СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018". Конкурсное задание "Методический семинар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018". Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с гиперссылками (для просмотра скачать)

Просмотр содержимого документа
«realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda»

МБОУ Мамлейская ОШ













Доклад

на тему:

«Реализация системно - деятельностного подхода средствами
УМК «Начальная школа XXI века»










Подготовила и выступила

учитель начальных классов

Костюшова Светлана Юрьевна.









Мамлейка

2016


Выступление на педсовете

Тема. Реализация системно - деятельностного подхода средствами
УМК «Начальная школа XXI века»


Слайд 1

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации, которая требует новых способов её освоения.

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников актуальный вопрос на сегодняшний день.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 2

Цель педагогов начальной школы научить ученика учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. УМК "Начальная школа ХХI века", по которому я работаю, позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности.


Слайд 3

Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Давай подумаем», «Тайны языка», «Из истории языка» (учебник «Русский язык», автор С.В. Иванов), «Давай обсудим», «Сообрази» («Математика», автор В.Н. Рудницкая), «Этот удивительный мир», «Картинная галерея», «Жил на свете человек» (учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова). Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников — удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.


Слайд 4

Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Задачу по формированию  учебной деятельности необходимо начинать решать с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который нужно найти ответ. В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Вот несколько примеров.


Слайд 5

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают мнения, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока русского языка "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

  1. повторить знания об имени прилагательном;

  2. определить, с какими частями речи сочетается;

  3. изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

  4. определить закономерность изменений, сделать вывод.

Для урока окружающего мира на тему «Чем грибы отличаются от бактерий?» дети приходят к следующему плану действий:

  1. вспомнить кто такие бактерии, их место обитания;

  2. повторить знания о грибах;

  3. определить в чём сходство и различие;

  4. сделать вывод.

Большинство тем в учебниках УМК «Начальная школа ХХI века" представлены именно в виде вопроса.


Слайд 6

Проблемное решение

Детям предлагается решить примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. Решают примеры, проговаривают алгоритм. Далее следует практическое задание на новый учебный материал. Учащиеся фронтально решают пример: 400 – 172, работая на листочках.

После решения учащиеся называют разные ответы. Возникает вопрос «почему?» Для детей очевидно, что этот пример отличается от тех, которые решали на предыдущих уроках. В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель предлагает научиться решать примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. 

При работе в условиях малокомплектной школы, с малым количеством детей, где не всегда можно получить разные ответы, использовать такой приём мне помогает учебник. На помощь приходят наши постоянные друзья Волк, Заяц и другие зверята из «Лесной школы».


Слайд 7

Во всех средствах обучения УМК предусмотрена  моделирующая деятельность ребёнка - работа со схемами,  таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс  работу  с моделями разного вида. В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические  действия)

При изучении темы «Площадь прямоугольника» учитель просит выполнить необходимые измерения и найти площадь данной фигуры.

Учащиеся уже умели вычислять площадь прямоугольника $ = а.Ь. Приведенное задание вызвало у школьников удивление. Как это? Такой фигуры еще не было. Через несколько секунд были высказаны различные предложения: разрезать фигуру на прямоугольники, достроить и т.д. Каждому ученику представляется возможность найти свой способ решения задачи.

Группировка

Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

Эти и много других приёмов отработаны, они результативны, интересны и доступны моим ученикам.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит детей обдумывать свои действия и поступки, они учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение. И в этом мне снова приходят на помощь учебники.


Слайд 8

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие  реализации деятельностного подхода.

На практике убеждаюсь, что свои усилия нужно направлять на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, а  правильного выполнения необходимого способа действия.

Все средства обучения, входящие в комплект, направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно.  При затруднениях   ученик может воспользоваться   специальными подсказками - напоминаниями, помогающими  самостоятельно справиться с задачей. 

Помимо рабочих тетрадей по предметам, УМК «Начальная школа XXI века» предлагает дополнительные тетради для дифференцированного обучения и коррекции трудностей «Я учусь считать», «Я учусь писать и читать» для 1 класса, «Дружим с математикой», «Учусь писать без ошибок» для 2-4 классов, «Наблюдаем и трудимся», «Думаем и фантазируем»

для 1-3 классов.


Слайд 9

Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Необходимо уделять внимание заданиям, которые дети выполняют в парах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя.

В условиях малокомплектной школы, чаще всего это только одна, максимум две, три пары, но несмотря на это такая работа проводится.

Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, занимают большее место в нашей работе. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя»,  «Найди ошибку», задания «Сравни свой ответ с текстом», и др.  В рабочих тетрадях по окружающему миру рубрика «Оцени свою работу» дополнена  оценочными критериями  (суждениями). Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.

Для развития теоретического уровня мышления, следуя авторским рекомендациям, использую специальные методические приёмы. Работая с заданиями  рубрики «Выскажи предположение» школьники учатся выдвигать  и обосновывать гипотезы, спорить, рассуждать, сравнивать своё мнение с  высказываниями других выполняя задания «Давай подумаем», учимся отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделяем существенные признаки явления или объекта языка.

Также для удобства работы нельзя не оценить наличие тетрадей для проверочных и контрольных работ.


Слайд10

В УМК успешно решается ещё одна задача: усиление внимания к творческой деятельности.  Развитию творчества способствует работа с заданиями рубрики «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир», «Проба пера. Выполни творческое задание».

Работая по УМК «Начальная школа XXI века», убеждаюсь в  правильности   позиции   его авторов в том,  что  при систематической работе учителя по формированию компонентов учебной деятельности в процессе обучения,  ученики  «не только прибавляют в весе, вырастают,  взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению».

Реализация системно - деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди выпускников, наглядно демонстрируют  это утверждение.


Слайд11

Таким образом, использование приёмов и методов, предлагаемых авторами комплекта, даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы по УМК «Начальная школа я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, на основном уровне неизбежно переходит в разряд неуспевающих.

Считаю, что правильное использование системно - деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной.




Список используемой литературы

  1. Учебно - методический комплект «Начальная школа XXI века» 1-4 класс

  2. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.

  3. Небосова Н. В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников. Журнал «Начальная школа» №5, 2011


Интернет-ресурсы:

  1. Коломиец Т. И. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе //http://russia-school.com/3047

6


Просмотр содержимого документа
«Арт - технология»

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Используются все жанры искусства: театр, живопись, танец, музыку, не ставя цель стать в этой области профессионалами. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Арт-урок строится по алгоритму «Что будет, если...».

Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры и т. д



Просмотр содержимого документа
«Бизнес план»



Прием «Бизнес – план»

Регулятивная деятельность: целеполагание, планирование.

Технология проведения:

Предлагаю ученикам составить план работы над темой урока. Алгоритм повторения они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока.

Русский язык. 3 класс. Тема: « Повторяем правописание безударных гласных в корне слова»

- Составить план повторения.

( Алгоритм правописания безударных гласных в корне слова)

- Что необходимо нам повторить на уроке?

Если учащиеся забыли материал, можно

дать образец и попросить их

подкорректировать и оценить свою деятельность.

Алгоритм:

1.Найди в слове ударный слог (поставь ударение)

2.Выдели (подчеркни) безударную гласную

3.Выдели в слове корень, обозначь его.

4.Подбери однокоренные слова, поставь в них ударение.

5.Выбери из этих слов проверочные (те, в которых проверяемый безударный гласный стоит под ударением)

6.Объясни написание данного слова.



Русский язык. 3 класс. Тема: «Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных»

-Ребята помогите мне спланировать нашу работу на уроке.

Расположите в правильной последовательности этапы урока.

В презентации (или на доске) ребята исправляют этапы урока

1.Повторяем пройденное

2.Ставим цель урока

3.Узнаем новое

4.Закрепляем новое

5.Самостоятельная работа

6.Применяем умения

7.Рефлексия



Просмотр содержимого документа
«Дальтон - задание»

Дальтон-задание по предмету « Окружающий мир» 3 класс

Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли»

Технология проведения: Учитель объявляет тему и цели урока для детей. Учащиеся получают инструктаж по организации работы по Дальтон-заданию (листы у каждого ученика).

Задание 1. Прочитай тексты, рассмотри рисунки. Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях? («Большая Детская Энциклопедия. Растения»)

Задание 2. Напиши свои рассуждения по тексту о тюльпанах. Согласен ли ты с тем, что тюльпан можно сравнить с самым красивым животным. Почему? ( Учебник, стр. 58)

Работа в парах.

Задание 3. Составьте кластер «Разнообразие растений на Земле»

( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»)

Задание 4. Составьте памятку о бережном отношении к растениям.

( Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»

Задание 5. Составьте научное сообщение об одном из видов растений

по плану:

  • Внешний вид растения, зарисовка его.

  • Место обитания

  • Размножение

  • Интересные факты (Учебник, интернет, « Растения. Моя первая энциклопедия»

В конце урока подводятся итоги работы. Выводы по теме.

Что понравилось?

Что вызвало трудности?

Над чем следует еще поработать?




Просмотр содержимого документа
«Инфо - Угадайка»



Прием «Инфо – угадай – ка»

Познавательные УУД: представление нового материала; структурирование материала; оживление внимания учащихся

Технология проведения:

На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему урока и изобразил небо. У учащихся картинки по теме. В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на небо, что назовут учащиеся.

« Окружающий мир» тема: « Солнечная система»

Математика 1 класс. Тема: « Числа и цифры»

Познавательная деятельность: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- Составь предложения. Используй слова длиннее, короче.

1 класс. Тема: « Число 10»

Познавательная деятельность: моделирование.

-Возьми 10 фишек разного цвета. Сколько может быть красных фишек? Сколько желтых?

4 класс. Тема: « Переместительное свойство сложения и умножения»

Познавательная деятельность: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Окружающий мир, тема: « Твои помощники-органы чувств»

Познавательная деятельность: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.

Технология проведения:


На доске лист ватмана, на котором учитель вписала тему урока. У учащихся картинки по теме. В ходе беседы учитель и учащиеся помещают на ватман, что назовут учащиеся.


Просмотр содержимого документа
«Кластер»

Работа над кластером

Регулятивная деятельность: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Окружающий мир. 2 класс. Тема: « Растения- живые существа»

Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа.

Окружающий мир. 2 класс. Тема : « Режим дня».

Рубрика « Вспомни: это ты уже знаешь»

Регулятивная деятельность: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание).

-Что такое режим дня? Зачем его нужно выполнять?

Окружающий мир. 4 класс.Тема: « Пищеварительная система.»

Рубрика « Вспомни изученный материал»

- Почему человек должен регулярно питаться? Объясни значение витаминов для человека, если известно, что слово « витамин» происходит от латинского слова «вита», что означает « жизнь».

Русский язык. 3 класс.Тема: « Способы образования имен существительных».

Рубрика « Давай подумаем».

Регулятивная деятельность: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. (оценка)

- Витя утверждает, что у слов каждой строчки род одинаковый. Согласишься ли ты с ним?

поле - полюшко — среднего рода

брат - братик - братишка — мужского рода

зима - зимушка — женского рода



Математика. 1класс. Тема: « Перестановка чисел при сложении.»

Рубрика « Обсудим вместе»

Регулятивная деятельность: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. (коррекция)

- Какое действие выполняют Волк и Заяц?

- Что делает каждый?

- Получатся ли у них одинаковые ответы? Проверь.

Математика. 4 класс. Тема: « Скорость»

Регулятивная деятельность: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (прогнозирование)

Волк и Заяц соревновались в беге.

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

• Какова длина дистанции?

• За какое время пробежал эту дистанцию Волк и за какое время — Заяц?

• Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов.

• Кто из них бежал быстрее?

• Поясните свой ответ.

Просмотр содержимого презентации
«opyt_realizatsii_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda»

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»   Учитель МБОУ Мамлейской основной школы Костюшова С.Ю 2016 г.

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель МБОУ Мамлейской

основной школы Костюшова С.Ю

2016 г.

«Я слышу –  я забываю,  я вижу –  я запоминаю,  я делаю –  я усваиваю»  (Китайская мудрость)

«Я слышу –

я забываю,

я вижу –

я запоминаю,

я делаю –

я усваиваю»

(Китайская мудрость)

УМК «Начальная школа XXI века»

УМК «Начальная школа XXI века»

мотив цель конкретные действия и операции контроль и оценка результата
  • мотив
  • цель
  • конкретные действия и операции
  • контроль и оценка результата

"Как изменяются имена прилагательные?" план действий: 1) повторить знания об имени прилагательном; 2) определить, с какими частями речи сочетается; 3) изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными; 4) определить закономерность изменений, сделать вывод.

«Чем грибы отличаются от бактерий?» план действий: 1) вспомнить кто такие бактерии, их место обитания; 2) повторить знания о грибах; 3) определить в чём сходство и различие; 4) сделать вывод.

1. Решите примеры: 367 - 143 534 - 216  328-174 2. Решите пример:  400 – 172

1. Решите примеры:

367 - 143

534 - 216

328-174

2. Решите пример:

400 – 172

Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры   Разделите на две группы числа:  6, 12, 17, 5, 46, 1, 21  

Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры

 

Разделите на две группы числа:

6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

 

Дополнительные рабочие тетради

Дополнительные рабочие тетради

Тетради для проверочных и контрольных работ

Тетради для проверочных и контрольных работ

Рубрики  «Путешествуем в прошлое»  «Этот удивительный мир»  «Проба пера. Выполни творческое задание»

Рубрики «Путешествуем в прошлое» «Этот удивительный мир» «Проба пера. Выполни творческое задание»

Использование системно - деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной Спасибо за внимание!

Использование системно - деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Методический семинар Костюшовой С.Ю»

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2018» Конкурсное задание «Методический семинар» Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Костюшовой Светланы Юрьевны, первая квалификационная категория, МБОУ Мамлейская основная школа Сеченовского муниципального района  Тема педагогического опыта: « Системно – деятельностный подход средствами УМК «Начальная школа XXI века»  

Муниципальный конкурс

«Учитель года – 2018»

Конкурсное задание

«Методический семинар»

Описание инновационного

педагогического опыта учителя начальных классов

Костюшовой Светланы Юрьевны,

первая квалификационная категория,

МБОУ Мамлейская основная школа

Сеченовского муниципального района

Тема педагогического опыта:

« Системно – деятельностный подход средствами УМК «Начальная школа XXI века»  

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА  В 1992 году закончила Лукояновское педагогическое училище В 2007 году закончила АГПИ им. А.П. Гайдара Учитель начальных классов первой квалификационной категории, стаж работы, 25 лет МБОУ Мамлейская основная школа  с. Мамлейка, Сеченовского района Нижегородской области Награды:  Почётные грамоты Мамлейской ОШ 2008, 2016 Почётная грамота Управления образования Администрации Сеченовского муниципального района, 2012 Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области, 2015 Моё педагогическое кредо :

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

В 1992 году закончила

Лукояновское педагогическое училище

В 2007 году закончила АГПИ им. А.П. Гайдара

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории,

стаж работы, 25 лет

МБОУ Мамлейская основная школа

с. Мамлейка, Сеченовского района

Нижегородской области

Награды:

Почётные грамоты Мамлейской ОШ 2008, 2016

Почётная грамота Управления образования Администрации Сеченовского муниципального района, 2012

Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области, 2015

Моё педагогическое кредо :

"Уча других, я учусь сама" Главная моя задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.

реализует принцип  обучения: природосообразности реализует право ребенка на свою индивидуальность школьник осваивает другую роль - не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь» использование моделирующей деятельности УМК «Начальная школа XXI века» создана система игр с правилами,  которые развивают  необходимые для учения качества внимание к творческой деятельности учащихся; преобладанием заданий проблемного характера Методика обучения построена таким образом, что  предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ.

реализует принцип

обучения:

природосообразности

реализует право ребенка на свою индивидуальность

школьник осваивает другую роль - не просто «зритель»,

«слушатель», а «исследователь»

использование

моделирующей деятельности

УМК

«Начальная школа

XXI века»

создана система игр

с правилами,

которые развивают

необходимые

для учения качества

внимание к творческой деятельности учащихся; преобладанием заданий проблемного характера

Методика обучения построена таким образом, что

предоставляет каждому ребенку право на ошибку,

на самооценку своего труда, самостоятельный анализ.

Актуальность педагогического опыта Недостаточно хорошо развиты: - навыки работы с текстом. - умение точно и полно отвечать на вопросы, делать самостоятельное высказывание, - организовывать самостоятельную деятельность, - творчески подходить к решению поставленной  задачи. 1. Необходимость развития у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать  информацию по учебным вопросам. 2. Развитие коммуникативных навыков у учащихся. противоречие цель Обучать деятельности  – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Актуальность педагогического опыта

Недостаточно хорошо

развиты:

- навыки работы с текстом.

- умение точно и полно

отвечать на вопросы,

делать самостоятельное

высказывание,

- организовывать

самостоятельную

деятельность,

- творчески подходить

к решению поставленной

задачи.

1. Необходимость

развития у школьников

способности

самостоятельно

получать и обрабатывать

информацию по учебным

вопросам.

2. Развитие

коммуникативных

навыков у учащихся.

противоречие

цель

Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным,

учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути,

в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою

деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и

самоконтроля, оценки и самооценки.

Условия формирования личного вклада Научно-исследовательская база : Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. Методические условия:  Образовательная система «Начальная школа XXI века», тема самообразования «Формирование орфографической зоркости учащихся в рамках системно-деятельностного подхода». Организационно-методические условия:  выступления на районном методическом объединении учителей начальных классов, ОРКСЭ и педсоветах школы, открытые уроки.

Условия формирования личного вклада

Научно-исследовательская база :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.

Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения.

Методические условия:

Образовательная система «Начальная школа XXI века», тема самообразования «Формирование орфографической зоркости учащихся в рамках системно-деятельностного подхода».

Организационно-методические условия: выступления на районном методическом объединении учителей начальных классов, ОРКСЭ и педсоветах школы, открытые уроки.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования  Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, считавших, что деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней, предметной, во внутреннюю, психическую, деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.  Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Л.С. Выготский П.Я. Гальперин Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, считавших, что деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней, предметной, во внутреннюю, психическую, деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Л.С. Выготский

П.Я. Гальперин

Д.Б. Эльконин

В.В. Давыдов

Цель и задачи педагогической деятельности  Цель:  создать систему работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Задачи: активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ); развитие умений рассуждать и мыслить; развитие творческих способностей учащихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий; создать условия для развития детей, повышения качества обученности, воспитанности, формирования ключевых деятельностных компетенций  Ведущая педагогическая идея Включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: создать систему работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);
  • развитие умений рассуждать и мыслить;
  • развитие творческих способностей учащихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
  • создать условия для развития детей, повышения качества обученности, воспитанности, формирования ключевых деятельностных компетенций

Ведущая педагогическая идея

Включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач

Системно-деятельностный подход  это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. это основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса. это развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. искать  думать  сотрудничать  приниматься за дело адаптироваться

Системно-деятельностный подход

  • это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
  • это основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
  • это развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

искать думать сотрудничать

приниматься за дело адаптироваться

Деятельность учителя в реализации системно – деятельностного подхода научный консультант  и руководитель учебного проекта, который помогает сформировать у учащихся : умение демонстрировать и применять реально сформированные навыки в различных сферах и личной жизни умение добывать и изучать информацию  по конкретной задаче самостоятельно

Деятельность учителя в реализации

системно – деятельностного подхода

научный консультант

и руководитель

учебного проекта,

который помогает

сформировать у учащихся :

умение демонстрировать и применять реально сформированные навыки в различных сферах и личной жизни

умение добывать и изучать информацию

по конкретной задаче самостоятельно

Основные ориентиры  системно-деятельностного подхода  Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача — задача, решая которую ученик выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность — управляемый учебный процесс. Учебное действие — действие по созданию образа. Образ — слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие — Я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения). 4

Основные ориентиры системно-деятельностного подхода

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ученик выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие — Я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).

4

Системно – деятельностный подход Формы работы Групповая Проекты Внеурочная деятельность  Выступления Доклады Презентации Таблицы

Системно – деятельностный подход

Формы работы

Групповая

Проекты

Внеурочная деятельность

Выступления

Доклады

Презентации

Таблицы

Современные возможности педагогических технологий для реализация системно- деятельностного подхода в условии введения ФГОС нового поколения Технология

Современные возможности педагогических технологий для реализация системно- деятельностного подхода

в условии введения ФГОС нового поколения

Технология "АМО"-

Активные методы обучения

Дальтон-технология

Проектная технология в школе

Информационно коммуникацион

ная технология

( ИКТ)

Технология проблемного

диалога

Арт-технология

Технология моделирования

Пошаговые действия технологии деятельностного подхода (урок введения нового знания) 1. Самоопределение к деятельности. создаются условия для возникновения внутренней потребности включение в деятельность (хочу); выделяется содержательная область (могу). 2. Актуализация знаний и фиксация.  подготовку мышления детей к проектировочной деятельности 3. Постановка учебной задачи.  этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. 4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

Пошаговые действия технологии деятельностного подхода (урок введения нового знания)

1. Самоопределение к деятельности.

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включение в деятельность (хочу);
  • выделяется содержательная область (могу).

2. Актуализация знаний и фиксация.

  • подготовку мышления детей к проектировочной деятельности

3. Постановка учебной задачи.

  • этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

  • на данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Первичное закрепление во внешней речи. учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. на данном этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. 7. Включение в систему знаний и повторение. на данном этапе новое знание включается в систему знаний  8. Рефлексия деятельности (итог урока). на данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • на данном этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • на данном этапе новое знание включается в систему знаний

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • на данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
Виды универсальной учебной деятельности Метапредметные УУД :

Виды универсальной учебной деятельности

Метапредметные УУД :

  • Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
  • Познавательные
  • Регулятивные
  • Коммуникативные
  • Личностные
Познавательная учебная деятельность включает в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.   Приёмы:

Познавательная учебная деятельность включает в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Приёмы:

  • Перепутанные логические цепочки
  • Чтение с пометками» или « инсерт »
  • «Пусть говорят»
  • «Инфо – угадай-ка»
Регулятивная учебная деятельность  –  это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат. Приёмы:

Регулятивная учебная деятельность это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

Приёмы:

  • Рассказ-предположение по ключевым словам
  • Верные и неверные утверждения
  • «Мозговая атака или «штурм»
  • «Бизнес-план»
  • «Верите ли вы, что…»
  • Работа над кластером
Приемы:  Коммуникативная учебная деятельность -  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.  «Речевая разминка»   «Преодолей себя»   «Дальтон-задание»

Приемы:

Коммуникативная учебная деятельность -

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  • «Речевая разминка»

  • «Преодолей себя»

  • «Дальтон-задание»

Личностная учебная деятельность  отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.     Приёмы:

Личностная учебная деятельность отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Приёмы:

  • Творческие работы, мини-исследования.
  • Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю»
  • Сочини небольшой рассказ: «Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени…»
  • Упражнение «От обратного»
  • Арт – технология
  • Прием « Синквейн »
  • Прием ХИМС
Результаты применения  системно-деятельностного подхода Личностные  - проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей. Метапредметные  - освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться со сверстниками и педагогами в процессе обучения. Предметные - получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике, а также сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Результаты применения системно-деятельностного подхода

Личностные - проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

Метапредметные - освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться со сверстниками и педагогами в процессе обучения.

Предметные - получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике, а также сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Результативность реализации системно – деятельностного подхода Результаты промежуточной аттестации (годовые контрольные работы)   Качество знаний по учебным предметам

Результативность реализации

системно – деятельностного подхода

Результаты промежуточной аттестации

(годовые контрольные работы)

Качество знаний

по учебным

предметам

Сформированность Регулятивных УУД  Результативность реализации системно – деятельностного подхода Мотивация к учению Сформированность по методике Познавательных УУД Н.Г. Лускановой   Сформированность Коммуникативных УУД

Сформированность

Регулятивных УУД

Результативность реализации

системно – деятельностного подхода

Мотивация к учению

Сформированность

по методике

Познавательных УУД

Н.Г. Лускановой

 

Сформированность

Коммуникативных УУД

Транслируемость практических  достижений профессиональной деятельности Открытый урок для педагогов РМО Классные и общешкольные родительские собрания Размещение материала по теме в интернет-ресурсах Опыт профессиональной деятельности может быть использован в практике учителей начальных классов Сеченовского муниципального района

Транслируемость практических

достижений профессиональной деятельности

Открытый урок для педагогов РМО

Классные и общешкольные родительские собрания

Размещение материала по теме в интернет-ресурсах

Опыт профессиональной деятельности может быть использован в практике учителей начальных классов Сеченовского муниципального района

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь…  Китайская  мудрость Спасибо за внимание

Скажи мне,

и я забуду, покажи мне,

и я запомню,

дай мне действовать самому,

и я научусь…

Китайская

мудрость

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!