Методическая разработка урока. "Формулы. Решение задач на движение ". Математическая гонка "Формула-1".

Категория: Математика

Методическая разработка урока с технологической картой урока по математике на тему: "Формулы. Решение задач на движение ". Математическая гонка "Формула-1". для учащихся 5 классов. Урок занял 3 место в фестивале- конкурсе «Я хочу поделиться...» для учителей математики и информатики общеобразовательных организаций Ставропольского края.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. "Формулы. Решение задач на движение ". Математическая гонка "Формула-1".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Минеральные Воды







Методическая разработка урока

по математике

на тему:

"Математическая гонка. Формула-1. Решение задач на движение "

для учащихся 5 классов.




Выполнил

учитель математики

высшей категории

Овчаренко Галина Михайловна.

Стаж работы в занимаемой должности 30 лет.









2015 г.

Технологическая карта урока.

ФИО Овчаренко Галина Михайловна

Предмет математика

Класс 5

Тип урока Актуализация знаний и умений (урок повторения)

Форма урока игра

Тема: "Математическая гонка. Формула-1. Решение задач на движение".

Учебник: «Математика 5 класс ФГОС» Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков и др., - М.: «Мнемозина», 2013.

Цель урока: формирование практических навыков при решении реальных жизненных задач на движение.

Задачи:

Личностные: повысить потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса; способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе, развить навыки самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.

Метапредметные: формировать информационную, коммуникативную и учебную компетентности учащихся, развить умение работать с имеющейся информацией в новой ситуации.

Предметные: формировать умение решения задач на движение, навык применения основных схем на движение при решении реальных жизненных задач.

Метод обучения: метод проблемного обучения, частично поисковый метод.

Предполагаемые результаты:

личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса; формирование умения организовывать свою деятельность, оказывать помощь товарищу, работать в группе, развитие навыка самоконтроля и самоанализа;

метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, формирование умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы, способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока,  использовать изученный материал для решения задач в новой ситуации;

предметные: формирование умения выполнять вычисления по формулам;  

формирование навыков решения задач на движение; совершенствование вычислительных навыков, систематизации предметного содержания, применения основных схем на движение при решении реальных жизненных задач.

Оборудование:   интерактивная доска, магнитная доска.

Ресурсы: Учебник «Математика 5 класс» Н.Я. Виленкин. Компьютерная презентация к заданиям урока. Технологическая карта урока. Тетрадь. Раздаточный материал: листы самооценки, смайлики, медали для награждения.

Формирование УУД:

Познавательные: ставить цели, отвечать на вопросы, применять уже изученный материал, работа с текстом задач.

Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану.

Коммуникативные: работа в группах, оценивание своих результатов.



Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма обучения

Результативность

1

Организационный этап












Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: Внимание! Проверьте, готовы ли вы начать урок? У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей.

Приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. Включаются в ритм урока. Знакомятся с листом самооценки, подписывают, уточняют критерии.

Фронтально-групповая работа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения.


2

Мотивация к учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проводит инструктаж по игре, настраивает детей на работу. Сегодня у нас будет необычный урок. Совсем недавно в октябре в нашей стране прошло крупное мероприятие мирового уровня "Формула1. ГРАН-ПРИ России 2015" в г. Сочи. Мы с вами побываем на необычных математических гонках «Формула-1». У нас с вами будет 3 команды. Каждая команда будет иметь свое название, которое вы сейчас выберите (мерседес, BMW, Феррари),:1 ряд, 2 ряд, 3 ряд – "название". В наших соревнованиях будет 5 заездов, для прохождения которых вам нужно выполнить задания.

Настраиваются на урок. Выбирают название командам.


Личностные: формирование мотивации

Развитие: познавательного интереса


Постановка цели и задач урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока, акцентирование внимания учащихся на значимость темы.

Подведение к теме урока, совместное с учениками формулирование темы и цели урока, постановка задач. (Слайд 2). Давайте прочитаем высказывание. Как вы его понимаете? Кто догадался какова тема сегодняшнего урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? Какова цель урока? Я согласна с вами, наша цель на уроке - формирование практических навыков при решении реальных жизненных задач. С какими величинами мы будем работать? Слайд 3

Размышляют над высказыванием

Под руководством учителя определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность: решение задач на движение. Записывают дату и тему.

Метод синтеза и анализа

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: само- определение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном об- суждении вопроса.

3

Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организовывает фронтальную работу по формулам темы. А сейчас вспомним как найти скорость ? Время? Расстояние? Слайд 4. Соедините части правила- формулы. Организовывает проверку формул. Слайд 5.

Анализируют, Записывают в тетради формулы. Взаимопроверка.

Деятельностный метод, метод синтеза и анализа.


4

Этап применения знаний и умений в новой ситуации.


Показать разнообразие задач на движение, решаемых в жизни.


Организовывает работу по решению задач на движение. Начинаем нашу математическую гонку, учитывая, что наша трасса высокоскоростная и круговая. Слайд 6. Заезд 1. Задачи на нахождение расстояния. Организовывает контроль за процессом решения задач и проверку задач. Заезд 2. Слайд 7. Организовывает работу по решению задач на нахождение времени, контроль за процессом решения и проверку. Заезд 3. Слайд 8. Задачи на нахождение скорости. Организует решение задач и проверку.

Работают в группах (командах) над поставленными задачами. Записывают в тетрадь решения задач.

Деятельностный метод

Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения задачи и контроль полученного результата.

5

Физкультминутка

Смена деятельности

Проговаривает текст и показывает движения. Качу, лечу во весь опор. (Выполняют ходьбу на месте.) Я сам - шофер (Имитируют управление рулем.) И сам - мотор. (Круговые движения плечами.) Нажимаю на педаль, (Имитируют нажимание на педаль.) И машина мчится вдаль! (Бег на месте.)

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Метод рефлексии Здоровьесберегающие технологии


6

Обобщение и систематизация знаний


Обобщить и систематизировать знания учащихся по решению задач на движение, обеспечить знание формул на нахождение скорости, времени, расстояния

Заезд 4. Слайд 9. Организует контроль за процессом решения задачи и проверку задачи. Выдвигает проблему. Обсуждение способов решения. Организует самопроверку. Заезд 5. Слайд 10. Самостоятельная работа. Организует контроль за процессом решения задачи и проверку задачи. Подводит обучающихся к выводу о важности решения задач на движения в реальной жизни. Организует систематизацию и обобщение знаний. Волшебный треугольник нахождения скорости, времени, расстояния. Слайд 11

Работают в группах (командах) над поставленными задачами 1, 2. Самостоятельная работа задача 3. Записывают в тетрадь решения задач.

Самостоятельная работа

Познавательные: формирование интереса к теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли; Регулятивные: планирование своей деятельности для решения задачи и контроль полученного результата.

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Фронтальная работа

Личностные: формирование позитивной самооценки. Регулятивные: умение анализировать правильность выполнения и вносить коррективы.

8

Информация о д.задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания содержания и способов решения

Дает комментарий к домашнему заданию. Составить 3 задачи на нахождение скорости, времени, расстояния. № 692 (1команда а), 2 команда б), 3 команда в), с. 107.

Учащиеся записывают в дневники задание.



9

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать качественную оценку работы класса и учащихся. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния.

Подводит итоги работы команд и класса в целом. -Какая была главная цель нашего урока? Кто считает, что научился решать задачи на движение? Что было самым легким? Что было самым трудным? У кого сейчас хорошее настроение? Почему? - Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему? - У кого сейчас хорошее настроение? Почему? - Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я понял, что…” Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собирает карточки самооценивания и выставляет оценки за работу на уроке. Награждение победителей игры.

Учащиеся сдают карточки самооценивания. Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние.

Метод рефлексии. Индивидуальный подход. Метод самоанализа.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полно- той и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей