СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народы Башкортостана в Отечественной войне 1812г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока может быть использован на уроках истории и истории Башкортостана

Просмотр содержимого документа
«Народы Башкортостана в Отечественной войне 1812г.»

  • Автор составитель урока: Кузина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №7 п. Приютово Белебеевского района РБ

  • Предмет: История Башкортостана

  • Класс: 8

  • Тема урока: Народы Башкортостана в Отечественной войне 1812г.

  • Тип урока - урок изучения нового материала.

  • Демонстрационный материал: карта « Отечественная война 1812 г.», картина «Конный воин» А. Орловского, иллюстрации «башкирский воин», «сражение башкир с отрядом французов», запись песен «Кахым- туря», «Вторая армия», таблица, документы

  • Подготовительный этап урока: отдельные уч-ся готовят сообщения: «Формирование башкирских полков и сбор средств с населения в фонды ополчения и армии», «Награждение башкир за храбрость и отвагу в сражениях»

  • оформление таблицы « Обеспечение армии боеприпасами, произведенными на заводах Башкирии»

Цели:

показать учащимся значение участия в войне 1812 года жителей Башкирии;

развивать навыки работы с дополнительной литературой, документами, картой, умения выделять главное;

воспитание чувства уважения и любви к истории народа.


Ход урока

Введение:

Постановка цели и задач урока: сегодня на уроке мы узнаем, как народы Башкирии дружно поднялись на войну с Наполеоном, когда нависла угроза над Россией. Как они самоотверженно воевали с французами под Москвой, Рязанью, Смоленском, участвовали в освобождении народов Европы и победоносно вошли в Париж.

Как отмечают историки, участие башкирских полков в войне против французской армии началось еще в 1806-1807гг. После вторжения армии Наполеона в пределы России расширяется привлечение башкир и казаков в ряды русских войск. Были добровольцы. Отмечая патриотизм среди башкир и др. народов России, участник войны поэт С. Глинка писал, что «не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы, кочующие- и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли полки их».

Основная часть:

1 – Формирование башкирских полков и сбор средств среди населения в фонды ополчения и армии.- Сообщения уч-ся .

В сообщении ученик выделяет вопросы:

1) формирование башкирских полков перед началом войны 1812г:

А) указ Александра 1 от 8 .08.1811г. о необходимости создания полков из башкир и мишарей и условия формирования этих полков: возможность разнообразия в вооружении и одежде, назначение командиров из числа башкир и мишарей, знающих русский язык.

Б) получение Оренбургским военным губернатором Волконским именного указа от 7.04 1812г. о создании двух пятисотенных полков из башкир.

В) распределение башкирских полков по армиям к началу войны 1812г ( по таблице)

2) формирование башкирских полков в ходе Отечественной войны:

А) рассылка по башкирским кантонам переведенного на татарский язык манифеста Александра 1 от 6.07 1812г., призывавшего все народы «на защиту отечества содействовать всеми силами», и предписания Оренбургского военного губернатора начальникам кантонов» довести его до сведения всех и каждого и призвать всех способных носить оружие иметь наготове лошадь, пику, лук со стрелами, а если есть_ ружья и пистолеты, а также запретить башкирам отлучатся от жилищ своих более, чем на месяц».

Б) горячий отклик башкир на призыв выступить на защиту России от врага.

В) возникновение затруднений у некоторых башкир в приобретении всего необходимого для службы в армии и разрешении Оренбургским губернатором сборов «на предмет помог по службе и чтоб всякое устранено было злоупотребление»

Г) итоги работы по формированию башкирских полков.

Сведения о количестве конных полков, сформированных в ходе войны 1812г. в России из различных национальностей:

Башкирское войско-28 Уральское-4 Крымские татары-4

Оренбургское-4 Украинское -4 Калмыцкое-3

Тептярское -2 Мишарское -2

Уфимский пехотный полк -1

-оформление сведений как наглядность в таблице

-показ иллюстраций « Башкирский воин», « Сражение башкир и казаков с отрядом французов» и картины « Конный башкир» А. Орловского и беседа по ним:

-Охарактеризуйте обмундирование, вооружение и тактику воинов башкирских полков.

2 « Сбор средств среди населения Башкирии на армию и ополчение»- Сообщение уч-ся

В сообщении освещаются вопросы:

А) обеспечение башкирских полков лошадьми. По сведениям на январь 1813г. только в башкирских полках, входивших в ополчение 3 округа, числилось свыше 10000 лошадей.

Б) пожертвования башкирами лошадей для нужд армии.

По сведениям Военного Министерства башкиры и мишари пожертвовали 4139 лошадей.

В) денежные сборы в фонд ополчения.

Г) сборы пожертвований в фонд армии.

Оформление таблицы

Фонд ополчения Фонд армии

Всего по России 83 млн . руб. по России 21 млн. руб.

По Оренбургской губернии 900 т. р. Башкирии 500 тыс. руб.

Расходы на армию в 1812г. немногим более 100 млн.руб.

Башкиры 10 кантона внесли 786 руб., Башкиры 3 кантона-250 руб.

Пожертвования отдельных башкир превышали взносы большинства уфимских купцов, так « престарелый старшина 10 кантона Рахимов внес 40 руб.»

3 . «Обеспечение армии боеприпасами, произведенными на заводах в Башкирии»-

анализ статистических данных по таблице и их обработка в виде диаграмм, имеющих название: производство на заводах ядер ,бомб, гранат.

Название снарядов

Катав-Ивановский

1812 1813

Симской


  1. 1813


изготовлено

Белорецкий


  1. 1813


штук

Юрюзань-Ивановский

1812 1813

Узянский


1812 1813

Авзяно-Петровский

1812 1813

Ядра

5470

6440

4599

9048

3600

9023

1800

4888

1371

2400

1706

3966

Бомбы

740

1390

497

900

600

1100

1650

1200

300

610

550

600

Гранаты

1130

-

1174

-

2000

1000

2000

-

543

-

360

-

4 « Участие башкирских полков в заграничном походе русских войск »-

работа в группах по изготовлению карты-схемы, показывающей участие башкирских полков в осаде крепостей, блокаде городов, крупных полевых сражениях или заполнению таблицы « основные пункты действия башкирских полков за границей в составе русских армий и ополчений»

Башкирские конники оставили интересную память о себе в Европе. Известно, что в Веймаре, в доме Гете, есть башкирский лук и стрелы, подаренные сотником автору «Фауста». Но неизвестно когда, при, каких обстоятельствах это было сделано. (Я. Хамматов в своем романе «Северные амуры» дает свою версию этого факта)

Учащийся читает отрывок из романа «Северные амуры»

1,2,5,8, 9, 13, 14, 15 башкирские полки ,2 тептярский и 2 мишарский, 8 оренбургский казачий полки победоносно вступили в Париж.Командиром одного из башкирских полков был назначен Кахым-туря, смелый, грамотный военачальник. Он прошел всю войну, дошел до Парижа, но умер по дороге на родину. Башкиры создали много песен, легенд и преданий, посвященных военачальнику.

Звучит башкирская народная песня « Кахым-туря»

5 « Награждение башкир за храбрость и отвагу в сражениях »- сообщение

в сообщении приводятся примеры и обращается внимание на виды награждений: ордена( Св. Анны 3 степени, Св. Георгия, СВ. Владимира 4 степени), медали за взятие Парижа и войну 1812г., производство в следующие чины, денежное вознаграждение.

-показ иллюстраций с орденами и медалями

Звучит мелодия песни « Вторая армия» и рассказ о предании песни

Заключение: « Значение участия башкир в войнах 1812-1814гг.»

-работа в группах с источниками : высказывания Д.Давыдова и генерала А. Раевского, французского генерала де Марбо о роли и значении участия башкир и др .народов в Отечественной войне 1812г., храбрости башкирских воинов. Обсуждение вопроса в ходе беседы.

Домашнее задание : параграф 39-40


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!