СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности молодого педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности молодого педагога»

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Мартынова Е.В. учитель математики МБОУ гимназии №1

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Мартынова Е.В.

учитель математики

МБОУ гимназии №1

Задачи наставника Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе. Способствовать планированию  карьеры  молодых специалистов. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя. Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации.

Задачи наставника

Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе.

Способствовать планированию  карьеры  молодых специалистов.

Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.

Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации.

Критерии отбора наставника Стаж и квалификация сотрудника стаж - от 10 лет; учитель первой или высшей квалификационной категории. Профессиональные знания и навыки глубокое знание преподаваемого предмета; высокий уровень коммуникативной культуры. Показатели результативности стабильные результаты образовательной деятельности; отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и обучающихся. Профессионально важные качества личности умение слушать; командный стиль работы; аккуратность, дисциплинированность; ответственность и ориентация на результат; Личные мотивы к наставничеству потребность в передаче опыта педагогической деятельности; потребность в приобретении нового статуса как подтверждение своей профессиональной квалификации.

Критерии отбора наставника

Стаж и квалификация сотрудника

  • стаж - от 10 лет;
  • учитель первой или высшей квалификационной категории.

Профессиональные знания и навыки

  • глубокое знание преподаваемого предмета;
  • высокий уровень коммуникативной культуры.

Показатели результативности

  • стабильные результаты образовательной деятельности;
  • отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и обучающихся.

Профессионально важные качества личности

  • умение слушать;
  • командный стиль работы;
  • аккуратность, дисциплинированность;
  • ответственность и ориентация на результат;

Личные мотивы к наставничеству

  • потребность в передаче опыта педагогической деятельности;
  • потребность в приобретении нового статуса как подтверждение своей профессиональной квалификации.
Области поддержки молодого педагога    требования к организации учебного процесса;  требования к ведению школьной документации;  информирование о новых и параллельных программах и учебниках;    теоретическое и практическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения и др.);  освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;  разработка программы собственного профессионального роста;  выбор приоритетной методической темы для самообразования.

Области поддержки молодого педагога

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • информирование о новых и параллельных программах и учебниках;

  • теоретическое и практическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения и др.);
  • освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • разработка программы собственного профессионального роста;
  • выбор приоритетной методической темы для самообразования.

Формы работы с молодым специалистом Нетрадиционные    психологический тренинг;  психолого­-педагогическая деловая игра;

Формы работы с молодым специалистом

Нетрадиционные

  • психологический тренинг;
  • психолого­-педагогическая деловая игра;
  • "мозговой штурм»;
  • презентация себя как учителя, классного руководителя;
  • презентация уроков;
  • аукцион педагогических идей.

Традиционные

  • собеседование, консультирование;
  • взаимное посещение и анализ уроков;
Этапы наставничества Проектировочный Адаптационны й Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений. Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках. Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей. Контрольно- оценочный

Этапы наставничества

Проектировочный

Адаптационны й

Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений.

Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках.

Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей.

Контрольно- оценочный

Эффекты наставничества повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;  2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых учителей и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных;  3) снижение риска профессионального выгорания наиболее опытных учителей - носителей знаний, навыков;  4) укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива .

Эффекты наставничества

  • повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;

2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых учителей и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных;

3) снижение риска профессионального выгорания наиболее опытных учителей - носителей знаний, навыков;

4) укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива .

Типичные ошибки наставничества недооценка степени дискомфортности молодого специалиста, отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;   2) навязывание молодому специалисту своего мнения, принуждение к простому копированию своих действий без объяснения причин, почему нужно делать так, а не иначе;  3) перегрузка молодого специалиста одновременно замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов;  4) отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей.

Типичные ошибки наставничества

  • недооценка степени дискомфортности молодого специалиста, отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;

2) навязывание молодому специалисту своего мнения, принуждение к простому копированию своих действий без объяснения причин, почему нужно делать так, а не иначе;

3) перегрузка молодого специалиста одновременно замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов;

4) отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей.

 «Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение».  Ш. Амонашвили

«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение».

Ш. Амонашвили


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!