Нарушения звукопроизношения
Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:а)нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков в речи; б)нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; в)недостаточная подвижность артикуляторных органов; г)неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
В основном можно говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения(примерное процентное их соотношение касается детей в возрасте от 5-9 лет).1.Ротацизм(р)-27%2.Ламбдацизм(Л)-20 %,3.Сигматизм(с)-22-24%,4.Йотацизм(й)-1,5%
5.Дефекты произношения заднеязычных звуков(К,г,х)-1% .6.Дефекты звонкости(взаимные замены парных звонких и глухих согласных)-4,5% 7.Дефекты смягчения(взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: п-пь, б-бь и т.)-1,5-2 %
Фонетические дефекты выражаются в искажённом звучании звука, не смешиваемого ни с какими другими звуками.
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим.
В зависимости от причин , вызвавших нарушение звукопроизношения, все его разновидности прежде всего подразделяются на две большие группы: на дислалию и дизартрию.
К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые на связаны с органическим поражением отделов речевых анализаторов. Внутри дислалии выделяют 2 формы: механическую и функциональную. И ,наконец, внутри функциональной дислалии выделяют две формы- моторную и сенсорную. При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной,то есть сенсомоторной ,дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искажённо, а другие –заменяет артикуляторно или акустически близкими.
К дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются, нарушением иннервации речевых мышц, что приводит их к параличам и парезам.
Обследование при нарушении звукопроизношения
При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач:1.Отграничение истинных нарушений звукопроизношения.2.Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства.3.Выявление всех неправильно произносимых звуков.4.Установление,по возможности, тех причин, которые обусловливают неправильность произношения звуков5.Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопризношения( в первую очередь-однотипных нарушений письма).
Речевые пробы. Серия1.Уровень моторной реализации высказывания.
а)Исследование звукопроизношения. Инструкция: повторяй за мной слова. б)Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова( повторение слов сложной слоговой структуры);в)Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики. Инструкция: делай, пожалуйста, так,как я скажу.(или предлагается образец);Исследование повторения цепочек слогов.
Серия 2.Исследование словообразовательных процессов:а) называние детенышей животных; б)образование относительных прилагательных. г)образование притяжательных прилагательных .
Серия 3.Исследование сформированности грамматического строя речи.(составление предложений по картинкам; повторение предложений за логопедом;дополнения предложения предлогами;завершение предложений; образование множественного числа существительных)
Серия 4.Исследование связной речи(пересказ текста; рассказ по серии картинок).
Индивидуальный план работы на учебный год по коррекции звукопроизношения.
Цель: Формирование у детей правильной устной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится 2-3 раза в неделю.
Вся индивидуально-подгрупповая работа делится на несколько этапов.
I.Подготовительный
Задачи:а)вызвать интерес к логопедическим занятиям; б)развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия; в)формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков; г)овладение комплексом пальчиковой гимнастики;д)укрепление физического здоровья(консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.)
II.Формирование произносительных умений и навыков. Задачи:а)устранение дефектного звукопроизношения; б)развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
1.Постановка звуков в такой последовательности: свистящие с,з,ц,с,з; шипящий( ш);сонор (л);шипящий(ж);соноры(р,р);шипящие (ч,щ). Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения: для свистящих «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», « Желобок», « Футбол»; для шипящих: « Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», « Погреем руки»; для(р,р): «Болтушка, «Маляр», « Индюк», « Лошадка», « Грибок, « Барабанщик»;для (л): « Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:а)с,з,ш,ж,с,з,л, автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных, в последнюю очередь –в слогах со стечением согласных;б)ц,ч,щ,л,-наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;в) р,р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация звуков в словах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
5.Дифференциация звуков:а)с-з,с-с,с-ц,с-ш;б)ж-з,ж-ш;в)ч-с,ч-т,ч-щ;щ-с,щ-т.щ-ч,щ-ш;г)р-л,р-р,р-л,р-й,л-л;
6.Автоматизация звуков в спонтанной речи
III.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звкового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV.Систематические упражнения на развитие внимания,памяти,мышления на отработанном в произношении материале.
V.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.