Методика физического воспитания детей с нарушением зрения
Особенности детей имеющие зрительную потологию
Отклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии. Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью. Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью. Особенности физического развития детей, имеющих зрительную патологию
Педагогические особенности физического воспитания детей с нарушением зрения.
Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.
Здоровье детей
« Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ). Для того чтобы снизить заболеваемость в дошкольных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо: Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья. Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина. Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников. Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности. На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры. Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости. Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни. Активизировать работу психолога детского сада. Задача специалистов ДОУ - сформировать культуру здорового образа жизни и гармонично развитого человека у детей.
Организационно-методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Занятия являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, должны ориентировать педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности коррекционно-образовательного процесса. Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.
Техника бнзопасности ( ВАЖНО!!! )
1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.
2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей: а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения; б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста).
Группы здоровья
ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.
ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.
ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития. Группы здоровья
Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией
- Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящиеся косоглазие).
- Зажги фонарик.
- Подбрось вверх воздушный шар.
- Найди шар (большой, маленький).
- Подбрось мяч и поймай.
- Кто дальше бросит предмет.
- Достань предмет. Чей мяч?
- Цель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов
- Забрасывание мяча в кольцо.
- Метание в цель. «Следи за маятником». «Подбрось кольцо и поймай».
- Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз).
- «Настольный баскетбол».
- «Настольный теннис».
- Прокатывание мяча в ограниченном пространстве.
- Кольцеброс..
Проверочные тесты
Задание: ответить на 5 вопросов из данной презентации. Если на вопрос ответели не верно то возвращайтесь и повторите попытку, а если ответили правильно перехадите к следующему вопросу
Вопрос 1
К какой группе здоровья это относится ?
Здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.
Ответ:
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Пятая группа
Неправильный ответ!
Вы ответели неправильно. Вернитесь к вопросу и повторите попытку !
Правильный ответ
Поздравляю вас. Вы ответели правильно))!!! Следующий вопрос
Вопрос 2
К какой группе здоровья это относится ?
Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
Ответ:
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Пятая группа
Неправильный ответ!
Вы ответели неправильно. Вернитесь к вопросу и повторите попытку!
Правильный ответ
Поздравляю вас. Вы ответели правильно))!!! Следующий вопрос
Вопрос 3
К какой группе здоровья это относится ?
Объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.
Ответ:
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Пятая группа
Неправильный ответ!
Вы ответели неправильно. Вернитесь к вопросу и повторите попытку!
Правильный ответ
Поздравляю вас. Вы ответели правильно))!!! Следующий вопрос
Вопрос 4
К какой группе здоровья это относится ?
Дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития. Группы здоровья
Ответ:
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Пятая группа
Неправильный ответ!
Вы ответели неправильно. Вернитесь к вопросу и повторите попытку!
Правильный ответ
Поздравляю вас. Вы ответели правильно))!!! Следующий вопрос
Вопрос 5
Что это такое?
Состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Ответ:
- Здоровье
- Щастье
- Удовлитворение
- Покой
Неправильный ответ!
Вы ответели неправильно. Вернитесь к вопросу и повторите попытку!
Правильный ответ
Поздравляю вас. Вы ответели правильно))!!! Дальше
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!