СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика проведения интегрированного урока»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Демократизация дала возможность учителю широкие возможности для творчества, он получил свободу действий, выбора, возможного активного поиска оптимальных форм, методов, приёмов обучения. Осуществление интеграции в обучении является одним из таких поисков.

Просмотр содержимого документа
««Методика проведения интегрированного урока»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР


Приднестровский государственный институт развития образования

Кафедра общеобразовательных дисциплин




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Методика проведения интегрированного урока»


Выполнена слушателем курсов

повышения квалификации

учителей русского языка

и литературы (12.03.2012 – 23.03.2012)

учителем русского языка и литературы

(I категории) ГОУ «Республиканского

украинского теоретического лицея-

комплекса»

Манталуца Ольгой Валерьевной.


Консультант





Тирасполь 2012

Содержание

Содержание 2

Введение 3

I. Теория интегрированного урока 6

II.Подготовка и проведение интегрированного урока 13 III. Разработки (фрагменты) интегрированных уроков 16

Заключение 21

Библиография 23





















Введение


В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Демократизация дала возможность учителю широкие возможности для творчества, он получил свободу действий, выбора, возможного активного поиска оптимальных форм, методов, приёмов обучения. Осуществление интеграции в обучении является одним из таких поисков. Интеграция ставит цель – дать ребёнку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними.

Интеграция – (от латинского слова integer – целый, восстановление). Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Как целостная единая система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». В движение были вовлечены и учёные, и практики образования.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интеграция идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.

Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, так как ученики, к сожалению,каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная интеграция – это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Цели, которые ставятся при проведении интегрированных уроков:

Познавательные (содержательно-информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно-деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.

К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

• при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

• при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

• при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

• при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;

• при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

• при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчёт, что их ждёт большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Самое узкое место интегрированного урока – это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.


I. Теория интегрированного урока


«Всё, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи».

Ян Амос Коменский

«Великая дидактика»

Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.

Признание приоритета личности ребёнка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учётом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.

Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции?

Дело в том, что дифференцированная, попредметная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения дифференцированных учебных курсов-предметов. Однако очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленёнными по предметному признаку, в результате чего учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину мира.

Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников.

Межпредметные связи, являясь эффективным средством обучения школьников служат лишь для дополнения, подтверждения, восполнения знаний учащихся в родственных предметах, помогая решению чисто дидактических задач.

Межпредметные связи – не постоянная, целостная система. Они могут быть использованы по желанию учителя при изучении отдельных тем учебного материала и служат прекрасной иллюстрацией к подтверждению определённых идей, усиливая их значимость. Межпредметные связи явились важной «ступенькой» к интеграции.

Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем.

В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приёмам работы).

Психологи, изучающие процесс обучения полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.

На элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно и обучение должно быть основано на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.

Изучение того, что происходит с такими объектами, не может быть ограничено рамками одной дисциплины.

При обучении дети не следуют тому же логическому порядку, по которому строится научная дисциплина. В силу этого, при интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных элементов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:

  1. повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

  2. способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

  3. способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

  4. способствуют развитию языковых, лингвистических и других умений и навыков;

  5. позволяют систематизировать знания;

  6. способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

  7. обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

  8. формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;

  9. способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.


Виды интегрированных уроков:

Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) – на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. Они не формируют целостного мировоззрения.

Комбинированные – подобные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что даёт возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.

Амальгамированные (проектные) – уроки, на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространённых социальных проблем (проект развития, конструирования игровой площадки, проблема «непонимания» и «отчуждения»).

Все виды этих уроков имеют общие цели:

  1. обучение умению выделять определённые свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;

  2. обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;

  3. обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;

  4. понимание культурной ценности мировоззрения.

Условия успешного обучения:

- формирование у учащихся навыка быстрого и оперативного припоминания ранее усвоенного в целях более продуктивного усвоения нового;

-создание у учащихся потребности обращения к учебникам смежных предметов.

Интегрированные уроки могут строиться на тематической или проблемной основе, выделение одной дисциплины в качестве ядра или взаимопереплетения учебного материала на каждом этапе урока.

Интегрированные уроки относятся к нестандартным формам урока. Они проводятся редко, один раз в четверть, в полгода или год, требуют подготовки и творческой инициативы группы учителей разных предметов.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующемся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

  1. Знания приобретают качества системности.

  2. Умения становятся обобщёнными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

  3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

  4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.

  5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, имеют определённые преимущества для учащихся:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

- позволяют систематизировать знания;

- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

- способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и рациональные навыки учебного труда;

- интенсификация учебного материала;

- расширяют сферы получаемой информации;

- подкрепляют мотивации в обучении;

- умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения; рассматривать их в единстве взглядов;

- снижение перегрузок.

Преимущества интеграции для учителя:

- более эффективное использование учебного времени;

- увеличение времени на отработку практических умений и навыков;

- использование современных форм обучения;

- повышение роста профессионального мастерства учителя;

- рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации;

- исключает дублирование учебного материала;

- усиление межпредметных связей.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
















II. Подготовка и проведение интегрированного урока


Интегрированный урок – это урок, который проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, идей, теорий, отображённых в разных науках и соответствующих им учебных предметах.

Его проведение обеспечивает формирование, у учеников целостной системы представлений о диалектико-материалистических законах познания окружающего мира в их взаимосвязи и взаимообусловленности; оказывает содействие углублению и расширению знаний учеников, диапазона их практического применения к процессам и явлениям окружающей действительности. Целесообразность интегрированных уроков обусловлена задачами интеграции знаний, умений и навыков учеников по основам наук. Они оказывают содействие раскрытию научных законов и условий их проявления в разных областях науки и сферах практической деятельности; выявлению специфики и возможности проявления закономерностей, законов, идей, теорий в окружающей действительности; интеграции деятельности учителей по формированию общих учебных умений и навыков учеников (учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных). Раскрытию многогранности возможностей применения приобретённых знаний учеников, в разных областях науки и сферах деятельности; синтеза фактов, явлений, процессов с целью выдвижения новых идей, разработки гипотез; интеграции деятельности учителей из формирования творческой личности ученика, развития его способностей.

В процессе подготовки и проведения интегрированного урока принимают участие несколько учителей. Их задачи состоят в: определении содержания и объёма учебного материала по тем учебным предметам, которые они излагают, согласно поставленным целям и задачам интегрированного урока; выбор форм и методов реализации учебного материала; выделение объективно существующих связей между базовыми знаниями, которые можно интегрировать. При этом необходимо учитывать специфику каждого учебного предмета и его возможностей в раскрытии общих законов, теорий, идей, которые являются интегрирующей основой нескольких учебных предметов. Необходима также координация деятельности и действий учителей в процессе подготовки и проведении интегрированного урока. В роли координатора выступает ведущий учитель по данной проблеме. В его обязанность входит, прежде всего, конструирование содержания дидактического материала, определение его оптимального объёма и роли каждого учителя на уроке, средств их взаимодействия и активизации деятельности учеников в процессе урока, рациональной технологии реализации содержания интегрированного урока, достижение цели.

Структура интегрированного урока предопределяется поставленными целями и задачами; детерминируется содержанием обучения, особенностями деятельности учителей и учеников. Поскольку интегрированный урок – это в основном урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учеников, и его оптимальной структурой будет являться – сообщение темы, целей и задач урока; мотивация учебной деятельности учеников; актуализация и коррекция опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; творческое перенесение знаний и привычек учеников в новые ситуации ; обобщение и систематизация учебных достижений учеников; основных идей и научных теорий, предметов, которые являются составными интегрированного урока.

Технология проведения интегрированного урока может быть разной. Это зависит от целей, задач и содержания урока, способов деятельности, ситуаций, которые возникают в процессе его проведения. Традиционно она такая: сообщение темы, ознакомление учеников с целями и задачами урока, вступительное слово ведущего учителя или ученика (группы учеников), общение учителей и учеников, комментарии, дополнение, овладение, рецензирование, подведение итогов урока.

Важную роль в повышении эффективности интегрированного урока играет его учебно-материальное и техническое оснащение. Для повышения эффективности таких уроков используют аудиовизуальные средства, таблицы, графики, схемы, алгоритмы, инструкции, тренажёры, дисплеи.

Ведущий учитель в процессе урока обеспечивает высокую организацию и дисциплину учеников, их самостоятельность, активность, инициативность, демократичность, тактичность и этику общения. При этом большое значение имеет интегрированная деятельность «активных» участников урока (учеников и учителей). Глубина, новизна, логичность и последовательность их сообщений, своевременная коррекция учебно-познавательной деятельности учеников в ходе урока, объединение усилий «активных» и «пассивных» участников (информаторов и слушателей) оказывает содействие реализации поставленных целей и задач интегрированного урока.

Подведение итогов интегрированного урока делает ведущий учитель вместе с учениками. Алгоритм их действий приблизительно такой: соотношение реально достигнутых результатов с поставленными целями и задачами урока, сообщение о реализации содержания урока (полностью, частично, не реализовано); оценка лучших сообщений учеников с точки зрения интеграции знаний, анализ недостатков в деятельности учеников и выявление резервов повышения эффективности интегрированного урока, уровня учебных достижений учеников.










III. Разработки (фрагменты) интегрированных уроков


Интегрированные уроки в своей работе использую давно. Прежде всего, это межпредметная интеграция. Я приведу в пример фрагменты уроков, проведённых в разное время для учителей школы, города, республики.

Урок по литературе в 8 классе. Тип урока – обобщающий.

Тема – «Л.Н. Толстой – обличитель жестокости и насилия» (по повести «Хаджи-Мурат» и рассказу После бала») (интеграция литературы и истории). Урок был проведён для городского методического объединения учителей русского языка и литературы.

Цели урока:

  1. показать идейно-нравственную позицию автора в рассказе об армии и в описании войны на Кавказе;

  2. научить учащихся отбирать необходимые эпизоды и анализировать их в соответствии с темой будущего сочинения;

  3. воспитывать у учащихся негативное отношение к проявлению жестокости и к войне.

Урок ведут два учителя, и оценку дети получают по литературе и по истории.

Структура урока: 1. Закрепление теоретического материала по теме «Правление Николая I». 2. Анализ повести «Хаджи-Мурат» и рассказа «После бала). И то и другое произведение обнажает сущность эпохи Николая I. Учащиеся, анализируя произведения, давали оценку героям, событиям, нарисованным великим писателем.

Урок по русскому языку в 5 классе. Тип урока – обобщающий.

Тема – «Падежи и склонения имён существительных в русском и английском языках» (интеграция русского языка и английского языка). Урок был проведён в рамках эксперимента.

Цели урока:



  1. сравнить падежи и склонения в русском и английском языках и показать учащимся разницу данного грамматического явления в двух языках;

  2. обобщить и систематизировать знания учащихся о падежах и склонениях в русском языке;

  3. практиковать учащихся в употреблении английских предлогов с существительными в форме общего падежа для передачи значения падежей;

  4. тренировать учащихся в умении строго соблюдать порядок слов в английском предложении с целью осуществления их логической связи и согласования;

  5. на основе сравнительного анализа языков развивать интерес учащихся к изучению русского и иностранного языков.

Урок ведут три учителя (так как класс при изучении английского языка делится на две группы). Дети получают оценки по русскому и английскому языку.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Эпиграф к уроку.

  2. Беседа учителя русского языка с учащимися по повторению учебного материала по теме: «Падежи и склонения имён существительных в русском языке».

  3. Подготовленное устное сообщение учащихся по теме: «Сравнение падежей и склонений имён существительных в русском и английском языках.

  4. Тренировочное упражнение с целью практиковать учащихся в употреблении английских предлогов для передачи значения падежей (на основе народных английских и русских пословиц).

  5. Работа с текстом на английском языке Little Red Riding Hood.

  6. Тренировочное упражнение на русском языке по определению падежей существительных с построением грамматического графика.

  7. Выполнение учебного упражнения по отработке умения соблюдать порядок слов в английском предложении. (Составить предложение на английском языке из отдельных словосочетаний).

  8. Обобщение изученного на уроке. Подведение итогов. Выводы.

Урок по русскому языку в 6 классе (с украинским языком обучения). Тип урока – обобщающий.

Тема – «Особенности рода и склонения имён существительных в русском и украинском языках» (интеграция русского языка и украинского языка).

Цели урока:

  1. сравнить род и склонение существительных в русском и украинском языках, показать учащимся разницу данного грамматического явления в двух языках;

  2. обобщить и систематизировать знания учащихся о роде и типах склонения в русском и украинском языках;

содействовать развитию зрительной памяти и орфографической зоркости учащихся; мышления, речи, памяти, внимания; умений анализировать, сравнивать;

  1. на основе сравнительного анализа языков развивать интерес учащихся к изучению русского и украинского языков, к соблюдению литературных норм в речи.

Урок ведут два учителя. Дети получают оценки по русскому языку и украинскому языку.

Структура урока:

  1. Кроссворд на украинском языке (подведение к теме урока).

  2. Закрепление теоретического материала по теме «Склонение».

  3. Задания по определению рода имён существительных в русском и украинском языках.

  4. Задание по определению склонений существительных в русском и украинском языках.

  5. Исправить ошибки, подобрать пару.

Урок по литературе в 6 классе (с русским языком обучения). Тип урока – обобщающий.

Тема – «Баснописцы мирового масштаба» (интеграция русской литературы, украинской литературы и молдавской литературы).

Цели урока:

  1. повторить и обобщить сведения о басенной традиции;

  2. проверить уровень усвоения учениками материала;

  3. углубить знания учеников о баснописцах;

  4. развивать речь учащихся, умение делать выводы, сравнивать тексты, воспитывать интерес к творчеству баснописцев, прививать любовь к художественному слову, культуре и народным традициям.

Урок ведут три учителя. Оценки дети получают также по трём предметам.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Эпиграфы к уроку.

  2. Легенда о происхождении басни на трёх языках (русском, украинском и молдавском).

  3. Приветствие баснописцев на трёх языках.

  4. Фронтальный опрос по теории басни на трёх языках.

  5. Подобрать к пословицам иллюстрацию и назвать басню.

  6. Продолжить фразы из басен.

  7. Кроссворды на трёх языках.

  8. Подобрать синонимы и антонимы.

  9. Из слов «Крылов» и «Басня» составить как можно больше разных слов. Затем записать ассоциации , которые возникли в связи с полученными словами.

  10. Инсценировка басни «Кукушка и Петух» на трёх языках.

  11. Анализ басни.

  12. Подведение итогов.

Как видим подготовка и проведение интегрированных уроков предполагает множество возможностей для осуществления творческих проектов.

Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Урок – момент жизни – это «кусок истории личностной судьбы ребёнка». Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребёнка остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов – всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдаёт им себя!





Заключение


Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Интегрированное обучение:

- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

- даёт возможность широкого применения учащимися естественно-научного метода познания;

- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

- повышает качество знаний учащихся;

- повышает и развивает интерес учащихся к предметам (формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

- позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала, приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Заключить хочется словами психолога Кабановой – Меллер: «Важнейшим показателем умственного развития является самостоятельный перенос знаний, умений и навыков на основу задания, с которым учащиеся не встречались». Этому способствует интеграция в обучении и воспитании, которым посвящена эта работа.




























Библиография


  1. Анненский И. «Образовательное значение родного языка»

  2. Антонов Н.С. О межпредметных связях в учебном процессе //Москва, «Просвещение», 1964г.//

  3. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма /Образование в современной школе 2000, №3.

  4. Карпухина Е.С. Межпредметные связи в процессе обучения //Москва, «Просвещение», 1981г.//

  5. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов – на – Дону, 2002г. (серия «Педагогическое образование»)

  6. Лазарева О.Т. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //Педагогика №2, 1989г.

  7. Разумный В.Т. Об интеграции //Мир образования №2, 1996г.//

  8. Сухаревская Е.Ю. «Технология интегрированного урока». Ростов – на – Дону «Учитель», 2003г.

  9. Федорец Г.Ф. «Межпредметные связи в процессе обучения» Л., 1983г.

  10. Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры //Интеграция образования, 2003г. №3.

  11. Чепиков М.Г. Интеграция науки //Москва «Просвещение», 1979г.//

  12. Методические разработки интегрированных уроков.



23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!