16
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
Система воспитательной работы ДОШКОЛЬНОЙ образовательноЙ ОРГАНИЗАЦИИ и родителей
в схемах и таблицах
Методическое пособие для психологов и воспитателей
Составитель: преподаватель Шашкина Галина Владимировна
Ейск
2016
Оглавление
| стр. |
Введение………………………………………………………………. 1. Схема «Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования»……. 2. Схема «Психологическая подготовка детей к обучению в школе»………………………………………………………………… 3. Схемы взаимоотношений в семье. Модель № 1 «Взрослый - ребенок» ………………………………… 4. Модель № 2. «Личностно-ориентированная форма общения»… 5. Модель № 3 «Взрослый-ребенок»……………………………….. 6. Модель № 4 «Взрослый-ребенок»……………………………….. 7. Схема «Проблемы воспитания в неполной семье»……………… 8. Схема «Способы предупреждения отклонений в поведении ребенка» ……………………………………………………………… 9. Схема «Педагогический коллектив: аспекты взаимодействия с семьёй.. Задачи. Пути реализации»….……………………………… 10. Литература………………………………………………………... | 4 5 6 7 8 9 9 10 11 12 13 |
Введение
В настоящее время стремительное развитие науки и техники, рост благосостояния одних и обнищание других, безработица, утрата нравственных и моральных ценностей, упадок общей культуры общества вносят существенные коррективы в содержание воспитания современной семьи, осложняют её сохранение и укрепление, ставят новые акценты и придают проблемам воспитания свою специфику и остроту.
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. Ответственность за воспитание и образование детей родители предпочитают возложить на образовательные учреждения.
В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная.
Взрослые часто «забывают», что неправильное воспитание детей в семье, конфликты между родителями оказывают отрицательное воздействие на формирование характера ребенка в дошкольном возрасте, подготовку к школьному обучению, создают дополнительные сложности в общении со своими детьми.
Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью, поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, преодолеть трудности в воспитании, скорректировать детско-родительские отношения.
Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами образования и воспитания детей одновременно. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома, в школе, в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, создадут оптимальные условия для его социализации и полноценного развития.
Работа с родителями должна распространяться на всю семью в целом, включая детей, и быть направленной на правильное их воспитание, оказание помощи родителям в построении гармоничных отношений с детьми.
Система работы педагогов и родителей должна быть структурирована и носить комплексный характер.
Схемы и таблицы, содержащиеся в данном методическом пособии, предназначены психологам и воспитателям дошкольных образовательных организаций для построения траектории взаимодействия детского сада и семьи.
Схема «Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования»
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Информативное Обучающее
просвещение просвещение
знакомство с возрастными вооружать родителей
особенностями детей умениями
знакомство с оздоровитель- руководить детской
ными мероприятиями деятельностью
знакомство с методами воспи- развивать речь детей
тательно-образовательного
процесса
укреплять физическое
и психическое
воображение детей
развивать любознательность-
детей;
формировать творческое
воображение детей
развивать личность
ребенка
приобщать к общечеловнчес-
ким ценностям
формировать предпосылки
учебной деятельности
Схема «Психологическая подготовка детей к обучению в школе»
Формирование Овладение Развитие
предпосылок специальными умственной
волевых и психологи- знаниями деятельности
ческих качеств
наблюдать | | запас знаний об окружающем мире, о предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни | | формирование произвольной познавательной деятельности, любознательности, логического мышления, умения анализировать, обобщать |
слушать |
запоминать |
добиваться решения поставленной задачи |
желание стать школьником | | | | |
владение элементами организованного поведения | | развитие речи | | |
понимание смысла учебных задач, осознание способов их выполнения | | математические знания в соответствии с возрастом детей | | |
Схемы взаимоотношений в семье
Модель № 1
«Взрослый – ребенок»
Взрослый
Способ общения | | Тактика поведения | | Лозунг |
Наставление Запрет Угроза Требование Нотация Окрик Наказание | | Опека Диктат | | Делай, как я Я что тебе сказала (а) Только попробуй |
Ребенок
Поведение ребенка
Отрицательная реакция на требование | | Отказ выполнять требование | | Покорность | | Невротизм | | Негативизм |
Результат
Боязливость | | Несмелость | | Безынициативность | | Грубость Цинизм |
Модель № 2
«Личностно-ориентированная форма общения»
Взрослый
Способ общения | | Тактика поведения | | Лозунг |
Понимание состояния ребенка Признание его желаний Учет его индивидуальных способностей, принятие его как личности | | Обеспечение положительного психологического микроклимата | | Делаем не рядом, а вместе Я взрослый не над тобой, а с тобой |
Ребенок
Поведение ребенка
Послушание | | Свободное изложение мыслей | | Доброжелательность |
Результат
Исчезает страх перед неудачей, насмешкой | | Чувство комфорта в незнакомой обстановке | | Коммуникабель-ность | | Раскомплексо- ванность |
Модель № 3
«Взрослый-ребенок»
Взрослый
Любование ребенком | | Выполнение всех желаний ребенка | | Пестание с пеленок |
Ребенок
Поведение ребенка
Грубость | | Самолюбие | | Черствость | | Игнорирование чужого мнения | | Эгоизм |
Модель № 4
"Взрослый-ребенок»
Взрослый
Полнейшее равноправие родителей и детей | | Деликатный контроль | | Предоставление возможности самореализовываться | | Минимум принуждения, максимум доверия | | Разумная, без сюсюканья, похвала | | Приобщение к труду |
Ребенок
Черты характера
Терпеливый | | Упорный | | Изобрета- тельный | | Сосредото- ченный | | Самостоя-тельный |
Схема «Проблемы воспитания в неполной семье»
Отклонения в поведении ребенка
Источники
Главный источник | | Второстепенные источники |
Ошибочное поведение матери | | Отсутствие отца | | Отсутствие мужчины в окружении ребенка |
Жизнь для ребенка Борьба с образом мужа, навязывание отрицательных пред-ставлений об отце Борьба с «отрицательными» черта-ми характера, «унаследованными» от отца Попытки купить любовь ребенка | | | | | |
Причины ошибочного поведения | | Неумение выбрать нужный курс в новых условиях Неуверенность в связях с миром Неуверенность в своей любви к ребенку Боязнь, что ребенок может «разлюбить», ее как это сделал бывший муж |
Схема «Способы предупреждения отклонений в поведении ребенка»
Мать
Методы воспитания | | Формы поведения |
Позволение общаться с отцом Позволение общаться со всеми родственниками и знакомыми Предоставление свободы выбирать, с кем ребенку быть, с кем играть | | Разнообразие интересов Общение с друзьями Избегание искусственного сужения своей жизни рамками «жизни для ребенка» |
Ребенок
Взаимопонимание с матерью
Схема «Педагогический коллектив: аспекты взаимодействия с семьёй. Задачи. Пути реализации»
Образовательное учреждение
Изучение семьи, ее индивидуальных
особенностей
Посещение на дому | | Беседы с родителями | | Опрос детей |
Анкетирование | | Определение положения ребенка в семье через его рисунки |
Анализ цифрограммы
Классификация семей
по виду
Полная, простая. Родители, дети | | Полная, сложная. Бабушки, дедушки | | Полная измененная, один из родителей не является родным | | Неполная |
консультации, беседы, родительские собрания, дежурства родителей, обмен опытом, досуг | | групповые праздники, тематические встречи, беседы, выставки, обмен опытом | | тематические встречи, консультации, рекомендации, школа отцов | | анкетирование, материальная помощь, методическая помощь |
по количеству детей
С одним ребенком | | С двумя детьми | | С тремя детьми |
Лектории
по благополучию
Благополучная формально: Благополучная; Неблагополучная | | Анкетирование |
Методическая помощь
Литература | | Консультации | | Беседы |
Литература:
Целуйко В.М. Психология семьи. - Ростов-н/Д: «Феникс», 2004
Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. - М.: Менка-Пресс, 2001