Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Хаджуов А.Д./
От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по кружковой работе «Трудные вопросы по русскому языку»
для 9 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы высшей
квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Культура речи
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
II.
ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
III.
ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Планируемые результаты:
систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны
УМЕТЬ:
соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | Том числе | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
теория | практика | контроль |
1 | Знакомство с содержанием курса «Трудные вопросы» | 1 | 1 | | | | |
2 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы. | 1 | | 1 | | | |
3 | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. | 1 | | 1 | | | |
4 | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. | 1 | | 1 | | | |
5 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | 1 | | 1 | | | |
6 | Правописание корней. Сложные вопросы современной русской орфографии | 1 | 1 | | | | |
7 | Правописание корней. | 1 | | 1 | | | |
8 | Правописание приставок. Сложные вопросы современной русской орфографии | 1 | 1 | | | | |
9 | Правописание приставок. | 1 | | 1 | | | |
10 | Правописание суффиксов. Сложные вопросы современной русской орфографии. | 1 | | 1 | | | |
11 | Словосочетание. Синтаксические нормы. Сложные вопросы грамматического управления в современном русском языке | 1 | 1 | | | | |
12 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Грамматические нормы. | 1 | | 1 | | | |
13 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | 1 | | 1 | | | |
14 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 | 1 | | | | |
15 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | | 1 | | | |
16 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | 1 | | | | |
17 | Синтаксический анализ сложного предложения | 1 | | 1 | | | |
18 | Сложные бессоюзные предложения. | 1 | | 1 | | | |
19 | Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | | 1 | | | |
20 | Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. | 1 | | 1 | | | |
21 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 1 | 1 | | | | |
22 | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте | 1 | 1 | | | | |
23 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические | 1 | 1 | | | | |
24 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста | 1 | 1 | | | | |
25 | Извлечение информации из различных источников . Письменное воспроизведение текста | 1 | 1 | | | | |
26 | Структура сочинения-рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. | 1 | 1 | | | | |
27 | Алгоритм написания сочинения – рассуждения | 1 | 1 | | | | |
28 | Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | | | | |
29 | Тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи | 1 | 1 | | | | |
30 | Как пишется сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | | | | |
31 | Как пишется сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | | | | |
32 | Как пишется сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | 1 | | | | |
33 | Как пишется сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | | 1 | | | |
34 | Как пишется сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Подведение итогов года. | 1 | | 1 | | | |