Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»
Сюжет игры: Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Дата наблюдения:24.04.2014 г.
Длительность игры: 20-25 минут
Просмотр содержимого документа
«Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.»
Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»
Сюжет игры: Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Дата наблюдения:24.04.2014 г.
Длительность игры: 20-25 минут
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Зоопарк». А что нам для этого надо?
Дети: Животные.
Воспитатель: Правильно, а еще? Куда мы с вами будем заселять наших животных?
Дети: В клетки.
Воспитатель: Молодцы, только правильно они называются вольеры. А как вы думаете, как мы их будем строить , из чего?
Дети: Из кубиков, лего…
Воспитатель: У меня есть специальная схема построения вольеров, давайте посмотрим и попробуем построить такие же.
Дети: Давайте.
Воспитатель с детьми разбирают схему построения вольеров.
Воспитатель: Предлагаю каждому попробовать построить вольер, а у кого быстрее это получится, можно еще построить и ветеринарную лечебницу, для чего она нужна?
Дети: Там лечат больных животных.
Воспитатель: Правильно, давайте начнем наше строительство вольеров.
Дети строят вольеры. Воспитатель ходит и наблюдает за ходом игры.
Воспитатель: Какие молодцы, у вас получились очень хорошие вольеры. А кого же мы с вами туда заселим?
Дети: Животных.
Воспитатель: Завтра нам привезут животных и мы с вами решим, кого, в какой вольер заселить.
Компоненты игры | Старшая группа (5-7 лет) |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность - труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы. Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов. Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах. Задачи: -совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах. -формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. -Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание. -Формировать умения творчески развивать сюжет игры. -Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду. |
Содержание игры | В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми. Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел. Рассматривание альбома «Животные в зоопарке». Чтение художественной литературы о животных зоопарка. |
Сюжет игры | Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются. |
Игровые действия, игровые приемы | Широко используется в игре подсобный материал, по ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. Материал: конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных. |
Правила игры | Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Принятие на себя второстепенной роли, Ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием. |
Анализ строительной игры.
Количество детей: 8детей
Название игры: «Постройка вольеров для зоопарка»
Воспитатели (Ф.И.О) Игнатьева Наталья Сергеевна.
Дата:24.04.2014 г.
Вопросы к анализу | Анализ игровой деятельности |
Количество играющих детей | 8 детей |
Кто является инициатором игры | Воспитатель |
Наличие атрибутики, строительных материалов | Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных. |
Создание интереса к игре | Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь. |
Взаимоотношения детей в игре | В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала. способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность. |
Отрицательные проявления во взаимоотношениях | Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение. |
Роль воспитателя | Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета. |
Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры | Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры. |
Окончание игры, подведение итогов | После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике. |
Длительность игры | 25 минут |