В качестве критериев рассматриваются признаки, по которым при помощи показателей определяются уровни сформированности познавательных УУД. «Уровень сформированности коммуникативных УУД, пишет автор, представляет собой гипотетическую переменную, которая может быть выявлена с большей или меньшей точностью измерения» [с.56]
М.М. Шалашовой предложены три уровня сформированности познавательных УУД школьников: низкий (оценивать можно 1 баллом); средний (2 балла); высокий (3 балла). Автор не указывает для какой возрастной группы разработаны данные критерии и уровни оценки познавательных результатов обучающихся.
№ | Критерий | Показатели |
Минимально допустимый уровень (1 балл) | Достаточный уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
1. | Использование логических действий для выполнения учебной задачи (сравнения, анализа, синтеза) | Применяет логические действия в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной деятельности | Совместно с учителем определяет необходимость и целесообразность использования логических операций для выполнения учебной задачи | Самостоятельно определяет необходимость и целесообразность проведения логических операций в соответствии с учебной задачей |
2. | Установление причинно- следственных связей | Под руководством учителя выявляет причины наблюдаемых и изучаемых явлений | Совместно с учителем определяет причину изучаемых явлений, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, аргументированно объясняет наблюдаемые или изучаемые явления, все возможные причины их возникновения |
3. | Выбор основания и критериев для проведения сравнения, типологии, классификации | Под руководством учителя проводит классификацию, типологию и сравнение с помощью предложенных критериев или оснований | Из предложенного перечня выбирает основание или критерии для проведения сравнений, классификаций, типологий | Самостоятельно определяет основание или критерии для сравнения, классификации, типологии |
4. | Создание и использование знаков, моделей символов для решения учебной задачи | Применяет знаки, символы и модели в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной задачи | Самостоятельно использует знаки символы, предложенные модели выполнения учебной задачи | Самостоятельно использует знаки, символы, создает и преобразует модели для выполнения учебной задачи |
5. | Смысловое чтение | Выделяет основную идею текста, выстраивает последовательность описанных событий | Выделяет основную идею текста, выстраивает последовательность описанных событий, использует информацию из текста для выполнения учебной задачи | Выделяет основную идею и контекст, использует и преобразует информацию из предложенного текста |
6. | Формулировка выводов на основе полученной информации | С помощью учителя делает выводы на основе полученной информации | Делает вывод (присоединяется к выводу) на основе полученной информации и приводит хотя бы один аргумент | Делает аргументированный вывод на основе критического анализа текста, сопоставления различных точек зрения |
7. | Поиск, сбор, представление информации в соответствии с учебной задачей | Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для учебной задачи, совместно с учителем определяет, что необходимо для выполнения поставленной задачи | Определяет недостаточность информации для выполнения учебной задачи, осуществляет её сбор под руководством учителя | Определяет, что и в каком объеме необходимо для выполнения поставленной учебной задачи, осуществляет поиск информации в соответствии с учебной задачей |
8. | Представление информации в сжатой или наглядно-символьной форме (таблицы, схемы, диаграммы) | С помощью учителя составляет конспекты, тезисы, представляет информацию в наглядно- символьной форме | Самостоятельно составляет тезисы, конспекты, использует информацию, представленную в наглядно-символьной форме | Самостоятельно составляет тезисы, конспекты, представляет и использует информацию в наглядно-символьной форме |