СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифические образы в искусстве(6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка представляет интегрированный урок литература-музыка по изучаемым темам А.Островский "Снегурочка"драма, и Н.Римский -Корсаков "Снегурочка."Урок даёт возможность показать в единстве красоту слова и музыки, а также указать отличительные особенности образа разных жанрах искусства

Просмотр содержимого документа
«Мифические образы в искусстве(6 класс)»

Мифические образы в искусстве 6 класс

( Образ Снегурочки в литературе, музыке, живописи)

Русская литература учитель Жустова Н.А.

Музыка учитель: Бикбов Р.А.

Цели:

1.Познавательные: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях, формировать понятие образа сказочного героя, используя разные виды искусства, конкретизировать понятие музыкального произведения – оперы, познакомить с жизнью и творчеством композитора Н. Римского- Корсакова, указать на особенности музыкальных образов Снегурочки и Леля.

2.Развивающие: развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, словесно-логическую, зрительную память, совершенствовать восприятие и ощущение, развивать произвольное и непроизвольное внимание

3.Воспитывающие: прививать устойчивый интерес к искусству, совершенствовать культуру речи.

4.Коррекционные: формировать целостность восприятия(осмысленность, точность, избирательность), уметь ориентироваться в большом и малом пространстве, обучать согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, дифференцировать чувства, развивать мимические и пантомимические чувства.

Оборудование занятия: мультимедийный проектор, фильм о Н. Римском-Корсакове, отрывки оперы «Снегурочка», презентация творчества композитора, презентация иллюстраций В. Васнецова к одноимённой драме А.Н. Островского, портрет писателя, иллюстрации к драме, рисунки учащихся, костюмы к инсценировке, музыкальная аппаратура.

Ход занятия:

Слайд А.Н. Островский Н.Римский -Корсаков

1.Сообщение об авторах драмы и оперы «Снегурочка»

- А.Н. Островский - расскажет учитель литературы

-Н.Римский –Корсаков просмотреть видеоролик о судьбе и творчестве композитора. Оперы Н. Римского- Корсакова

Сказочные мотивы

Другие сюжеты


  1. «Снегурочка»

  2. «Садко»

  3. «Кащей Бессмертный»

  4. Сказка о царе Салтане»

  5. «Золотой Петушок»

  6. «Ночь перед рождеством»

  7. «Млада»

  8. «Майская ночь»

  9. «Сказание о невидимом граде Китеже…»

10. «Боярыня Вера Шелога»

11. «Псковитянка»

12.«Пан воевода»

13. «Царская невеста»

14«Моцарт и Сальери»

15«Сервилиа»

Учитель музыки. Сегодня, ребята, мы рассмотрим образ Снегурочки в литературе, музыке и живописи.

На нашем занятии мы будем говорить о серьёзной музыке. Музыка всегда сопровождала жизнь человека. Она помогает людям выражать свои чувства. Чаще мы слышим эстрадную музыку –это песни и романсы, но существует симфоническая музыка, опера и балет. Образованный человек должен знать и понимать музыкальные образы. Начнём наше знакомство с образом Снегурочки в опере Н.Римского Корсакова.

Учитель словесности.

Образ Снегурочки очень древний. Он встречается во многих народных сказках. Известный русский драматург 19 века А.Н.Островский ( о его произведениях мы будем говорить в старших классах) создаёт единственную драму на сказочный сюжет «Снегурочка» . На доске вы видите портрет А.Н.Островского в сопровождении сказочных героев. Это иллюстрации художника В.Васнецова и ваши рисунки к драме.

Учитель музыки

Сюжет драмы «Снегурочка» вдохновил композитора Н.Римского-Корсакова на создание оперы «Снегурочка» .

Познакомимся с жизнью и творчеством этого композитор, просмотрев небольшой фильм.

2.Просмотр фильма.

Вопросы к фильму:

  1. Какова первая профессия композитора?

  2. Что мы можем сказать о композиторе как человеке?

( очень талантливый)

  1. Сколько крупных музыкальных произведений он написал?

На слайде 15 опер из них 9 на сказочный сюжет

Мы можем назвать его композитор-сказочник

  1. Вывод Композитор-сказочник.

Учитель литературы:

Окунёмся в сказочный мир литературы и музыки.

4.Пролог-

Ведущий. Леший предвосхищает появление Весны. В сопровождении зверей и птиц появляется Весна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза и у них появилась дочка — Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз.

Сценка пролога.

Леший

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-красна спускается на землю,

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил – ныряй в дупло и спи!

Весна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Мороз.

Весна-красна здорова ли вернулась

Весна

И ты здоров ли, Дед Мороз?

Мороз.

Спасибо.

Живётся мне не худо.

Берендеи о нынешней зиме не позабудут.

Весна

Не дурно ты попировал, пора бы и в путь на север.

Мороз.

Не гони и сам уйду.

Весна

Отдай мою Снегурочку

Мороз.

Не дам.

Отдать её в слободку Бобылю

Бездетному, наместо дочки.

Весна

Согласна, пусть живёт в семье бобыльской, лишь только бы на воле.

Ведущий.     Деду Морозу пришла пора покинуть Берендеево царство, но его беспокоит судьба дочери. Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее душе огонь любви. Мороз и Весна решают отдать дочь в слободку к Бобылю и Бобылихе.

Учитель литературы

  1. Вопросы к сцене.

  1. Образы каких сказочных существ встречаются в мифологическом сюжете «Снегурочки»

  2. Как вы представляете Весну? (показать рисунки детей)

  3. Как жил Мороз на берендеевой земле? И почему он должен уйти?

  4. Как Весна и Мороз относятся друг к другу? О чём они спорят?

Учитель музыки.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма (ария Снегурочки)

  2. Объяснение учителя музыки о музыкальных особенностях арии Снегурочки. ( Снегурочка сложный сказочный персонаж, она отличается от деревенских девушек, поэтому и для её характеристики используется более сложный жанр – ария)

Ария –это ___________________________________________________

_____________________________________________________________


Ведущий. Появляется Снегурочка.

8.Инсценирование отрывков драмы «Снегурочка»

Весна

Ах, бедная Снегурочка, дикарка,

Поди ко мне, тебя я приголублю.

Красавица, не хочешь ли на волю?

С людьми пожить?

Снегурочка.

Хочу, хочу, пустите!

Мороз

А что манит тебя покинуть терем

Родительский и что у берендеев

Завидного нашла?

Снегурочка.

Людские песни. Без песен жизнь не в радость.

Пусти, отец! Когда, зимой холодной,

Вернёшься ты в свою лесную глушь

Тебя утешу, песню

Под наигрыш метели запою

Весёлую. У Леля перейму

И выучусь скорехонько

Весна

А разве пригожий Лель горазд на песни?

Снегурочка

Мама, песни Леля

Милее мне. И дни и ночи слушать

Готова я его пастушьи песни.

И слушаешь, и таешь…

Мороз

Слышишь: таешь!

Ужасный смысл таится в этом слове…

Страшней всего Морозу слово : таять

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен.

Ведущий. Снегурочка не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.


  1. Сообщение учителя музыки об музыкальном образе Леля.

Учитель музыки:

Давайте посмотрим отрывок оперы и послушаем песни Леля, которые так пленили красавицу Снегурочку

  1. Прослушивание отрывка оперы «Песни Леля»

Учитель музыки:

( Так как Лель – пастух, из народа, то и жанр для его изображения используется простой, народный – песня).

Скажите, ребята, честно, вам всем понятны слова оперы?

Конечно не очень понятны. Но это особенность оперы, где главным средством воздействия является музыка, а не слова.

А как же узнать, о чём говорится в опере. Для этого существует либретто.

Либретто – это___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________Сейчас мы продолжим знакомство с оперой «Снегурочка» при помощи либретто. Вы будете передавать содержание либретто под музыку оперы, а на экране ваш рассказ будет иллюстрироваться репродукциями русских художников по сказочным мотивам

11. Пересказ либретто учащимися в костюмах под музыку оперы «Снегурочка» в сопровождении просмотра иллюстраций

В. Васнецова и др. художников.

Первое действие.

  Деревня Берендеевка. Народ обсуждает приход Снегурочки. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят его со Снегурочкой. Девушке очень нравится юный пастух и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поет песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает ее жених Мизгирь. По обычаю, жених выкупает невесту у девушек и парней Берендеевки. Начинается свадебный обряд, но взгляд Мизгиря падает на Снегурочку. Потрясенный ее красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Второе действие.  

Слепцы, возглавляемые Лешим, славят царя Берендея. Но сам Берендей неспокоен, он чувствует немилость Ярилы-Солнца: лето год от года все короче, а весна холодней.

Чтобы вернуть расположение Ярилы, Берендей принимает решение: отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест Берендеева царства. Заливаясь горькими слезами, вбегает Купава. Она просит Берендея заступиться за нее и наказать обидчика — Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать народ на царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание, но появляется Снегурочка и царь, пораженный ее красотой, изменяет свое решение. До наступления Ярилиного дня Мизгирь попытается зажечь «Снегурочки нетронутое сердце».

 

Третье действие.



  В заповедном лесу Берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». Снегурочка ждет, что Лель выберет ее, но пастух выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.

Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о Леле. Появляется Мизгирь. Его страстные речи пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но Леший останавливает его и прогоняет.

Четвертое действие. 

Ранним утром Снегурочка у озера ждет свою мать — Весну. Появляется Весна-красна, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев. С рассветом бог Ярило вступает в свои права, и наступает лето. На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов, дарующий способность любить, и предостерегает ее от жарких глаз Ярилы-солнца.

Приходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Девушка не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря, ее сердце теснят неведомые чувства.

Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить его брачный союз со Снегурочкой. Яркий луч солнца падает на дитя Мороза и Весны. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.

Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не должны тревожить берендеев, — мудро заключает царь. Смерть Снегурочки смягчит гнев Ярилы-Солнца и он вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, на их земле воцарится мир и благоденствие.

Учитель литературы

12.Вопрос: Почему Снегурочка идёт навстречу своей гибели?

Ответ: Любовь – это счастье, радость, а без любви – жизнь тоска.

На вопрос Весны «Чего тебе не достаёт?»

13. Чтение текста.

Снегурочка

Любви.

Кругом меня все любят, все счастливы

И радостны, а я тоскую…

Учитель литературы. Островский сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Таким образом, мы видим полную гармонию между текстом и музыкой. Единое слияние художественных и музыкальных образов. Думаю, что и иллюстрации к «Снегурочке» вам понравились.

В жизни должна быть гармония, как есть она в искусстве. Любящий человек добрый,

Учитель музыки талантливый, счастливый.

14. составление синквейна

«Снегурочка» сказка «Снегурочка» лопера







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!