Классный час в 6 классе на тему: «Милосердие в образовании. Взаимоуважение – основа сплочённости школьного коллектива».
Образовательное учреждение: МБОУ г. Керчи РК «Школа №4 им. А. С. Пушкина».
Преподаватель: Ждан Таисия Андреевна.
Каждому из нас в своей жизни приходилось сталкиваться с простой и естественной вещью, вызывающей уважение у окружающих и неизменно приятной для себя – нашей бескорыстной помощью и поддержкой людей или какого-либо дела. Людьми милосердными всегда была богата Россия.
Привлечение подростков и молодежи к милосердию, способствует гражданскому становлению личности.
Морально-этическое воспитание детей и подростков - важнейшее направление воспитательной работы школы на современном этапе.
Сегодня дети и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую классным руководителям и воспитателям не хватает времени на воспитание духовности и нравственности у юного поколения. А современный окружающий мир мало способствует естественному освоению нравственных ценностей.
Между тем, школа - это то место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие
Вероятно, в любом коллективе, особенно учебном, возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зависит эффективность работы класса, а также психологический комфорт каждого его ученика.
Класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Общество, класс задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этом классе не имели асоциальной направленности.
Отношения в классе, школе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития каждого индивида, класса в целом, но и для успешной учебной деятельности.
Учителем устанавливаются определенные правила работы в классе, которые необходимы для того, чтобы все чувствовали себя комфортно и безопасно.
Цели:
Формировать чувство милосердия;
Повышение сплоченности учебного класса, развитие взаимоуважения;
Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, осознания ответственности не только за себя, но и за более слабого, любви к ближнему;
Задачи:
1) Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику;
2) Развивать умение сотрудничать и действовать сообща;
3) Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
4) Разрешать конфликтные ситуации;
5) Формировать позитивное отношение к каждому человеку;
6) Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, , нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству;
7) Сформировать нравственное отношение к действительности, способность осмысления окружающего мира;
8) Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля;
Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.
В результате освоения предметного содержания у обучающихся, формируются следующие универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
У обучающихся могут быть сформированы:
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в ходе урока учиться давать оценку его результатов;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Получат возможность научиться:
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
осознавать ценность семьи, человеческой жизни, основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой
Осмысливать, анализировать и оценивать поведение и поступки людей
соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности
осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Ход урока
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. А как вы думаете, что такое милосердие?
Милосердие – это доброта и уважение.
Учитель. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «милосердие»?
От слова милость.
Учитель. Правильно, милость, милостыня. Милость к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает. Я хочу вам рассказать сказку, а вы внимательно слушайте.
Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию и захотелось ему попасть туда. Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и посмеется. А вот идет мужчина, а впереди несет сумки пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.
И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немноголюдно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах. Везде валялся мусор, улицы стали черными и грязными. И только один мальчик Сема и его семья не поддавались равнодушию. Стало равнодушие злиться. Следить стало за Семой.
Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него. Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами везде следит: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого может, того и домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.
И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда оно победит. Других уже не надо учить равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как же победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но Сема заболел серьезно оттого, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем становилось мальчику все хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.
Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как бы проснулся.
И люди всего города пришли к Семе, потому что это он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.
Вот такая сказка.
– Ребята, скажите, а почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?
– Встречали ли вы равнодушных людей?
– От чего можно заразиться равнодушием?
– Почему изменился город?
– Как можно бороться с равнодушием?
Ваши ответы все правильны. Но нам нужно поговорить об отношениях к людям, которых мы называем инвалидами. Всегда не так просто видеть, а тем более иметь дело с людьми, которые физически или умственно отличаются от нас.
Эти люди нуждаются в особой заботе. Они лишены очень многого. Только представьте, что кто-то не видит света, красоту природы, людей и себя; кто-то не слышит речь, музыку и пение птиц; кто-то лишен ног или рук. Примеров множество. Но мы с вами всегда должны помнить, что людей этих бояться не надо. Наоборот, надо уделять им больше внимания и заботы. Не бойтесь поговорить с ними, но никогда не смейте говорить какую-нибудь шутку в адрес таких людей, а уж тем более, что-то неприятное.
Если вдруг вам встречается такой человек, вспомните сказку о Семе.
Как сказал один древний мыслитель:
"Стать человеком – большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше!"
Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?
Класс с помощью цветных жетонов делится на три группы.
1.Правила работы в группе.
Каждой группе раздаются списки правил работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Задача: обсудить и принять, либо отклонить предоставленные правила. Объяснить принятое решение.
Правила после принятия группой, закрепляются на видном месте.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Я - высказывание.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
7. Правило «стоп».
8. Конфиденциальность.
Игра «Друг к дружке».
Цель: формирование доброго, внимательного отношения друг к другу, развитие тактильного восприятия.
Время: 10 минут.
Инструкция: Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнять мои команды. Когда я скажу: «Друг к дружке», — вы должны найти себе пару. После того как вы найдете пару, я дам задания.
Итак, начали: «Друг к дружке!» Теперь пожмите друг другу руку, прикоснитесь друг к другу — нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр.
Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах.
Анализ:
• Поделитесь своим настроением.
• На что направлена данная игра?
• С кем и когда можно ее применять?
Самой же главной оценкой классного часа станет оценка детей, когда они будут делиться впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с одноклассниками.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера ".
Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.
Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер.
Вот первый закон общения:
1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость неотъемлемое качество общения.
Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться. Давайте вместе подумаем, какие еще, очень важные, правила общения, вы знаете?
2. Умение высказывать своё расположение к собеседнику - вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на " Вы".
Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.
Я предлагаю Вам ещё одну игру: Обратитесь по имени к соседу и сделайте ему или ей комплимент, постарайтесь не повторяться и быть максимально искренними, толерантными и великодушными.
Итак, продолжим:
4. Старайтесь не говорить о людях дурно.
При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.
Игра «Обижена»: « Вчера ты, Костя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Костя удивлён: « А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Кто прав? (Ребята: Кто культурнее, тот первым здоровается.)
5. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.
6. Не перебивайте говорящего: внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.
7. Не спорьте по мелочам. Посмотрите, как много важных и очень полезных «законов» общения открыли мы сегодня, рассматривая обычные жизненные ситуации.
Я надеюсь, используя наши правила общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.
Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.
Игра «Пожелание другу».
Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
А сейчас, мы каждому из вас подарить сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.
А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.