленный тип строения цветка Г\ проводящие пучки с камбием.

  1. К лекарственным растениям семейства Лилейные относится:

А\ тюльпан Б\ лилия В\ рябчик Г\ купена.

  1. Чеснок и лук не относят только к группе:

А\ овощные Б\ декоративные В\ лекарственные.

2. Проверить правильность выполнения заданий:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Работают самостоятельно 3 минуты


Осуществляют взаимопроверку


Осуществляют самоконтроль

4

Лабораторная работа №27.

Тема: Строение цветка и плода растений семейства Лилейных.

Цель: изучить особенности строения цветка и плода представителей семейства Лилейных.

Ход работы:

1. Какие представители семейства Лилейных вам известны?

2. Какое строение имеет цветок? Зарисуйте его и подпишите все части цветка. Запишите формулу цветка Лилейных.

3. Назовите плод семейства Лилейных.

4. Сделайте вывод. Я изучил (а)…


Выполняют лабораторную работу

Рефлексия

Давайте подведем итог. Какова была цель? Что было сделано для достижения? Что нового узнали? Что удивило? Что показалось трудным? Что, по вашему мнению, нужно изучать на следующем уроке?

Итак, мы с вами познакомились с растениями одного семейства класса Однодольные, с представителями семейства Лилейные и выяснили, что они имеют большое значение в природе и в жизни человека. Многогранную роль одного из растений описал в своем стихотворении У.Шекспир:

«…Вот так и в этом маленьком цветочке

Яд и лекарство – в нежной оболочке

Его понюхать – и прибудет сил,

Но стоит проглотить, чтоб он убил».

Что это за растение? Ландыш.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!