СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал: "Чтобы ребенок учился с интересом"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к родительскому собранию по теме "Чтобы ребенок учился с интересом"

Просмотр содержимого документа
«Методический материал: "Чтобы ребенок учился с интересом"»




(VIII класс)

ПРОБЛЕМА, ВСЕСТОРОННЕМУ ОБСУЖДЕНИЮ которой мы посвятили собрание, затрагивает многих учителей и родителей. Надеемся, что наша разработка родительского собрания будет полезна классным руководителям.


Задачи:

1) проинформировать родителей о возникновении проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

2) выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

3) побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;

4) развить умение родителей видеть себя со стороны;

5) расширить объем знаний родителей о нормах и методах решения возникающих проблем с детьми;

6) побудить родителей к совместному ведению с детьми свободного от работы времени.


Участники:- родители учащихся VIII класса, классный руководитель.

Подготовка.

1. Каждый учащийся вырезает из бумаги два листка любого дерева зеленого и жёлтого цветов.

2. На классном часе проводится погружение учащихся в проблемы «снижения интереса к учению, увеличения количества неудовлетворительных оценок с целью осознания учащимися. Для улучшения понимания характера взаимоотношений «ребенок - родитель» проводится анкетирование учащихся (анкета приводится ниже).

Учитель. Оценка - это показатель вашего труда. Почему же она становится все ниже и ниже? В чем причина увеличения количества неудовлетворительных оценок? Перед вами на доске дерево. Это «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я вас просила подготовить листочки двух цветов. Сейчас на листочке зеленого цвета кратко укажите причину получения вами неудовлетворительных оценок либо причину нежелания учиться. К заданию приступают лишь те учащиеся, которые считают, что данная проблема к ним имеет прямое отношение.

Большинство учащихся выполняют задание. Затем они подходят к дереву и наклеивают зеленые «листья». В качестве основных учащиеся называют обычно следующие причины; «лень», «друзья», «телевизор», «не нравится предмет», «не получается», «не хватает времени», «не понимаю предмет». Учитель называет, анализирует эти высказывания и спрашивает; «В чем же причины нехватки времени, непонимания предметов? Почему друзья являются причиной снижения успеваемости?» Учащиеся снова работают с листочками, на этот раз желтого цвета, и
также наклеивают их на «дерево проблем». Чаще других называются такие причины, как «невнимательность», «нет помощи», «друзья часто отвлекают», «много времени смотрю телевизор», «долго гуляю на улице», «не обращаюсь за помощью». Все перечисленные высказывания взаимосвязаны. Учащиеся чувствуют проблему, но не могут докопаться до ее первопричин, корней.

На втором этапе учащиеся заполняют анкету. Желающие могут указать свои имя

фамилию.


Анкета

Допустимы ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?

3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным учебным предметам, тем, как складываются ваши взаимоотношения с учителями и одноклассниками?

4. Знают ли родители ваших друзей?

5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

6. Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?

7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

9. Всегда ли у вас желание проводить свои праздники без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?

11. Обсуждаются ли в семье с вашим участием телевизионные передачи, фильмы?

12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театрах, музеях?

13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?

14. Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?



Учитель проводит подсчет баллов (за каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов) и записывает полученный результат.


Ход родительского собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

Отметки, которые получают наши дети, - это оценка их труда. Так получилось, что успеваемость в сентябре - октябре по сравнению с прошлым учебным годом снизилась на 8%. Почему же дети не хотят учиться и как следствие получают двойки? Чтобы разобраться в ситуации, надо учесть ряд обстоятельств. С учащимися мы использовали для этого «дерево проблем». Давайте попробуем с вами провести сейчас подобную работу. Родители отвечают на те же вопросы, которые предлагались детям на классном часе. Причины они записывают на листочках деревьев, зеленых и желтых. Работа проводится также в два этапа. Родители, как показал наш опыт, отмечают те же причины неуспеваемости, что и учащиеся, но в большинстве случаев не могут определить их на втором этапе работы. В себе «корни» этой проблемы они не находят. Учитель демонстрирует родителям «дерево
проблем» учащихся.

II. Проведение анкетирования и тестирования родителей.

Прежде чем предложить родителям ответить на вопросы анкеты, аналогичной той, что предлагалась детям, учитель сообщает им цифру - суммарный результат ответов учащихся. Эта работа необходима для того, чтобы каждый из родителей задумался о своих отношениях с ребенком, сопоставив оба результата: свой и ребенка, а также для меньшего привлечения внимания других родителей к результатам остальных учащихся.

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9.Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в «детские праздники», или предпочитают проводить их «без взрослых»?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные с ними прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?



За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, никогда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и интерпретацией их учителем. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных. (У многих наблюдались большие расхождения с детскими ответами. Родители неожиданно для себя выясняют, что они недостаточно внимания уделяют ребенку дома. Делается вывод: нельзя допускать того, чтобы отношения между детьми и родителями были только удовлетворительными или недостаточными).

Учитель, видя заинтересованность родителей, может предложить им оценить себя, как родителя с помощью следующих тестов.


Тест № 1. «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в своей семье.

1. Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а);

4. И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ж ты похож(а)!

7. Вот я в твое время!..

8. Ты моя опора и помощник(ца)!

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты?!

14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!



Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.

7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.


Тест № 2. «Хорошо ли я занимаюсь
воспитанием своего ребенка?»

1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учеб-
ном году?

а) четыре;

б) три;

в) два.

2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?

а) знаю всех;

б) знаю половину;

в) знаю лишь некоторых.

3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

а) постоянно;

6)1-2 раза в семестр;

в) ни разу

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что вы будете делать?

а) обращусь за помощью к учителям;

б) пойду к завучу;

в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.

5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

а) да, знаю;

б) частично;

в) догадываюсь, но точно не знаю.
6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

а) да;

б) иногда;

в) нет, но догадываюсь.


Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний а, б или в.

Если лидирует ответ а). Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи.

Если лидирует ответ б). Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут
привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.

Если лидирует ответ в). Вы вместе с другими членами вашей семьи должны помочь ребенку.

Ш. Рекомендации родителям.
Учитель.
Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или с неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти решение проблемы.


Вариант I

Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет в школе был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.

Вариант 2

Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.

1. Не унижайте своего ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!»

Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, а дело - совсем другое.

Вариант 3

У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

Вариант 4

Возьмите на заметку:

Следите затем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок - грустное зрелище на уроке.

Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые приносит из школы.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.

Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.

Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

Вариант 5

Воспользуйтесь советами Д.Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка;
2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме;
3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках;

4. Задавайте вопросы вместо приказаний;

5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

6. Хвалите его даже за скромный успех будьте при этом искренними.
7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Вариант 6

Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Рано или поздно проблема разрешится, но неприятных последствий будет больше. Составьте с ребенком пошаговый план решения той или иной проблемы.

Шаг 1-й. Вижу свою проблему
Шаг 2-й. Знаю про свою проблему всё.
Шаг 3-й. Хочу решить свою проблему (осознание проблемы вместе с родителями).

Шаг 4-й. Составляю план действий (составляется вместе с родителями письменно): сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, написать распорядок дня, посоветоваться с психологом и т.п.

Шаг 5-й. Действую.

Шаг 6-й. Изучаю результат (получили ли то, что ожидали).

Шаг 7-й. Даю оценку того, что сделано. (Учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и обязательно родителей.)

IV. Подведение итогов.

Учитель. Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, педагоги и родители, - союзники в этой работе. Великий философ Ж.- Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.


V. Решение родительского собрания.


Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.



Раздаются памятки о формах общения с детьми.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!