СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Накануне Второй мировой войны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.

Просмотр содержимого документа
«Накануне Второй мировой войны.»

Тема урока: «Накануне Второй мировой войны».

Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.

Основные понятия и термины:

«блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, пакт Молотова - Риббентропа, «Зимняя война», план «Барбаросса», « Морской лев»., Тройственный пакт.

Основные даты:

23 августа 1939 г. – подписание пакта о ненападении СССР-Германия; 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; 28 сентября 1939 г. подписание договора «о дружбе и границе» СССР-Германия; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.


Ход урока:


I. Организационный момент:


II. Мотивационно – целевой этап.

История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., и в них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе.

Во 2 мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. км. на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

Началу Второй мировой войны предшествовали непрерывно возраставшее напряжение международной обстановки и локальные конфликты в различных регионах мира. Договор СССР с Германий о ненападении спутал карты и тех западных политиков, которые рассчитывали на развитие гитлеровской агрессии через Польшу на СССР. Польша, отказавшись от союза с СССР, могла надеяться на помощь своих западных союзников. Германия начала подготовку к войне с Польшей. Обстановка становилась напряженнее день ото дня.

Тема нашего урока: «Накануне грозных испытаний».


III.Изучение нового материала:


1.Причины Второй мировой войны.

2.Начало Второй мировой войны и советская внешняя политика. Периодизация второй мировой войны.

3.Подготовка Германии к войне с СССР.

4.Был ли Советский Союз готов к отражению агрессии.


1). Причины и периодизация Второй мировой войны.

Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.

Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.


2). Через неделю после подписания пакта о ненападении, 1 сентября 1939 г., Германия напала на Польшу. Англия и Франция объявили о поддержке Варшавы, т.к. не смогли сговориться с Германией за счет СССР. Началась Вторая мировая война. СССР определил свое отношение к воюющим странам как нейтральное.

Главный выигрыш от пакта о ненападении И.В.Сталин считал стратегическую паузу, полученную СССР, а также возможность воздействовать через Берлин на Японию с которой за последние годы было два крупных конфликта (на озере Хасан в 1938г. и на реке Халхин-Гол в 1939г.). В апреле 1941 г. СССР подписал с Японией пакт о нейтралитете.

17 сентября 1939 г. советские войска вошли на восточные земли Польши, к СССР были присоединены Западная Белоруссия и Западная Украина, которые были потеряны в 1920 г. в результате советско-польской войны.

В сентябре-октябре 1939 г. СССР навязал государствам Балтии «договоры о взаимопомощи», а в 1940 г. Латвия, Литва и Эстония вошли в состав СССР. От Румынии СССР потребовал возвращения Северной Буковины и Бессарабии, на эти земли были введены советские войска и в июле 1940 г. они присоединены к Украинской ССР и Молдовской ССР (образована в августе 1940 г.).

Подобный замысел был и в отношении Финляндии, в ноябре 1939 г. началась война, а в декабре СССР исключили из Лиги Наций как государство-агрессор. Советизация сорвалась. 12 марта 1940 г. по мирному договору Финляндия уступила СССР часть территории на Карельском перешейке и в ряде других приграничных районов.

За тревогами и заботами о расширении границ Сталин не забывал о стратегической задаче – сохранить нейтралитет страны на максимальный срок. Для этого по его мнению Германии нужна уверенность о надежном тыле на востоке и 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией заключен договор о «дружбе и границе», ряд торговых соглашений.


IV. Закрепление.


- Когда началась Вторая мировая война?

  • Назовите причины Второй мировой войны?

  • Какой характер имела Вторая мировая война?

  • Какие территориальные приобретения осуществил СССР в 1-й период войны? Как Вы их оцениваете?

/историческая задача/

В 1939 г. Л. Мехлис говорил: «Товарищ И.Сталин поставил задачу: на случай войны увеличить количество советских республик». Как это задание И.Сталина реализовывалось на протяжении 1939-1941 г.г.?

Можно ли утверждать, что СССР в 1939-1941 гг. был союзником Германии?


V. Домашнее задание: § 84, учить

«Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 гг.», « Присоединение Прибалтики к СССР».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!