Просмотр содержимого документа
«Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности молодого педагога»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Мартынова Е.В.
учитель математики
МБОУ гимназии №1
Задачи наставника
Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе.
Способствовать планированию карьеры молодых специалистов.
Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации.
Критерии отбора наставника
Стаж и квалификация сотрудника
- стаж - от 10 лет;
- учитель первой или высшей квалификационной категории.
Профессиональные знания и навыки
- глубокое знание преподаваемого предмета;
- высокий уровень коммуникативной культуры.
Показатели результативности
- стабильные результаты образовательной деятельности;
- отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и обучающихся.
Профессионально важные качества личности
- умение слушать;
- командный стиль работы;
- аккуратность, дисциплинированность;
- ответственность и ориентация на результат;
Личные мотивы к наставничеству
- потребность в передаче опыта педагогической деятельности;
- потребность в приобретении нового статуса как подтверждение своей профессиональной квалификации.
Области поддержки молодого педагога
- требования к организации учебного процесса;
- требования к ведению школьной документации;
- информирование о новых и параллельных программах и учебниках;
- теоретическое и практическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения и др.);
- освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- разработка программы собственного профессионального роста;
- выбор приоритетной методической темы для самообразования.
Формы работы с молодым специалистом
Нетрадиционные
- психологический тренинг;
- психолого-педагогическая деловая игра;
- "мозговой штурм»;
- презентация себя как учителя, классного руководителя;
- презентация уроков;
- аукцион педагогических идей.
Традиционные
- собеседование, консультирование;
- взаимное посещение и анализ уроков;
Этапы наставничества
Проектировочный
Адаптационны й
Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений.
Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках.
Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей.
Контрольно- оценочный
Эффекты наставничества
- повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;
2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых учителей и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных;
3) снижение риска профессионального выгорания наиболее опытных учителей - носителей знаний, навыков;
4) укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива .
Типичные ошибки наставничества
- недооценка степени дискомфортности молодого специалиста, отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;
2) навязывание молодому специалисту своего мнения, принуждение к простому копированию своих действий без объяснения причин, почему нужно делать так, а не иначе;
3) перегрузка молодого специалиста одновременно замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов;
4) отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей.
«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение».
Ш. Амонашвили