СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного А. И. Солженицыну "Могучий классик xx века, или о чем рассказали фотографии из семейного альбома",

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с отдельными фактами из жизни писателя.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного А. И. Солженицыну "Могучий классик xx века, или о чем рассказали фотографии из семейного альбома",»

Кондрушина Виктория Петровна

учитель русского языка и литературы

филиал МБОУ «Горловская СОШ»

«Катинская ООШ»



Классный час.


Тема: Могучий классик XX века, или о чем рассказали фотографии из семейного альбома

Цели: познакомить учащихся с жизнью, деятельностью А. И. Солженицына; на примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся нравственные качества, умение отстаивать свою гражданскую позицию.

Оформление и оборудование: цветы, фотография А. И. Солженицына, выставка книг писателя, презентация «Фото из семейного альбома», созданная с использованием программы Power Point (Приложение 1), высказывания писателей, политиков, компьютер, проектор.


Мы гордимся тем, что Александр Исаевич Солженицын был нашим соотечественником и современником. Мы запомним его как сильного, мужественного, обладающего огромным внутренним достоинством человека. А его писательская и общественная деятельность, весь долгий, тернистый жизненный путь останутся для нас примером истинного подвижничества, бескорыстного служения людям, Отечеству, идеалам свободы, справедливости, гуманизма. (В. Путин)


Александр Солженицын, безусловно, писатель мирового масштаба, живший в постоянной тревоге и боли за судьбу России. ( В. Белов)


Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. (В. Распутин)


Вступительное слово учителя.

А. И. Солженицын. (Слайд 2.)

Один из величайших мастеров русского слова, писатель, философ, мыслитель. Рязань занимает особое место в жизни и творчестве этого человека. Именно здесь Александра Исаевича озарила громкая слава, и он из скромного школьного учителя превратился в известного писателя, словно невзрачный гадкий утенок – в красавца лебедя. Он прожил в Рязани 12 лет, полных напряженного труда.

Лучше всего, наверное, могут рассказать о нем фотографии. Заглянем с помощью наших ведущих в семейный альбом писателя.

Слайд 3. Исаакий Солженицын – отец писателя

Таисия Захаровна Солженицына – мать писателя

1- ый ведущий. Он появился на свет в декабре 1918 года в Кисловодске. Отец происходил из крестьян, затем стал студентом, добровольцем ушел на первую мировую войну и был награжден Георгиевским крестом. Он погиб от несчастного случая на охоте за шесть месяцев до

рождения своего единственного ребенка.

Как удалось выяснить самому писателю: «Деды мои были и тот и другой мужики. Были Солженицыны обыкновенные ставропольские крестьяне: в Ставрополье до революции несколько пар быков и лошадей, десяток коров да двести овец никак не считалось богатством. Большая семья, и работали своими руками»

Некоторое время спустя после рождения Александра умирает его дед с отцовской стороны. Дед по материнской линии был репрессирован. Вся родня была разорена большевиками после революции.

Мать Солженицына с шестилетним сыном переезжает в Ростов-на-Дону, где находит скромную квартиру, устраивает сына в школу. Сама поступает на работу стенографисткой, чтобы прокормить себя и сына. Таисия Захаровна рассказывает сыну о дореволюционном прошлом своего рода, об отце и его верности присяге, о православии. Александр Исаевич хранил фотографию отца в форме царского офицера. Уже за одно это можно было жестоко пострадать. Но здесь судьба была милостива к юноше. Александр блестяще окончил школу (Слайд4 Школьные друзья: А.Солженицын, К. Симонян, Н. Решетовская, Н. Виткевич, Л.Ежерец).

2-ой ведущий. В 1936 году он поступает в Ростовский университет на физико-математический факультет, а в 1936 на заочное отделение Московского института истории, философии, литературы (МИФЛИ).Не закончив МИФЛИ, уходит на войну в 1941 году. (Слайд5 Дорога на фронт.

А. Солженицын и командир артиллерийского дивизиона Е.Ф. Пшеченко.)

С 1942 по 1945 командует на фронте батареей. Награжден орденами и медалями.(Слайд 6 Боевые награды Солженицына) В феврале 1945 в звании капитана арестован, т. к. в переписке со школьным другом Николаем Виткевичем нелестно отозвался о Сталине, Ленине и советском строе.(Слайд 7. Н. Виткевич и А. Солженицын на фронте под Новосилем. Весна 1943.)

Осужден на восемь лет лагерей.(Слайд 8. Зэк Щ-282 )

1- ый ведущий. В 1952 году у писателя диагностировали рак желудка и прооперировали в лагерной больнице, отправив на лечение в ташкентский онкоцентр. (Слайд9.После выписки из онкоцентра).

Видимо, судьба и здесь хранила писателя: с болезнью удалось

справиться (уникальный случай для того времени).

2-ой ведущий. В 1956 году Солженицын реабилитирован решением Верховного суда СССР. Он получает назначение в сельскую школу учителем физики в поселке Торфопродукт близ Рязани. Он снимает комнату у Матрены Захаровой, старой крестьянки, в деревне Мальцево.

(Слайд 10,11 Матрена Васильевна Захарова и ее изба)

В1957 году Солженицын поселяется в Рязани. Здесь он пишет рассказ «Один день Ивана Денисовича»,принесший ему литературную славу.

1- ый ведущий. Любимым местом писателя является Солотча.

(Слайд 12 В Солотче под Рязанью) Здесь ему легко и спокойно работается. Александр Исаевич пишет здесь «Матренин двор»,

«Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом»,

«Жить не по лжи (эссе)» .И во всех произведениях содержится критика режима - как сталинского, так и современной ему «оттепели». Постепенно Солженицына перестают публиковать советские журналы, зато охотно печатают за границей.

В1965 году КГБ конфискует архив писателя, а в 1974 – м писателя обвинили в измене родине и выслали в ФРГ.

2-ой ведущий. …В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу советского самолета, прибывшего вне всяких расписаний из Москвы во Франкфурт – на –Майне, сошел единственный пассажир. Казалось, он был вытолкнут из него. Особенно заметной в сходившем на немецкую землю изгнаннике из России была не усталость, а бесцветный цвет кожи и сжатость движений. Через месяц к нему отпустили жену и детей. Два года опальный писатель прожил в Цюрихе. Затем перебрался в Америку и построил собственный дом подле города Кавендиш (штат Вермонт). (Слайд13 В Кавендише с сыновьями Ермолаем, Игнатом, Степаном )

1- ый ведущий. 18 лет А. И. Солженицын прожил в Америке. Он много работал, путешествовал по всему миру и мечтал, что однажды вернется в Россию. По каким принципам он жил можно понять из такого эпизода: в начале 1980-х президент Рейган пригласил на завтрак наиболее видных советских диссидентов, проживающих на Западе.

Из всех приглашенных отказался один Солженицын, заметив, что он не диссидент, а русский писатель, которому не с руки беседовать с главой государства, чьи генералы всерьез разрабатывают идею избирательного уничтожения русского народа посредством направленных ядерных ударов. Выразив вежливый отказ, Солженицын, однако, охотно пригласил господина Рейгана, когда истечет срок его полномочий, посетить его дом в Вермонте и там в спокойной обстановке побеседовать о насущных вопросах отношений двух наших стран, ненавязчиво подчеркнув, что президентская должность занимается одним лицом максимально на восемь лет, призвание же российского писателя пожизненно.

2-ой ведущий. В пору перестройки гражданство Солженицына было восстановлено.

Произведения писателя публиковали все толстые журналы. 27 мая 1994 года Солженицын с семьей прилетел из США в Россию. Правительство приняло его со всеми почестями, подобающими живому классику, вернувшемуся домой. В 1998 году писатель был награжден орденом Андрея Первозванного, но отказался принять награду, сказав: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу.»

(Слайд14 А.С.Солженицын за столом)

1- ый ведущий Нельзя сказать, кто он для истории больше: писатель, философ, мыслитель или диссидент.

Прежде всего, он человек вселенского масштаба. Его главный вклад в литературу, и историю – его жизнь и труд. Александр Исаевич был великий труженик, о чем свидетельствуют его награды: Лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 год, лауреат Большой золотой медали имени М.В.Ломоносова Российской Академии наук, лауреат Большой премии Французской Академии морально-политических наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации 2006 год, лауреат премии Фонда «Живко и Милица Топалович» (Сербия) 2007 год.

Похороны А.И.Солженицына состоялись на старом кладбище московского Донского монастыря.(Слайд15) Александр Исаевич хотел быть похороненным именно здесь. Он просил Патриарха Алексия об этом и получил его благословение. С монастырем, как признавался Солженицын, у него «много духовных связей». Рядом с могилой писателя – могила историка Василия Ключевского, недалеко лежат Александр Сумароков, Николай Жуковский, Василий Перов, Денис Фонвизин.

Заключительное слово учителя. Теперь уже дело живых сделать так, чтобы духовное наследие писателя не осталось в пределах старого монастырского кладбища.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения «Россия?»:


Но та, что всех дороже —

О, где ты, Россия моя?

Россия людей прямодушных,

Горячих, смешных чудаков,

Россия порогов радушных,

Россия широких столов,

Где пусть не добром за лихо,

Но платят добром за добро,

Где робких, податливых, тихих

Не топчет людское юро?

Где в драке и гневный не станет

Лежачего добивать?

Где вспомнят не только при брани,

Что есть у каждого мать?

Где, если не верят в Бога,

То пошло над ним не трунят?

Где, в дом заходя, с порога

Чужой почитают обряд?

Где нет азиатской опеки

За волосы к небесам?

Где чтит человек в человеке

Не худшего, чем он сам?

Где рабство не стало потребой

Угодливых искренно душ,

Где смертных не взносят на небо,

Где смелых не ломят вкрушь?..

В двухсотмиллионном массиве

О, как ты хрупка и тонка,

Единственная Россия,

Неслышимая пока!..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!