СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы формирования познавательного интереса школьников к изучению химии с помощью контекстных расчетных задач

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение расчетных задач при изучении химии является наиболее сложным...

  • сформировать устойчивый познавательный интерес школьников к изучению химии
  • развивать умение логически мыслить..

Просмотр содержимого документа
«Методические основы формирования познавательного интереса школьников к изучению химии с помощью контекстных расчетных задач»

 Методические основы формирования познавательного интереса школьников к изучению химии с помощью контекстных расчетных задач

Методические основы формирования познавательного интереса школьников к изучению химии с помощью контекстных расчетных задач

Объект исследования: Процесс обучения химии с использованием контекстных расчетных задач.

Объект исследования:

Процесс обучения химии с использованием контекстных расчетных задач.

Предмет исследования: Методика проведения уроков химии с использованием контекстных расчетных задач.

Предмет исследования:

Методика проведения уроков химии с использованием контекстных расчетных задач.

Цель исследования: Повышение познавательной активности и формирование познавательного интереса путем использования контекстных расчетных задач при изучении химии.

Цель исследования:

Повышение познавательной активности и формирование познавательного интереса путем использования контекстных расчетных задач при изучении химии.

Гипотеза: Если на уроках химии использовать контекстные задачи с практическим содержанием, то можно способствовать повышению познавательного интереса к предмету.

Гипотеза:

Если на уроках химии использовать контекстные задачи с практическим содержанием, то можно способствовать повышению познавательного интереса к предмету.

Задачи исследования: Проанализировать методическую литературу (учебники, задачники) по данной теме; Предложить контекстные расчетные задачи для использования на уроках химии в школе; Разработать и опробовать методические рекомендации к проведению уроков химии с использованием задач с практическим содержанием; Проверить эффективность предлагаемых методических рекомендаций при изучении химии.

Задачи исследования:

  • Проанализировать методическую литературу (учебники, задачники) по данной теме;
  • Предложить контекстные расчетные задачи для использования на уроках химии в школе;
  • Разработать и опробовать методические рекомендации к проведению уроков химии с использованием задач с практическим содержанием;
  • Проверить эффективность предлагаемых методических рекомендаций при изучении химии.
Расчетные задачи в 8 классе: Тема Количество часов Расчеты по химическим формулам 2 Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» 3 Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) 2 Практическая работа «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» 1 Расчеты по химическим уравнениям 2

Расчетные задачи в 8 классе:

Тема

Количество часов

Расчеты по химическим формулам

2

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»

3

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

2

Практическая работа «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

1

Расчеты по химическим уравнениям

2

Признаки наличия интереса к учению: Активное включение в учебную деятельность Сильная сосредоточенность на учебном материале Отсутствие отвлечений Возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.

Признаки наличия интереса к учению:

  • Активное включение в учебную деятельность
  • Сильная сосредоточенность на учебном материале
  • Отсутствие отвлечений
  • Возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.

Коэффициент активности: Ка = ( m + n + k – l )/N ,  где N – количество учащихся; m – количество учащихся вызванных учителем и давших полный ответ; n - количество учащихся, которые сами вызвались отвечать, сделали дополнение, задали вопрос учителю; k - количество учащихся, поднимавших руку, но не вызванные учителем; l - количество учащихся, отвлекавшихся на уроке.

Коэффициент активности:

Ка = ( m + n + k l )/N ,

  • где N – количество учащихся; m – количество учащихся вызванных учителем и давших полный ответ; n - количество учащихся, которые сами вызвались отвечать, сделали дополнение, задали вопрос учителю; k - количество учащихся, поднимавших руку, но не вызванные учителем; l - количество учащихся, отвлекавшихся на уроке.
Коэффициент активности:

Коэффициент активности:

Коэффициент интереса: К = ( n 1 + 0,5 n 2 – 0,5 n 3 – n 4 )/ N , где n 1  – количество учеников, которым очень понравилось, n 2 –  количество учеников, которым понравилось,   n 3 – количество учеников, которым не понравилось, n 4 – количество учеников, которым совсем не понравилось.

Коэффициент интереса:

К = ( n 1 + 0,5 n 2 – 0,5 n 3 n 4 )/ N ,

где n 1 – количество учеников, которым очень понравилось, n 2 – количество учеников, которым понравилось,

n 3 – количество учеников, которым не понравилось, n 4 – количество учеников, которым совсем не понравилось.

Коэффициент интереса:

Коэффициент интереса:

Образец проверочной работы (вводный контроль знаний):   Какое количество вещества оксида кальция СаО имеет массу 140 г? Рассчитайте массу и объем углекислого газа СО 2 количеством вещества 2,2 моль.

Образец проверочной работы (вводный контроль знаний):

  • Какое количество вещества оксида кальция СаО имеет массу 140 г?
  • Рассчитайте массу и объем углекислого газа СО 2 количеством вещества 2,2 моль.
Элементы содержания, включенные в самостоятельную работу:   Краткая запись условий задачи; Нахождение количества вещества по массе; Нахождение массы по количеству вещества; Нахождение объема по количеству вещества; Правильность решения (расчеты); Единицы измерения, запись ответа.

Элементы содержания, включенные в самостоятельную работу:

  • Краткая запись условий задачи;
  • Нахождение количества вещества по массе;
  • Нахождение массы по количеству вещества;
  • Нахождение объема по количеству вещества;
  • Правильность решения (расчеты);
  • Единицы измерения, запись ответа.
ПП – правильный полный; ПН - правильный неполный; НП - неправильный; НО – нет ответа.

ПП – правильный полный;

ПН - правильный неполный;

НП - неправильный;

НО – нет ответа.

Образец проверочной работы (промежуточный контроль знаний): При выпечке печенья в качестве разрыхлителя теста используют пищевую соду (гидрокарбонат натрия) с добавкой уксусной кислоты. Эта смесь при нагревании разлагается, выделяя углекислый газ. Рассчитайте объем (при н.у.) CO 2 , который выделится при использовании 1 чайной ложки (5 г) NaHCO 3 и избытка CH 3 COOH. CH 3 COOH + NaHCO 3 = CH 3 COONa + H 2 О + CO 2

Образец проверочной работы (промежуточный контроль знаний):

  • При выпечке печенья в качестве разрыхлителя теста используют пищевую соду (гидрокарбонат натрия) с добавкой уксусной кислоты. Эта смесь при нагревании разлагается, выделяя углекислый газ. Рассчитайте объем (при н.у.) CO 2 , который выделится при использовании 1 чайной ложки (5 г) NaHCO 3 и избытка CH 3 COOH.
  • CH 3 COOH + NaHCO 3 = CH 3 COONa + H 2 О + CO 2

Элементы содержания, включенные в самостоятельную работу: Краткая запись условий задачи; Нахождение количества вещества по массе; Нахождение по уравнению количества вещества; Нахождение объема по количеству вещества; Правильность решения (расчеты); Единицы измерения, запись ответа.

Элементы содержания, включенные в самостоятельную работу:

  • Краткая запись условий задачи;
  • Нахождение количества вещества по массе;
  • Нахождение по уравнению количества вещества;
  • Нахождение объема по количеству вещества;
  • Правильность решения (расчеты);
  • Единицы измерения, запись ответа.
Образец проверочной работы (итоговый контроль знаний): Термический метод получения фосфорной кислоты заключается в том, что полученный из природных фосфатов фосфор сжигают, образующийся оксид фосфора ( V ) при взаимодействии с водой дает H 3 PO 4 . Суммарное уравнение реакции: 4 P + 5 O 2 + 6 H 2 O = 4 H 3 PO 4 . Какой объем кислорода необходим для получения 400 кг фосфорной кислоты?

Образец проверочной работы (итоговый контроль знаний):

Термический метод получения фосфорной кислоты заключается в том, что полученный из природных фосфатов фосфор сжигают, образующийся оксид фосфора ( V ) при взаимодействии с водой дает H 3 PO 4 . Суммарное уравнение реакции: 4 P + 5 O 2 + 6 H 2 O = 4 H 3 PO 4 .

Какой объем кислорода необходим для получения 400 кг фосфорной кислоты?

Элементы содержания, включенные в самостоятельную работу: Краткая запись условий задачи; Нахождение количества вещества по массе; Нахождение по уравнению количества вещества; Нахождение объема по количеству вещества; Правильность решения (расчеты); Единицы измерения, запись ответа.

Элементы содержания, включенные в самостоятельную работу:

  • Краткая запись условий задачи;
  • Нахождение количества вещества по массе;
  • Нахождение по уравнению количества вещества;
  • Нахождение объема по количеству вещества;
  • Правильность решения (расчеты);
  • Единицы измерения, запись ответа.
Сравнение результатов вводного и итогового контроля знаний учащихся   Характеристика ответов  Вводный контроль Число ответов ПП (полный ответ)  Итоговый контроль В % к общему числу 8 ПН (неполный ответ) 14 Число ответов 29 НП (неправильный ответ) 6 11 50 В % к общему числу 15 39 21 54 2 7

Сравнение результатов вводного и итогового контроля знаний учащихся

Характеристика ответов

Вводный контроль

Число ответов

ПП (полный ответ)

Итоговый контроль

В % к общему числу

8

ПН (неполный ответ)

14

Число ответов

29

НП (неправильный ответ)

6

11

50

В % к общему числу

15

39

21

54

2

7

Выводы:  В ходе педагогического исследования:  Предложены задачи и методические рекомендации их применения на уроках химии. Данные методические рекомендации апробированы в ходе педагогической практики. Доказана их эффективность при обучении химии.

Выводы:

В ходе педагогического исследования:

  • Предложены задачи и методические рекомендации их применения на уроках химии.
  • Данные методические рекомендации апробированы в ходе педагогической практики.
  • Доказана их эффективность при обучении химии.
Спасибо!!!

Спасибо!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей