"Мой учитель - Пушкин" Сравнительная характеристика стихов А. С. Пушкина и Б. Ш. Окуджавы

Категория: Литература

Презентацию к файлу создали ученики. Это была их проктная работа.

Просмотр содержимого документа
«"Мой учитель - Пушкин" Сравнительная характеристика стихов А. С. Пушкина и Б. Ш. Окуджавы»

Мой учитель – Пушкин

(сценарий открытого урока литературы, 9 кл)

Тема: «Мой учитель - Пушкин. Пушкинская тема в творчестве Б. Ш. Окуджавы»

Цели урока:

1.Образовательная: выяснить, как развивается пушкинская тема в творчестве Б. Ш. Окуджавы, познакомиться с гуманистическими и патриотическими позициями двух великих поэтов.

2. Развивающая: освоить некоторые элементы сопоставительного анализа поэтического текста.

3.Воспитательная: помочь формированию высоких нравственных ценностей, нравственного здоровья, развивать коммуникативные, информационные и исследовательские навыки, умение работать в команде на общий результат, привить уважение к традициям школы имени Б. Ш. Окуджавы.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозаписи, оформление доски плакатами, возм. выставка книг.

Раздаточный материал: по группам тексты стихов и песен «Из Пиндемонти», «Поэту», «19 октября 1827г.», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина и др.

В ходе урока используются следующие здоровьесберегающие технологии: метод групповой работы, метод проектно-иссдедовательской деятельности, чередование поз, физкультминутка в виде арт-пауза на15-18 минуты, самостоятельно выбираемое д.з.


Ход урока:

На экране слайд с темой и эпиграфами урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Чье творчество мы изучали на предыдущих уроках литературы? Как вы думаете, есть ли связь между этими двумя жившими и творившими с интервалом в 150 лет замечательными поэтами? Давайте попробуем эту связь установить.

Звучит песня «Былое нельзя возвратить…» в исполнении Б. Ш. Окуджвы. Идет компьютерная презентация.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Неоднократно в беседах с друзьями, во время встреч с читателями Б. Ш. Окуджава говорил, что самым главным своим учителем, не только в литературе, но и в жизни считал А.С. Пушкина. И вслед за своим учителем он мог бы повторить:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос, действительно Б. Ш. Окуджава был учеником и последователем А. С. Пушкина? Достаточно ли у нас для этого знаний?

3. Выявление причины затруднения. Знаний-то, может, и достаточно, но они пока разобщены и в таком виде не могут служить для обобщения. Надо провести исследовательскую работу для того, чтобы обобщить эти данные и сделать соответствующие выводы.

4. Проблемное объяснение нового знания.

На уроке мы сопоставим биографические данные обоих поэтов, их творчество, и, надеюсь, поймем, что, несмотря на разделяющие их полтораста лет, и в жизни, и в тематике произведений, и в нравственной позиции было много общего.

Прежде, чем мы приступим к исследованию, а мы будем работать в тематических группах, которые были сформированы заранее и в качестве домашнего задания подобрали нужный материал, давайте определим порядок исследовательской работы.

  1. Для начала нам надо сформулировать рабочую гипотезу: На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня? Сегодня нам с вами предстоит решить вопрос: действительно ли судьба, нравственные ориентиры, гуманистические ценности, выраженные в произведениях А. С. Пушкина, оказали влияние на творчество Б. Ш. Окуджавы.

  2. Каким образом мы можем проследить влияние А. С. Пушкина на жизненные ориентиры, нравственную позицию и творчества Б. Ш. Окуджавы? Сопоставить стихотворения поэтов, близкие по идейно-тематическому содержанию. Творческие группы получили задание на дом подобрать такие стихи.

  3. В группах необходимо решить, по какому плану будет вестись сопоставление. В помощь – «Критерии».. Проанализировать произведения, побранные по темам (подобрать стихи по темам было домашним заданием).

  4. Сформулировать выводы, определить, удалось ли доказать рабочую гипотезу или мы получили другой, незапланированный результат. Выполненное исследование мы зафиксируем в виде макетов слайдов для презентации и, возможно, получим в итоге демонстрационный материал, который можно будет использовать во время экскурсий в школьном музее и во время уроков литературы или классных часов.


5. Самостоятельная работа в группах в течение 10-12 минут. Первая группа работает над сопоставлением произведений, связанных с темой свободы творчества: «Из Пиндемонти» А.С. Пушкина и «Я пишу исторический роман» Б. Ш. Окуджавы. Вторая – над темой дружбы «19 октября 1827 г.» А. С. Пушкина и «Пожелание друзьям» Б. Ш. Окуджавы. Третья рассматривает темы чести и достоинства (соответственно «К Чаадаеву» и «Святое воинство»), четвертая – милосердия: «Памятник» и «…», пятая Москвы и шестая – любви и отношения к женщине: «Мадона» и «Песня о московском муравье».

6. Перед защитой работ разгрузочная пауза с элементами арт-терапии(музыка и театро терапия): подготовленный ученик читает стихотворении «К Чаадаеву», которое плавно переходит в пение песни «Возьмемся за руки, друзья».

7. Защита проектов в течение 12-15 мин.

8. Рефлексия деятельности.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Ожидаемый результат: учащиеся должны прийти к выводу о том, что через все творчество Булата Шалвовича Окуджавы проходит пушкинская тема, которая является одной из самых приоритетных в его поэзии. Начиная с подражания Пушкину, опираясь на классические литературные традиции, он впоследствии нашел свой путь в поэзии, создал свой неповторимый стиль; его стихи покоряют своей необъяснимой теплотой, душевностью, индивидуальностью.

Но, ведя разговор о литературных традициях, необходимо уточнить, что входит в это определение. Во-первых, поэт продолжает развивать основные темы произведений А. С. Пушкина – любви, дружбы, чести и достоинства, свободы творчества. Во-вторых, преемственность наблюдается в выборе художественно-изобразительных средств, не противоречащих грамматическому строю языка. Традиция проявляется и в произведениях, посвященных истории, именно в них автор описывает неиссякаемую преданность и уважение не только классическим идеалам, но и к прошлому вообще. Но, говоря о традициях, необходимо отметить, что Окуджава только отталкивался от них, чтобы создать новое направление в русской поэзии – авторскую песню. В отличие от Пушкина, он не только писал стихотворения, но и сочинял к ним музыку. Это главное отличие ведет за собой и ряд других изменений, которые наблюдаются и в синтаксической организации стиха, и на уровне стихосложения. Существенные отличия лексического строя языка: Пушкин тяготеет к возвышенной, экспрессивной речи, Окуджава смешивает разговорную и возвышенную лексику. Так, опираясь на лучшие образцы литературы, Окуджава обогатил и разнообразил ее, создав свой особый, неповторимый стиль.

Заключительное слово учителя: Итак, на этом уроке нам удалось сопоставить жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы и А. С. Пушкина. Мы проследили культурную, нравственную и творческую связь, соединяющую двух прекрасных поэтов, и увидели, что точек совпадении очень много: патриотизм, гуманизм, свобода личности и творчества, «души прекрасные порывы». Связь эта не случайна: неоднократно в свих интервью и во время встреч со слушателями Б. Ш. Окуджава признавал А. С. Пушкина своим учителем в поэзии. Но в своих стихах о Пушкине он сказал больше – Пушкин для него не только наставник, но и друг, близкий человек, современник.

Мы убедились, что нравственная и культурная традиция нашей литературы непрерывна, и уроки, которые мы можем извлечь из произведений Пушкина и Окуджавы, не устарели и никогда не устареют. А еще мы можем сказать, что через соприкосновение к их творчеству мы и сами присоединяемся к этой непрерывной традиции.

Домашнее задание по выбору: 1. Выучить наизусть и выразительно читать наиболее понравившееся из проанализированных стихотворений. 2. Написать творческую работу на одну из разобранных на уроке тем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей