СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации адресованы учителям русского языка и литературы. В работе детально описывается система работы по подготовке к написанию экзаменационного сочинения.  В рекомендациях  представлен не только теоретический материал. Практические рекомендации содержат максимально обобщённые таблицы, схемы, алгоритмы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку»

Управление образования администрации

Красногвардейского района

Муниципальное образовательное учреждение

Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1







Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку




Автор-составитель:

Т.А. Харчева,

учитель русского языка

и литературы










Плешаново - 2016




Автор-составитель: Харчева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная

школа № 1» Красногвардейского района Оренбургской области.

Учитель высшей квалификационной категории.


Аннотация


Методические рекомендации, адресованные учителям русского языка и литературы, посвящены проблеме подготовки учащихся к написанию сочинения – рассуждения.

Настоящая работа отличается практикоориентированной направленностью, что выражается в детальном описании системы работы учителя, созданной за годы работы. В методических рекомендациях показаны чёткие шаги в достижении главной цели - повышении качества обучения выпускников в ходе написания сочинения-рассуждения в формате Государственного экзамена по русскому языку.

Методические рекомендации отражают систему работы по подготовке к выполнению задания 25 ЕГЭ. Наряду с теоретическими выкладками представлены практические рекомендации, которые содержат максимально обобщенные таблицы, схемы, алгоритмы.

Данные методические рекомендации отличаются технологичностью. В них детально прописано, как предлагаемая система может быть использована учителем в ходе подготовки к ЕГЭ, поэтому работа может быть интересна и учителям со стажем, и молодым специалистам, понимающим необходимость повышения качества знаний обучающихся.


Пояснительная записка


«Сочинение – вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» - такое определение дается в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова. Как научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью II на ЕГЭ? Эти вопросы волнуют многих учителей русского языка и литературы.

Вот почему цель моей работы - определение специфики экзаменационного сочинения-рассуждения и оказание помощи учителям русского языка и литературы при подготовке выпускников к заданию 25.

Задачи:

1) определить жанровое и композиционное своеобразие сочинения в формате ЕГЭ;

2) рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных произведений в качестве примера для отработки практического навыка.



Структура работы

В методических рекомендациях подробно рассматриваются композиционные части сочинения и способы их раскрытия.

Работа носит актуальный характер, так как у выпускников вызывает затруднение анализ содержательной стороны текста, который требует выявления тех проблем, которые волновали автора, и чёткого, точного речевого оформления основной проблемы текста (К1).

Кроме того, анализ работ показывает, что многие выпускники не имеют навыка ёмкого и по возможности исчерпывающего определения основных мыслей текста и не могут представить их комментарий, который может быть развёрнут как конкретизация мыслей автора.

Трудности вызывает критерий 4. Это самое сложное задание на ЕГЭ по русскому языку в задании 25, за него ставится 3 балла. Здесь выпускник может продемонстрировать свой уровень общего развития и степень зрелости личности. Выпускнику желательно ориентироваться в различных типах аргументации, уметь обнаруживать и понимать аргументы в исходном тексте, давать им оценку и самому уметь подбирать аргументы. В этом и заключается сложнсть задания. При обосновании собственной точки зрения зачастую путаются понятия «доказательство» и «иллюстрация

Критерий 5 также является сложным. Созданные выпускником части текста должны соединяться между собой не механически, а с использованием средств связи, существующих в русском языке: повторов, синонимов, местоимений, вводных слов и выражений. Пишущий сочинение постоянно должен обращаться к сформулированной им проблеме текста, соотносить с ней комментарии, затем позицию автора, свою позицию, и наконец, аргументы. Основываясь на приведённых доводах, можно сказать о том, что задание 25 требует особого подхода, «отточенности» в действиях, практических навыков.

Для успешного решения этих задач предлагается материал «Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку»



Содержание

Блок I

К 1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА (1 балл)

Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. В тексте может быть несколько проблем. Рассматривать нужно только ОДНУ! Лучше выбрать главную проблему текста. В случае затруднения можно выбрать и ту проблему, которая вам интересна и вы сможете её аргументировать.


Способы выражения проблемы в текстах разных стилей


В публицистическом стиле речи проблема выражается

- тезисно, открыто, в одном предложении текста или в одном фрагменте текста

- в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац)


В художественном стиле речи проблема выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи,


Способы формулировки проблемы


Проблема формулируется чаще всего двумя способами:

- в виде вопроса или цепочки вопросов (они должны быть созвучны)

- в виде сочетания слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?).


Речевые клише.


- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

- Касается … проблемы…

- Уделяет внимание ... проблеме…

- Автор затрагивает проблему...

- Автор очень эмоционально отстаивает идею...

- Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

- В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

- Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...

- Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

- Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

- Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

- Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


Важно:

- если проблема сформулирована неправильно, ставится ноль баллов сразу по первым  четырем критериям  (К1 – К4);

- нельзя подменять проблему исходного текста темой;

- нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте).

Способы выявления проблемы в тексте


Текст для работы

(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.

(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.

(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?

(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.

(По И. Косолапову*)



Способ 1.

Найди позицию автора. Если есть позиция автора, то должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана.

В предложенном для работы тексте позиция автора звучит в предложении № 12

(12) Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

Проблема текста:

Утратила ли книга своё назначение в современном обществе? По-прежнему ли она учит человека и передаёт ему собранную нашими предками мудрость? Эту важную проблему поднимает И. Косолапов в тексте.

Способ 2.

Найди проблему через тему и идею текста

Алгоритм:

- Определи тему текста (о чём текст?)

- Определи идею текста (ради чего написан текст? В чём нас убеждает автор?)

- Запиши идею в виде законченного предложения.

- Попробуй подобрать вопрос, на который это предложение будет являться ответом.

Этот вопрос и будет являться проблемой, поднятой в тексте.

В предложеном тексте:

тема: о книге

идея: автор пытается донести мысль о том, что молодое поколение теряет духовную бдительность, предпочитая книге полезные и умные машины – достижения прогресса.

Проблема:

Почему молодое поколение предпочитает книге модные достижения прогресса? Почему для него книга всего лишь кипа «пыльной бумаги? Над этой проблемой рассуждает И. Косолапов.


Способ 3.

Выдели ключевые слова и впиши их в схему (ключевые слова отражают главное содержание текста)

Запомни! В центре любой проблемы всегда стоит человек.


Человек

  • Семья

  • Общество (молодое поколение, старшее поколение)

  • Прогресс (микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники, компьютер)

  • Искусство (книги)

  • Нравственность (духовные высоты, духовная бдительность, душа)

  • Природа

  • Человек и политика

  • Человек и развитие мышления


  1. Сформулируем проблемы

а) Проблема взаимоотношений молодого и старшего поколений.

б) Проблема отношения к книге или к чтению и литературе в целом.

в) Проблема влияния на человека прогресса.

г) Проблема духовного существования человека в мире

Способ 4

Алгоритм:

- разделите текст на смысловые части (помните, что смысловая часть может заключаться не только в одном абзаце, но и в двух, трёх)

- прочитайте каждую часть и поставьте к ней вопросы

- сформулируйте проблемы

- выявите основную проблему текста (попытайтесь увидеть общие слова в каждом вопросе)

- Каково отношение к книге молодого поколения и взрослой публики?

- Каково отношение книге и литературе в целом в современном обществе?

- Как влияет на человека и его отношение к книге модная техника, которая нас окружает?

- В чём заключается духовная бдительность? Почему в современном обществе человек меняет книгу на компьютер?

Основная проблема: проблема отношения современного поколения к книге.


Обратите внимание:

В методических рекомендациях для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года находим следующую информацию:

«Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте».


Блок II

К 2 Комментарий (3 балла)


Формулировка задания - 2016

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

В этом году существо требований К 2 не изменилось, но теперь ФИПИ формализовал идеи, высказанные ранее. Выпускников буквально подталкивают к внимательному и вдумчивому прочтению исходного текста.


Комментарий это рассуждения по поводу выделенной проблемы текста, это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос (нужно рассказать о том, что сделал автор, для того чтобы донести смысл проблемы до читателя). Важно отразить в своей работе все аспекты проблемы, которые есть в тексте. Для этого нужно вдумчивое чтение исходного текста и поиск «ключевых слов». Это поможет увидеть, как именно автор раскрывает сформулированную проблему.

Нужно:

  • показать степень понимания текста;

  • показать умение видеть его важнейшие аспекты;

  • понять замысел автора;

  • понять ход авторской мысли.

Вы объясняете:

- как автор раскрывает проблему

- на какие моменты он обращает внимание

- что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним


В комментарии не должно быть:

         пересказа исходного текста или любой его части;

         рассуждений по поводу всех проблем текста;

         комментариев о действиях героев текста; больших цитат из исходного текста

      общих рассуждений о тексте: нужно прокомментировать одну из проблем!


Важно:

- комментарий без ссылки на исходный текст оценивается нулём баллов

- комментировать нужно ту проблему, о которой вы заявили в К 1

- не сбиться на пересказ (пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы гово­рим о том, что делает автор

- включить в комментарий два примера из исходного текста, которые бы иллюстрировали сформулированную вами проблему.


Способы комментирования проблемы

1 способ. При помощи цитирования

2 способ. При помощи указания на абзацы

3 способ. При помощи указания номеров строк

Кроме этого, комментировать проблему помогут следующие слова: во-первых, во-вторых, также, сначала, потом.

Не забудьте обобщить сказанное и сделать микровывод.


Схемы - алгоритмы


Начало комментария

Продолжение комментария

Финальная часть комментария

- Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…

- Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с ( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…

- Комментируя эту проблему, нельзя не отметить ряд её интересных аспектов (сторон)

- Обосновывая (доказывая) свои рассуждения, автор приводит интересные примеры

- Интересны примеры, которые приводит автор, размышляя над проблемой.

- Автор иллюстрирует поднятую проблему несколькими примерами

- В конце текста автор приводит нас к мысли о том, что…

- Автор заставляет нас задуматься о том, что …

- Весь ход повествования свидетельствует о том, что …

Так автор раскрыл проблему, показал её сущность


Примерный план комментария


Примерные вопросы, на которые следует найти ответы в исходном тексте

Предполагаемый текст

1.Характеристика избранной автором проблемы.

2.Наиболее важные аспекты этой проблемы.

3. С какого эпизода, момента, с какой картины автор начинает своё рассуждение ?

4. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?

5.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

6. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?

7.На чьи мнения, высказывания ссылается автор и почему, к каким источникам обращается?

8.Какие мысли пытается автор донести до читателя?

9. Какие чувства испытывает? Как он относится к тому, о чём пишет? (возмущается или восхищается чем-то, досадует по поводу чего-нибудь…



Важно: комментарий должен заканчиваться микровыводом, подводящим к восприятию позиции автора по данной проблеме

Эту проблему можно отнести к категории (разряду)…., она не нова в русской литературе (российской публицистике). В начале статьи автор (писатель, публицист) повествует (рассказывает, изображает)… В связи с этим автор высказывает интересную мысль о том, что… Для подтверждения своих мыслей он приводит следующие примеры… (обращается к различным источникам…). Автор пытается донести до нас мысль о том, что… Особенно его тревожит… + микровывод:

Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает выводом о том, что...







Данную проблему... автор раскрывает на примере ... Раскрывая данную проблему..., автор обращается... / Ф. И. рассуждает о... / Автора волнует... / с болью (с особой теплотой) автор говорит о... / убедительно доказывает мысль о ... / Интересна мысль автор о том, что.../ Публицист говорит о том, что « цитата». / Логика рассуждений автора проста и убедительна. / +

микровывод:

Автор приводит нас к мысли о том, что...)


Актуальность этой …. проблемы не вызывает сомнения. Свои рассуждения (своё повествование) автор начинает с……. Чтобы мы поняли, как это важно, известный писатель ( публицист, драматург) высказывает мысль о том, что «…. ». Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает, что….( возможно цитирование). Писатель( автор) обращает наше внимание на то, что ……. ФИО( автора) позволяет нам увидеть ….. +

микровывод:

Так автор раскрыл проблему, показал её сущность


Речевые образцы для комментирования


Одобрение

Нейтральная позиция

Порицание, осуждение

- восхищается…;

- поражается…, удивляется…


- автор размышляет о…;

- делится своими мыслями, наблюдениями…;

- пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.


Автор с болью пишет о том, что…;

с горечью говорит о…;

у автора вызывает негодование…;

автор не может мириться с тем…;

с горькой иронией пишет о том…;



Позиция автора (1 балл)

Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.


Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Она должна быть лаконичной.


Необходимы фразы типа

- «Авторская позиция заключается в том, что…»;

- Автор считает, что…

- Позиция автора очевидна…

- Авторская позиция ясна и однозначна…


Как определить позицию автора в текстах художественного и публицистического

стиля?

Схемы - алгоритмы


Чтобы определить позицию автора в художественном тексте, ответьте на вопросы

Публицистический стиль

Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках, слова, мыслях героев?

Автор открыто отстаивает свою точку зрения

Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям

Как сказываются поступки героя на других героях произведения

Автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей

Согласен автор с героями или нет?

Позиция автора чаще всего выражена в последнем абзаце текста

Автор осуждает или одобряет поведение героя?


Что хотел сказать читателям автор, показывая речь героя, его мысли и поступки?



Языковые средства, выражающие авторскую позицию


Оценочная лексика

Оценочная лексика – это слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный , прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепныйположительная оценка;

скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка

Например:

- Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич)

- Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос)

Средства выразительности

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания:

- Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин)

- Как много во всём этом ума и чувства красоты! ( Л. Андреев)

Слова-маркеры

Авторская позиция также может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.:

- Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин)

- Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев)

- Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов)

Вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора

К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю

- Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис)


Блок 4



4 абзац

Аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла)



Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.

Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.


Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.


Аргументация – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры из жизни, из книг, из фильмов, ссылки на исторические факты, высказывания ученых, философов, писателей; используйте знания по другим учебным предметам. Необходимо соблюдать фактологическую точность.

Для аргументации собственного мнения нужно проявить эрудицию, начитанность, компетентность в данной проблеме.

  • Начинаете этот раздел связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Но этой фразы недостаточно! Надо написать ПОЧЕМУ? в нескольких предложениях - рассуждениях. Именно эти предложения и раскроют вашу позицию по проблеме, поставленной автором текста.

  • 5 абзац. 1 аргумент + пример + микровывод

  • 6 абзац. 1 аргумент + пример + микровывод

Первый аргумент обязательно должен быть из художественной или научной литературы, публицистики.

Второй аргумент – из ваших жизненных наблюдений. Оба аргумента следует подвести к микровыводу, чтобы была соблюдена целостность работы

Для аргументации собственной позиции возможны следующие связующие предложения:


- с использованием жизненного опыта:


1) Как часто приходится сталкиваться с ...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...


- из читательского опыта


1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.


- из зрительского опыта


1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи



Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например:


  • Русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...

  • Еще Петр 1 говорил, что...

  • Любой ис­торик скажет вам, что...

  • Большинство врачей счи­тают, что...;

  • Как установлено учеными...


Литературный аргумент – это иллюстрация поставленной проблемы и авторской позиции по отношению к ней.  Формулируя литературный аргумент,  следует ответить на вопрос: в каком, каких произведениях художественной, научно-популярной литературы – любой – рассматривается такая проблема, в образе какого героя (каких героев) она отражена. Но недостаточно только назвать произведение, автора и героя –  надо рассмотреть, проанализировать  эпизод или ряд эпизодов, в которых  отражена проблема, иными словами,  объяснить, почему вы считаете, что в данном эпизоде и в образе названного героя  сокрыта рассматриваемая проблема.





Заключение


Роль заключения: оно должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.


О чем можно написать в заключении?


1. Общий вывод.

2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

3. Замечания о влиянии текста на общественную ситуацию.

4. Рассуждение о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для вас.

5. Можно использовать такие выражения:

6. Следовательно, … Таким образом, можно утверждать, что…


Цели заключения

Примеры

Обобщить информацию

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:

Дать оценку сказанному, высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод:

Сделать прогноз, высказать предположение

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.

Призвать читателя к призвать к действию

- В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну….

- Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор.


Другие способы:

- нравственный вывод
- призыв

- пословица

- афоризм

- пожелание на будущее.




Словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание 25.

Аргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать - приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.

Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения.
Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).

Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формально заявленное мнение  - бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»).

Формулировка проблем исходного текста -  определение основных вопросов, поставленных автором в тексте.

Этика - учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность -  вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать свое мнение  - деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться)

Этически некорректно сформулировать свое мнение - выразить его неделикатно, в грубой форме.




Список рекомендуемой литературы по данной теме


  • 1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку // газета «Русский язык». № 12/2006.

  • 2.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // газета «Русский язык». № 17/2007.

  • 3. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.

  • 4. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактические материалы, образцы сочинений)/ авт. –сост. Н.Я. Нелюбова и др.. Волгоград: Учитель, 2010.

  • 5. Егораева т.Г. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3(С). – М.: Издательство «Экзамен», 2009

  • 6.Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2013 года. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧАСТЬ 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРТОВ ЕГЭ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ. Авторы-составители: Цыбулько И.П. (руководитель), Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Москва, 2016









16