СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Лирика Б.Л.Пастернака"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по лирике Б.Л.Пастернака

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Лирика Б.Л.Пастернака"»

Тема урока: Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака.

Слайд 1,2

Цель урока:

1.Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б.Л. Пастернака.

2.Сформировать представление о художественных особенностях лирики Б.Л.Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях.

3.Показать на примере творчества поэта, как сливаются воедино душа человека и стихия мира.

Задачи:

Образовательная: формирование умения устанавливать связь между изучаемым произведением и ранее изученным материалом, вырабатывать навыки анализа лирического стихотворения, ориентироваться в средствах художественной выразительности.

Развивающая: уметь выражать собственную позицию и выявлять авторскую, способствовать развитию читательской культуры, развивать навыки мыслительных операций, способствовать развитию творческих навыков, памяти, внимания, выразительного чтения.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, природе, уважения к другому мнению, привитие интереса к поэтическому творчеству


Методические приемы: частично- поисковый; словесные (рассказ учителя с элементами беседы), аналитический (анализ стихотворений), метод самостоятельной познавательной деятельности при подготовке домашнего задания, групповая работа и работа в парах.


Форма организации учащихся: коллективная и индивидуальная, в парах, устная и письменная.

Форма организации работы учителя: изложение нового материала, аналитическая беседа.

Мультимедийная составляющая урока:

  • презентация PowerPoint «Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака»;

  • видеофильм «Пастернак читает свои стихи»;

  • видеоклип песни на стихи Б.Л.Пастернака «Мело, мело…»

Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

Наглядность и оборудование:

  • Портрет Б.Л.Пастернака.

  • Учебник «Литература.11класс: В.А.Чалмаев, С.А.Зинин.

  • Сборники стихотворений поэта.

  • Рисунки учащихся.

  • Словарные слова.

  • Раздаточный материал (Приложения 1,2).


Эпиграф

Жить и сгорать у всех в обычае, 
Но жизнь тогда лишь обессмертишь, 
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь. 

Б.Л.Пастернак


Словарная работа:

Суть - самое главное и существенное в чем-нибудь.

Звукопись-совокупность приемов усиления звуковой выразительности художественной речи.

Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения.


Методические приемы: частично- поисковый; словесные (рассказ учителя с элементами беседы), аналитический (анализ стихотворений) , метод самостоятельной познавательной деятельности при подготовке домашнего задания, групповая работа и работа в парах.


Виды деятельности учащихся:

  1. Рецептивная – полноценное восприятие чтения стихотворений учащимися или учителем; просмотр презентации.; видеофильма и видеоролика.

  2. Репродуктивная – слушание рассказа учителя и сообщений учащихся по биографии Б.Л.Пастернака, запись тезисов о жизни и творчестве поэта.

3.Продуктивная, творческая – реализация выполнения индивидуального

дифференцированного домашнего задания (сообщение по биографии

Б.Л.Пастернака, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

стихотворений,презентация, создание рисунков по мотивам произведений Оборудование: раздаточный материал (Приложения 1,2).

  1. поэта); участие в коллективном диалоге; творческая работа (письменное выполнение задания по алгоритму с последующей выборочной коллективной проверкой); осуществление рефлексии.

  2. Поисковая - самостоятельный поиск устного ответа на проблемный вопрос.

  3. Исследовательская - групповая работа (анализ текста при консультативной помощи учителя); самостоятельная работа (письменное выполнение задания по алгоритму с последующей взаимопроверкой).


Ход урока:

I. Актуализация известных знаний. (Учащимся заранее было предложено задание по группам: 1 группа - самостоятельное знакомство с основными моментами биографии Б.Л.Пастернака; 2 группа- заучивание стихотворения -по выбору- наизусть; 3 группа – анализ стихотворений Б.Л.Пастернака; 4 группа- работа с ИКТ(презентация, аудиозапись, видеозаписи); 5 группа - художественное восприятие образов, созданных поэтом.

II. Обобщение и систематизация знаний. (Слово учителя с элементами беседы).



Жить и сгорать у всех в обычае, 
Но жизнь тогда лишь обессмертишь, 
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь. 



Слайд 1



Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.

Все творчество поэта- это единство человеческой души и стихии

мира. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке

Открываем тетради, записываем тему урока. Слайд 2



-Как вы думаете, какова наша цель?

  • Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака.

  • Сформировать представление о художественных особенностях лирики Б. Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях. 

  • Узнать, как взаимосвязаны судьба и поэзия Пастернака. Как человек и мир вокруг него сливаются воедино

Учитель:

Борис Леонидович Пастернак… Его удивительные стихи, словно вобравшие в себя одновременно выразительную силу поэтического слова, музыки и живописи озарили солнечным светом тяжелый трагический русской 20 век.

Романтическая и трагическая муза Пастернака непроста для восприятия, ей нужен читатель талантливый и неравнодушный. Мы сегодня попытаемся стать именно такими.



Чтение стихотворения учащимся стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.


Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Фольварк- помещичья хозяйство, небольшая

усадьба


-Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Учащийся анализирует стихотворение

Вся жизнь Бориса Леонидовича Пастернака - это роман с собственной душой, отраженной в стихах. Приблизимся и мы к его загадке.



-Расскажите, как детство поэта отразилось на его судьбе? ( Ответ учащего, сопровождающийся презентацией)

Б.Пастернак родился в 29 января 1890 года в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович, - известный художник, академик живописи, создатель классических иллюстрацийк роману Л.Н.Толстого «Воскресенье». Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, - замечательная пианистка .

Слайд 3.

Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. Поэт признается: «Искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме».

Слайд 4

В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.

Слайд 5

Учитель:

«Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок.

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок»,- так писал об этом Пастернак в стихотворении «Определение поэзии»

1913г. – включается в работу группы поэтов под названием «Лирика». Идеал поэта на всю жизнь – А.Блок и В.Маяковский: «Я был без ума от Маяковского, я его боготворил»1914г.-работа в новой группе «Центрифуга»

Слайд 6

Первая книга стихов «Близнец в тучах» вышла в 1913 году.

Слайд 7

Учитель:

Позже Пастернак признавался, что «часто жалел» о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этого сборника «Февраль. Достать чернил и плакать он в дальнейшем часто открывал свои сборники. Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и о творчестве.

Ученик читает стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»

- Попробуем разобраться, как в этом стихотворении показано единство жизни природы и жизни человека

Обратимся к словарной статье из словаря Сергея Ивановича Ожегова

Характерными для творчества поэта являются звукопись и цветопись. данном стихотворении замечаем единство цветового решения : «чернила», «черная весна», «проталины чернеют». Несмотря на черный колорит, создается впечатление яркости, блеска, бликов. Этому способствует и звукопись- аллитерация громких Р и подчеркивающих его шипящих.

Обратить внимание на рисунок

Словарная работа.

Учитель:

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества.

Вышедший в 1922 году сборник стихотворений «Сестра моя жизнь…»получил широкую известность.

Слайд 8

Уже в этих стихах появился особый характер образа природы в поэзии Пастернака. Это не обычные пейзажные зарисовки. На первый взгляд, он говорит о том же, что и все поэты, — о веснах и зимах, о рассветах и закатах. Но эти стихи — не о жизни природы, а о природе самой жизни. Жизнь как мощная всеобъемлющая стихия — вот подлинное содержание лирики Б. Пастернака. Она — предмет постоянного удивления и восхищения, и потому так поражают поэта самые обыденные явления:

Все, кто знал Пастернака, вспоминают его облик, смуглое, с огромными лучистыми глазами, лицо; его открытость и доброта, пылкость и впечатлительность необычайно выделяли его, сразу являя поэта.

Портрет.



Помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, раскатистые, протяжные гласные).

Послушаем стихотворение «Ветер» в исполнении автора. Аудиозапись.

Физкультминутка

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз. 
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. 
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. 
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке. 
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль. 
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль. 
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль. 
• Упражнение на аккомодацию. 
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза. 

или

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз. 
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад. 
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз. 
• Круговые движения плечами вперёд и назад. 
• «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника. 
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Учитель:

Природа в поэзии Б. Пастернака — не объект описания, а главный герой и двигатель событий. Природа чувствует и мыслит, совершает поступки, обладает характером и психологией. Мы часто говорим: «дождь идет». А у Б. Пастернака читаем: «Скорей со сна, чем с крыш, скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей». 
У Б. Пастернака природа действительно живет своей жизнью, у нее есть свои симпатии и развлечения: тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс.



Сегодня мы попробуем рассмотреть особый почерк стихов Пастернака, строй его художественных средств и приемов.



Работа в парах приложением №1.

Прочтите отрывки из стихотворений Б.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.

-Какие художественные средства использует автор в представленных стихотворениях? (Ответы учащихся)

Вывод учащихся

При помощи средств художественной выразительности Борис Леонидович Пастернак создаёт мир своего художественного произведения. Он использует метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты, антитезу, бессоюзие, анафору и другие средства. В результате читатель может ярко представить и пейзаж, изображённый в произведении, и его героев. При помощи средств художественной выразительности создается единство человеческой души и стихии мира.

Учитель:

Давайте обратимся к словарной статье из словаря Сергея Ивановича Ожегова

Стихотворения Пастернака удивительно мелодичны. Многие из них стали известными. В стихотворении «Мело, мело»… тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека. 

Видео «Мело, мело…»

Какие этапы жизненного пути поэта влияли на его творчество?

1932 год - период создания книги стихов «Второе рождение». Это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной любви к Зинаиде Николаевне Нейгауз, второй жене поэта.

Когда вспыхнуло это чувство, Пастернак был женат. Муж Зинаиды Николаевны- известный пианист Генриха Нейгауза, с которым Пастернака связывала многолетняя дружба. Не умея скрывать свои чувства, тем более лгать, Борис Леонидович признался во всём Генриху Нейгаузу и своей первой жене.

Именно Зинаиде Нейгауз посвящено одно из лучших стихотворений любовной лирики 20в. – «Любить иных – тяжёлый крест»



Чтение учеником стихотворения наизусть.

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - небольшая хитрость.

Учитель:

Известие о начале Великой Отечественной войны застало Бориса Пастернака в Подмосковье, где он отдыхал вместе с семьей. Поэт успел отправить своих близких в эвакуацию до того момента, как вражеские войска подошли вплотную к столице. Пастернак добивается разрешения пойти на фронт, но был эвакуирован. В 1943 году с бригадой писателей Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки были написаны большой цикл стихотворений, очерки в прозе, напечатанные много позднее, поэма «Зарево». Первые месяцы войны, когда приходилось с замиранием сердца ждать фронтовые сводки и прятаться от бомбежки в подвале, оставили в душе поэта неизгладимый след. Именно эти воспоминания легли в основу стихотворения «Страшная сказка», которое было создано в конце 1941 года.

Чтение учащимся стихотворения «Страшная сказка»

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,

Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться. (1941 г.)

Поэт верит, что жизнь, какой бы она тяжкой ни была, все равно продолжается. И его творчество тому подтверждение.

-Как же складывалась жизнь Пастернака в тяжелые 30-40 годы?
В 1935 году пишет письмо Сталину, прося за мужа Ахматовой и её сына Льва. Открыто сочувствует всем знакомым, близким и друзьям, кого коснулись аресты.

В 1936г. – открыто заявил о своём несогласии с директивными статьями газеты «Правда». В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского.

Над головой Бориса Леонидовича стали сгущаться тучи, ему дали понять, что не избежать ареста. Говорят, когда Сталину доложили, что арест подготовлен, он неожиданно сказал: «Оставьте его – он небожитель».

Учитель:

Пастернак понимал, что человек сам отвечает за свою судьбу. Поэт выбор сделал: всю жизнь он провел в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос об объявлении его предателем Родины и выездом из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, - решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия».

Чтение наизусть учеником стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.



Учитель. Слова о гробе оказались пророческими. Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался.

Земная жизнь поэта завершилась. Началась жизнь вечная.

Выполним небольшую самостоятельную работу . Приложение №2.Подпишите. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания

Ответы:1 вариант: 1,5,3,6

2вариант: 8,7,2,4

Взаимопроверка


Рефлексия.

Итог урока.


-Каковы основные темы творчества Пастернака?

(Ученик: «Поэзия Пастернака тематически разнообразна. Истоки его творчества – в любви к родине, к России, к русской истории. Много пишет он о поэзии и поэтах, о человеческих взаимоотношениях , о природе и, конечно, о любви.)


-В чем своеобразие его лирики?

( Ученик: 0«Лирика Бориса Леонидовича Пастернака отличается живописностью языка, метафоричностью, музыкальностью. В его стихах сплетаются воедино душа человека и стихия мира)


М. Цветаева говорила : «Пастернака каждый пишет сам».

Попробуйте написать СИНКВЕЙН о Б.Л. Пастернаке.

Поэт.

Глубокий. Метафоричный.

Чувствует. Думает. Творит.

Я учусь у него постигать мир.

Личность.




Домашнее задание. (Разноуровневое)

1.Мини-сочинение «Мой Пастернак»

2.Проанализировать стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».


Оценки за урок.


Учитель:

Я думаю, ребята, что сегодняшний урок помог вам узнать Бориса Леонидовича Пастернака как поэта, в творчестве которого слились воедино душа человека и стихия мира.


Закончить урок хочется словами из поэмы известного поэта Евгения Евтушенко:


Поэт в России – больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.


Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сраженье запахов, теней,
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела


Приложение №1

Работа в парах.

Вариант 1.



Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.



1)  Большое озеро как блюдо.

За ним – скопленье облаков, 
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. ( «Когда разгуляется»)

2)  Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. («Ненастье»)

3) И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной. (Никого не будет в доме»)






Приложение №1

Работа в парах.

Вариант 2.



Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.

1)Не волнуйся, не плачь, не труди
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. («Не волнуйся, не плачь, не труди…» )

2)Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (« Мчались звезды. В море мылись мысы.» ).

3) И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица. 
И рифма - не вторенье строк, 
А гардеробный номерок…(«Красавица моя, вся стать…)

Приложение №1

Работа в парах.

Вариант 1.



Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.



1)  Большое озеро как блюдо. (Сравнение)

За ним – скопленье облаков, 
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. ( «Когда разгуляется») (Эпитет)

2)  Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. («Ненастье») (Метафора)

3) И опять зачертит иней,

И опять завертит мной(Олицетворение)

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной. (Никого не будет в доме») (Анафора, синтаксический параллелизм)




Приложение №1

Работа в парах.

Вариант 2.

Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.

1)Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. («Не волнуйся, не плачь, не труди…»)(Сравнение)

2)Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (« Мчались звезды. В море мылись мысы.» ). (Инверсия, метафора).

3) И правдой входит в наш мирок («Входит разноголосица» - олицетворение)
Миров разноголосица. (Метафора)
И рифма - не вторенье строк, (Индивидуально-авторское слово)
А гардеробный номерок…( Антитеза)







Приложение №2

1 вариант

Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания ЕГЭ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

1. Это - круто налившийся свист,

2. Это - щелканье сдавленных льдинок.

3.Это - ночь, леденящая лист,

4.Это - двух соловьев поединок.


5.Это - сладкий заглохший горох,

6.Это - слезы вселенной в лопатках,

7.Это - с пультов и с флейт - Figaro

8.Низвергается градом на грядку.


9.Всё, что ночи так важно сыскать

10.На глубоких купаленных доньях,

11.И звезду донести до садка

12.На трепещущих мокрых ладонях.


13.Площе досок в воде - духота.

14.Небосвод завалился ольхою,

15.Этим звездам к лицу б хохотать,

16.Ан вселенная - место глухое.

Задание:

Пастернак внес свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества. Пытаясь дать определение поэзии в стихотворении «Определение поэзии», лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Для воссоздания более точных образов природы автор использует одно из фонетических средств организации стиха - ____________ (строки 1-4: « налившийся», «щелканье сдавленных льдинок», « леденящая лист», «двух соловьев поединок») и троп, заключающий в себе отличительную особенность поэтического языка автора, - ___________ («щелканье льдинок» во 2 строке, «слезы вселенной» в 6 строке, «соловьев поединок» в 4 строке).  Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира.  С этой целью в стихотворении, в строках 1 - 7, используются одновременно стилистический прием __________ и синтаксическое средство выразительности, фигура речи ____________.

Ответ: __________________

Список терминов:

1. Аллитерация

2. Лексический повтор

3. Анафора

4. Парцелляция

5. Метафора

6. Параллелизм

7. Контекстные антонимы

8. Олицетворения

9. Односоставные предложении


Приложение №2

2 вариант

Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания ЕГЭ.

***

1.Февраль. Достать чернил и плакать!

2.Писать о феврале навзрыд,

3.Пока грохочущая слякоть

4.Весною черною горит.


5.Достать пролетку. За шесть гривен,

6.Чрез благовест, чрез клик колес,

7.Перенестись туда, где ливень

8.Еще шумней чернил и слез.


9.Где, как обугленные груши,

10С деревьев тысячи грачей

11.Сорвутся в лужи и обрушат

12.Сухую грусть на дно очей.


13.Под ней проталины чернеют,

14.И ветер криками изрыт,

15.И чем случайней, тем вернее

16.Слагаются стихи навзрыд.

Задание:

Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни Пастернака. Так, в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы, о чем говорит активное использование поэтом такого тропа, как ____________ («слякоть горит» в строках 3-4, «тысячи грачей сорвутся и обрушат» в строках 10-12, «ветер изрыт» в строке 14).Подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим -_______________ (например, в строке 15: «и чем случайней, тем вернее»). Расставить акценты и сконцентрировать внимание читателя на центральных образах стихотворения позволяет ______________ («навзрыд» в строках 2 и 16, «чернила» в строках 1 и 8), а также синтаксический прием __________ в 1-2 строках и 5 строке.

Ответ: __________________

Список терминов:

1. Аллитерация

2. Лексический повтор

3. Анафора

4. Парцелляция

5. Метафора

6. Параллелизм

7. Контекстные антонимы

8. Олицетворения

9. Односоставные предложения






































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!