Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка
Почему один ребёнок учится с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Специфика нашего предмета в современном мире сводится к тому, что в условиях идеи глобализации и международной интеграции становится немного облегченной проблема мотивации в обучении английскому языку.
Получается, что с одной стороны, английский язык – это предмет, желание изучать который легко мотивировать.
Английский язык - это язык номер один в мире. В наше время принято знать родной язык и английский. Он прочно вошел в мировой бизнес и служит языком коммуникации не только в нем, но и в области культуры, науки, кинематографии и в других немаловажных сферах.
Этот язык точен и краток, когда дело касается различных терминов. Он удобен в области туризма, электронные и банковские системы в большинстве своем содержат англоязычные термины.
Сейчас никого не нужно убеждать в том, что если ты не знаешь английский язык, то не добьешься успеха. Или же твой успех будет не совсем полным. Это основные веяния глобализации, то есть объединения людей в единую группу с преобладающим влиянием английского.
Казалось бы, мотивация более чем достаточная.
Но к сожалению, у прогресса , с ростом которого выросла и очевидная потребность в английском языке, есть и как говорится обратная сторона медали.
Ни для кого не секрет, что у педагогов появился очень сильный соперник. И он очень опасен. Это компьютер.
Когда мы говорим, что раньше жили без компьютера и не скучали, зато учились, мы сами отлично понимаем, что нет пути назад.
Сегодня происходит глобальная информатизация общества и человек имеет дело с все большим объемом информации, которая год от года только возрастает. Информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации и войти в XXI век образованным человеком можно только хорошо владея компьютером.
Так получилось, что наши дети осознали это гораздо раньше нас. Но это их увлечение не знает мер и границ, и поглощает их настолько, что не оставляет им времени на учебу и активный (здоровый) отдых.
Таким образом, наша задача – привлечь на свою сторону компьютер и Интернет, попытаться вести увлечение детей компьютером в полезном направлении и таким образом включить его в учебный процесс.
Сейчас существует огромное количество обучающих программ, как игровых, так и обучающих и развивающих. Хочу поделиться опытом и рассказать о трех из них. Lingualeo - это обучающий игровой сайт, с хорошими возможностями тренировки лексики и грамматики. На этом сайте нужно регистрироваться и отслеживать свой успех, что по моему мнению, очень важно для создания мотивации успеха. Ты набираешь очки, получаешь бонусы, продвигаешься в уровнях. Это рождает своеобразный положительный азарт и даже затягивает (в хорошем смысле). Этот сайт подойдет для изучающих английский всех уровней от начинающего до продвинутого, там каждый найдет себе материал для изучения по своим интересам. Это юмор (короткие рассказы), песни, фильмы и мультфильмы, книги и видео-уроки. Материалы можно загружать в «избранное» , в закладки и легко потом находить недочитанную книгу или посмотреть заново любимый фильм. При изучении материала можно выделять незнакомые слова и добавлять их в свой «словарь» и потом тренировать их. Мне очень нравится еще то, что можно добавлять свои слова (те, которые хочешь выучить), и они тоже включаются в список тренировок.
Похожиe сайты для тренировки лексики это Wordsteps и PapaMango. Я бы тоже с удовольствием рекомендовала их как для дополнительного источника лексики, так и для тренировочных упражнений.
Применение игровых методик на уроках иностранного языка способствует развитию внимания у учащихся, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр, необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Их можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Как показывает практика, ребята с удовольствием играют в различные игры, и даже старшеклассники. Кроме того, они с удовольствием читают о жизни своих сверстников за рубежом. Главное, чтобы игры были разными, рассказы увлекательными. Тогда игры радуют своей новизной, рассказы — свежим взглядом на происходящую действительность.