СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Монастырь - центр христианской православной культуры"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступная методическая разработка урока для начальной школы, которую можно использвать и для классных часов.

Просмотр содержимого документа
«"Монастырь - центр христианской православной культуры"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа №63»






Конспект урока по предмету

«Основы православной культуры»

или

«Основы религиозных культур и светской этики»




Тема: «Монастырь – центр христианской православной культуры»





Выполнила: Доронина Елена Александровна

учитель начальных классов



2018 год


Методическая разработка урока:

«Монастырь – центр христианской православной культуры»



Цель: создать условия для осмысления учащимися значения монашества, как добровольный выбор пути служения Богу человеком, познакомить с особенностями монастырской жизни.


Задачи:

  1. обучающие: дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

  2. развивающие: развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции;

  3. воспитательные: воспитывать уважение к людям, ведущим монашескую жизнь, любовь и уважение к православным святыням России.


Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

- прививать интерес к культуре и истории родной страны;

- формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

метапредметных результатов

- формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

- формировать умение договариваться, находить общее решение; формировать умение выражать свои мысли; строить монологическое высказывание.

предметных результатов

- воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;

- формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России;

- формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.


Основные понятия: монах, монахиня, послушание, монашеские обеты, постриг монаха, монашество, монашеское облачение (клобук, мантия, чётки, пояс).


Оборудование: телевизор, компьютер, карточки со словами, презентация, тестовые задания на листах.


Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на заданную тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.





Ход урока


  1. Организационный момент:

"Поговорим? - О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? - Поговорим!

Нам будет интересно!"


- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема. Я попрошу вас закрыть глаза, послушать песнопение и подумать о ком идёт речь.


  1. Подготовка к изучению нового материала

(Звучит православное песнопение на стихи иеромонаха отца Романа в исполнении Сергея Безрукова «В келье я лампаду затеплю»

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент изучения новой темы):

- Ребята, как вы думаете, о ком идёт речь в этом произведении? (о человеке, служащем в храме или о человеке , произносящем молитву)

-Какие слова нам помогают понять смысл? (псалтырь, молитва, Господи)

-Может быть, что – то нам не знакомо? (келья, аналой)


  1. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися.

(звон колоколов - фон)

Обитель мира, светлых упований,

Святых молитв, небесных созерцаний,

Духовных подвигов, спасительных трудов!

преподобный Варсонофий Оптинский

- Как вы думаете, о каком месте сложил свои стихи преподобный Варсонофий?

Оптина Пустынь находится в Калужской области. Это один из старейших русских монастырей.


  1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

(Стихотворение представлено на слайде презентации)

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.

  1. Работа по теме урока.

На уроке нам предстоит ответить на несколько вопросов:

  1. Что такое монастырь?

  2. Почему люди идут в монахи?

  3. По каким правилам живут монахи?

  4. Почему монахи считают себя воинами?

- Людям естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Это ценно в любой религии мира, и православие – не исключение. Поэтому одна из удивительнейших страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.


(на доске) «монос» (греч) – один

«ин» (древнеслав) – один


Монах – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.

Сам монах считает, что он НЕ ОТКАЗАЛСЯ, а СОГЛАСИЛСЯ, согласился с зовом Бога, Который указал на его призвание.


- Как вы понимаете, что такое призвание? (ответы детей)

Призвание монаха – быть всегда только с Богом.

Первые христианские монахи появились в конце 3 в. От Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни:

(на доске) Трудись и молись


  1. Работа в группах на листочках (у каждой группы листочек с текстом).

Словарная работа (работа над основными понятиями урока):

Заполните пропуски. Найдите в тексте значение этих слов

1 группа

Монах_____________________________________________________________ Послушание________________________________________________________ Монашеский обет___________________________________________________

Постриг монаха_____________________________________________________


2 группа

Клобук_____________________________________________________________ Мантия____________________________________________________________ Чётки______________________________________________________________

Пояс______________________________________________________________


VI. Физминутка





  1. Работа с иллюстративным материалом на карточке

(на парте у каждого ученика листочек с текстом для работы)

(самостоятельная работа)



Прочитайте текст. Подпишите предметы монашеского облачения





(на доске) Монастырь – община монахов

- Послушайте цитату из книги «Монастыри России»

«Монашество – широко распространилось в Русской Церкви вследствие того, что с самого начала … учение христианства нашло живой отклик в душах … русских людей. … Оно несло народу образование и культуру, очагами которой становились монастыри»


Долгие века именно монахи переписывали книги, почти все больницы создавали и обслуживали монахи, и даже школы часто создавались именно при монастырях.


- Как вы думаете, легко ли стать монахом? (ответы детей)

- Всегда ли родители исполняют ваши просьбы? Почему, как вы думаете? (ответы детей)

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, т.е. стать послушником.


(на доске) Послушание

- Сможете объяснить смысл этого слова? (ответы детей)

Это значит человек принимает серьёзное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей».

Когда послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи и приносит

(на доске) монашеские обеты, т.е. обещания

послушание

безбрачие

нестяжание (отсутствие личных вещей)


- А почему монахи не имеют личных вещей? (ответы детей)



  1. Инсценировка притчи «Ссора» двух монахов»

В одном монастыре жили два монаха. Однажды они подумали: «Как же так,все люди друг с другом ссорятся, а мы не умеем это делать. Давай попробуем!»

- А из-за чего мы будем с тобой ссориться?

- Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича!

- Хорошо. А как мы будем ссориться?

- Ну, я буду говорить, что он мой. А ты говори, что он твой.

- Хорошо. Начинаем.

- Это мой кирпич.

- Конечно, твой. Бери его, брат, себе!

Так и не удалось двум монахам поссориться.


Затем происходит (на доске) Постриг, который означает, что он сам, свободно отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается другая жизнь, поэтому при постриге монах получает новое имя.


IX. Первичное закрепление


Тестовые задания (могут выполняться индивидуально, в парах, в группах):

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.


2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.


3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь

1) скучна, так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.


4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.




  1. Доскажи словечко


В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … (монах).




Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты).



X. Рефлексия

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


  1. Подведение итогов урока.

Так что же такое монашество?

Об этом очень хорошо сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании».


XII. Домашнее задание (как предложение):

Подготовить небольшое сообщение о монастырях Ульяновска и Ульяновской области.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!