Миронова ТВ урок с использованием современного оборудования

Категория: География

Материал содержит разработку урока по теме "Глобальные проблемы мира", мультимедийную презентацию к уроку, задания для обучающихся. Урок рассчитан на оснащение кабинета компьютерами и точкой доступа в интернет.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока Мироновой Т.В.»

Самоанализ урока,

проведённого Мироновой Татьяной Валерьевной


-Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен урок географии в 10 классе.

В классе обучается 21 учащийся

Урок проведён в соответствии с реализацией программы по географии 10 класса по УМК Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Для организации учебной деятельности обучающихся были использовано современное оборудование: компьютеры с точкой выхода в сеть Интернет, мультимедийный проектор, мультимедийная презентации, электронно-образовательные ресурсы, раздаточный материал.

Тема урока « Глобальные проблемы мира», урок проведён в рамка согласно рабочей программы и тематического планирования. Урок по счёту в этой теме 1.

Цель: развитие предметных компетенций обучающихся через формирование представления о глобальных проблемах мира, их сущности и причинах возникновения посредством использования ЭОР.

Задачи:

Образовательная – сформировать знания о глобальных проблемах мира; раскрыть сущность и причины глобальных проблем через работу с разными источниками географической информации;

Развивающая – развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать других, делать выводы, анализировать, работать с дополнительными источниками информации;

Воспитательная – воспитывать чувство ответственности за судьбу всего общества и своего государства.

Задачи данного урока соответствуют стандартным требованиям программы.


Кроме основной цели и задач урока я формировала универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к уроку географии; к изучаемой теме, выявляя её значимость.

Метапредметные:

а) познавательные: формировать умение извлекать нужную информацию из различных источников географической информации: текст, фотографии, схемы, таблицы, записи на слайдах.

б) регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с поставленными задачами, оценивать свои учебные действия.

в) коммуникативные: формировать умение слушать и высказывать свое мнение, вступать в диалог с одноклассниками, строя речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.

Предметные: формировать умение применять полученные знания для решения учебно–познавательных и учебно - практических задач.

Тип урока: изучение нового материала с первичным его закреплением.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

На уроке были использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично – поисковый, побуждающий диалог, метод опоры на жизненный опыт.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, в парах, самостоятельная работа, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок построен с использованием информационных коммуникативных, здоровьесберегающей технологий, использованы приемы системно-деятельностного подхода.

По виду источника информации:

-словесные (объяснение, диалог)

-наглядные (демонстрация презентации, фотографии, схемы, таблицы)

Методы и приёмы обучения были выбраны мною в соответствии с поставленными задачами урока, с учётом возрастных и психологических особенностей детей и учебными возможностями класса.

Урок начала с организационного момента, цель которого создать благоприятную атмосферу и рабочую обстановку в классе. В начале урока был дан положительный эмоциональный настрой на урок за счёт обращения: и доброго тона учителя - формирование личностных и коммуникативных УУД. Содержание беседы было направлено на подготовку к изучению новой темы: объяснение значений слов «глобальный», «проблема». Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде диалога. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде. Учащимся было предложено самим прийти к выводу. С помощь учителя был составлен алгоритм работы в группах - формирование регулятивных и познавательных УУД. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Шло формирование учебно-познавательной компетенции (формировала умение анализа, планирования), информационной компетенции, коммуникативной компетенции (работа в группах). При изучении нового материала, использовала задания, предполагающие работу с интернет-ресурсами, ЭОР, активизирующие познавательную активность, имеющие поисковый характер: объясни, найди, обратите внимание. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке использовала компьютер и мультимедийный проектор как современные средства обучения по предмету, что позволило повысить эффективность обучения, разнообразить учебный процесс, рационально использовать учебное время. На данном уроке применяла приемы системно-деятельностного подхода, который был представлен в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Для познания нужна мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, подбирала нужные задания, использовала различные приёмы активизации учеников. Для каждого ученика была создана ситуации успеха («Ты сможешь», «У тебя всё получится», на уроке выполняли задания по самостоятельному выбору), что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Использовала такой вид контроля на уроке, как ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).

Стремилась постоянно получать от учащихся «обратную связь». В течение урока школьники выполняли практические задания, работали с различными источниками информации. Здесь прослеживалась работа над формированием информационной компетенции, обучающиеся учились слушать и понимать задания учителя, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учились работать в группе - формирование личностных и коммуникативных УУД. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, наглядности, доступности использовала географическую терминологию и добивалась этого от учащихся.

Завершающим этапом было подведение итогов, осмысление учащимися своих результатов. Цель данного этапа: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение к изучаемому материалу. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как использованы здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата на уроке и поддержание его в течение всего урока. Перегрузка предупреждалась сменой одного вида деятельности другим, чередованием письменных и устных заданий, соблюдением режима охраны зрения, т.е. были учтены факторы, влияющие на здоровье детей.

На каждом этапе урока пыталась формировать личностные, предметные и межпредметные УУД.

Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался оптимальный темп работы обучающихся. Выбранный темп учебной работы позволил полностью выполнить план урока. Урок образовательной, воспитательной и развивающей целей достиг, что подтверждают ответы учащихся. Считаю, что урок прошёл успешно (и я, и учащиеся получили удовольствие от общения).



Просмотр содержимого документа
«проект урока по теме Глобальные проблемы мира»

Разработчик: Миронова Татьяна Валерьевна

Место работы: МБОУ «СОШ№1»

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 10 общеобразовательный

Тема урока: «Глобальные проблемы мира». Урок № 33 в теме №6 «Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь».

Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И География: Экономическая и социальная география мира: Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: ООО «ТИД» «Русское слово-РС», 2011.

Урок – новых знаний

Тема урока «Глобальные проблемы мира»

Цели: Развитие предметных компетенций через формирование представлений у обучающихся о глобальных проблемах мира, их сущности и причинах возникновения

Задачи:

Образовательная – сформировать знания о глобальных проблемах мира; раскрыть сущность и причины глобальных проблем через работу с разными источниками географической информации;


Развивающая – развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать других, делать выводы, анализировать, работать с дополнительными источниками информации;


Воспитательная – воспитывать чувство ответственности за судьбу всего общества и своего государства.

Требования к подготовке в действиях учащихся:

Знать: термин «глобальная проблема»

Называть: виды глобальных проблем

Уметь: объяснять причины возникновения глобальных проблем и пути их решения

Тип урока: новых знаний

Методы обучения:

Метод опоры на жизненный опыт учащихся

Объяснительно-иллюстративный

Частично-поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная

Техническое оборудование:

  1. Компьютерный класс

  2. Точка выхода в интернет

  3. Мультимедийный проектор

  4. АРМ учителя

Используемые ЭОР:

  1. http://fcior.edu.ru/card/2276/globalnye-problemy-i1.html Глобальные проблемы Информационный модуль

  2. http://fcior.edu.ru/card/3417/globalnaya-problema-ekonomicheskoy-otstalosti-i2.html Глобальные проблемы экономической отсталости Информационный модуль



  1. http://fcior.edu.ru/card/13711/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-dlya-resheniya-globalnyh-problem-i1.html Международное сотрудничество для решения глобальных проблем Информационный модуль


  1. http://zemlyanin.info/nexvatka-prodovolstviya-v-mire/ - Статья о глобальной проблеме нехватки продовольствия в мире

  2. http://www.gfaclaims.com/2011/08/page/186/ - Статья «400 тыс. детей в Сомали могут умереть от голода»

  3. http://bigpicture.ru/?p=37093 - Горячие точки планеты

  4. http://mir-politika.ru/1415-goryachie-tochki-nashey-planety.html - Журнал «Мир и политика» Горячие точки нашей планеты

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Организационный



Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте ребята! Надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение, и мы плодотворно поработаем на уроке!

Внимательно слушают учителя, показывают свою готовность к уроку.

2





















Актуализация знаний учащихся


















Целеполагание

слайд №1 презентации – картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны»











Тема на слайде №2

слайд №2







- Предлагаю вам взглянуть на мир глазами художника. Обратите внимание на картину В.В. Верещагина «Апофеоз войны», написанную еще в конце XIX в

- В чем вы видите актуальность данного произведения?

- Какую проблему отразил художник?

- Эта проблема одного человека или она касается всего мира?

-Сформулируйте тему нашего урока?

- Зафиксируйте тему урока в рабочие листы, которые есть на партах у каждого!

-Посмотрите на тему урока и определите учебные цели.

Показывают свои знания по теме? Отвечают на вопросы учителя:




- Актуальность картины в том, что воины продолжаются и сегодня.

- В своей картине Художник отразил проблему войны и мира.

- Проблема всего человечества или глобальная проблема.

Формулируют тему урока: «Глобальные проблемы мира»

Записывают тему урока в рабочий лист

Самостоятельно формулируют, записывают в рабочий лист и предлагают учебные цели.

3

Изучение нового материала


работа терминами слайд №3



















слайд №4

- Ребята, как вы понимаете понятие «глобальный», «проблема»?

-Сформулируйте понятие «глобальные проблемы»

- Откройте учебник на стр.216 параграф 32 и обратите внимание, какое толкование этому понятию предлагает нам автор учебника. Зафиксируйте его.

- Из курса биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока.

-Какие глобальные проблемы вам известны?

Предлагают варианты ответа







Стр. учебника 216 п.32












Экологическая, сырьевая, продовольственная и т.д.




















-По различным источников информации насчитывается до 100 глобальных проблем и безусловно, в пределах 40 минут урока рассмотреть не возможно.

Наиболее важными и всеохватывающими являются следующие.

- Обратите внимание на слайд №4.

-На уроке мы более подробно рассмотри несколько из них. Изучение данных проблем предлагаю провести в группах и поработать с различными источниками географической информации

















Смотрят на слайд




Разбиваются на малые группы и рассаживаются за компьютеры




4

Самостоятель-ная работа обучающихся в парах

работа в парах с различными источниками географической информации

- Для каждой группы предложены задания, внимательно ознакомьтесь, выполните и предложите презентацию своей работы. Координирует и консультирует работу обучающихся.

Знакомятся с заданиями, работают с интернет-ресурсом, подготавливают презентацию своей работы.

5

Практическая работа

демонстрация групп выполненной работы

слайды №5












слайд №5-6







слайд №7-9














слайд № 10-12










слайд №10




слайд 11-12


































слайд № 13













слайд № 14








Одним из важнейших вопросов, волнующих каждого из нас - это вопрос безопасности нашей жизни. В сфере стратегической безопасности всего мира - контроль вооружений и разоружении стран мира. Этот вопрос поднимался с конца 19 века и остается актуальным по сей день.

-Давайте выясним, в чем суть проблемы сохранения мира и предложим пути ее решения.

Пожалуйста группа №1


- Ребята, каким годом объявлен 2017 год?

-Проблемы окружающей среды волнуют каждого из нас, так как здоровье человека зависит от многих внешних факторов.

-Какие экологические проблемы охватывают весь мир, выяснили наши одноклассники. Группа №2



-Как ни странно при практически нулевом, и даже кое-где отрицательном естественном приросте в развитых странах, существует проблема перенаселения мира.

Что значит нас много? Что значит, планета перенаселена? Одному из наших одноклассников выпало задание решить учебную задачу. Просмотрим, Как она с этим справилась.

-S поверхности суши – 150 млн. км2

Численность населения – 7 млрд. человек Рассчитать сколько площади земной поверхности приходится на одного человека? Разве этого мало?

В чем же заключается демографическая проблема?


Демографическая проблема порождает ряд других глобальных проблем.

- Как вы думаете какие проблемы может порождать проблема перенаселения мира?

- Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. В чем причины и каковы последствия данной проблемы расскажет группа №4

За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. На сегодняшний день Африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты.

- Другой проблемой - проблема общей отсталости развивающихся стран, которая раскрывает серьезные противоречия и контрасты между развитым Севером и голодающим Югом планеты.















Отчет группы №1 (один докладчик раскрывает суть проблемы мира и разоружения, второй докладчик озвучивает пути решения)

Ответ:

Год экологии





Отчет группы №2

один ученик характеризует экологическую проблему, другой озвучивает пути решения

























Отчет группы №3, предлагают вариант решения учебной задачи, раскрывают проблему перенаселения и предлагают пути решения.


























ответы обучающихся: проблему нехватки продовольствия, проблему отсталости многих стран.












Отчет группы №4
















6

Закрепление

слайд № 15

Как вы поняли, количество глобальных проблем огромно. Каким же образом нам предлагают с ними бороться? Посмотрите внимательно в свои рабочие листы и выявите общие пути решения глобальных проблем. Какую роль в этом играет наука география?

Учеными географами выдвинута теория устойчивого развития общества, которая обобщает ваши пути решения и различные программы, разработанные многими странами и организациями. Теория включает обязательное сочетание данных компонентов. Обратите внимание на данный слайд.

Любая глобальная проблема не может быть решена без решения других проблем, так как они тесно взаимосвязаны. Поэтому решение не означает полного избавления, а выбор оптимального, наиболее эффективного пути из сложившейся ситуации, и каждый из нас должен это помнить.





ответы обучающихся по работе с листами

7

Рефлексия и подведение итогов

Слайд №16

- Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось, что бы вы поделились своими впечатлениями и продолжили фразы:

Что чувствовал?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Мне больше всего удалось…

оценивают свою работу на уроке,

подводят итоги

8

Домашнее задание

слайд № 17


Комментирует домашнее задание

записывают домашнее задание в дневник



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрацияпрезентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ФЦИОР

Информационный модуль


ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/2276/globalnye-problemy-i1.html Глобальные проблемы

2

ФЦИОР

Информационный модуль




ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/3417/globalnaya-problema-ekonomicheskoy-otstalosti-i2.html Глобальные проблемы экономической отсталости

3

ФЦИОР

Информационный модуль

ЭУМ

http://fcior.edu.ru/card/13711/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-dlya-resheniya-globalnyh-problem-i1.html Международное сотрудничество для решения глобальных проблем


4



текст

http://zemlyanin.info/nexvatka-prodovolstviya-v-mire/ - Статья о глобальной проблеме нехватки продовольствия в мире


5





6




Текст





Текст


http://www.gfaclaims.com/2011/08/page/186/ - Статья «400 тыс. детей в Сомали могут умереть от голода»

http://bigpicture.ru/?p=37093 - Горячие точки планеты


7



Текст

http://mir-politika.ru/1415-goryachie-tochki-nashey-planety.html - Журнал «Мир и политика» Горячие точки нашей планеты





Просмотр содержимого презентации
«задание для группы №1»

Задание для  группы №1

Задание для группы №1

1 Проблема сохранности мира Ответьте на вопросы: Что является причинами проблемы сохранности мира? Каковы особенности, сущность данной проблемы? Воспользуйтесь ссылкой на статью из журнала «Мир и политика»

1

Проблема сохранности мира

Ответьте на вопросы:

  • Что является причинами проблемы сохранности мира?
  • Каковы особенности, сущность данной проблемы?

Воспользуйтесь ссылкой на статью из

журнала «Мир и политика»

Просмотр содержимого презентации
«задание для группы №2»

Задание для  группы №2

Задание для группы №2

1 Экологическая проблема Ответьте на вопросы: 1.  Что является причинами экологической проблемы? 2.  Каковы основные виды возникших экологических проблем? Воспользуйтесь ссылкой на электронный образовательный ресурс

1

Экологическая проблема

Ответьте на вопросы:

1. Что является причинами экологической проблемы?

2. Каковы основные виды возникших экологических проблем?

Воспользуйтесь ссылкой на электронный образовательный ресурс

Просмотр содержимого презентации
«задание для группы №3»

Задание для  группы №4

Задание для группы №4

1 Продовольственная проблема Ответьте на вопросы: Что является причинами продовольственной проблемы? 2.  В чем суть данной проблемы? Воспользуйтесь ссылкой на электронный образовательный ресурс

1

Продовольственная проблема

Ответьте на вопросы:

  • Что является причинами продовольственной проблемы?

2. В чем суть данной проблемы?

Воспользуйтесь ссылкой на электронный образовательный ресурс

Просмотр содержимого презентации
«презентация Глобальные проблемы мира»

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим»

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин

На раме сделана надпись:

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим»

Глобальные проблемы мира Тема урока

Глобальные проблемы мира

Тема урока

Глобальный – охватывающий весь земной шар. Полный, всеобъемлющий. Проблема –  сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Глобальная проблема – общечеловеческая проблема, оказывающая огромное влияние на развитие и даже на само существование человеческой цивилизации.

Глобальный –

охватывающий весь земной шар.

Полный, всеобъемлющий.

Проблема –

сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Глобальная проблема –

общечеловеческая проблема, оказывающая огромное влияние на развитие и даже на само существование человеческой цивилизации.

Глобальные проблемы Проблема сохранения мира  Экологическая проблема  Энергетическая и сырьевая проблема  Проблема общей отсталости развивающих стран  Демографическая проблема

Глобальные проблемы

  • Проблема сохранения мира

  • Экологическая проблема

  • Энергетическая и сырьевая проблема

  • Проблема общей отсталости развивающих стран

  • Демографическая проблема

  • Продовольственная проблема
Проблема сохранения мира

Проблема сохранения мира

Проблема сохранения мира Причины: Вторая Мировая война, «гонка» за вооружение Суть:

Проблема сохранения мира

Причины:

Вторая Мировая война, «гонка» за вооружение

Суть:

  • В мире накоплен запас ядерного оружия
  • Многие страны самостоятельно ведут исследования по созданию собственных образцов ядерного оружия, проводят испытания ядерного устройства
  • Распространение оружия массового поражения
  • Производство вооружения порождает проблему международного терроризма, межнациональных и региональных конфликтов
Экологическая проблема

Экологическая проблема

Экологическая проблема Причины:  Быстрый рост населения планеты  Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду

Экологическая проблема

Причины:

Быстрый рост населения планеты

Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду

Экологическая проблема

Экологическая проблема

Решим задачу: S поверхности суши – 150 млн. км2 Численность населения мира– 7 млрд. человек Рассчитать сколько площади земной поверхности приходится на одного человека? Решение:  150 млн.км2 / 7млрд.чел. = 0,021 км2/чел = 21000м2/1 человека = площадь 4 стандартных 5-ти этажных домов!

Решим задачу:

S поверхности суши – 150 млн. км2

Численность населения мира– 7 млрд. человек

Рассчитать сколько площади земной поверхности приходится на одного человека?

Решение:

150 млн.км2 / 7млрд.чел. = 0,021 км2/чел

= 21000м2/1 человека =

площадь 4 стандартных

5-ти этажных домов!

Демографическая проблема

Демографическая проблема

Демографическая проблема Причины: Демографический кризис в развитых странах Быстрый рост населения в развивающихся странах Суть:

Демографическая проблема

Причины:

Демографический кризис в развитых странах

Быстрый рост населения в

развивающихся странах

Суть:

  • Взрывообразный рост населения мира - ежегодный прирост населения мира 80-90 млн.чел.
  • Нарушение воспроизводства населения в развитых странах – быстрое старение и сокращение численности населения
  • Повышение демографической нагрузки
  • Увеличивается нагрузка на природу и природные ресурсы
  • Порождает ряд глобальных проблем
Продовольственная проблема

Продовольственная проблема

Проблема общей отсталости развивающихся стран

Проблема общей отсталости развивающихся стран

Пути решения глобальных проблем Международное сотрудничество Экологически устойчивое развитие общества Социально устойчивое развитие общества Экономически устойчивое развитие общества

Пути решения глобальных проблем

Международное сотрудничество

Экологически устойчивое развитие общества

Социально устойчивое развитие общества

Экономически устойчивое развитие общества

Продолжите фразу Что чувствовал?  Что приобрел?  Что меня удивило?

Продолжите фразу

  • Что чувствовал?

  • Что приобрел?

  • Что меня удивило?

  • Мне больше всего удалось…
Домашнее задание Параграф 32 Заполнить рабочий лист  Творческое задание: Написать эссе на тему «Влияние глобальных проблем на будущее человечества»

Домашнее задание

  • Параграф 32
  • Заполнить рабочий лист

Творческое задание:

  • Написать эссе на тему

«Влияние глобальных проблем на будущее человечества»


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас