СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Литературно-музыкальная гостиная "В.С. Высоцкий - душа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песни Высоцкого ворвались в наш слух, в наши души. Он был весёлым, всё умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказать, врезать. И всё равно он был не злым, не подлым. «Старшие» учили не трусить, защищать слабого, беречь свою честь, держать марку, не подличать ни ради чего.

Мы обратим внимание на очень важный аспект его творчества- духовность и душевность его песен, потому что сам автор считал, что «стихи должны войти не в уши, а в душу» каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Литературно-музыкальная гостиная "В.С. Высоцкий - душа России"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного занятия




Дисциплина: Литература


Литературно-музыкальная гостиная

«В.С. Высоцкий – душа России»



Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело»


Курс I


















2016 г.

Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин


Протокол № _____


от_____________2016года


Председатель__________________










Разработчик: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.










Методический лист

Вид занятия: литературно-музыкальная гостиная.

Время занятия: 60 минут.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).

Учебные цели: создать условия для формирования традиций и новаторства в русской литературе, обучения выразительному чтению произведений с соблюдением норм литературного произношения, осуществление знакомства с биографией и лирикой В.С. Высоцкого.

Воспитательные цели: способствовать формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий; воспитание нравственности, эстетического вкуса, любви и гордости к творческому наследию.

Развивающие цели: развивать творческое мышление, умение быть организованными и дисциплинированными; развивать творческую активность, расширять словарный запас студентов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации.

Оснащение: портрет поэта, свечи, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.


«В.С. Высоцкий – душа России»

Преподаватель: (сл.1) Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня мы проводим открытое мероприятие, посвященное творчеству Владимира Семеновича Высоцкого.

Нынешние молодые люди мало знакомы с творчеством этого талантливейшего человека, который имел свою гражданскую  позицию, отраженную в его творчестве являющемся частью культурного наследия России, и заслуживает нашего уважения. Хотя в настоящее время у журналистов стало модным отыскивать не самые лучшие моменты жизни наших бывших кумиров, показывать на всеобщее обозрение их сложные отношения с родными людьми. По-моему, такие поступки - удел слабых и не заслуживают подражания.

В людях надо видеть хорошие стороны, помнить их замечательные дела. От этого Мир становится теплее и добрее. И сегодня в противовес СМИ, в нашем повествовании мы решили отразить самые замечательные стороны человека, гражданина и творческой личности - Владимира Семеновича Высоцкого.

(сл.2) Песни его ворвались в наш слух, в наши души. Высоцкий был весёлым, всё умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказать, врезать. И всё равно он был не злым, не подлым. «Старшие» учили не трусить, защищать слабого, беречь свою честь, держать марку, не подличать ни ради чего.

Мы обратим внимание на очень важный аспект его творчества- духовность и душевность его песен, потому что сам автор считал, что «стихи должны войти не в уши, а в душу» каждого человека. В соответствии с этим определилась тема занятия: «В. Высоцкий – душа России».

1 ведущий. (сл.3) Холодным зимним утром 25 января 1938 года в Москве родился выдающийся актер театра и кино, автор стихов и песен Владимир Высоцкий.

(сл.4) «Прекрасный артист, оригинальный поэт и замечательный, любимый народом певец. Как щедро одарила его природа! И так не щедро, жесточайше скупо отпустила ему дней на земле». Такими словами голосом многих отозвался на невосполнимую утрату писатель Юрий Трифонов «Он был поэтом легендарного темперамента, и ушёл – не растратив его, не исчерпав себя, не изменив своему дару».

Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: «Мне есть, что спеть перед всевышним…». Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.

(сл.5) Звучит “Песня о новом времени” Высоцкого.

2 ведущий. (сл.6) Владимир Высоцкий не вел дневников,  у него не было прижизненных биографов. Жизнь его переплеталась со слухами и легендами. Любое талантливое явление единично, потому-то так трудно найти точку опоры для верной оценки. Каким же он был, тот, о котором сказали «Он жил так – и писал так!»

Чтец 1.  Я бодрствую, но вещий сон мне снится.

Пилюли пью — надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну:
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну —

За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну
Затем, чтоб доказать — я в колесе не спица,
За то, что мне неймётся, за то, что мне не спится,

За то, что в передачах заграница
Передаёт блатную старину,
Считая своим долгом извиниться:
"Мы сами, без согласья..." — Ну и ну!

За что ещё? Быть может, за жену —
Что, мол, не мог на нашей подданной жениться,
Что, мол, упрямо лезу в капстрану
И очень не хочу идти ко дну,

Что песню написал, и не одну,
Про то, как мы когда-то били фрица,
Про рядового, что на дзот валится,
А сам — ни сном ни духом про войну.

Кричат, что я у них украл луну
И что-нибудь ещё украсть не премину.
И небылицу догоняет небылица.
Не спится мне... Ну как же мне не спиться!

Нет, не сопьюсь — я руку протяну
И завещание крестом перечеркну,
И сам я не забуду осениться,
И песню напишу, и не одну,

И в песне я кого-то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая – я их не обману.

3 ведущий. (сл.7) Два года Володя провёл с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии, а потом вернулся в Москву. Юношеские годы Владимира Семеновича прошли в большом Каретном переулке…

Звучит «На большом Каретном»

4 ведущий. (сл.8) Вспоминает мать Высоцкого Нина Максимовна: «Когда Володя окончил 10 класс, естественно, встал вопрос, где учиться дальше. Володя довольно решительно заявил: “Хочу в театральный.”. Но мы этого не хотели. Особенно его отговаривал от этой идеи дедушка, а он обладал особым даром убеждать. И убедил. (сл.9) К тому же школьный друг Володи Игорь Кохановский решил поступить в инженерно-строительный. На пару они подали документы в МИСИ и стали студентами»

(сл.10) Но инженером стать Высоцкому было не суждено. Он чувствовал совсем другую потребность – потребность живого общения с людьми через песню. “Инженером я не хочу быть и не буду. Это не моё, понимаете? Так зачем же мне занимать место, предназначенное для другого?”

Дома матери Владимир скажет так: “Ты мама, не волнуйся, я знаю, придёт время, я буду на сцене, а ты будешь в зале, и тебе захочется рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть: “Это мой сын.” Я стану актёром, хорошим актёром, и тебе стыдно за меня не будет.”

Чтец2. (сл.11) Упрямо я стремлюсь ко дну,

Дыхание рвётся, давит уши.

Зачем иду на глубину-

Чем плохо мне на суше?

Там, на Земле, - и стол, и дом,

Там, - я и пел и надрывался…

И плавал всё же, хоть с трудом,

Но на поверхности держался.

Линяют страсти под луной

В обыденной воздушной жиже,

А я вплываю в мир иной

Тем невозвратнее, чем ниже.

Дышу я непривычно, ртом.

Среда бурлит, плевать на среду.

Я погружаюсь, и притом-

Быстрее, в пику Архимеду.

Я потерял ориентир –

Но вспомнил сказки, сны и мифы.

Я открываю новый мир,

Пройдя коралловые рифы.

1 ведущий. (сл.12) В. Высоцкий не только стал широко известным поэтом, но и душой России, хотя «немногие, да и не сразу, поняли, что в России родилась поэзия высокого драматизма и мудрости» (А. Володин)

Его талант актёра раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимого, где Высоцкий работал с 1964 года до конца жизни.

Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и  каторжник Хлопушка, и Лопахин в «Вишневом саде», и Свидригайлов в спектакле «Преступление и наказание».

Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталось его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом.! « Гамлет- это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелёгким».

(сл.13) Отрывок из спектакля «Гамлет»

2 ведущий. (сл.14) Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актёрские работы в картинах «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», « Вертикаль», «Опасные гастроли», (сл.15) «Служили два товарища», «Интервенция» , «Короткие встречи». Особую популярность Высоцкому- киноактеру принесли две роли: Жеглова (в фильме “Место встречи изменить нельзя”) и Дона Гуана (в фильме “Маленькие трагедии”). А за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии. Ведь Высоцкий не просто играл, он ещё и пел.

(сл.16) Отрывок из фильма «Место встречи изменить нельзя»

3 ведущий. (сл.17) Были ещё фильмы, были ещё спектакли, которые “озвучивал” Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля, каждый раз  у этих песен начиналась своя отдельная (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену…

Особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься   в песни, написанные Высоцким о войне…

Чтец 3. (сл.18) «Он не вернулся из боя»

Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал:
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То что пусто теперь - не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена весна-
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить" - А в ответ тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде:
Наши мертвые как часовые.
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время - текло для обоих.
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя

4 ведущий. (сл.19) С жестокостью и бессмысленностью войны  как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путём художественного исследования трагической судьбы одного отдельного взятого человека. В его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн, и в то же время вера в неистребимость жизни.

Звучит «Песня о Земле» в исполнении Пелагеи.

Кто сказал: "Все сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя!"?

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время!


Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки - как раны зияют.

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.


Она вынесет все, переждет, -

Не записывай Землю в калеки!

Кто сказал, что Земля не поет,

Что она замолчала навеки?!


Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля - это наша душа, -

Сапогами не вытоптать душу!


Кто поверил, что Землю сожгли?!

Нет, она затаилась на время...

1 ведущий. (сл.20) Песни Высоцкого – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых…Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, «значит, как на себя самого положись на него…»

Исполнение  песни В. Высоцкого  «Песня о друге»

2 ведущий. (сл.21) У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем ещё не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы появиться на сцене «пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в то, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

(сл.22) В. Высоцкий  “Диалог у  телевизора”

3 ведущий. У Высоцкого немало таких веселых шуточных юмористических песен. За хриплым напряженным голосом и жестокой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.

4 ведущий. (сл.23) Владимиром  Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьёт в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение – это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьёзно или насмехается.

1 ведущий. (сл.24) На его подпольные концерты невозможно было попасть, на спектакли театра Таганка невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые, переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные «песни-роли».

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: ещё секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрёт прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она ещё больше западала в душу .

(сл.25) Звучит песня В .Высоцкого «Я несла свою беду» в исполнении И. Аллегровой.

2 ведущий Слово «душа» имеет несколько значений – это и внутренний мир человека, и сам человек с теми или иными свойствами и качествами характера. Очень часто слово «душа» встречается в стихотворении «Купола»

Чтец 4. (сл.26)

Как засмотрится мне нынче, как задышится?

Воздух крут перед грозой, крут да вязок.

Что споется мне сегодня, что услышится?

Птицы вещие поют - да все из сказок.


Птица Сирин мне радостно скалится -

Веселит, зазывает из гнезд,

А напротив - тоскует-печалится,

Травит душу чудной Алконост.


Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черед -

Это птица Гамаюн

Надежду подает!


В синем небе, колокольнями проколотом,-

Медный колокол, медный колокол -

То ль возрадовался, то ли осерчал...

Купола в России кроют чистым золотом -

Чтобы чаще Господь замечал.


Я стою, как перед вечною загадкою,

Пред великою да сказочной страною -

Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,

Голубою, родниковою, ржаною.


Грязью чавкая жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна.


Словно семь богатых лун

На пути моем встает -

То птица Гамаюн

Надежду подает!


Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стертую перекатами,-

Если до крови лоскут истончал,-

Залатаю золотыми я заплатами -

Чтобы чаще Господь замечал!

3 ведущий. (сл.27) В стихотворении «Я не люблю» Владимир Высоцкий рассматривает душу человеческую как что-то сокровенное, присущее каждой личности. Это стихотворение можно считать программным, так как в нем отражен целый перечень ненавистных автору черт характера, присущих человеку.

Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю»

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю и ещё —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почести иглу,
Или когда всё время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, 
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово "честь" забыто
И коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне — и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, 
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в неё плюют.

Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!

4 ведущий: (сл.28) Горечь о человеческом непонимании, о тех, кто находится по ту сторону баррикад, о человеческой бестактности звучит и в стихотворении «Мне в душу ступит кто-то посторонний».

Чтец 5.

Мне в душу ступит кто-то посторонний.
А может, даже плюнет. Что ему?!
На то и существует посторонний
На противоположном берегу.

Он, посторонний, — он по-ту-сторонний.
По ту, другую, сторону от нас...
Ах, если бы он был потусторонний,
Тогда б я был спокойнее в сто раз.

4 ведущий. (сл.29) Крик о помощи, о спасении души звучит в песне В.Высоцкого «Спасите наши души». Алесь Адамович писал: «Пел как кричал? Потому что все в нем кричало…»

Звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Спасите наши души»

Уходим под воду
В нейтральной воде.
Мы можем по году
Плевать на погоду, 
А если накроют —
Локаторы взвоют
О нашей беде.

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше, 
глуше.
И ужас режет души
Напополам...

И рвутся аорты,
Но наверх — не сметь!
Там слева по борту,
Там справа по борту,
Там прямо по ходу 
Мешает проходу
Рогатая смерть!

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше, 
глуше.
И ужас режет души
Напополам...

Но здесь мы на воле, 
Ведь это наш мир!
Свихнулись мы, что ли, 
Всплывать в минном поле?!
"А ну, без истерик!
Мы врежемся в берег!" —
Сказал командир.

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья. 
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше — 
Наш SOS всё глуше, 
глуше.
И ужас режет души
Напополам... 

Всплывём на рассвете —
Приказ есть приказ!
А гибнуть во цвете 
Уж лучше при свете!
Наш путь не отмечен...
Нам нечем... Нам нечем!..
Но помните нас!

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше, 
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
Вот вышли наверх мы...
Но выхода нет!
Вот — полный на верфи!
Натянуты нервы...
Конец всем печалям,
Концам и началам —
Мы рвёмся к причалам
Заместо торпед!
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS всё глуше, 
глуше.
И ужас режет души
Напополам...
Спасите наши души!

1 ведущий. Да, такого Высоцкого мы, к сожалению, знаем очень мало. Человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становится воплощением возвышенного спокойствия, становится человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

(сл.30) В жизни Высоцкого были три самые дорогие и любимые женщины. Первая жена – Изольда Жукова студентка школы-студии МХАТ. Вторая – киноактриса  Людмила Абрамова, мать его сыновей, Аркадия и Никиты.

(сл.31) В 1967году в жизнь Высоцкого вошла Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая всех зрителей своей красотой и талантом.

Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнущая день ото дня, обогатила обоих.

(сл.32) Отрывок из фильма с участием Высоцкого и Влади.

Чтец 6 Марине Влади:

Люблю тебя сейчас

Не тайно – напоказ.

Не «после» и «не» в лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

А в прошлом не хочу, а в будущем не знаю.

В прошедшем «я любил» печальнее могил,

Все нежное во мне бескрылит и стреножит.

Хотя поэт поэтов говорил:

«я вас любил, любовь ещё быть может…»

Так говорят о брошенном, отцветшем-

И в этом жалость есть и снисходительность.

Как к свергнутому с трона королю.

Есть в этом сожаленье об ушедшем,

Стремленье, где утеряна стремительность,

И как бы недоверье к  «Я люблю»

Люблю тебя теперь- без пятен, без потерь.

Мой век стоит сейчас- я вен не перережу!

Во время, в продолжении теперь-

Я прошлым не дышу и будущим не гружу.

Приду и вброд и вплавь к тебе- хоть обезглавь!-

С цепями на ногах и с гирями по пуду.

Ты только по ошибке не заставь,

Чтоб после «я люблю» добавил «и буду».

2 ведущий. (сл.33) Спустя несколько лет, Высоцкий и Влади поженились. Это была красивая, длившаяся много лет, духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп – вдвоём трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: «я жив 12 лет тобою…»

(сл.34) Высоцкий ушёл от нас 25 июля 1980года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Тогда  Врачи спасли его.

(сл.35) Отрывок из фильма «Высоцкий, спасибо что живой»

3 ведущий (сл.36) Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах. Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. Он торопился жить, он, словно всадник, мчащийся стремглав, пытающийся успеть многое спеть, сказать. Но вот только кони ему попались привередливые.

За два дня до смерти Высоцкий пишет стихотворение «Последний приют».

Чтец 7. (сл.37) Спасибо, друг, что посетил последний мой приют.
Постой один среди могил, почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил, как распирало грудь -
И воскресают, словно сон, былые времена.
И в хриплый мой магнитофон влюбляется страна.
Я пел и грезил, и творил - я многое сумел.
Какую женщину любил!!! Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино, прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно, вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил, а ты один живой.
За все, чем дышишь и живешь, зубами, брат, держись.
Когда умрешь, тогда поймешь - какая штука - жизнь!
Прощай, себя я пережил в кассете "Маяка",
А песни, что для всех сложил - переживут века! 

4 ведущий. (сл.38) Владимир Семенович Высоцкий скончался 25 июля 1980 года от сердечного приступа и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На его могиле, расположенной недалеко от входа, установлен памятник и в любое время года много живых цветов.

(сл.39) Кажется, что он просто устал от жизни, спел всё, что посчитал нужным, и ушёл. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.

1 ведущий Из постановления ЦК КПСС и Совета министерства СССР: “…присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому Владимиру Семеновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен”.

(сл.40) Владимир Высоцкий – так названа открытая в  1986 году планета между орбит Марса и Юпитера. Ивановскому молодежному театру присвоено имя поэта. Бульвар в Киеве также носит имя Владимира Высоцкого. Миллионными тиражами выпущены диски его песен.

(сл.41) Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Чтец 8 (сл.42) Хоть о камень башкою,

Хоть кричи – не кричи,

Я слышал такое

В июльской ночи-

Что в больничном вагоне

Недопев лучший стих,

После долгих агоний

Высоцкий затих.

Смолкли хриплые трели,

Хоть кричи - не кричи

Что же мы проглядели?

И друзья, и врачи.

Я в бреду, как в тумане,

Вместо компаса злость,

Отчего у нас повелось.

Только явиться парень

Неуёмной души-

И сгорит, как Гагарин,

И замрет, как Шукшин,

Как Есенин повиснет,

Как Вампилов нырнет,

Словно кто поразмыслив,

Стреляет их взлёт.

До свидании, тезка!

Я пропитан тобой-

Твоей рифмой хлёсткой

И хлёсткой судьбой.

Что там я , миллионы,

Точнее, народ,

Твои песни-знамёна

По жизни несёт.

Ты и совесть, и смелость,

И лиричность, и боль…

Чтоб и там тебе пелось

И, конечно, жилось.

В зоне струн, в ритме клавиш

Ты навеки речист,

До свиданья, товарищ

Народный артист! (В. Солоухин)

Преподаватель(сл.43) Почему же Высоцкого считают душой России?

Юрий Трифонов отвечает на этот вопрос так: Высоцкий затронул очень важные или, лучше сказать, очень больные моменты нашей истории. Он рассказывал нам почти обо всем, чем жили мы, чем жил народ — при нем и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был мальчиком, но, как оказалось потом, все хорошо ухватил, почувствовал и понял... Пел о больших делах и стройках и о тяжких временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах и альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шоферах — о ком угодно, обо всем. Великая, фантастическая его популярность возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошел в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.

(сл.44) Наверное, девизом всей жизни Владимира Высоцкого можно считать его слова, которые являются путеводной звездой для многих наших соотечественников:

Если трудно идешь-

По колено в грязи,

Да по острым камням, босиком по воде по студеной…

Пропыленный, обветренный, дымный,-

Огнем опаленный-

Хоть какой,-

Доберись, добреди, доползи!

Я надеюсь, что эта встреча не пройдёт для вас бесследно. Конечно, многое из его биографии сегодня не затронуто. Она у него обширная и очень интересная. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями.

Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые»








Список использованной литературы


    1. Вологда.ру / Высоцкий. Все факты о Высоцком [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.wologda.ru/article/222

    2. Все о Высоцком / Песни Высоцкого [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://visockiy.ucoz.ru/blog

    3. Информио / Методическая разработка [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id670/Metodicheskaja-razrabotka-vneklassnogo-meroprijatija-Vladimir-Vysockii

    4. Официальный сайт В. Высоцкого / Проза и поэзия [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.kulichki.com/vv/

    5. Социальная сеть работников образования / Методическая разработка [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library /2015/08/18/ metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!