СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения звукопроизношения.Индивидуальный план работы на учебный год по коррекции звукопроизношения.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков,вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения звукопроизношения.Индивидуальный план работы на учебный год по коррекции звукопроизношения.»

Нарушения звукопроизношения

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:а)нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков в речи; б)нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; в)недостаточная подвижность артикуляторных органов; г)неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

В основном можно говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения(примерное процентное их соотношение касается детей в возрасте от 5-9 лет).1.Ротацизм(р)-27%2.Ламбдацизм(Л)-20 %,3.Сигматизм(с)-22-24%,4.Йотацизм(й)-1,5%

5.Дефекты произношения заднеязычных звуков(К,г,х)-1% .6.Дефекты звонкости(взаимные замены парных звонких и глухих согласных)-4,5% 7.Дефекты смягчения(взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: п-пь, б-бь и т.)-1,5-2 %

Фонетические дефекты выражаются в искажённом звучании звука, не смешиваемого ни с какими другими звуками.

Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим.

В зависимости от причин , вызвавших нарушение звукопроизношения, все его разновидности прежде всего подразделяются на две большие группы: на дислалию и дизартрию.

К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые на связаны с органическим поражением отделов речевых анализаторов. Внутри дислалии выделяют 2 формы: механическую и функциональную. И ,наконец, внутри функциональной дислалии выделяют две формы- моторную и сенсорную. При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной,то есть сенсомоторной ,дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искажённо, а другие –заменяет артикуляторно или акустически близкими.

К дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются, нарушением иннервации речевых мышц, что приводит их к параличам и парезам.

Обследование при нарушении звукопроизношения

При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач:1.Отграничение истинных нарушений звукопроизношения.2.Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства.3.Выявление всех неправильно произносимых звуков.4.Установление,по возможности, тех причин, которые обусловливают неправильность произношения звуков5.Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопризношения( в первую очередь-однотипных нарушений письма).

Речевые пробы. Серия1.Уровень моторной реализации высказывания.

а)Исследование звукопроизношения. Инструкция: повторяй за мной слова. б)Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова( повторение слов сложной слоговой структуры);в)Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики. Инструкция: делай, пожалуйста, так,как я скажу.(или предлагается образец);Исследование повторения цепочек слогов.

Серия 2.Исследование словообразовательных процессов:а) называние детенышей животных; б)образование относительных прилагательных. г)образование притяжательных прилагательных .

Серия 3.Исследование сформированности грамматического строя речи.(составление предложений по картинкам; повторение предложений за логопедом;дополнения предложения предлогами;завершение предложений; образование множественного числа существительных)

Серия 4.Исследование связной речи(пересказ текста; рассказ по серии картинок).

Индивидуальный план работы на учебный год по коррекции звукопроизношения.

Цель: Формирование у детей правильной устной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится 2-3 раза в неделю.

Вся индивидуально-подгрупповая работа делится на несколько этапов.

I.Подготовительный

Задачи:а)вызвать интерес к логопедическим занятиям; б)развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия; в)формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков; г)овладение комплексом пальчиковой гимнастики;д)укрепление физического здоровья(консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.)

II.Формирование произносительных умений и навыков. Задачи:а)устранение дефектного звукопроизношения; б)развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

1.Постановка звуков в такой последовательности: свистящие с,з,ц,с,з; шипящий( ш);сонор (л);шипящий(ж);соноры(р,р);шипящие (ч,щ). Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения: для свистящих «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», « Желобок», « Футбол»; для шипящих: « Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», « Погреем руки»; для(р,р): «Болтушка, «Маляр», « Индюк», « Лошадка», « Грибок, « Барабанщик»;для (л): « Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:а)с,з,ш,ж,с,з,л, автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных, в последнюю очередь –в слогах со стечением согласных;б)ц,ч,щ,л,-наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;в) р,р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация звуков в словах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

5.Дифференциация звуков:а)с-з,с-с,с-ц,с-ш;б)ж-з,ж-ш;в)ч-с,ч-т,ч-щ;щ-с,щ-т.щ-ч,щ-ш;г)р-л,р-р,р-л,р-й,л-л;

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи

III.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звкового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV.Систематические упражнения на развитие внимания,памяти,мышления на отработанном в произношении материале.

V.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!