СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало Первой Алии-презентация к уроку

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало Первой алии

 

В конце 19-го века самая большая в мире еврейская община проживала в Российской империи – на территории современных России, Украины, Белоруссии, Литвы и Польши. Положение евреев Российской империи было тяжелым. Большая их часть страдала от бедности и тесноты в перенаселенных местечках. Путь в большие города евреям был закрыт из-за "черты оседлости" # .   

В 1880 году к прежним несчастьям добавились новые: по городкам и местечкам, где жили евреи, прокатилась волна погромов # . Евреев убивали, грабили, унижали, их дома разрушали и сжигали. Многие остались без имущества и крыши над головой.

"Черта оседлости" на территории Российской империи и жертвы погрома в Одессе в 1871 году

 

И тогда началась еврейская эмиграция из России. Часть евреев переселилась в Америку, но были и такие, что предпочли вернуться в землю своих предков – Эрец-Исраэль, которая в те времена называлась "Палестина". Именно эти люди стали известны как "Первая алия". Первая алия состояла из двух групп переселенцев:

1. Беженцы – те, кто оставил Россию из-за преследований. 2. Идейные переселенцы – те, кто был против жизни  в галуте и верил в построение национального дома  для еврейского народа в Стране Израиля

 

Что такое алия?

 

"Алия" на иврите значит "восхождение". Именно так назвали возвращение в Страну Израиля первые сионисты # .

Предки Тамира, например, были родом из Йемена и приехали в Израиль в 50-е годы 20-го века, уже после основания Государства Израиль в 1948 году.  Дата, проставленная на чемодане – 1883 год – заинтересовала Тамира. Что же происходило в Стране Израиля в этом году? И кто такой Реувен Лерер?

 

В преддверии алии в Святую Землю – так евреи обычно называли Эрец-Исраэль – многие задавались вопросом: что там происходит? Что представляет собой Святая Земля, и можно ли там жить? Еврейские организации собирали пожертвования для заселения Святой Земли. Их представители выезжали в Палестину, чтобы разведать обстановку и приобрести участки земли, пригодной для сельского хозяйства.

 

Разведчики в Торе

 

Представители еврейских организаций были не первыми разведчиками в истории нашего народа. В книге Бемидбар, гл. 13. рассказано, как Моше отправил в Эрец- Исраэль двенадцать разведчиков. Когда те вернулись, десять из них рассказали, что сыны Израиля не сумеют войти в страну, обещанную им Богом:  וַיָּשֻׁבוּ, מִתּוּר הָאָרֶץ, מִקֵּץ, אַרְבָּעִים יוֹם. כו וַיֵּלְכוּ וַיָּבֹאוּ אֶל-מֹשֶׁה וְאֶל-אַהֲרֹן וְאֶל-כָּל-עֲדַת בְּנֵי-יִשְׂרָאֵל, אֶל-מִדְבַּר פָּארָן--קָדֵשָׁה; וַיָּשִׁיבוּ אֹתָם דָּבָר וְאֶת-כָּל-הָעֵדָה, וַיַּרְאוּם אֶת-פְּרִי הָאָרֶץ. כז וַיְסַפְּרוּ-לוֹ, וַיֹּאמְרוּ, בָּאנוּ, אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר שְׁלַחְתָּנוּ; וְגַם זָבַת חָלָב וּדְבַשׁ, הִוא--וְזֶה-פִּרְיָהּ. כח אֶפֶס כִּי-עַז הָעָם, הַיֹּשֵׁב בָּאָרֶץ; וְהֶעָרִים, בְּצֻרוֹת גְּדֹלֹת מְאֹד, וְגַם-יְלִדֵי הָעֲנָק, רָאִינוּ שָׁם. כט עֲמָלֵק יוֹשֵׁב, בְּאֶרֶץ הַנֶּגֶב;  И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЮ ПАРАН, В КАДЕШ, И ПРИНЕСЛИ ОТВЕТ ИМ И ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ, И ПОКАЗАЛИ ИМ ПЛОДЫ СТРАНЫ. И РАССКАЗАЛИ ЕМУ, И СКАЗАЛИ: "ПРИШЛИ МЫ В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ПОСЛАЛ НАС, И ВОТ - ТЕЧЕТ ОНА МОЛОКОМ И МЕДОМ, И ВОТ ПЛОДЫ ЕЕ! НО СИЛЕН НАРОД, ЖИВУЩИЙ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ; И ТАКЖЕ ДЕТЕЙ АНАКА (великанов) ВИДЕЛИ МЫ ТАМ.

(Бемидбар, 13, 25-29)

"...течет она молоком и медом, и вот плоды ее!" (Бемидбар, 13, 25-29)

1. Сумели ли разведчики, которых отправил Моше, увидеть, что Страна Израиля прекрасна? Что они рассказали о ее красоте и богатстве? 2. Что испугало разведчиков?

 

Опасения "разведчиков" конца 19 века напоминают те, о которых сказано в книге Бемидбар. Они приезжали в Палестину из России, не зная языка местных жителей, обычаев страны, ее уклада и нравов. Как и разведчики древности, они обнаружили в Земле Обетованной враждебных "великанов" – турецких чиновников, представителей Оттоманской империи, которая в то время владела этой территорией. Турецкие чиновники не хотели, чтобы евреи переселялись в страну своих предков. Она чинили всяческие препятствия тем, кто пытался купить земельный участок. 

Турецкая администрация (город Назарет)

 

Желающим приехать выдавали только гостевые визы, напечатанные на бумаге красного цвета. У евреев этот документ получил название питка адума – "красная бумажка". Эти"красные бумажки" стали выдавать, начиная с 1884 года. Владелец такого документа мог оставаться в стране не более трех месяцев.

 

Несмотря на трудности, евреи упорно и без лишнего шума приобретали один участок земли за другим. До начала Первой алии они проживали лишь в четырех "святых городах"– Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Теперь появились новые сельскохозяйственные поселения, которые на иврите назывались мошава (мн. ч. – мошавот), а по-русски – "колония".

 

Изучая историю Первой алии, Тамир понял, что переселенцы периода 1881 – 1903 годов не стремились в "святые города". Они предпочитали осваивать незаселенную землю, хотя почти все приезжали из крупных городов – Одессы, Минска, Варшавы, Бухареста и Вильны. Колонисты Первой алии желали трудиться на земле – вспахивать поля, разбивать сады и виноградники. Местом их исхода были разные города и страны, но были едины в своей решимости вновь превратить Эрец-Исраэль в землю, "текущую молоком и медом".

 

И вот на севере страны и в ее центральных районах возникли сельскохозяйственные мошавот– Мишмар-а-Ярден, Мазкерет-Батья, Нес-Циона, Рош-Пина, Ришон ле-Цион. Все они выросли в начале 80-х годов 19-го века. Сегодня это цветущие города, которыми по праву гордится Израиль.

Не бояться перемен

 

Активисты Первой алии были уроженцами городов. В прежней жизни они никогда не занимались сельским хозяйством. Никто из них не умел доить коров, пахать землю, выращивать овощи и фрукты. Для многих такая разительная перемена образа жизни была приключением, не лишенным опасности.

Если бы вам пришлось оставить город и переехать  в деревню, как бы вы осваивали сельский труд? С чего бы вы начали?  С какими трудностями столкнулись?

Стихотворение "Моей земле" 

 

Рахель Блувштейн перевод Мири Яниковой #   

Рахель Блувштейн или просто Рахель, как ее чаще называют, была выдающейся поэтессой, писавшей на иврите. Она родилась в России в 1890 году, а в 1919 переселилась в Эрец-Исраэль. В стихотворении "Моей земле" Рахель выразила чувства, характерные для участников Первой алии, хотя сама приехала в страну почти четыре десятилетия спустя.

Моей земле

 

Ни славословья, ни возвышенной строки не посвящала я тебе, моя земля.

 

Лишь дуб посажен мной на берегу реки, лишь мной протоптана тропа в твоих полях.

 

Я знаю, мать моя, - и в том сомненья нет, что скромен дар тебе одной из дочерей:

 

лишь возглас радости, когда прольется свет, лишь слезы скрытые над бедностью твоей.

1. Что, по мнению Рахель, она сумела сделать для своей страны? 2. Почему она называет себя дочерью, а свою страну – матерью? Где родилась Рахель и какую страну считала матерью? Почему? 3. Как вы думаете, что важнее – то, что Рахель написала  о своей стране много прекрасных стихов, или труд на земле,  о котором она рассказывает в этом стихотворении?

 

Тамир знал многие стихи Рахель еще со школы. Но он не помнил биографию поэтессы. Где она родилась? Что делала прежде, чем приехала в Страну Израиля? Где Рахель поселилась в Эрец-Исраэль и чем занялась?

Дом Рахели на улице Пророков

 

Тамир хотел перечитать биографию Рахели, но ему еще предстояло узнать, кто такой Реувен Лерер.  Наверное, он мог бы выяснить это, открыв чемодан и изучив его содержимое. Но Тамир решил сделать это только вместе с теми, кому по праву принадлежит чудесная находка – с потомками Реувена.

Почему алия 1880-х годов – первая?

 

И до 1880 года евреи пытались вернуться в страну, обещанную им Всевышним. Они прибывали поодиночке и даже целыми группами. Некоторые известные раввины обосновывались в Стране Израиля вместе со своими учениками и их семьями. Они хотели жить поблизости от святых мест, изучать Тору и быть похороненными в Святой Земле.

 

Например, таким раввином был Виленский Гаон # , один из величайших еврейских мудрецов всех времен.

Элияху бен Шломо Залман - Виленский Гаон.  Слово «гаон» в переводе с иврита означает «гений»

 

Гаон Элиягу отправился в далекое путешествие задолго до Первой алии, но не сумел завершить начатое. Ему пришлось вернуться в Литву. Однако, в 1808 году, через одиннадцать лет после кончины Гаона, группа его учеников исполнила заветное желание учителя и переселилась в Страну Израиля.

 

ИМЕННО АЛИЯ 1880-Х ГОДОВ НАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВОЙ, ПОСКОЛЬКУ  ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗОВАННЫЙ И МАССОВЫЙ ПЕРЕЕЗД ЕВРЕЕВ В ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА.  ВСЛЕД ЗА ПЕРВОЙ АЛИЕЙ ПОСЛЕДОВАЛИ ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ  И ТАК ДАЛЕЕ.  ПРО ЭТИ ВОЛНЫ АЛИИ  ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ ДРУГИХ  КНИГ НАШЕГО КУРСА.

 

ЗАДАНИЕ:

 

ПРОЧИТАЙТЕ  ТЕКСТ УРОКА,  ОТВЕТЬТЕ  НА ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ  

 

 

Просмотр содержимого документа
«Начало Первой Алии-презентация к уроку»

Начало Первой алии


В конце 19-го века самая большая в мире еврейская община проживала в Российской империи – на территории современных России, Украины, Белоруссии, Литвы и Польши. Положение евреев Российской империи было тяжелым. Большая их часть страдала от бедности и тесноты в перенаселенных местечках. Путь в большие города евреям был закрыт из-за "черты оседлости" # . 

В 1880 году к прежним несчастьям добавились новые: по городкам и местечкам, где жили евреи, прокатилась волна погромов # . Евреев убивали, грабили, унижали, их дома разрушали и сжигали. Многие остались без имущества и крыши над головой.



"Черта оседлости" на территории Российской империи и жертвы погрома в Одессе в 1871 году


И тогда началась еврейская эмиграция из России. Часть евреев переселилась в Америку, но были и такие, что предпочли вернуться в землю своих предков – Эрец-Исраэль, которая в те времена называлась "Палестина".
Именно эти люди стали известны как "Первая алия".

Первая алия состояла из двух групп переселенцев:


1. Беженцы – те, кто оставил Россию из-за преследований.
2. Идейные переселенцы – те, кто был против жизни 
в галуте и верил в построение национального дома 
для еврейского народа в Стране Израиля


Что такое алия?


"Алия" на иврите значит "восхождение". Именно так назвали возвращение в Страну Израиля первые сионисты # .


ЗАДАНИЕ 1_1



Предки Тамира, например, были родом из Йемена и приехали в Израиль в 50-е годы 20-го века, уже после основания Государства Израиль в 1948 году. 

Дата, проставленная на чемодане – 1883 год – заинтересовала Тамира. Что же происходило в Стране Израиля в этом году? И кто такой Реувен Лерер?



В преддверии алии в Святую Землю – так евреи обычно называли Эрец-Исраэль – многие задавались вопросом: что там происходит? Что представляет собой Святая Земля, и можно ли там жить? Еврейские организации собирали пожертвования для заселения Святой Земли. Их представители выезжали в Палестину, чтобы разведать обстановку и приобрести участки земли, пригодной для сельского хозяйства.


Разведчики в Торе


Представители еврейских организаций были не первыми разведчиками в истории нашего народа. В книге Бемидбар, гл. 13. рассказано, как Моше отправил в Эрец- Исраэль двенадцать разведчиков. Когда те вернулись, десять из них рассказали, что сыны Израиля не сумеют войти в страну, обещанную им Богом: 

וַיָּשֻׁבוּ, מִתּוּר הָאָרֶץ, מִקֵּץ, אַרְבָּעִים יוֹם. כו וַיֵּלְכוּ וַיָּבֹאוּ אֶל-מֹשֶׁה וְאֶל-אַהֲרֹן וְאֶל-כָּל-עֲדַת בְּנֵי-יִשְׂרָאֵל, אֶל-מִדְבַּר פָּארָן--קָדֵשָׁה; וַיָּשִׁיבוּ אֹתָם דָּבָר וְאֶת-כָּל-הָעֵדָה, וַיַּרְאוּם אֶת-פְּרִי הָאָרֶץ. כז וַיְסַפְּרוּ-לוֹ, וַיֹּאמְרוּ, בָּאנוּ, אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר שְׁלַחְתָּנוּ; וְגַם זָבַת חָלָב וּדְבַשׁ, הִוא--וְזֶה-פִּרְיָהּ. כח אֶפֶס כִּי-עַז הָעָם, הַיֹּשֵׁב בָּאָרֶץ; וְהֶעָרִים, בְּצֻרוֹת גְּדֹלֹת מְאֹד, וְגַם-יְלִדֵי הָעֲנָק, רָאִינוּ שָׁם. כט עֲמָלֵק יוֹשֵׁב, בְּאֶרֶץ הַנֶּגֶב; 

И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЮ ПАРАН, В КАДЕШ, И ПРИНЕСЛИ ОТВЕТ ИМ И ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ, И ПОКАЗАЛИ ИМ ПЛОДЫ СТРАНЫ. И РАССКАЗАЛИ ЕМУ, И СКАЗАЛИ: "ПРИШЛИ МЫ В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ПОСЛАЛ НАС, И ВОТ - ТЕЧЕТ ОНА МОЛОКОМ И МЕДОМ, И ВОТ ПЛОДЫ ЕЕ! НО СИЛЕН НАРОД, ЖИВУЩИЙ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ; И ТАКЖЕ ДЕТЕЙ АНАКА (великанов) ВИДЕЛИ МЫ ТАМ.

(Бемидбар, 13, 25-29)



"...течет она молоком и медом, и вот плоды ее!" (Бемидбар, 13, 25-29)



1. Сумели ли разведчики, которых отправил Моше, увидеть, что Страна Израиля прекрасна? Что они рассказали о ее красоте и богатстве?
2. Что испугало разведчиков?



Опасения "разведчиков" конца 19 века напоминают те, о которых сказано в книге Бемидбар. Они приезжали в Палестину из России, не зная языка местных жителей, обычаев страны, ее уклада и нравов. Как и разведчики древности, они обнаружили в Земле Обетованной враждебных "великанов" – турецких чиновников, представителей Оттоманской империи, которая в то время владела этой территорией. Турецкие чиновники не хотели, чтобы евреи переселялись в страну своих предков. Она чинили всяческие препятствия тем, кто пытался купить земельный участок. 

Турецкая администрация (город Назарет)


Желающим приехать выдавали только гостевые визы, напечатанные на бумаге красного цвета. У евреев этот документ получил название питка адума – "красная бумажка". Эти"красные бумажки" стали выдавать, начиная с 1884 года. Владелец такого документа мог оставаться в стране не более трех месяцев.



Несмотря на трудности, евреи упорно и без лишнего шума приобретали один участок земли за другим. До начала Первой алии они проживали лишь в четырех "святых городах"– Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Теперь появились новые сельскохозяйственные поселения, которые на иврите назывались мошава (мн. ч. – мошавот), а по-русски – "колония".



Изучая историю Первой алии, Тамир понял, что переселенцы периода 1881 – 1903 годов не стремились в "святые города". Они предпочитали осваивать незаселенную землю, хотя почти все приезжали из крупных городов – Одессы, Минска, Варшавы, Бухареста и Вильны. Колонисты Первой алии желали трудиться на земле – вспахивать поля, разбивать сады и виноградники. Местом их исхода были разные города и страны, но были едины в своей решимости вновь превратить Эрец-Исраэль в землю, "текущую молоком и медом".





И вот на севере страны и в ее центральных районах возникли сельскохозяйственные мошавот– Мишмар-а-Ярден, Мазкерет-Батья, Нес-Циона, Рош-Пина, Ришон ле-Цион. Все они выросли в начале 80-х годов 19-го века. Сегодня это цветущие города, которыми по праву гордится Израиль.

Не бояться перемен


Активисты Первой алии были уроженцами городов. В прежней жизни они никогда не занимались сельским хозяйством. Никто из них не умел доить коров, пахать землю, выращивать овощи и фрукты. Для многих такая разительная перемена образа жизни была приключением, не лишенным опасности.






Если бы вам пришлось оставить город и переехать 
в деревню, как бы вы осваивали сельский труд?
С чего бы вы начали? 
С какими трудностями столкнулись?

Стихотворение "Моей земле" 

Рахель Блувштейн
перевод Мири Яниковой # 

Рахель Блувштейн или просто Рахель, как ее чаще называют, была выдающейся поэтессой, писавшей на иврите. Она родилась в России в 1890 году, а в 1919 переселилась в Эрец-Исраэль. В стихотворении "Моей земле" Рахель выразила чувства, характерные для участников Первой алии, хотя сама приехала в страну почти четыре десятилетия спустя.



Моей земле


Ни славословья,
ни возвышенной строки
не посвящала я тебе,
моя земля.


Лишь дуб посажен мной
на берегу реки,
лишь мной протоптана тропа
в твоих полях.


Я знаю, мать моя, -
и в том сомненья нет,
что скромен дар тебе
одной из дочерей:


лишь возглас радости,
когда прольется свет,
лишь слезы скрытые
над бедностью твоей.


1. Что, по мнению Рахель, она сумела сделать для своей страны?
2. Почему она называет себя дочерью, а свою страну – матерью? Где родилась Рахель и какую страну считала матерью? Почему?
3. Как вы думаете, что важнее – то, что Рахель написала 
о своей стране много прекрасных стихов, или труд на земле, 
о котором она рассказывает в этом стихотворении?



Тамир знал многие стихи Рахель еще со школы. Но он не помнил биографию поэтессы. Где она родилась? Что делала прежде, чем приехала в Страну Израиля? Где Рахель поселилась в Эрец-Исраэль и чем занялась?



Дом Рахели на улице Пророков


Тамир хотел перечитать биографию Рахели, но ему еще предстояло узнать, кто такой Реувен Лерер. 

Наверное, он мог бы выяснить это, открыв чемодан и изучив его содержимое. Но Тамир решил сделать это только вместе с теми, кому по праву принадлежит чудесная находка – с потомками Реувена.


ЗАДАНИЕ 1_2



Почему алия 1880-х годов – первая?



И до 1880 года евреи пытались вернуться в страну, обещанную им Всевышним. Они прибывали поодиночке и даже целыми группами. Некоторые известные раввины обосновывались в Стране Израиля вместе со своими учениками и их семьями. Они хотели жить поблизости от святых мест, изучать Тору и быть похороненными в Святой Земле.



Например, таким раввином был Виленский Гаон # , один из величайших еврейских мудрецов всех времен.



Элияху бен Шломо Залман - Виленский Гаон. 
Слово «гаон» в переводе с иврита означает «гений»



Гаон Элиягу отправился в далекое путешествие задолго до Первой алии, но не сумел завершить начатое. Ему пришлось вернуться в Литву. Однако, в 1808 году, через одиннадцать лет после кончины Гаона, группа его учеников исполнила заветное желание учителя и переселилась в Страну Израиля.





ИМЕННО АЛИЯ 1880-Х ГОДОВ НАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВОЙ, ПОСКОЛЬКУ 
ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗОВАННЫЙ И МАССОВЫЙ ПЕРЕЕЗД ЕВРЕЕВ В ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА. 

ВСЛЕД ЗА ПЕРВОЙ АЛИЕЙ ПОСЛЕДОВАЛИ ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ 
И ТАК ДАЛЕЕ. 

ПРО ЭТИ ВОЛНЫ АЛИИ 
ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ ДРУГИХ 
КНИГ НАШЕГО КУРСА.


ЗАДАНИЕ:


ПРОЧИТАЙТЕ 
ТЕКСТ УРОКА, 
ОТВЕТЬТЕ 
НА ВОПРОСЫ 
И ЗАДАНИЯ



ЗАДАНИЕ 1_3


ЗАДАНИЕ 1_4


ЗАДАНИЕ 1_5



видео


 

галерея


 

аудио


 

downloads





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!