Тема: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Поэт и гражданин».
Цели урока:
Рассмотреть основные темы лирики поэта
Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.
Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Ход урока
Эпиграф
«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка д/з.
- Опрос уч-ся.
- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (проверка конспекта, выразит чтение стих)
III. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Сегодня мы поговорим о месте Некрасова в русской литературе как личности и как поэта.
Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья - значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А., труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.
Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун проведения реформы. Отдельные части поэмы стали народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская». О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»
2. Анализ стихотворения.
Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.) Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».
Чтение стихотворения по ролям.
- О чём спорят герои стихотворения?
- Кто победил в этом споре?
(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов полностью разделяет убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…
А что поэт? Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Поэт признаётся, что не всегда спешил «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек// И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:
Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои…
Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.
Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».
Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины.
3. Вывод. Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:
Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.
IV. Итог урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Стр 296-303, конспект статьи. Отрывок из стих. выучить наизусть.