Открытый урок по русскому языку в 8 классе.
Тема урока: Наречие с приставкой по- и суффиксами –ому-,-ему-,-ски-.
Провела: Курбанбаева А.Б.
учитель русского языка и литературы средней школы № 7
2014-2015 учебный год
Тема урока: Наречие с приставкой по- и суффиксами –ому-,-ему-,-ски-.
Цели урока: Образовательные: Познакомить учащихся с правописанием наречий с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски; учить отличать предлог от приставки, отработка умения написания наречий через дефис; закрепить навыки самостоятельной работы. Формирование умения находить и использовать наречия в тексте; Закреплять умения и навыки учащихся в правописании наречий.
развивающие:
развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий; Развитие творческих способностей в процессе составления синквейна.
воспитательная:
воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости- педагоги нашего города. Приветствуем гостей улыбкой.
Садитесь, пожалуйста.
Стадия вызова.
Психологический настрой.
-Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слова доброта. Что такое доброта? Как вы понимаете смысл этого слова?
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо, и не требующих вознаграждения.
Доброта делает нас отзывчивыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Доброта –это, прежде всего, бережливое и внимательное отношение.
А теперь прочитаем высказывания великих людей о доброте.
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.»
Толстой Л. Н.
"Не жди добра с неба, ищи добро в труде".
А.Кунанбаев.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
Конфуций
Давайте ,ребята, друг другу улыбнёмся и пожелаем доброго дня .На уроке постараемся вести себя так, чтобы мне и вам было приятно работать друг с другом.. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
Тему урока запишем чуть позже.
Проверка домашней работы.
Ромашка Блума
Посмотрите, ребята. Что это у нас на экране. Ромашка какая? Она сжала свои лепестки. Ромашка не простая, а волшебная. В каждом лепестке её содержится вопрос. Если мы правильно ответим на вопросы , то она распустить свои лепестки. Мы люди добрые и заботливые . Давайте поможем ромашке раскрыть свои лепестки.
Парная работа.
Подходите по одному отрывайте лепестки. Находим себе пару, один из вас читает вопрос, а другой ответит на него.
Что такое наречие?
С какой частью речи употребляется наречие?
На какие вопросы отвечает наречие?
Что обозначает наречие?
Чем наречие отличается от других частей речи?
Синтаксическая роль – обстоятельство.
Актуализация изученного и изучение нового материала
Групповая работа.
Давайте прочитаем предложения и постараемся найти наречие.
Сегодня наша команда участвует в соревновании.
Мы давно начали готовиться к ним.
Вчера мы встретились с нашими соперниками.
Справа поднимается отвесная скала.
Внизу шумит река.
Наши спортсмены хорошо подготовлены, поэтому они уверенно двинулись вперёд.
В предложении наречия обычно зависят от глаголов.
команда участвует когда ? сегодня
начали готовиться как? давно
встретились когда? вчера
С какой частью речи употребляется наречие?
- Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола. Запомните, на какие вопросы отвечает наречие. Чем наречие отличается от других частей речи? Наречие примыкает к глаголам, поясняет и уточняет их. Синтаксическая роль – обстоятельство.
II . Актуализация знаний. 2.Постановка учебной цели и темы урока.
Мозговой штурм.
В каких предложениях выделенное слово – наречие.
1.( По) весеннему шумит лес.
2.( По) зимнему лесу двигались подводы.
3.(По) летнему лесу приятно идти.
4.Настроение было (по) осеннему грустное.
5.Все цветы на лугу пахнут (по) разному.
1. По - весеннему шумит лес.
2.По зимнему лесу двигались подводы.
3.По летнему лесу приятно идти.
4.Настроение было по - осеннему грустное.
5.Все цветы на лугу пахнут по - разному.
А теперь, давайте определить тему урока.
Тема урока:
Наречия с приставкой по- и
с суффиксами –ому-,-ему-,-ски.
Их употребление в речи. Давайте напишем в тетради тему урока.
Давайте определить цель урока. Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Цели урока: познакомить учащихся с правописанием наречий с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски; учить отличать предлог от приставки, отработка умения написания наречий через дефис; закрепить навыки самостоятельной работы.
Работа с учебником.
Наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и, пишутся через .
Например: другой - по-другому, настоящий - по-настоящему, человечий - по-человечьи, английский - по-английски, лисий - по-лисьи.
По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;
IY. Тренировочные упражнения.
1. Задание. Преобразовать данные словосочетания «прилагательное +
существительное» в словосочетания «наречие + глагол». Составьте 2 -3 предложения, используя любые преобразованные словосочетания.
Интересный рассказ – рассказывает интересно
Быстрый бег, упорный труд, весёлая игра, яркий свет, напряжённая работа, долгие странствия, толковый ответ, спокойный сон.
Бегать быстро, трудиться упорно, играть весело, светить ярко, работать напряженно, странствовать долго, ответить толково, спать спокойно.
2.Задание .Замените выделенные выражения наречиями с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски, обозначая изучаемую орфограмму.
Составьте 2-3 распространённых предложения.
Моросит, как осенью; поступает, как приятель; жарко, как летом; сделал, как вы просили; вышло,как ты думал.
Моросит по –осеннему, поступает по- приятельски, жарко по- летнему,
Сделал по- вашему,вышло по – твоему.
Физминутка
- Медленно встаньте,
- резко поднимите руки,
- плавно их опустите,
- высоко подпрыгните,
- низко присядьте,
- тихо сядьте за парту.
3. Задание.
Задание для первой группы.
Спишите, раскрывая скобки. Отличайте приставку по- от предлога по .Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.
1.Каждое время (по) своему истолковывает один и тот же сюжет. Волк гулял (по) своему лесу. 2.Алия любит одеваться модно,( по) новому. (По) новому направлению моды девушки носят обувь на низком каблуке.
Задание для второй группы.
Спишите, раскрывая скобки. Отличайте приставку по- от предлога по. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.
Солнце светило (по) зимнему неярко. (По) зимнему небу плыли снеговые облака. 2.Когда лыжники вышли на место прежней стоянки , там всё было (по)старому.Лыжники шли (по)старому следу. 3. Солнце садилось, но туристы (по)прежнему шли не останавливаясь. (По) прежнему пути идти было легче.
Обобщение изученного материала
Синквейн.
- А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражающее личное отношение автора синквейна к теме.
Составить синквейн на тему «Наречие».
Наречие.
Самостоятельное, незнакомое.
Не изменяется, действует, конкретизирует.
Обозначает признак действия.
Обстоятельство.
Итог урока
- С какой целью мы выполняли это задание?
Вывод урока.
Наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и, пишутся через .
Домашнее задание Упражнение № 5.
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
мне захотелось…