СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население как предмет изучения социально-экономической географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дается характеристика населения мира  как предмета социально-экономической географии. Характеризуется численность инаселения и его динамика. , 1 и 2 типы воспроизводства. А так-же демографическая политика государств мира.

Просмотр содержимого документа
«Население как предмет изучения социально-экономической географии»

Население как предмет изучения социально-экономической географии. Численность и воспроизводство населения. I и II тип воспроизводства. Демографическая политика. Карпичко Елена Борисовна, учитель географии МОБУ СОШ № 3 Имени Героя Российской Федерации Р.М.Хабибуллина  г. Кореновск, Краснодарского края

Население как предмет изучения социально-экономической географии. Численность и воспроизводство населения. I и II тип воспроизводства. Демографическая политика.

Карпичко Елена Борисовна, учитель географии МОБУ СОШ № 3

Имени Героя Российской Федерации Р.М.Хабибуллина

г. Кореновск, Краснодарского края

Цели урока: Показать что география населения одна из главных ветвей экономической и социальной географии. Выяснить закономерности динамики численности мирового населения. Сформировать понятия «естественного движения населения», «демографической политики». Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Цели урока:

  • Показать что география населения одна из главных ветвей экономической и социальной географии.
  • Выяснить закономерности динамики численности мирового населения.
  • Сформировать понятия «естественного движения населения», «демографической политики».
  • Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
Этнология  (от греч. Ethnos – племя, народ), то же, что этнография, - наука о происхождении народов (этносов), изучающая их характерные особенности, быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами. Демография ( от греч. demos –народ и grapho – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
  • Этнология (от греч. Ethnos – племя, народ), то же, что этнография, - наука о происхождении народов (этносов), изучающая их характерные особенности, быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.
  • Демография ( от греч. demos –народ и grapho – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.
Численность населения Чем грозят человечеству такие стремительные темпы роста населения?

Численность населения

Чем грозят человечеству такие стремительные темпы роста населения?

Рост численности населения мира в ХХ веке.   Регион Численность населения, млн. человек 1950г. Россия 1980г. … Европа (включая Россию) 1990г. 597 Зарубежная Азия 138 2000г. 148 Африка 1398 … 221 721 2005г. Северная Америка 2632 145 172 Латинская Америка 470 3168 728 144 622 728 167 Австралия и Океания 256 3680 3905 796 284 Мир в целом 13 361 2519 442 906 23 316 520 330 27 4435 561 5264 31 33 6071 6456 По данным Организации Объединённых Наций.

Рост численности населения мира в ХХ веке.

Регион

Численность населения, млн. человек

1950г.

Россия

1980г.

Европа (включая Россию)

1990г.

597

Зарубежная Азия

138

2000г.

148

Африка

1398

221

721

2005г.

Северная Америка

2632

145

172

Латинская Америка

470

3168

728

144

622

728

167

Австралия и Океания

256

3680

3905

796

284

Мир в целом

13

361

2519

442

906

23

316

520

330

27

4435

561

5264

31

33

6071

6456

По данным Организации Объединённых Наций.

Страны-лидеры по численности населения

Страны-лидеры по численности населения

Динамика населения на разных этапах развития человеческого общества К началу неолита (за 7-8 тыс. лет до н. э.) на нашей планете было всего 10 млн. жителей, а темпы роста населения — 10-20% за тысячелетие За 2000 лет до н. э. — 50 млн., к началу нашей эры — от 200 до 250 млн. человек. Среднегодовой прирост — 0,1 % К 1000 г. она достигла лишь 300 млн. человек В 1200-1300 гг. население Земли вообще не увеличилось С 1300 по 1400 г. оно даже несколько уменьшилось К 1500 г. землян стало приблизительно 425-450 млн.

Динамика населения на разных этапах развития человеческого общества

  • К началу неолита (за 7-8 тыс. лет до н. э.) на нашей планете было всего 10 млн. жителей, а темпы роста населения — 10-20% за тысячелетие
  • За 2000 лет до н. э. — 50 млн., к началу нашей эры — от 200 до 250 млн. человек. Среднегодовой прирост — 0,1 %
  • К 1000 г. она достигла лишь 300 млн. человек
  • В 1200-1300 гг. население Земли вообще не увеличилось
  • С 1300 по 1400 г. оно даже несколько уменьшилось
  • К 1500 г. землян стало приблизительно 425-450 млн.
Воспроизводство  (естественное движение) - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений Типы I тип (демографический кризис ) II тип (демографический взрыв)

Воспроизводство (естественное движение)

- это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений

Типы

I тип

(демографический кризис )

II тип (демографический взрыв)

Типы воспроизводства населения.

Типы воспроизводства населения.

Для каких стран характерны максимальные показатели, а для каких – минимальные?

Для каких стран характерны максимальные показатели, а для каких – минимальные?

Демографическая политика  – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения     ТИПЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: Политика , направленная на повышение рождаемости (в развитых странах)  Политика, направленная на понижение рождаемости (в развивающихся странах)

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения ТИПЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:

Политика , направленная на повышение рождаемости (в развитых странах)

Политика, направленная на понижение рождаемости (в развивающихся странах)

Меры

Экономи-ческие

На повышение рождаемости

Админи-стративно-правовые

На снижение рождаемости

Оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д. Сейчас очень развито в России

Льготы для малодетных семей.

Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др.

Воспитате-льные и пропаган-дистские

Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, применение контрацептивов и др.

В Китае, например, семьям с одним ребёнком дают лучшее жильё, помогают устроить детей в садик, школу и ВУЗ

Формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициями обычаям воспроизводства населения, к половому воспитанию и образованию молодёжи и др.

Особенно распространено в Индии. Ежегодно стерилизуется более 5 млн. мужчин и женщин

Пропаганда контрацептивов, формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, отношение к политике планирования семьи и др.

Проводится как в Китае, так и в Индии и Пакистане

Теория демографического перехода объясняет последовательность смены демографических процессов

Теория демографического перехода

  • объясняет последовательность смены демографических процессов
Проверьте себя! 1. Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения около (около 20%) были: в 60-х – 80-х гг. ХХ в. в начале 40-х гг. ХХ в. в начале 90-х гг. ХХ в. в начале ХХ в. в конце ХХ в.

Проверьте себя!

1. Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения около (около 20%) были:

  • в 60-х – 80-х гг. ХХ в.
  • в начале 40-х гг. ХХ в.
  • в начале 90-х гг. ХХ в.
  • в начале ХХ в.
  • в конце ХХ в.
Проверьте себя! 2. Главной причиной роста численности населения является: высокая рождаемость низкая смертность превышение рождаемости над смертностью

Проверьте себя!

2. Главной причиной роста численности населения является:

  • высокая рождаемость
  • низкая смертность
  • превышение рождаемости над смертностью
Проверьте себя! 3. Что такое демографический взрыв: пугающее перенаселение Земли резкое снижение смертности резкое увеличение рождаемости при высокой смертности резкое снижение рождаемости при низкой смертности резкое увеличение прироста населения

Проверьте себя!

3. Что такое демографический взрыв:

  • пугающее перенаселение Земли
  • резкое снижение смертности
  • резкое увеличение рождаемости при высокой смертности
  • резкое снижение рождаемости при низкой смертности
  • резкое увеличение прироста населения
Проверьте себя! 4. Демографический взрыв свойственен: всем странам мира в основном развитым странам в основном развивающимся странам

Проверьте себя!

4. Демографический взрыв свойственен:

  • всем странам мира
  • в основном развитым странам
  • в основном развивающимся странам
Проверьте себя! 5. Наиболее высокими темпами роста числа жителей в последние десятилетия выделялась: Канада Япония Нигерия Украина

Проверьте себя!

5. Наиболее высокими темпами роста числа жителей в последние десятилетия выделялась:

  • Канада
  • Япония
  • Нигерия
  • Украина
Проверьте себя! 6. В большинстве высокоразвитых стран мира естественное движение характеризуется: естественным приростом естественной убылью

Проверьте себя!

6. В большинстве высокоразвитых стран мира естественное движение характеризуется:

  • естественным приростом
  • естественной убылью
Проверьте себя! 7. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран: Германии Германии и Испании Германии, Испании и России

Проверьте себя!

7. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран:

  • Германии
  • Германии и Испании
  • Германии, Испании и России
Проверьте себя! 8. Второй тип воспроизводства характерен для стран: Индии Индии и Индонезии Индии, Индонезии и Аргентины

Проверьте себя!

8. Второй тип воспроизводства характерен для стран:

  • Индии
  • Индии и Индонезии
  • Индии, Индонезии и Аргентины
Проверьте себя! 9. В первой фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и высокая смертность, находятся страны: Латинской Америки Азии всей Африки центральной части Африки на данный момент таких стран нет

Проверьте себя!

9. В первой фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и высокая смертность, находятся страны:

  • Латинской Америки
  • Азии
  • всей Африки
  • центральной части Африки
  • на данный момент таких стран нет
Проверьте себя! 10. Во второй фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и средняя смертность, находятся страны: Латинской Америки и Азии только Азии Африки центральной части Африки на данный момент таких стран нет

Проверьте себя!

10. Во второй фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и средняя смертность, находятся страны:

  • Латинской Америки и Азии
  • только Азии
  • Африки
  • центральной части Африки
  • на данный момент таких стран нет
Домашнее задание Максаковский В.П. Тема №3 § 1, творческое задание 4 стр. 85. Ким Э.В. § 5. ??? № 1,2, 3

Домашнее задание

  • Максаковский В.П. Тема №3 § 1, творческое задание 4 стр. 85.
  • Ким Э.В. § 5. ??? № 1,2, 3
Ответим на оценку! 1. Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения около (около 20%) были: в 60-х – 80-х гг. ХХ в. в начале 40-х гг. ХХ в. в начале 90-х гг. ХХ в. в начале ХХ в. в конце ХХ в.

Ответим на оценку!

1. Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения около (около 20%) были:

  • в 60-х – 80-х гг. ХХ в.
  • в начале 40-х гг. ХХ в.
  • в начале 90-х гг. ХХ в.
  • в начале ХХ в.
  • в конце ХХ в.
Ответим на оценку! 2. Главной причиной роста численности населения является: высокая рождаемость низкая смертность превышение рождаемости над смертностью

Ответим на оценку!

2. Главной причиной роста численности населения является:

  • высокая рождаемость
  • низкая смертность
  • превышение рождаемости над смертностью
Ответим на оценку! 3. Что такое демографический взрыв: пугающее перенаселение Земли резкое снижение смертности резкое увеличение рождаемости при высокой смертности резкое снижение рождаемости при низкой смертности резкое увеличение прироста населения

Ответим на оценку!

3. Что такое демографический взрыв:

  • пугающее перенаселение Земли
  • резкое снижение смертности
  • резкое увеличение рождаемости при высокой смертности
  • резкое снижение рождаемости при низкой смертности
  • резкое увеличение прироста населения
Ответим на оценку! 4. Демографический взрыв свойственен: всем странам мира в основном развитым странам в основном развивающимся странам

Ответим на оценку!

4. Демографический взрыв свойственен:

  • всем странам мира
  • в основном развитым странам
  • в основном развивающимся странам
Ответим на оценку! 5. Наиболее высокими темпами роста числа жителей в последние десятилетия выделялась: Канада Япония Нигерия Украина

Ответим на оценку!

5. Наиболее высокими темпами роста числа жителей в последние десятилетия выделялась:

  • Канада
  • Япония
  • Нигерия
  • Украина
Ответим на оценку! 6. В большинстве высокоразвитых стран мира естественное движение характеризуется: естественным приростом естественной убылью

Ответим на оценку!

6. В большинстве высокоразвитых стран мира естественное движение характеризуется:

  • естественным приростом
  • естественной убылью
Ответим на оценку! 7. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран: Германии Германии и Испании Германии, Испании и России

Ответим на оценку!

7. Первый тип воспроизводства населения характерен для стран:

  • Германии
  • Германии и Испании
  • Германии, Испании и России
Ответим на оценку! 8. Второй тип воспроизводства характерен для стран: Индии Индии и Индонезии Индии, Индонезии и Аргентины

Ответим на оценку!

8. Второй тип воспроизводства характерен для стран:

  • Индии
  • Индии и Индонезии
  • Индии, Индонезии и Аргентины
Ответим на оценку! 9. В первой фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и высокая смертность, находятся страны: Латинской Америки Азии всей Африки центральной части Африки на данный момент таких стран нет

Ответим на оценку!

9. В первой фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и высокая смертность, находятся страны:

  • Латинской Америки
  • Азии
  • всей Африки
  • центральной части Африки
  • на данный момент таких стран нет
Ответим на оценку! 10. Во второй фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и средняя смертность, находятся страны: Латинской Америки и Азии только Азии Африки центральной части Африки на данный момент таких стран нет

Ответим на оценку!

10. Во второй фазе демографического перехода, т.е. высокая рождаемость и средняя смертность, находятся страны:

  • Латинской Америки и Азии
  • только Азии
  • Африки
  • центральной части Африки
  • на данный момент таких стран нет
Ответим на оценку! 1. в 60-х – 80-х гг. ХХ в. 2. превышение рождаемости над смертностью 3. резкое увеличение прироста населения 4. в основном развивающимся странам 5. Нигерия 6. естественной убылью 7. Германии, Испании и России 8. Индии, Индонезии и Аргентины 9. центральной части Африки 10. Латинской Америки и Азии

Ответим на оценку!

1. в 60-х – 80-х гг. ХХ в.

2. превышение рождаемости над смертностью

3. резкое увеличение прироста населения

4. в основном развивающимся странам

5. Нигерия

6. естественной убылью

7. Германии, Испании и России

8. Индии, Индонезии и Аргентины

9. центральной части Африки

10. Латинской Америки и Азии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!