СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальная подготовка баскетболиста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наачальная подготовка баскетболиста 

Просмотр содержимого документа
«Начальная подготовка баскетболиста»

Этапы подготовки баскетболиста.



1.Начальная подготовка баскетболиста.

Основной принцип работы в этих группах -- универсальность подготовки учащихся. Исходя из этого на занятиях групп начальной подготовки первого и второго годов решаются следующие задачи:

  • 1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, сдача норм комплекса БГТО I и II ступени -- «К стартам готов», «Стартуют все».

  • 2. Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыками игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые).

  • 3. Укрепление опорно-двигательного аппарата.

  • 4. Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передач, ведения мяча, броска мяча в кольцо.

  • 5. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.

  • 6. Выполнение нормативных требований по видам подготовки.

  • 7. Привитие навыков к соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола и стойкого интереса к занятиям баскетболом.

  • 8. Первичный отбор способных к занятиям баскетболом детей.



В соответствии с этими задачами происходит и распределение учебного времени при разработке документов планирования.

Основная направленность программы начальной подготовки -- обучающая. Заключается она в создании предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основной показатель работы спортивных школ по баскетболу -- выполнение в конце каждого года программных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся.

Физическая подготовка в первый год основана на разностороннем развитии ребенка, которое в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками.

Работа, ведущаяся в данные периоды, должна иметь оздоровительную направленность, способствовать формированию осанки, совершенствованию функций анализаторов и вегетативных систем организма.

Главным в выборе средств подготовки должно быть их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства надо широко варьировать. Большое внимание следует уделять акробатическим и гимнастическим упражнениям, легкой атлетике, разнообразным играм и т. п. Особое место в занятиях должны занимать упражнения с мячами. Задача их -- не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности баскетболиста эта способность будет приобретать все большее и большее значение.

Основной задачей технической подготовки детей является овладение основными приемами техники: перемещениями, остановками, поворотами, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. Изучение их ведется на основе владения основными способами их выполнения. Это составит базу, на основе которой в дальнейшем занимающиеся смогут овладеть всем многообразием технических приемов.

В основе технической подготовки -- воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании друг с другом и различными способами перемещения (бег, приставные шаги, прыжки и т. д.). Эти сочетания не должны включать ни одновременно, ни последовательно большого количества приемов.

Основные задачи тактической подготовки -- формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, овладение индивидуальными действиями, связанными с изученными приемами техники.

Здесь необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве.

Широко используют не только специальные упражнения, но и подвижные игры. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод.

Задача игровой подготовки на этом этапе -- сопряженное воздействие на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных баскетболистов. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам, а также мини-баскетбол.

Второй год обучения в группах начальной подготовки является логическим продолжением первого. По-прежнему основное внимание концентрируется на физической и технической подготовке; проводится отбор определенных спортсменов. Однако на второй год несколько уменьшается время на физическую подготовку и увеличивается количество часов на тактическую и игровую подготовку.

Значительно расширяется арсенал изучаемых технических умений и тактических действий. Увеличивается количество игр.





2.Подготовка в учебно-тренировочных группах

Основной принцип работы в учебно-тренировочных группах -- универсальность подготовки в сочетании с элементами игровой специализации (по функциям).

Задачи подготовки в этот период:

  • 1. Укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, повышение уровня общей физической подготовленности, сдача норм БГТО III и IV ступени -- «Смелые и ловкие» и «Спортивная смена».

  • 2. Развитие специальных способностей, необходимых для совершенствования техники и тактики.

  • 3. Прочное овладение основами техники и тактики.

  • 4. Определение игровой функции каждого занимающегося в команде и с учетом этого -- индивидуализация подготовки.

  • 5. Овладение основами тактики командных действий, приближение тренировочных занятий к соревновательному режиму и воспитанию навыков соревновательной деятельности (по баскетболу).

  • 6. Обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу полученных данных.

  • 7. Приобретение навыков в организации и проведении соревнований по баскетболу.

  • 8. Выполнение нормативов спортивных разрядов и нормативных требований по видам подготовки.

В учебно-тренировочных группах в результате уменьшения объема общей физической подготовки значительно увеличивается объем тактической и игровой подготовки. Таким образом, основной задачей подготовки в данном возрасте является приобщение детей к спортивной деятельности. Этот этап является самым важным с точки зрения подготовки будущего мастера баскетбола, так как предпосылки, создаваемые возрастно-половым развитием, предоставляют широкие возможности для формирования двигательных навыков и умений, проявления индивидуальных наклонностей и способностей.

Физическая подготовка в этот период принципиально не отличается от подготовки детей 10--11 лет. Перед преподавателем стоят аналогичные задачи, но возможности более широкие -- высшие отделы центральной нервной системы у детей этого возраста функционируют активнее, что способствует образованию многочисленных нервных связей, позволяющих вести работу более разнообразно, с применением более сложных упражнений, в большем объеме и с большей интенсивностью.

Основное внимание должно быть обращено на формирование специальных физических качеств. В этом возрасте наиболее благоприятны предпосылки для развития быстроты и скоростно-силовых качеств.

Следует осторожно нагружать подростков силовыми упражнениями. Метод нагрузок «до отказа» в работе с детьми неприемлем. Нужно использовать повторный метод. При уменьшении мощности нагрузки на половину (от предела) ее влияние на организм становится оптимальным, показатели работоспособности подростков приближаются к показателям взрослых.

Особо следует обратить внимание на методы физической подготовки девушек этого возраста. Биологическая перестройка нейроэндокринных соотношений в организме оказывает влияние на темпы роста основных физических качеств.

Известно, что для девушек в этом возрасте допустима и целесообразна интенсификация тренировочного процесса. Физическую подготовку необходимо проводить с учетом специфики игровой деятельности. Объем ее в годичном цикле не менее 30%, при этом используется метод сопряженных воздействий.

Активизация процессов центральной нервной системы, образование многочисленных нервных связей, а также большая устойчивость тормозных реакций в этом возрасте дают возможность разучивать большое количество сложных приемов техники, различных их сочетаний. Появляются предпосылки для техники при активном противодействии в соответствующих условиях.

При работе над техникой необходимо самым тщательным образом следить, чтобы движения были точными и эффективными, большое внимание уделять применению ее в сложных игровых условиях. Под особым контролем должно находиться развитие меткости, так как в дальнейшем добиться в этом значительных успехов труднее.

В центре внимания в это время должна быть работа над скоростной техникой. В таких приемах, как броски, скорострельность достигается благодаря сокращению времени на подготовку к броску и стабилизации рабочей фазы.

Задачи тактической подготовки:

  • -- расширение арсенала индивидуальной тактики, основанной на изученных приемах техники;

  • -- воспитание навыков взаимодействий двух, трех человек и командных:

  • -- изучение специфики игровых функций, развития способности к анализу деятельности позволяет успешно вести эту работу.

Формирование у занимающихся навыков самостоятельного тактического мышления осуществляется в процессе освоения специальных тактических взаимодействий, однако работа над их разучиванием не должна быть самоцелью. Эти комбинации позволяют постигнуть основные закономерности, которые помогут успешно действовать в конкретных ситуациях. На базе этих комбинаций необходимо воспитывать творческое мышление.

Овладение навыками командных действий должно способствовать сыгрыванию команды. Однако на данном этапе не следует стремиться к четкому закреплению игровых функций. Задачи тактической подготовки должны сводиться к тактическому «многоборью»: игрок должен уметь в случае необходимости выполнять обязанности любого игрока команды. Это поможет выявить творческие способности каждого.

Игровая подготовка в учебно-тренировочных группах носит целенаправленный характер. На этом этапе используют все средства игровой подготовки. Особое место отводят упражнениям с конкретной направленностью, нацеленным на обучение взаимопониманию, овладение техникой и ориентировкой в условиях высокой физической нагрузки.

Подготовка в группах спортивного совершенствования

Ведущий принцип учебно-тренировочной работы в этих группах -- специализированная подготовка, в основе которой лежат игровые функции и индивидуальные особенности занимающихся. Специализация осуществляется на базе универсальной подготовки.

Основная направленность в работе с детьми этого возраста -- привитие стремления к постоянному совершенствованию физических возможностей, технического и тактического мастерства. Расширяется арсенал техники, улучшается качество выполнения приемов. Наряду с продолжением решения задач предыдущего этапа нужно осуществить следующее:

  • а) расширение круга двигательных возможностей на основе широкого использования средств физической подготовки и совершенствования специальных качеств, подготовка и выполнение нормативов комплекса ГТО I ступени «Сила и мужество»;

  • б) расширение арсенала техники в процессе овладения новой техникой -- сочетанием различных приемов, приспособлением техники к индивидуальным особенностям, определенным функциям, выполняемым в команде;

  • в) овладение разнообразными взаимодействиями с учетом условий соревнований и поведения противника;

  • г) закрепление игровой функции и расширение навыков, обеспечивающих ее выполнение;

  • д) приобретение игрового опыта в результате систематического участия в соревнованиях различного масштаба;

  • е) повышение эффективности техники и тактических взаимодействий;

  • ж) подведение юниоров к требованиям, предъявляемым к команде высокой квалификации.

Занятия проводятся группами по 12--15 человек. Используются следующие методы: групповой (для дозированных упражнений), поточный, как правило, в небольших группах или индивидуально. Арсенал приемов расширяется благодаря разнообразию форм организации упражнений. Метод показа уступает место методу слова, упражнений -- игровому методу. Широко используются в занятиях тренажеры, а также приборы, позволяющие контролировать интенсивность и анализировать ее.

В тренировочных занятиях применяется преимущественно два вида нагрузок: относительно продолжительная работа (90--120 мин) умеренной активности и непродолжительная работа субмаксимальной интенсивности с соответствующими интервалами отдыха.

Большое место в этот период занимает игровая подготовка. В атлетической подготовке все больший удельный вес занимают упражнения, развивающие специальные физические качества. Продолжается работа над быстротой, гибкостью, ловкостью; особое внимание уделяется развитию силы и выносливости. Неправильное дозирование упражнений, направленных на развитие силы, неблагоприятно сказывается на росте костей и формировании всего тела. Нельзя часто, прибегать к максимальным напряжениям. Методика проведения таких упражнений должна соответствовать методике выработки взрывной силы.

На данном этапе по-прежнему отдается предпочтение скоростным упражнениям. Упражнения на выносливость должны носить специфический характер, свойственный игровой деятельности: они должны выполняться с предельной быстротой, в условиях перемещений в течение продолжительного времени.

В технической подготовке внимание сосредоточивается на овладении скоростной техникой. Для совершенствования техники применяются самые разнообразные упражнения:

  • -- многократное выполнение приемов или их комплексов в одних и тех же условиях для совершенствования двигательной структуры;

  • -- выполнение приемов или их комплексов в изменяющихся условиях, где заранее обусловлена ситуация с интервалами отдыха;

  • -- то же, но ситуация меняется внезапно;

  • -- обеспечение наиболее эффективного решения при возрастающем противодействии;

  • -- выполнение приемов и взаимодействий при различных функциональных и психологических состояниях. Основные задачи тактической подготовки:

  • -- воспитание способности к быстрому овладению тактическими взаимодействиями в небольших группах и в команде;

  • -- воспитание умения проявить их в зависимости от избранной системы ведения игры и ее вариантов;

  • -- развитие инициативы в процессе реализации общего тактического плана.

Большой удельный вес в занятиях этих групп занимает игровая подготовка. Здесь обращают внимание на сыгранность команды, умение решать индивидуальные задачи, сообразуясь с общими задачами. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальной тактике.

Учебный материал по видам подготовки в годичном цикле для группы спортивного совершенствования распределяется таким образом: с общим увеличением часов значительно увеличивается объем тактической и интегральной подготовки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!