Музыкальное искусство – богатейший мир. Оно способно и увлекать человека, и развлекать. Увлечь можно только глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь же можно чем угодно, любым пустячком. Подлинное искусство неподвластно влиянию времени, оно способно жить веками, как до сих пор живут великие творения И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется гибким законам моды. Жизнь даже самых удачных эстрадных хитов измеряется годами, а иногда и месяцами. Они быстро приедаются, вызывая потребность в чем- то новом, возможно, более развлекательном. Попав под власть эстрадной музыки, современные дети и подростки с нетерпением ждут у экранов своих телевизоров очередного выпуска музыкального шоу «Фабрика звезд» или «Народный артист». Потребность в легкой развлекательной музыке становится для некоторых из них единственной отдушиной и средством развлечения. Таким образом, тяга к эстрадной музыке ведет к пресыщенности, умерщвляя все эстетические идеалы и потребности. Формируется тип человека, не способного к активному, творческому восприятию настоящего искусства, не испытывающего никаких глубоких чувств. Развлекаться! Только развлекаться! Любым способом! Естественная потребность нормального человека в развлечении и, соответственно, в развлекательной музыке превращается в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего искусства. Для того, чтобы не возникла «непроходимая пропасть» между настоящим, великим искусством и современной легкой развлекательной музыкой, наше государство должно направлять немалые усилия на то, чтобы с детского сада до последнего класса школы дети находились в руках творчески мыслящих и творчески преподающих педагогов, способных научить не только любить и понимать музыку (особенно классическую), но и правильно ее воспринимать, понимать ее язык. Музыка обладает огромной силой воздействия на духовный мир человека. И воздействие это вовсе не ограничивается чисто художественной стороной. Оно сказывается на всем нравственном облике человека. Вот почему всякий разумный воспитатель, будь то родители дома или учителя в школе, старается сделать искусство своим помощником в сложном деле музыкального и эстетического воспитания детей и молодежи. Музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической музыки и музыки современной. Смысл преподавания музыкального искусства в школе заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее «своими руками». Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир. Занятия в хоре и оркестре вырабатывают у детей чувство ответственности за коллектив, в котором они участвуют. Кроме всего этого, занятия музыкой воспитывают в учащихся очень важное понимание того, что неточное, неаккуратное, фальшивое никогда не может быть ни хорошим, ни красивым. Они на своем опыте убеждаются в том, что эти два понятия внутренне связаны между собой. Правильно понимаемое и хорошо организованное музыкальное воспитание обеспечивает высокий уровень культуры и образования каждого человека, помогая в становлении богато и гармонично развитой личности. И в то же время мы имеем сегодня лучшую в мире систему массового музыкального воспитания. Этим мы обязаны великому композитору и педагогу Дмитрию Борисовичу Кабалевскому. Ему, ценой героических усилий, в 50-80-х годах удалось возродить эстетическое воспитание детей в школе и поднять его на новую высоту. Д.Б. Кабалевский создал уникальную систему музыкального воспитания, не имеющую аналогов в мире, в том числе (и как ни странно, особенно) в развитых странах Европы и Америки. Она успешно развивается и совершенствуется в странах СНГ, принята как основная в 15 странах Европы и Азии. Эта система впервые создала возможность музыкальному воспитанию стать массовым, доступным каждому ребенку. Музыкальное воспитание способствует развитию всех граней личности ребенка, в том числе: интеллектуальных способностей, ведь для восприятия музыки необходима оценочная деятельность, предполагающая аналитические операции; воображения, фантазии, концентрации внимания, которые активизируют творческий потенциал личности, развивает эвристические способности ребенка. Не случайно многие великие ученые имели прекрасную музыкальную подготовку – например А.П. Бородин, Д. Менделеев, А. Эйнштейн, и все они были убеждены, что музыка помогала им в научной работе; эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особое значение в наше время приобрела компенсаторная функция музыки. Она помогает выдерживать высокий темп современной жизни, стрессы, дополняет недостаток положительных эмоций, в т.ч. в подсознательной сфере. Именно это заставляет обратиться к проблемам нравственной сути музыкального искусства. Ведь полноценно выполнять перечисленные задачи может лишь высокохудожественная музыка. Музыка – это красота, радость, вдохновение, счастье. Музыка проникает прямо в душу, развивает стремление к прекрасному. Она прочно вошла в нашу жизнь, стала её неотъемлемой частью. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях человека можно привести следующие произведения: - «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Колыбельная» И.Брамса, «Свет луны» К.Дебюсси – при сильном нервном раздражении. - «Мелодия» В. Глюка, «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон. - «К Элизе» Л.В. Бетховена, «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта – помогает концентрироваться в течение большого периода времени. - «Весенняя песня» Ф.Мендельсона, «Юмореска» А.Дворжака, «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли. - «Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление. Классическая музыка – это нечто неземное. Такую музыку, как и научные законы, не создают, а только открывают. Музыка – это бесценный дар, дарованный нам талантливыми людьми. Не упускайте шанс сделать свою жизнь счастливее. Поверьте, классическая музыка творит настоящие чудеса! Литература: Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1997. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. М.: Просвещение, Изд. 2-е. 2011. Интеллектуальное развитие младших школьников. Статья/А.Николаев, http://www.jeducation.ru/1_2001/nikolaew.html Румянцева Е. Н. Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/08/27/organizatsiya-vospitatelnoy-raboty-v-usloviyakh Семина О.В. Организация эффективной воспитательной работы в школе. Повышение роли классного руководителя/http://pandia.ru/text/77/107/1455.php Трощенкова В. В. Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС /http://metod-sbornik.ru/nachalnye-klassy-gpd/1077-04321 |