СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка в рамках Недели естествознания "Как человек приручал природные богатства"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия о взаимодействии человека и природных богатств.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка в рамках Недели естествознания "Как человек приручал природные богатства"»

Неделя естествознания в среднем и старшем звеньях


«Как человек приручал природные богатства»


Мероприятие, проведенное в рамках Недели естествознания в 5-6 классах.


Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

Задачи:

- формировать познавательную мотивацию и активность у учащихся, прививать интерес к познанию окружающего мира;

- развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать;

- развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка.

Материал и оборудование:

Компьютер, проецируемый экран, колба с нефтью, стаканчики с водой и нефтью, салфетки, пипетки, перья птиц, палочки, влажные салфетки.





НЕДЕЛЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЗВЕНЕ



РАСПИСАНИЕ



Дата проведения

Класс

Название мероприятия


6.03

(11.55-12.35)



5, 6, 7Б


«Как человек приручал природные богатства»

(презентация)


10.03

(10.10-10.50)



7А, 8


«Шаг в природу»

(игра-викторина)








Ведущий: (слайд 1)Добрый день, уважаемые педагоги и дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие, которое проводится в рамках предметной недели Естествознания. Посвящено оно крайне важным для нас с вами полезным ископаемым, без которого не было так много привычных нам вещей: одежды, телефона, компьютера, телевизора, игрушек, мебели, ковров, окон, лекарств и даже автомобиля. Без этих полезных ископаемых мы вернулись бы в пещерный век. Они настолько ценны, что их называют «черным золотом» и «голубым золотом». Как вы думаете, что это за полезные ископаемые и почему их сравнивают с золотом?

(слайд 2)У человечества с давних пор непреходящей ценностью считается золото. С ним сравниваются все материальные блага, имеющие особую значимость. Образно называют «белым золотом» хлопок, «черным золотом» – нефть, «голубым золотом» – природный горючий газ. Но сама жизнь показывает, что нефть и горючие газы в современном мире значат гораздо больше, чем золото самой высокой пробы.

(слайд 3) Сейчас нефть и природный газ являются основой мирового топливно-энергетического баланса. Продукты переработки нефти и горючих газов широко используются во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, на транспорте и в быту. Трудно перечислить все области применения нефти и природного газа, настолько их роль в жизни современного общества многогранна. А вы знаете, как образовались нефть и газ?

(Слайд 4) Ученые считают, что нефть и газ образовались из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших земную поверхность. Отмирая, животные и растения скапливались на дне. Со временем их укрыли миллионы тонн песка и ила. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы. Остатки растений и животных превратились в темную жидкость, собранную в порах породы. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек.

(Слайд 5,6) Само слово нефть — восточного происхождения (naft), потому что именно на ближнем Востоке много веков назад были обнаружены темные пятна на зеркальной глади озер. В тех местах было так много нефти, что она просачивалась на поверхность из глубин земли..

(Слайд 7) 3 000 лет до н.э. Египет, Ближний Восток использовали нефть для освещения, как топливо, в строительстве, в состав для бальзамирования мумий

(Слайд 8) Изобретательные китайцы первыми догадались добывать нефть при помощи бурения. Пустые бамбуковые стволы, вращая, постепенно погружали в грунт, черная жидкость медленно поднималась по ним наверх.

(Слайд 9) Особая область использования нефти – это военное дело. Войска стран, обладающие этим зажигательным оружием, становились страшными для противников, ведь это было секретное, ужасное для врагов оружие, которое было невозможно потушить водой, даже находясь на корабле посреди моря

(Слайд 10) В России первые буровые установки появились в середине 19 века. Добытую нефть перевозили на верблюдах, а позже в железных бочках, в железнодорожных цистернах, в кораблях -танкерах.

(Слайд 11) Несколько позже придумали быстрый способ передвижения нефти по нефтепроводу.

(Слайд 12) С годами люди все больше находили применений нефти : нефть способна обогревать и давать свет…

(Слайд 13) Со временем люди поняли, что нефть способна не только обогревать и давать свет, но и приводить в действие различные механизмы. Благодаря бензину, который был получен из нефти, по улицам помчались автомобили

(Слайд 14) Нефть нашла и другое применение. Когда в семье кто-то заболевает, ему требуется лекарство. Мы идем в аптеку и покупаем нужное средство для борьбы с болезнью. Оказывается, многие лекарства делают тоже из нефти, так же как и упаковку для них - все эти баночки, скляночки, коробочки.

(Слайд 15) Посмотрите на витрины магазинов – горы пластмассовых игрушек, школьные линейки, авторучки, обложки для дневников и тетрадей. А ведь пластмасса своим рождением тоже обязана нефти. Как и автомобильные покрышки, асфальтовое покрытие дорог, резиновые шланги, одежда из синтетических материалов, обувь, пластиковые бутылки - всего не перечислишь…

(Слайд 16) Ведущий: Итак, о происхождении, получении и всевозможных продуктов переработки нефти мы с вами узнали. Как вы думаете, есть ли у этого дара природы негативные последствия? Для этого нам нужно провести ряд опытов на выяснение ее свойств, узнать, какая же она, эта нефть? Я думаю, что после проведения опытов вы сами сможете ответить на все вопросы. Итак, все, что необходимо сделать, прописано на экране.

(Слайд 17) Опыт №1. Цвет нефти.

На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета. Выставляем карточку черного цвета.

(Слайд 18) Опыт №2. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки. В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему? В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

(Слайд 19) Опыт № 3. Смешиваемость

2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.

Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.

(Слайд 20) Опыт 4. Текучесть.

Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти).

Вывод: нефть – жидкая.

(Слайд 21) Опыт 5. Маслянистость.

Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании.

Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.

(Слайд 22) Опыт №6. Птицы и нефть.

Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.

Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют свои способности.

(Слайд 23) Выводы о нефти

(Слайд 24) Ребята, к сожалению, мы получаем не только пользу от нефти, но и вред, который иногда может разрастаться до размеров экологической катастрофы. Сейчас я вам предлагаю, опираясь на полученные знания, подумать, какой вред может принести нефть, которая разлилась на поверхности воды

(Слайд 25) 1 л нефти лишает кислорода 40 тыс. л морской воды.

Тонна нефти загрязняет 12 кв. км поверхности океана.

Гибель морских обитателей, птиц, млекопитающих, и цветение водоёмов

(Слайд 26) К счастью, существуют специальные центры ученых и просто неравнодушные люди очищают поверхность воды и спасают животных и птиц, погрязших в нефти.

Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении.


(Слайд 27) Газ, так же как нефть и уголь, образовался в земных недрах из органических веществ животного происхождения (то есть отложений давно живших организмов) под действием высоких давлений и температур.

(Слайд 28) В древних источниках, написанных около 3000 лет до н.э., говорится о «вечном огне» на Среднем Востоке. Это были, вероятно, одни из первых зафиксированных мест выхода природного газа. На этих местах древние люди устраивали святилища. Считалось, что эти огни имеют божественное происхождение и являются зримым образом Бога. Некоторые из этих «вечных огней» горят непрерывно уже в течение многих веков и до сих пор остаются очень таинственными.

(Слайд 29) 1. Водопад вечного огня (Пенсильвания, США). Феномен описываемого явления объясняется тем, что в этом месте существуют небольшие горные разломы, через которые просачивается природный газ. Природное пламя становится ещё более красивым и странным из-за падающей воды от водопада, которая придаёт ему загадочное мерцание. По легенде, это пламя было впервые зажжено индейцами, тысячи лет назад.

(Слайд 30) 2. Горящая гора Химера (Турция). Огни Химеры – это необычное природное явление, единственное место в мире, где на горе круглый год горит огонь. Пламя вырывается на поверхность из-под земли в нескольких местах, места возгорания периодически меняются, огонь то почти затухает, то возгорается с новой силой. Эти огни горят уже, по крайней мере, 2 000 лет, и их свет когда-то помогал древним мореплавателям избегать столкновения скалистыми берегами.

(Слайд 31) 3. Баба-Гургур (Ирак) Баба-Гургур — крупное нефтяное месторождение возле иракского города Киркук. Горит на нём всё же не нефть, а газ — но на протяжение минимум 4 тысяч лет.

(Слайд 32) 4. Пещера пламени и воды (Тайвань). Пещера Воды и Пламени в Тайване — на самом деле не пещера, а скала с богатым источником метана, расположенным около грязевого вулкана. Подземный газ горит уже около трёхсот лет, и пару столетий назад достигал трёхметровой высоты.

(Слайд 33) 5. Храм Джвамалукхи (Индия). Храм Джваламукхи посвящён Богине Света. В храме можно увидеть синие языки вечного огня, подпитывающиеся природным газом, исходящего из каменного святилища храма. В храме нет идола – так как монахи поклоняются самому пламени, которое для них и является божеством. Каждый год тысячи людей совершают паломничество в храм, принося такие дары как конфеты, фрукты и молоко.

(Слайд 34) С древних времен природный газ имеет для человечества не только духовное, но и промышленное, и бытовое значение. Наши предки научились использовать его для отопления, приготовления пищи, выварки соли, обжига извести и даже для навигации: факелы горящих газов на побережье Каспийского моря в начале нашей эры служили маяками для моряков. Известно, что в древнем Китае для транспортировки газа от мест выхода на поверхность до потребителя (как мы сказали бы сегодня) строили бамбуковые газопроводы.

(Слайд 35) Относительно недавно – в XVIII веке – искусственная разновидность природного газа, получаемая из угля, стала применяться для освещения. Этот газ так и называли – светильный.

(Слайд 36) А в середине XIX века (около 1860 года), благодаря инженеру Этьену Ленуару, газ освоил еще одну профессию: он стал топливом для первых самоходных транспортных средств. Этьен Ленуар установил свой двигатель на самодвижущуюся повозку, которую он назвал «Гиппомобиль» - предок современного автомобиля. Следовательно, первый автомобиль также был газовым.

(Слайд 37) Через несколько лет в 1872 году австрийский инженер Пауль Гейнлейн оснастил модифицированным двигателем Ленуара свой дирижабль. Так природный газ впервые применили в авиации

(Слайд 38) Применение газа на железной дороге также началось в конце XIX века. В 1894 году в Германии и в 1895 году во Франции успешно эксплуатировались трамваи на светильном газе.

(Слайд 39) Итак, вторая половина XIX века - период рождения природного газа как моторного топлива для автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта.

(Слайд 40) Сегодня невозможно представить нашу жизнь без природного газа – «голубая конфорка» изменила быт, условия жизни людей. Газ – это источник тепла, энергии для нефтехимической промышленности. На сегодняшний день, доля потребления газа в мировом топливном балансе составляет порядка 21%. Газовая энергетика в среднесрочной перспективе будет удерживать лидирующие позиции.

(Слайд 41) Большинство крупных городских котельных в Европейской части России используют в качестве основного топлива именно природный газ

(Слайд 42) Все большее количество автомобильных гигантов разрабатывают автомобили на альтернативных видах топлива, в том числе и на природном газе.

(Слайд 43) С точки зрения экологии природный газ можно назвать одним из самых безопасных видов органического топлива. Однако подключение газа во многие сферы жизни человека и последующее сжигание привело к многократному увеличению содержания углекислого газа в атмосфере. Иначе этот процесс носит название "парниковый эффект". И это крайне негативно сказывается на климате нашей планеты.

(Слайд 44) Викторина «Полезные ископаемые»

Вопросы викторины

1. Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо? Ответ: Каменный уголь.

2. Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество, которое образуется на болотах? Ответ: Торф.

3. Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? Ответ: Нефть.

4. Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? Ответ: Газ.

5. Как газ попадает в наши дома? Ответ: По трубам из газовых месторождений.

6. Что нужно сделать, почувствовав запах газа? Ответ: Немедленно проветрить помещение, не зажигать спички, не включать и не выключать свет, вызвать по телефону службу газа 04.

7. Можно ли зажигать свет при утечке газа? Ответ: Нельзя. При включении может образоваться искра, это приведет к взрыву.

8. Какой вид топлива самый распространенный и древний? Ответ: Дрова.

9. Если бы транспорт и промышленность обслуживались только дровами, то во что бы тогда превратилась наша планета Земля? Ответ: В пустыню.

10. Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд. Ответ: Полезные ископаемые.

11. Без нее не побежит,

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

12. По трубе течет, пироги печет. (Газ)

13. Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна -

С угольком зимой страна!

Ответ: Шахтеры.

14. Какого цвета природный газ? Ответ: Бесцветен

15. Чем опасен газ? Ответ: Опасен тем, что не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!