Просмотр содержимого документа
«Методика изучения величин в начальном курсе математики. Характеристика особенностей работы по изучению длины в курсе математики начальной школы»
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН
В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Бутурлиновка, 2016
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика особенностей работы по изучению длины в курсе математики начальной школы
ГИПОТЕЗА
Процесс формирования знаний о длине младших школьников может быть более эффективным, если:
1) теоретически обосновать значение и необходимость изучения длины;
2) использовать возможности как классно-урочной, так и внеклассной работы для формирования знаний о длине
ЗАДАЧИ
1) проанализировать учебники математики и программы начальной школы с целью изучения вопроса о месте величины (длины) в их содержании;
2) провести экспериментальное исследование для выявления путей и способов формирования знаний о длине;
3) провести самостоятельную или практическую работу в опытном классе, позволяющую определить уровень сформированности представлений о длине;
4) выявить влияние использования системы упражнений на качество знаний и умений обучающихся
ОБЪЕКТ исследования – изучение величин в курсе математики начальной школы
ПРЕДМЕТ исследования – особенности формирования знаний о величинах у младших школьников
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1) теоретические (анализ литературы по рассматриваемой проблеме);
2) практические (проведение проверочных работ по выявлению уровня сформированности понятия о длине).
Величина – это длина, объём, масса или какая-нибудь другая количественная характеристика предмета или явления.
Масса – это величина, показывающая вес тела.
Ёмкость – внутренний объём сосуда, вместимость, то есть максимальный объём помещающейся внутрь него жидкости.
Время – продолжительность, длительность, измеряемая секундами, минутами, часами.
Таблица 1– Выявление начальных представлений
о длине и единицах её измерения
Умение
Всего
Перевод единиц
учащихся
21
Умение сформировано
Измерение линейкой
Умение не сформировано
11
21
10
21
0
Уровень выполненной работы в целом высокий. Обучающиеся смогли выполнить преобразование одних единиц длины в другие и измерить длину отрезка с помощью линейки.
Таблица 2 – Выявление сформированности представлений о длине и единицах длины
Умение
Всего учащихся
Перевод единиц
21
Умение формировано
Измерение линейкой
Умение не сформировано
13
21
8
21
0
В контрольном эксперименте младшие школьники допустили меньше ошибок. Количество обучающихся, у которых сформировано умение осуществлять переход от одних единиц длины к другим, увеличилось за время эксперимента на два человека. А количество третьеклассников, у которых не сформировано данное умение, соответственно уменьшилось на два человека, что составляет около 1%. Это говорит о том, что постановка проблемных заданий, упражнения развивающего характера и практическая деятельность обучающихся способствуют улучшению качество знаний, помогают детям более осознанно подходить к изучаемому вопросу.
ВЫВОД
Для более успешного изучения длины на уроках математики в начальных классах, целесообразно использовать развивающие упражнения. Постановка проблемных заданий и использование развивающих упражнений улучшают качество знаний обучающихся, способствуя развитию умственных действий школьников.
Спасибо за внимание!