СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальные и конечные предложения текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: понимание роли в тексте началь­ных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Просмотр содержимого документа
«Начальные и конечные предложения текста»

Технологическая карта урока


Составитель

Золотарева Елизавета Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

6 «Б» класс

Тема

Начальные и конечные предложения текста

Тип

комбинированный

Цель

показать значение в тексте начальных и конечных пред­ложений; развивать творческие способности, навыки анализа тек­ста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи

Образовательные: понимание роли в тексте началь­ных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Формировать УДД:

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .

Планируемые результаты

Предметные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.

Оборудование

Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
































Эскиз доски



Двадцатое сентября.

Классная работа.

Начальные и конечные предложения текста.

Д/р:


























Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников


1

Организационный этап

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются, садятся.


Тетради с домашней работой кладут на край парты.


2

Проектирование темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

9 мин


-Давайте вспомним, что такое тема текста?




- Что такое основная мысль, идея текста?



- Какое значение имеет заглавие текста?



-Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, со­здавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.






-Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на ре­шение этой проблемы тратится много времени. Как же об­легчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать?




-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Записываем сегодняшнюю дату, двадцатое сентября классная работа. Тема сегодняшнего урока: Начальные и конечные предложения текста.


-То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.

-Это то главное, что хотел сказать автор текста.


-заглавие текста может выражать тему или основную мысль текста.


-Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?





Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.





-Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.


3

Актуализация знаний.

2 мин

Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри ко­торой развивается текст.

Первое предложение часто служит за­вязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.

Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и ко­нечные предложения очень значимы.


Первые дают толчок раз­витию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.

П.В.

Задание

Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Жили-были старик со старухой.


Почему мы без труда ответили на вопрос?









- С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случа­ев начальное предложение от конечного мы отличим.
































































-Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчи­вают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка



личностные: формировать навык развернутого анализа.






















4

Проектирование нового знания.

5 мин

Перейдем к упражнению 69 на странице 36. Прочитайте текст. Проверьте свою догадку. Озаглавьте текст.


Вы задумывались над тем, откуда пришла к нам школа?


Слово это — из древнегреческого языка. Школы у греков появились ещё в VI столетии до нашей эры. Там учились мальчики. Вначале они посещали школу, где их обучали читать, писать, считать. Потом — школу пения, музыки, поэзии. Были и другие школы, где мальчики занимались физкультурой и закаливанием — готовились стать воинами.


А на Руси первые школы появились в конце X столетия, то есть более тысячи лет назад.(С. Прудник)






- Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.

Первое, вопросительное, предложе­ние задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-

учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.

Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «Исто­рия школы».
















































5















































Первичная проверка понимания.

































8 мин






































Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Сгруппируйте слова по признаку:

а) используются в начале текста;

б) приводятся в конце текста.


Однажды, итак, как-то раз, у меня есть, следовательно, вот почему, жили-были, вот так всё и произошло, я расскажу вам.








Перейдем к упражнению 71 на странице 36 Придумайте сказку по одному из приведённых начальных и конечных предложений (см. упр. 70). Сделайте к сказке иллюстрацию, работаем в парах. Расскажите её своим одноклассникам.














А) Однажды, как-то раз, у меня есть,

жили-были, я расскажу вам.


Б) итак, следовательно, вот почему, вот так всё и произошло.






Пример:

Жил некогда в горах могучий лев.

Все звери боялись и уважали его.

Однажды повстречал он пантеру. Вся шкура у нее была порвана, она была еле жива. Лев удивился - кто смог так порвать гордую пантеру?

- Это сделал человек, - ответила кошка, - опасайся его, он очень сильный и хитрый!.

Нахмурился лев и решил того найти. На пути встретились ему осел и лошадь.

Морды их опутывала узда, а в зубах были удила.

- Кто сотворил с вами такое? - воскликнул лев.

- Это сделал наш хозяин - человек, он очень хитрый, не попадайся ему в руки!

Лев разозлился и пошел дальше. Вскоре он увидел корову и быка. У них были спилены рога, а на шеях висело ярмо. И, как выяснил лев, это тоже сделал человек.

Дальше встретил он другого льва, лапа которого была зажата расщепленным деревом. Когда лев освободил несчастного, тот поведал, что это опять сотворил человек. Он хитростью заманил льва, обещая тому талисман вечной жизни, который мог якобы изготовить из этого дерева.

- Остерегайся его и не верь ему никогда! - сказал освобожденный лев.

- О, человек, когда-нибудь ты заплатишь за все страдания зверей!! -воскликнул лев и пошел дальше.

Вдруг попалась ему под лапы маленькая мышь. Он хотел ее раздавить, но мышь взмолилась отпустить ее.

- Если ты мне подаришь жизнь, я тоже когда-нибудь подарю тебе жизнь. Не причиняй мне зла, не убивай меня, и когда-нибудь я спасу тебя от беды.

Лев принял все это за шутку, однако подумал: «Если я съем эту мышь, сытым я и вправду не стану!» И он отпустил ее.

И вот настал черный день, лев не заметил вырытой человеком ямы и попал в руки охотника. Тот крепко связал льва ремнями, и лев понял, что жить ему недолго.

К счастью, судьба была благосклонна льву. Он услышал тихий писк - это маленькая мышка пришла отплатить добром за добро. Она быстро перегрызла кожаные ремни, и лев стал свободен.

Так маленькая, слабая мышь, спасла самого сильного из зверей - льва.








личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


5 мин

1.Какое предложение обязательно присутствует в тексте?

a) Начальное;

b) Сложное;

c) Предложение с обращением.

2. Как называется предложение, которое завершает текст?

a) Основное;

b) Конечное;

c) Определительное.

3. Выберите предложение, которое может служить начальным в тексте:

a) А потом она как закричит!;

b) И сколько таких у тебя?;

c) Неприятная история приключилась со мной на даче.

4. Найдите конечное предложение, в котором может отражаться основная мысль текста:

a) На этом мы завершаем наш рассказ;

b) До новых встреч!;

c) С тех пор люди стали помогать друг другу в любой беде.

5. Выберите правильный вариант ответа:

a) В тексте всегда есть начальные и конечные предложения;

b) В тексте может отсутствовать начальное предложение;

c) Не в каждом тексте есть конечное предложение.








личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности..








7

Итог урока +

Рефлексия

2 мин

Вы сегодня отлично поработали!

Спасибо вам за отличный урок!

Что вам понравилось на уроке?

Что вам не понравилось на уроке?

Что узнали нового на уроке?




8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 мин

Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание. Упражнение 73

Продолжите текст по данному началу.

Есть среди животных удивительные мастера маскировки...

Слушают инструктаж по домашнему заданию. Задают вопросы.


Есть среди животных удивительные мастера маскировки - хамелеоны.

Хамелеон - животное совершенно безобидное, во всяком случае, для людей. Главная особенность хамелеона - своеобразная маскировка - способность быстро менять окраску под влиянием цвета окружающей среды, света, температуры. Именно это удивительное свойство животного и сделало его знаменитым. Изменяя цвет своей кожи, хамелеон становится невидимым для хищников. Такая маскировка единственный его способ защиты. Также маскировка помогает хамелеону и в охоте на насекомых. Карауля добычу, они проводят неподвижно несколько часов на дереве. Неподвижны они только с виду: на самом деле за всем окружающим следят два огромных глаза, которые постоянно вращаются из стороны в сторону. Увидев добычу, хамелеон выбрасывает свой язык на расстояние равное половине туловища, тем самым схватывая добычу. Большую часть своей жизни хамелеоны проводят на деревьях. Именно цвет листвы, коры и другой древесной "обстановки" наиболее близок к естественному окрасу кожи хамелеонов, позволяя им маскироваться.

личностные: формировать навык развернутого анализа.

регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.

познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .


9

Оценивание

1 мин

5 потому что… (активно работала на уроке, отвечала точными и полными формулировками)

4 потому что… (не проявляла особой активности, была не точна в формулировке определений)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!