СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке и проведению учебного занятия в условиях дополнительного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по подготовке занятия в дополнительном образовании

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке и проведению учебного занятия в условиях дополнительного образования»

Методические рекомендации по подготовке

и проведению учебного занятия.


Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе внешкольного учреждения воспитания и обучения существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

- время, в течение которого воспитанники под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлена все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:

- организационный;

- проверочный;

- подготовительный;

- основной;

- контрольный;

- итоговый;

- рефлексивный;

- информационный.

Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из 3 взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов:

- познавательного;

- развивающего;

- воспитательного,

которые отражаются в цели по содержанию учебного занятия.




Условия достижения эффективности занятия:

-комплексность целей (обучающие, развивающие, воспитательные);

- адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- соответствие методов поставленным целям и содержанию;

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- наличие благоприятной психологической атмосферы;

- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- целесообразное расходование времени занятия;

- применение разнообразных педагогических средств обучения;

- личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

- практическая значимость полученных знаний и умений.


Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.


















Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура


Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

1. Оргмомент.

2.Актуализации знаний и умений.

Мотивация. Целеполагание.

3. Изучение нового материала.

4. Организация первичного закрепления знаний.

5. Контрольно-оценочный этап

6. Рефлексия.


Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка


Учебное занятие комбинированного типа

Создать условия для закрепления ранее изученного материала и осознания и осмысления блока новой учебной информации


1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

3. Организация закрепления ранее изученного материала.

4. Изучение нового материала.

5. Контрольно-оценочный этап

6. Рефлексия.

«Литературная гостиная», урок-игра

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний и способов деятельности.

Мотивация. Целеполагание.

3. Воспроизведение и применение знаний в стандартной ситуации.

4. Применение приобретенных знаний в новых или измененных условиях.

5. Коррекция и контроль.

6. Рефлексия.



Семинар, экскурсия, консультации, игра-путешествие, соревнования, викторины.

Учебное занятие по проверке, коррекции и контроле знаний и способов деятельности

1. Обеспечить проверку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие).

2. Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

1. Оргмомент.

2. Мотивация. Целеполагание.

3. Консультации.

4. Самостоятельное выполнение заданий.

5. Проверка знаний фактического материала.

6. Контроль, самоконтроль и самооценка.

7. Рефлексия.

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

1. Оргмомент.

2.Мотивация.Целеполагание.

3. Анализ содержания учебного материала.

4. Обобщение и систематизация.

6. Рефлексия.

Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия













Схема

плана-конспекта учебного занятия

изучения и первичного закрепления новых знаний



Структура этого занятия определяется его основной дидактической целью: введением основных понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д.

Тема.

Цели (обучающие, развивающие, воспитательные – относятся в основном к категориям узнавания и воспроизведения: формулируются диагностически – через действия учащихся, которыми они овладеют к концу занятия)

Тип занятия (учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний)

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

3. Изучение нового материала.

4. Организация первичного закрепления знаний.

5. Контрольно-оценочный этап.

6. Рефлексия.

Форма проведения (групповая, индивидуальная, парная, дифференцированная, фронтальная.)

Оборудование.

Литература.


Ход занятия


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовленности уч-ся к началу занятия. Проверка подготовленности помещения и оборудования к началу занятия.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

Целью этого этапа является психологическая и познавательная готовность уч-ся к получению новых знаний, наличие у них мотивации на учебную деятельность, определение или принятие цели занятия. Этого можно достичь, если придерживаться следующих правил:

- все уч-ся с самого начала занятия активно включаются в работу;

- применяемые здесь методы и приемы представляют собой своеобразное входное тестирование, с помощью которого уч-ся оценивают свою готовность к занятию, актуализируют опорные знания, обнаруживают свою некомпетентность;

- организуется ситуация для принятия уч-ся своих целей на данное занятие.

Начало занятия должно «оторвать ребят» от житейской суеты и погрузить их в работу. Для этого можно организовать проблемную ситуацию, создать эмоциональный настрой, включить личное отношение к теме занятия (индукция). Процесс познания начинается с исходного знания, которое нужно актуализировать и использовать для построения нового знания.

На этом этапе можно применять различные приемы педагогической техники, например: «Ориентировка на цели» (уч-ся выбирают цели из предложенного списка результатов занятия); «Диктант с проблемой» (в диктанте имеются вопросы или задания, на которые никто из учеников не может ответить, что уравнивает шансы сильных и слабых уч-ся).

3. Изучение нового материала.

Учебно-воспитательная задача этого этапа – дать уч-ся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, процессах и предметах. Наряду с хорошо известными формами и методами учебной работы (лекция, эвристическая беседа) здесь также можно применить:

- работа уч-ся с ориентировочными картами, которые им представляются на доске, на экране или отдельных листах бумаги. Особенность этих карт – наличие «белых пятен», которые заполняются уч-ся во время их самостоятельной работы и взаимодействия с одногруппниками;

- работы уч-ся с текстами в малых группах на основе коллективно распределенной деятельности («Мозаика»);

- работа по конструированию знаний (как в педагогических мастерских).

4. Организация первичного закрепления знаний.

Здесь осуществляется переход от знания фактов, явлений к первичному применению знаний, к их анализу, синтезу и оценки. Для этого создаются условия и ситуации, в которых уч-ся выполняют разнообразную работу со знаниями. Преобладают активные методы работы уч-ся и информацией («4 угла», «Алфавит», «Интервью» и др.)

5. Контрольно-оценочный этап.

Результативность учебно-воспитательного процесса тем выше, чем чаще производятся замеры его характеристик. Различные виды контроля (диагностический, который предшествует изучению новой темы; входной - в занятие и выходной – из занятия) позволяют в следящем режиме оценить сам учебно-воспитательный процесс и его результаты, т.е. осуществлять педагогический мониторинг. Источником информации в нем является воспитанник. Обнаружение успехов, пробелов и ошибок позволяет регулировать учебно-воспитательный процесс. Причем «регуляторами» оказываются как руководитель кружка, так и сами воспитанники.

На этом этапе можно предложить ребятам выполнить тест, который соответствует целям данного занятия.

6. Рефлексия.

Результаты теста послужат основой для педагогической рефлексии, которая может быть групповой или фронтальной. Педагог обычно опрашивает своих учеников о том, что он знает и поэтому получается искусственный, надуманный разговор, который собеседникам не интересен.

Больший педагогический эффект достигается, если руководитель кружка спрашивает то, что ему неизвестно: о затруднениях, с которыми встретились уч-ся, переживаемых сомнениях, мотивах, которые побуждали к работе, о возможных неприятных ощущениях. При этом лучше усваивается и само содержание занятия. В процессе рефлексии руководитель кружка может организовать беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности: Что мы делали? Как можно охарактеризовать деятельность? В какой последовательности мы работали? Какие затруднения испытывали? Как их преодолевали? Что мы делали удачно? Что делали нерационально? Какие резервы мы не использовали? Как мы поступим в другой раз? Что и почему мы изменим в нашей работе?

С помощью подобных вопросов происходит осознание детьми себя в собственной деятельности.














Схема

плана-конспекта учебного занятия

комбинированного типа.


Основной целью занятия комбинированного типа является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом. Такой тип занятия проводится тогда, когда к хорошо усвоенному ранее материалу добавляется небольшой объем новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям во многом похожи на ранее усвоенный материал.

Тема.

Цели (обучающие, развивающие, воспитательные – относятся в основном к категориям узнавания и воспроизведения: формулируются диагностически – через действия учащихся, которыми они овладеют к концу занятия)

Тип занятия (учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний)

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

3. Организация закрепления ранее изученного материала.

4 Изучение нового материала.

5. Контрольно-оценочный этап.

6. Рефлексия.

Форма проведения (групповая, индивидуальная, парная, дифференцированная, фронтальная.)

Оборудование.

Литература.

Ход занятия.


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовленности уч-ся к началу занятия. Проверка подготовленности помещения и оборудования к началу занятия.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

Целью этого этапа является психологическая и познавательная готовность уч-ся к получению новых знаний, наличие у них мотивации на учебную деятельность, определение или принятие цели занятия. Этого можно достичь, если придерживаться следующих правил:

- все уч-ся с самого начала занятия активно включаются в работу;

- применяемые здесь методы и приемы представляют собой своеобразное входное тестирование, с помощью которого уч-ся оценивают свою готовность к занятию, актуализируют опорные знания, обнаруживают свою некомпетентность;

- организуется ситуация для принятия уч-ся своих целей на данное занятие.

Начало занятия должно «оторвать ребят» от житейской суеты и погрузить их в работу. Для этого можно организовать проблемную ситуацию, создать эмоциональный настрой, включить личное отношение к теме занятия (индукция). Процесс познания начинается с исходного знания, которое нужно актуализировать и использовать для построения нового знания.

На этом этапе можно применять различные приемы педагогической техники, например: «Ориентировка на цели» (уч-ся выбирают цели из предложенного списка результатов занятия); «Диктант с проблемой» (в диктанте имеются вопросы или задания, на которые никто из учеников не может ответить, что уравнивает шансы сильных и слабых уч-ся).

3. Организация закрепления ранее изученного материала.

Здесь осуществляется переход от знания фактов, явлений к применению знаний, к их анализу, синтезу и оценки. Для этого создаются условия и ситуации, в которых уч-ся выполняют разнообразную работу со знаниями. Преобладают активные методы работы уч-ся и информацией («4 угла», «Алфавит», «Интервью» и др.)

4. Изучение нового материала.

Учебно-воспитательная задача этого этапа – дать уч-ся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, процессах и предметах. Наряду с хорошо известными формами и методами учебной работы (лекция, эвристическая беседа) здесь также можно применить:

- работа уч-ся с ориентировочными картами, которые им представляются на доске, на экране или отдельных листах бумаги. Особенность этих карт – наличие «белых пятен», которые заполняются уч-ся во время их самостоятельной работы и взаимодействия с одногруппниками;

- работы уч-ся с текстами в малых группах на основе коллективно распределенной деятельности («Мозаика»);

- работа по конструированию знаний (как в педагогических мастерских).

5. Контрольно-оценочный этап.

Результативность учебно-воспитательного процесса тем выше, чем чаще производятся замеры его характеристик. Различные виды контроля (диагностический, который предшествует изучению новой темы; входной - в занятие и выходной – из занятия) позволяют в следящем режиме оценить сам учебно-воспитательный процесс и его результаты, т.е. осуществлять педагогический мониторинг. Источником информации в нем является воспитанник. Обнаружение успехов, пробелов и ошибок позволяет регулировать учебно-воспитательный процесс. Причем «регуляторами» оказываются как руководитель кружка, так и сами воспитанники.

На этом этапе можно предложить ребятам выполнить тест, который соответствует целям данного занятия.

6. Рефлексия.

Результаты теста послужат основой для педагогической рефлексии, которая может быть групповой или фронтальной. Педагог обычно опрашивает своих учеников о том, что он знает и поэтому получается искусственный, надуманный разговор, который собеседникам не интересен.

Больший педагогический эффект достигается, если руководитель кружка спрашивает то, что ему неизвестно: о затруднениях, с которыми встретились уч-ся, переживаемых сомнениях, мотивах, которые побуждали к работе, о возможных неприятных ощущениях. При этом лучше усваивается и само содержание занятия. В процессе рефлексии руководитель кружка может организовать беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности: Что мы делали? Как можно охарактеризовать деятельность? В какой последовательности мы работали? Какие затруднения испытывали? Как их преодолевали? Что мы делали удачно? Что делали нерационально? Какие резервы мы не использовали? Как мы поступим в другой раз? Что и почему мы изменим в нашей работе?

С помощью подобных вопросов происходит осознание детьми себя в собственной деятельности.















Схема

плана-конспекта

учебного занятие закрепления знаний и

способов деятельности


Основная дидактическая цель – формирование определенных способов деятельности. Такой тип занятия проводится, как правило, сразу после занятия изучения и первичного закрепления новых знаний или после занятия комбинированного типа. На таком занятии происходит конкретизация понятий и связей между ними. Осуществляется переход от знания фактов к их применению, при этом особое внимание уделяется самостоятельной работе уч-ся, тренировке способов решения тех, или иных задач, применение знаний в стандартной и измененной ситуациях.

Тема.

Цели (обучающие, развивающие, воспитательные – относятся в основном к категориям узнавания и воспроизведения: формулируются диагностически – через действия учащихся, которыми они овладеют к концу занятия)

Тип занятия (учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний)

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

3. Воспроизведение и применение знаний в стандартной ситуации.

4. Применение приобретенных знаний в новых или измененных условиях.

5. Коррекция и контроль.

6. Рефлексия.

Форма проведения (групповая, индивидуальная, парная, дифференцированная, фронтальная.)

Оборудование.

Литература.

Ход занятия.


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовленности уч-ся к началу занятия. Проверка подготовленности помещения и оборудования к началу занятия.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

Целью этого этапа является психологическая и познавательная готовность уч-ся к выполнению самостоятельной работы, наличие у них мотивации на учебную деятельность, определение или принятие цели занятия. Этого можно достичь, если придерживаться следующих правил:

- все уч-ся с самого начала занятия активно включаются в работу;

- применяемые здесь методы и приемы представляют собой своеобразное входное тестирование, с помощью которого уч-ся оценивают свою готовность к занятию, актуализируют опорные знания, обнаруживают свою некомпетентность;

- организуется ситуация для принятия уч-ся своих целей на данное занятие.

Начало занятия должно «оторвать ребят» от житейской суеты и погрузить их в работу. Для этого можно организовать проблемную ситуацию, создать эмоциональный настрой, включить личное отношение к теме занятия (индукция). Процесс познания начинается с исходного знания, которое нужно актуализировать и использовать для построения нового знания.

На этом этапе можно применять различные приемы педагогической техники, например: «Ориентировка на цели» (уч-ся выбирают цели из предложенного списка результатов занятия); «Диктант с проблемой» (в диктанте имеются вопросы или задания, на которые никто из учеников не может ответить, что уравнивает шансы сильных и слабых уч-ся).

3. Воспроизведение и применение знаний в стандартной ситуации.

Целью данного этапа является организация целенаправленной репродуктивной (по готовой инструкции) самостоятельной деятельности учащихся. Задания и упражнения, предлагаемые учащимся должны быть более сложными по сравнению с предыдущим занятием изучения нового материала или учебного занятия комбинированного типа.

4. Применение приобретенных знаний в новых или измененных условиях.

На этом этапе необходимо предложить учащимся выполнить тоже задание, но в иных условиях. Например: выполнение ранее изученных равновесий, поворотов, подскоков в сочетании с рисунками лентой (материал, изученный не предыдущем занятии). Такого рода задания не только позволяют закрепить полученные знаний, но и способствуют развитию творческих способностей детей.

5. Коррекция и контроль.

Здесь происходит исправление типичных и индивидуальных ошибок, после чего необходимо проконтролировать все ли ошибки были исправлены.

6. Рефлексия.

Результаты предыдущих этапов занятия послужат основой для педагогической рефлексии, которая может быть групповой или фронтальной. Педагог обычно опрашивает своих учеников о том, что он знает и поэтому получается искусственный, надуманный разговор, который собеседникам не интересен.

Больший педагогический эффект достигается, если руководитель кружка спрашивает то, что ему неизвестно: о затруднениях, с которыми встретились уч-ся, переживаемых сомнениях, мотивах, которые побуждали к работе, о возможных неприятных ощущениях. При этом лучше усваивается и само содержание занятия. В процессе рефлексии руководитель кружка может организовать беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности: Что мы делали? Как можно охарактеризовать деятельность? В какой последовательности мы работали? Какие затруднения испытывали? Как их преодолевали? Что мы делали удачно? Что делали нерационально? Какие резервы мы не использовали? Как мы поступим в другой раз? Что и почему мы изменим в нашей работе?

С помощью подобных вопросов происходит осознание детьми себя в собственной деятельности.























Схема

плана-конспекта

учебного занятия по проверке, коррекции и контроле знаний и

способов деятельности.


Контроль и коррекция знаний и способов деятельности осуществляется на каждом занятии. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем руководитель кружка проводит специальные занятия контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

При определении структуры занятия, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного уровней.

Тема.

Цели (обучающие, развивающие, воспитательные – относятся в основном к категориям узнавания и воспроизведения: формулируются диагностически – через действия учащихся, которыми они овладеют к концу занятия)

Тип занятия (учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний)

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Мотивация. Целеполагание.

3. Консультации.

4. Самостоятельное выполнение заданий.

5. Проверка знаний фактического материала.

6. Контроль, самоконтроль и самооценка.

6. Рефлексия.

Форма проведения (групповая, индивидуальная, парная, дифференцированная, фронтальная.)

Оборудование.

Литература.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовленности уч-ся к началу занятия. Проверка подготовленности помещения и оборудования к началу занятия.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

Целью этого этапа является психологическая и познавательная готовность уч-ся к выполнению самостоятельной работы, наличие у них мотивации на учебную деятельность, определение или принятие цели занятия. Этого можно достичь, если придерживаться следующих правил:

- все уч-ся с самого начала занятия активно включаются в работу;

- применяемые здесь методы и приемы представляют собой своеобразное входное тестирование, с помощью которого уч-ся оценивают свою готовность к занятию, актуализируют опорные знания, обнаруживают свою некомпетентность;

- организуется ситуация для принятия уч-ся своих целей на данное занятие.

Начало занятия должно «оторвать ребят» от житейской суеты и погрузить их в работу. Для этого можно организовать проблемную ситуацию, создать эмоциональный настрой, включить личное отношение к теме занятия (индукция). Процесс познания начинается с исходного знания, которое нужно актуализировать и использовать для построения нового знания.

На этом этапе можно применять различные приемы педагогической техники, например: «Ориентировка на цели» (уч-ся выбирают цели из предложенного списка результатов занятия); «Диктант с проблемой» (в диктанте имеются вопросы или задания, на которые никто из учеников не может ответить, что уравнивает шансы сильных и слабых уч-ся).

3. Консультации.

На этом этапе учащиеся выясняют вопросы по материалу, который вызывает затруднения. Руководитель кружка не только сам отвечает на возникшие вопросы, обращает внимание на те или иные учебные действия, но и организует учебные коммуникации учащихся во временных группах или парах.

4. Самостоятельное выполнение заданий.

Целью данного этапа является организация целенаправленной репродуктивной (по готовой инструкции) самостоятельной деятельности учащихся. Задания и упражнения, предлагаемые учащимся должны быть более сложными по сравнению с предыдущими занятиями.

5. Проверка знаний фактического материала.

Проверку знаний можно проводить в форме тестирования. Тестирование – индивидуальное и самостоятельное выполнение учащимися теста учебных достижений. Тест (испытание, проба, проверка) – это совокупность заданий, которые направлены на измерение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Требования к тесту:

- относительная кратковременность выполнения заданий;

- однозначность, т.е. на каждый вопрос должен быть только один правильный ответ;

- краткость ответа;

- возможность качественной и количественной оценки результатов;

- соответствие уровню преподавания;

- ясность заданий для учащихся;

- наличие эталонов правильных ответов или решений.

Виды тестов:

  1. краткие и конкретные ответы на вопросы;

  2. заполнение пропусков в текстах;

  3. выбор правильного ответа из нескольких альтернатив;

  4. поиск соответствия (найти соответствующий элемент из двух);

  5. определение последовательности выполнения задания.

Также используются тесты со свободно конструируемым ответом.

6. Контроль, самоконтроль и самооценка.

Данный этап начинается с предъявлений учащимся эталонов ответов и решений теста, после чего происходит эффективная работа по выявлению ошибок. Идет взаимное консультирование учащихся, что приносит пользу как тем, кому объясняют, так и тем, кто выступает в роли консультанта.

6. Рефлексия.

Результаты предыдущих этапов занятия послужат основой для педагогической рефлексии, которая может быть групповой или фронтальной. Педагог обычно опрашивает своих учеников о том, что он знает и поэтому получается искусственный, надуманный разговор, который собеседникам не интересен.

Больший педагогический эффект достигается, если руководитель кружка спрашивает то, что ему неизвестно: о затруднениях, с которыми встретились уч-ся, переживаемых сомнениях, мотивах, которые побуждали к работе, о возможных неприятных ощущениях. При этом лучше усваивается и само содержание занятия. В процессе рефлексии руководитель кружка может организовать беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности: Что мы делали? Как можно охарактеризовать деятельность? В какой последовательности мы работали? Какие затруднения испытывали? Как их преодолевали? Что мы делали удачно? Что делали нерационально? Какие резервы мы не использовали? Как мы поступим в другой раз? Что и почему мы изменим в нашей работе?

С помощью подобных вопросов происходит осознание детьми себя в собственной деятельности.

Схема

плана-конспекта

учебного занятия обобщения и

систематизации знаний и

способов деятельности.


Без занятий обобщения и систематизации знаний и способов деятельности, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных понятий к усвоению более сложной системы знаний.

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое.

Тема.

Цели (обучающие, развивающие, воспитательные – относятся в основном к категориям узнавания и воспроизведения: формулируются диагностически – через действия учащихся, которыми они овладеют к концу занятия)

Тип занятия (учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний)

Структура занятия:

1. Организационный момент

2. Мотивация. Целеполагание.

3. Анализ содержания учебного материала.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Рефлексия.

Форма проведения (групповая, индивидуальная, парная, дифференцированная, фронтальная.)

Оборудование.

Литература.


Ход занятия.


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовленности уч-ся к началу занятия. Проверка подготовленности помещения и оборудования к началу занятия.

2. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

Целью этого этапа является психологическая и познавательная готовность уч-ся к учебной деятельности по переводу отдельных знаний и способов деятельности в целостные системы и классификации знаний и умений, наличие у них мотивации на учебную деятельность, определение или принятие цели занятия. Этого можно достичь, если придерживаться следующих правил:

- все уч-ся с самого начала занятия активно включаются в работу;

- применяемые здесь методы и приемы представляют собой своеобразное входное тестирование, с помощью которого уч-ся оценивают свою готовность к занятию, актуализируют опорные знания, обнаруживают свою некомпетентность;

- организуется ситуация для принятия уч-ся своих целей на данное занятие.

Начало занятия должно «оторвать ребят» от житейской суеты и погрузить их в работу. Для этого можно организовать проблемную ситуацию, создать эмоциональный настрой, включить личное отношение к теме занятия (индукция). Процесс познания начинается с исходного знания, которое нужно актуализировать и использовать для построения нового знания.

На этом этапе можно применять различные приемы педагогической техники, например: «Ориентировка на цели» (уч-ся выбирают цели из предложенного списка результатов занятия); «Диктант с проблемой» (в диктанте имеются вопросы или задания, на которые никто из учеников не может ответить, что уравнивает шансы сильных и слабых уч-ся).

3. Анализ содержания учебного материала.

Анализ предполагает разделение материала на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. На этом этапе происходит вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

4. Обобщение и систематизация знаний.

На данном этапе учащиеся демонстрируют ум6ение комбинировать элементы (части), чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, «дерево» темы, «здание» темы и др. На этапе обобщения и систематизации знаний можно применять следующие методы и приемы обучения: модулирование, мозговая атака, учебные станции и др.

Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера и использованием знаний из разных областей, делая акцент на создание новых схем и структур.

6. Рефлексия.

Результаты предыдущих этапов занятия послужат основой для педагогической рефлексии, которая может быть групповой или фронтальной. Педагог обычно опрашивает своих учеников о том, что он знает и поэтому получается искусственный, надуманный разговор, который собеседникам не интересен.

Больший педагогический эффект достигается, если руководитель кружка спрашивает то, что ему неизвестно: о затруднениях, с которыми встретились уч-ся, переживаемых сомнениях, мотивах, которые побуждали к работе, о возможных неприятных ощущениях. При этом лучше усваивается и само содержание занятия. В процессе рефлексии руководитель кружка может организовать беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности: Что мы делали? Как можно охарактеризовать деятельность? В какой последовательности мы работали? Какие затруднения испытывали? Как их преодолевали? Что мы делали удачно? Что делали нерационально? Какие резервы мы не использовали? Как мы поступим в другой раз? Что и почему мы изменим в нашей работе?

С помощью подобных вопросов происходит осознание детьми себя в собственной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!