СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы организации работы учащихся с учебником на уроках химии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник занимает достойное место в процессе обучения. Он является наиболее доступным источником информации для учащихся. Только учебник, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически – необходима систематическая работа с ней. К сожалению реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках химии ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников. В связи с этим одной из главных проблем школьного образования является развитие умений самостоятельно работать с источниками информации, т. е умения выделять главное в материале, анализировать прочитанное, обобщать и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы организации работы учащихся с учебником на уроках химии.»

Методические приемы организации работы учащихся с учебником на уроках химии.

Методические приемы организации работы учащихся с учебником на уроках химии.

Объект исследования: Процесс обучения химии в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования:

Процесс обучения химии в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: Методические приемы работы с учебником в процессе обучения химии.

Предмет исследования:

Методические приемы работы с учебником в процессе обучения химии.

Цель исследования:  Организация работы учащихся с учебником на уроках химии.

Цель исследования:

Организация работы учащихся с учебником на уроках химии.

Гипотеза:   Если сочетать и систематически применять различные методические приемы работы с учебником на уроках химии, то можно: Добиться повышения познавательной активности учащихся; Сформировать и развить умения учащихся самостоятельно работать с текстовой информацией.

Гипотеза:

Если сочетать и систематически применять различные методические приемы работы с учебником на уроках химии, то можно:

  • Добиться повышения познавательной активности учащихся;
  • Сформировать и развить умения учащихся самостоятельно работать с текстовой информацией.
Задачи исследования: Показать место учебника в процессе обучения, опираясь на психолого-педагогическую и методическую литературу. Проанализировать методологические приемы построения учебников. Выбрать методические приемы организации работы учащихся с учебником. Апробировать их в ходе педагогического эксперимента и проанализировать полученные результаты.

Задачи исследования:

  • Показать место учебника в процессе обучения, опираясь на психолого-педагогическую и методическую литературу.
  • Проанализировать методологические приемы построения учебников.
  • Выбрать методические приемы организации работы учащихся с учебником. Апробировать их в ходе педагогического эксперимента и проанализировать полученные результаты.
Анкета учителей химии. 1. Считаете ли вы значимой проблемой развитие познавательной активности учащихся на уроке? 2. Какие методы вы применяете для повышения познавательной активности учащихся на уроках? 3. Какие приемы работы с текстом учебника вы используете (ИНСЕРТ, 30 вопросов, задание по содержанию и другие; вообще не используете)? 4. Как часто используете данный прием?

Анкета учителей химии.

1. Считаете ли вы значимой проблемой развитие познавательной активности учащихся на уроке?

2. Какие методы вы применяете для повышения познавательной активности учащихся на уроках?

3. Какие приемы работы с текстом учебника вы используете (ИНСЕРТ, 30 вопросов, задание по содержанию и другие; вообще не используете)?

4. Как часто используете данный прием?

5. Считаете ли вы необходимым использовать на уроках прикладные факты и иллюстрировать связь своего предмета с материальным миром? 6. С какой целью организуете работу учащихся с учебником (для чтения параграфа, для анализа текста, для составления таблиц и другое)? 7. Как повысить интерес учащихся к учебнику по химии?

5. Считаете ли вы необходимым использовать на уроках прикладные факты и иллюстрировать связь своего предмета с материальным миром?

6. С какой целью организуете работу учащихся с учебником (для чтения параграфа, для анализа текста, для составления таблиц и другое)?

7. Как повысить интерес учащихся к учебнику по химии?

Методические приемы. Задание по содержанию: составление планов, конспектов, тестов, схем; заполнение таблиц; подготовка сообщений, докладов. 30 вопросов (составление вопросов учащимися) ИНСЕРТ

Методические приемы.

  • Задание по содержанию: составление планов, конспектов, тестов, схем; заполнение таблиц; подготовка сообщений, докладов.
  • 30 вопросов (составление вопросов учащимися)
  • ИНСЕРТ
«30 вопросов». Класс делится на группы по 5-6 человек. Этим группам предлагается за 10 минут составить и записать по 30 вопросов, относящихся к пройденной теме. После того как пройденное время пройдет, устраивается «эстафета». Учащиеся одной команды отвечают на вопросы другой; и так по очереди. Заданный вопрос вычеркивается.

«30 вопросов».

Класс делится на группы по 5-6 человек. Этим группам предлагается за 10 минут составить и записать по 30 вопросов, относящихся к пройденной теме. После того как пройденное время пройдет, устраивается «эстафета». Учащиеся одной команды отвечают на вопросы другой; и так по очереди. Заданный вопрос вычеркивается.

Результат: Оценки за контрольную работу. 8а класс «5» 8б класс 4 человека «4» 2 человека 7 человек «3» 4 человека 13 человек «2» 16 человек 1 человек 4 человека

Результат:

Оценки за контрольную работу.

класс

«5»

класс

4 человека

«4»

2 человека

7 человек

«3»

4 человека

13 человек

«2»

16 человек

1 человек

4 человека

«ИНСЕРТ» 1.Стадия вызова (учитель задает вопросы, фиксирует ответы) 2.Стадия осмысления (учащиеся прорабатывают текст, используя специальные пометки: -  это я знаю + - новая информация ? - информация требует пояснения ! - это интересно )

«ИНСЕРТ»

1.Стадия вызова (учитель задает вопросы, фиксирует ответы)

2.Стадия осмысления (учащиеся прорабатывают текст, используя специальные пометки:

  • - это я знаю

+ - новая информация

? - информация требует пояснения

! - это интересно )

3. Стадия размышления или рефлексии (учащиеся составляют графический организатор - кластер по данной теме).

3. Стадия размышления или рефлексии (учащиеся составляют графический организатор - кластер по данной теме).

Результат: 8а класс Коэффициент активности 8б класс 72% 38%

Результат:

класс

Коэффициент

активности

класс

72%

38%

«Задание по содержанию»  (составление конспекта по плану)  1.Запишите в тетрадь тему урока. Внимательно прочитайте параграф 27. 2.Используя текст параграфа, составьте конспект по плану:  Закон сохранения массы веществ. Определение «химические уравнения». Правила написания химических уравнений. Пример

«Задание по содержанию» (составление конспекта по плану)

1.Запишите в тетрадь тему урока. Внимательно прочитайте параграф 27.

2.Используя текст параграфа, составьте конспект по плану:

  • Закон сохранения массы веществ.
  • Определение «химические уравнения».
  • Правила написания химических уравнений.
  • Пример

3.Выполните задания в тетрадях (каждый ученик получил свою индивидуальную карточку): Запишите в виде химических уравнений следующие предложения: 1. при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода ( IV ); 2. при взаимодействии оксида фосфора ( V ) с водой получается фосфорная кислота.

3.Выполните задания в тетрадях (каждый ученик получил свою индивидуальную карточку):

Запишите в виде химических уравнений следующие предложения: 1. при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода ( IV ); 2. при взаимодействии оксида фосфора ( V ) с водой получается фосфорная кислота.

Выводы:  В ходе педагогического исследования:  Выявлены методические приемы организации работы с учебником.  Данные методические приемы апробированы в ходе педагогической практики.  Доказана их эффективность при обучении химии.

Выводы:

В ходе педагогического исследования:

  • Выявлены методические приемы организации работы с учебником.
  • Данные методические приемы апробированы в ходе педагогической практики.
  • Доказана их эффективность при обучении химии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!