СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы учебной мотивации на уроках ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Мотивация на уроках ИЗО»







Учебная мотивация на занятиях по изобразительному искусству

Выступление на педсовете.

Дзотова З.А.

































ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

Основные положения учебной мотивации

Современное общество благодаря научно-техническому прогрессу развивается быстрыми темпами и диктует новые требования развития личности в нашей стране. Общие задачи обучения: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.

Ученик должен уметь

-ставить цель и добиваться ее;

- общаться;

-  адаптироваться к ситуации;

- ориентироваться в мире;

- самостоятельно добывать и применять знания;

- заботится о других и о своем здоровье.

В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применить их на практике.

Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования - повышение мотивации учащихся на уроках. При изучении курса изобразительного искусства необходима взаимосвязь многих фактов   для развитие творческой личности. В результате повышается мотивации учащихся качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.

 Как  же увлечь детей на уроке? Как найти к каждому ученику свой подход? На уроках изобразительного искусства у нас самые благодарные слушатели, но как с их взрослением не потерять искру, горящую в глазах?

Что же такое мотивация?



Мотивация— побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.

Существует несколько видов мотивации.

1) внешняя мотивация— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Например, метод стимулирования. Родители используют материальный стимул. Нужно поощрять ребенка за знания, иначе он будет выпрашивать у учителей хорошие оценки.

Также к внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения.

2) внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 Достаточно многим учащимся доставляет сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства. На уроке изобразительного искусства необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Такие как, чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью.

Разберем каждый из факторов.

1.Оттенки чувств.

Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. Затронуть эмоциональное состояние помогут и музыкальные произведения, но это должно быть уместно. Фрагменты из видеофильмов развивают зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока.

2. Интерес.

Психологи подмечают, что интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении.

3. Успех.

Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, не нужно выдумывать успех для ребёнка и хвалить его за это. Отмечайте те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается. Надо быть честным с детьми. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества. 

4. Новизна.

На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала. Например, разместить фон картины, но только сине -голубых тонов, и поставить перед детьми задачу: нам надо сделать, чтобы картина стала интересней. Дети увидят морское дно, нарисуют рыбок и подумают, что они сами выбрали такую тему и будут радоваться новым открытиям.

Используя разные методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске очень помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны.

5. Комфорт.

Конечно, важно в каком кабинете проходит урок, как он оснащен, удобен ли. Физический комфорт влияет на подсознательное восприятие материала. Но и эмоциональный комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от учителя.

6. Компетентность учителя.

Компетентность - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. На многие творческие суждения, вопросы существует несколько правильных ответов. Учитель должен постоянно заниматься самообразованием. 

7.Связь с жизнью.

Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.

Моя задача: находить материал, актуальный для детей, и владеть информацией по этому вопросу. А также пользоваться на уроках новыми информационными технологиями.

Интерактивная доска обеспечивает высокий уровень наглядности, компьютер помогает готовить раздаточный материал, но иногда показ работ учеников пошлых лет является большим стимулом: «Я тоже так могу и даже лучше!».

Много факторов влияет на развитие ребенка, на его жизненный выбор, но приятно, кода ученики поступают в архитектурный институт, учатся на дизайнера.  Если одним ребятам уроки искусства помогают найти свое место в мире, раскрыться творчески, другие   ждут следующий урок с трепетом, значит, стоит трудиться, меняться, совершенствоваться дальше. Поэтому для моей работы важный мотив – это дети.

Уровни развития учебной мотивации:

Отрицательное отношение к учению.

Нейтральное отношение к учению.

Положительное, но аморфное отношение к учению.

Положительное отношение к учению.

Активное, творческое отношение к учению.

Личностное, ответственное отношение к учению.

Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.