СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Поэт и гражданин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова.

Просмотр содержимого документа
«Н.А.Некрасов. Стихотворение «Поэт и гражданин»»


Тема: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Поэт и гражданин».


Цели урока:

  1. Рассмотреть основные темы лирики поэта

  2. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

  3. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.

  4. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.


Ход урока


Эпиграф

«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»


I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка д/з.

- Опрос уч-ся.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (проверка конспекта, выразит чтение стих)

III.  Работа по теме урока.

1. Слово учителя.      

Сегодня мы поговорим о месте Некрасова в русской литературе  как личности и как поэта.

Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья - значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось  прожить  Н. А., труден  был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.

Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением  явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун  проведения реформы. Отдельные части поэмы стали  народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская». О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»

2. Анализ стихотворения.

Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.)  Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».

Чтение стихотворения  по ролям.

- О чём спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет  убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

А что поэт?  Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Поэт признаётся, что не всегда  спешил  «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек//  И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:

Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково  любовь сулила
Мне блага лучшие свои…

Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.

Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».

Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием  в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является  Пушкин, в творчестве которого  органически соединились  гражданские и общечеловеческие истины.

3. Вывод. Становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви  к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли  своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем  изумляющий народ.


IV. Итог урока. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

Стр 296-303, конспект статьи. Отрывок из стих. выучить наизусть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!