СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульная программа и разработка уроков «Клеточные структуры и их функции»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Модульная программа  и разработка уроков    «Клеточные структуры и их функции»

Просмотр содержимого документа
«Модульная программа и разработка уроков «Клеточные структуры и их функции»»


Модульная программа и разработка уроков биологии в 10 классе по теме: «Клеточные структуры и их функции»

Комплексная дидактическая цель: в результате овладения содержанием модуля учащиеся должны:

  1. Знать особенности строения и функции мембранных и немембранных органелл клетки, ядра и его содержимого.

  2. Изучить особенности строения клеток прокариот и эукариот, растительной и животной клеток.

Модульная программа

«Клеточные структуры и их функции»









М №4

М №3

М №2

М №1





М №1 Строение и функции мембранных органелл клетки

М №2 Строение и функции немембранных органелл клетки

М №3 Клеточное ядро

М №4 Особенности строения растительной клетки

























М№1 Строение и функции органелл клетки

№ Уч.

Элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функциями мембранных органелл клетки

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: познакомиться со строением и функциями единой вакуолярной системы клетки - одномембранными органеллами.

1.Ответьте на вопросы.

А) Какие органеллы образуют единую вакуолярную систему клетки, отдельные органеллы которой могут переходить друг в друга?

1-? 2-? 3-? 4-?

Б) Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нём? Что располагается на поверхности указанной органеллы? Каковы её функции?

1-? 2-? 3-? 4-?


В) Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нём? Каковы её функции?

Г) Какая органелла является самой мелкой из одномембранных компонентов клетки? Укажите её функцию?

Д) Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?

2.Заполните пропуски в тексте.

А) В растительной клетке синтез углеводов происходит в …, а белков в …Перемещение веществ из одной части клетки в другую происходит в ….



См.: учебник 9,стр.6о-62

Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ – 4 балла.

См.: учебник, стр. 61

Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ – 4 балла







См.: учебник 9,стр.62

Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ-2 балла






См.: учебник 9,стр.60-62

Работайте индивидуально в тетради. Правильный

ответ-2 балла

Работайте в группе в тетради. Правильный ответ 3 балла.

УЭ-2

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями двумембранных органелл клетки – митохондриями и пластидами.

1.Выполните задания.

А) Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нём. Запишите названия компонентов органеллы: 1-? 2-? 3-? Опишите её функцию.

Б) Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нём. Запишите названия компонентов органеллы: 1-? 2-? 3-? 4-? 5-? 6-? Какой Элемент органеллы является его основной структурой? Какова роль органеллы в клетке? На какие группы делятся пластиды?


2. Обсудите результаты работы.



См.: учебник 9,стр.62-63

Правильный ответ 6 баллов.









См.: учебник 9,стр.64-65

Правильные ответы 12баллов.







Работайте вместе с классом.

УЭ-3

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали итоговое кол-во баллов от 30 до 33,то ваша оценка-«5», если 24-29, то оценка «4» , 17-23 балла-«3», менее 17баллов-оценка «2».

3.Домаш. задание 9, стр.60-65


Индивидуально.

Работайте вместе с классом.

Ваша оценка за урок___

Сдайте тетради на проверку.


Запишите в дневник.

М№2 Строение и функции немембранных органелл клетки

№ Уч.

Элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функциями немембранных органелл клетки

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: определить уровень знаний о строении и функциях мембранных органелл клетки.

Выполните задания:

Вариант 1 Вариант 2

Каково строение, особенности и функции:

а) Аппарата Гольджи а) Митохондрий

б) Пластид б) ЭПС

в) Лизосом в) Вакуолей



На листочках подпишите Ф. И.

и вариант.


УЭ-2

Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки - цитоскелетом, клеточным центром, рибосомами.

1.Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова.

А) В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система, называемая….

Б) Цитоскелет включает в себя: 1-? , 2-? , 3-?

В) Микрофиламенты- нити, состоящие из белка…На микрофиламентах, как на рельсах, при помощи белков-моторов могут передвигаться органеллы клетки.


Г) Микротрубочки - полые белковые цилиндры. Из микротрубочек состоят: 1)..2)..3)..

По микротрубочкам, как по рельсам, с помощью белков-моторов могут передвигаться органеллы клетки.


Микротрубочки служат для перемещения органелл на дальние расстояния. Доехав

до нужной области клетки, органелла может поменять мотор и пересесть на микро-

филамент (нить, дорога местного назначения), который довезет её до места назначения.

2.Ответьте на вопросы.

А) Какая органелла изображена на рисунке? Каковы её функции? Назовите части органеллы, указанные цифрами.


Б) Какое строение имеют рибосомы? Укажите их функции.

3. Обсудите результаты работы.



Прочитайте текст учебника 10 ,стр. 65-66.

Работайте в парах.

Правильный ответ -1 балл.

Правильный ответ -3 балла

Правильный ответ -1 балл.





См. учебник 10, стр.65-66

Правильный ответ -3 балла












Прочитайте текст учебника 10 ,стр. 68-69

Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ-5 баллов.




См. учебник 10, стр.70-71

Правильный ответ -2 балла

Работайте вместе с классом.

УЭ-3

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали итоговое кол-во баллов от 13 до 15,то ваша оценка-«5», если 10-12, то оценка «4» , 8-9 балла-«3», менее 9 баллов-оценка «2».

3.Домаш. задание 10, вопр.


Индивидуально.

Работайте вместе с классом.

Ваша оценка за урок___


Сдайте тетради на проверку.

Запишите в дневник.



М№3 Клеточное ядро

№ Уч.

Элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функциями мембранных органелл клетки

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: познакомиться с самой крупной органеллой эукариотической клетки – ядром и его содержимым.

1.Ответьте на вопросы.

А) Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нём.

Б) Какие структуры ядра обозначены на рисунке цифрами(1-6)?

В) Каковы функции ядрышка?



См.: учебник 9,стр.58-60

Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ -1 балл.


Правильный ответ 6 баллов.

Правильный ответ -1 балл

УЭ-2







Цель: изучить строение и значение хромосом.

1.Ответьте на вопросы.

А) Рассмотрите на рисунке строение хромосомы и дайте название её частей, обозначенных цифрами 1,2? Хромосомы бывают равноплечие (метацентрические), центромера которых расположена в центре хроматиды и неравноплечие (субмета- центрические).

Б) Каковы функции хромосом в клетке? В какой части клетки располагаются хромосомы?

В) Заполните таблицу, обозначив число хромосом в соматических клетках.

Число хромосом в соматических и половых клетках

Название организма

Число хромосом в:

Половых клетках

Соматических клетках

1.Человек

2. Коза

3. Дрозофила

4. Клевер красный

23

30

4

7





Г) Какой набор хромосом в соматических клетках? Как его обозначают?

Д) Какой набор хромосом в половых клетках? Как его обозначают?

Е) Что такое кариотип?

2.Выполните Лабораторную работу № 3

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

Цель:

Оборудование:

Ход работы.

1.Настройте микроскоп на работу.

2.Рассмотрите хромосомы на готовых микропрепаратах сначала при малом, потом при большом увеличении микроскопа.

3. Зарисуйте хромосомы в тетрадь и обозначьте составные части.

Сделайте вывод

3.Обсудите результаты работы.

4.Оцените свою работу.

См.: учебник А.А. Каменского,

Стр.59

Правильный ответ -2 балла

Работайте в группе.

Запишите в тетрадь.





См.: учебник Д.К.Беляева, стр.40

Правильный ответ -2 балла

См.: учебник А.А. Каменского,

Стр.59-60

Правильный ответ -4 балла






См.: учебник А.А. Каменского,

Стр.59-60

Правильный ответ -5 баллов


Работайте индивидуально в тетради.

Правильное выполнение работы-7 баллов.




Работайте с классом.

Максимальное кол-во за работу по УЭ-1 и 2 -28 баллов

УЭ-3

Цель: закрепить знания о мембранных и немембранных органеллах клетки.

Заполните таблицу.

Выпишите отдельно немембранные и мембранные органеллы клетки.

Немембранные органеллы

Мембранные органеллы

1.

2

3.

1.

2.

3.и т.д.



Работайте самостоятельно в тетради.

Правильный ответ -5 баллов



УЭ-4


Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали итоговое кол-во баллов от 30 до 33, то ваша оценка-«5», если 21-29, то оценка «4» , 16-22 балла-«3», менее 15 баллов - оценка «2».

3.Домаш. задание 9, вопр., записи в тетради.


Индивидуально.

Работайте вместе с классом.

Ваша оценка за урок___


Сдайте тетради на проверку.

Запишите в дневник.



М№4 Особенности строения растительной клетки

№ Уч.

Элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения клеток прокариот и эукариот, растительной и животной клеток.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: определить уровень знаний о строении и функциях ядра и его содержимого.

Выполните задания:

Вариант 1 Вариант 2

А) Каково строение и функции:

Ядра Хромосом

Б) Какой набор хромосом

в соматических клетках? в половых клетках?

Как его обозначают?

На листочках подпишите Ф. И.

и вариант.


УЭ-2

Цель: сравнить строение клеток прокариот и эукариот.

1.Выполните следующие задания.

А) Среди клеточных организмов различают прокариоты и эукариоты. В чём их главное отличие?

Б) Сравните более подробно строение клеток прокариот и эукариот. Заполните таблицу. Обозначьте в ней знаком «+» органеллы, которые имеются в клетках этих организмов.

Строение клеток прокариот и эукариот

Органеллы клетки

Прокариоты

Эукариоты

  1. Плазматическая мембрана

  2. Цитоплазма

  3. Ядро с ядерной мембраной

  4. Митохондрии

  5. Рибосомы

  6. ЭПС

  7. Комплекс Гольджи

  8. Мезосомы

  9. Способ поглощения веществ клеткой

  10. Клеточная стенка



В) Из перечисленного перечня организмов выберите прокариоты и эукариоты: грибы, растения, бактерии, сине-зелёные водоросли, животные, вирусы.



См.: учебник Д.К.Беляева, стр.41

Правильный ответ -1 балл


См.: учебник Д.К.Беляева, стр.41-42 и учебник А.А. Каменского, стр.74.

Работайте в группе

Правильный ответ -10 баллов










Правильный ответ -1 балл


УЭ-3

Цель: сравнить особенности строения животной и растительной клетки.

1. Выполните следующие задания.

Сравните особенности строения животной и растительной клеток. Результаты работы отразите в таблице.

Растительная клетка

Животная клетка

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

2. Выполните Лабораторную работу № 4

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Цель:

Оборудование:

Ход работы.

1.Настройте микроскоп на работу.

2.Рассмотрите микропрепараты растительной и животной клеток.

3. Сделайте рисунки, подписав основные части клеток.

4. Выявите черты сходства и различия клеток.

Сделайте вывод: о чём свидетельствуют сходство и различие в строении клеток прокариот и эукариот?



См.: учебник А.А. Каменского,

Стр.75-78.

Правильный ответ – 4 балла




Работайте индивидуально в тетради.

Правильное выполнение работы-7 баллов.

См.: учебник 8,стр.56-57



УЭ-4


Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали итоговое кол-во баллов от 20 до 23, то ваша оценка-«5», если 19-16, то оценка «4» , 15-13 балла-«3», менее 12 баллов - оценка «2».

3.Домаш. задание повтор. 8-10, записи в тетради.


Индивидуально.

Работайте вместе с классом.

Ваша оценка за урок___


Сдайте тетради на проверку.

Запишите в дневник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей