Форма наставничества «Ученик- ученик»
Многие годы эта формы работы называлась ученик консультант. Есть сходство и различие в этих формах работы.
Ученик консультант разрабатывал с учителем определенную тему и разъяснял данный материал учащимся, которые затруднялись в освоении конкретной темы. Они могли получать консультации во время урока, работая в группе или индивидуально, внеурочное время по согласованию: где и когда ученики будут заниматься. Возможно, ученик консультант выступал со своим материалом во время предметной недели или кружка, работал с группой лиц, проявившими интерес к данной теме.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией учеников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личностные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах «наставляемый» может быть определен термином «обучающийся».
Куратор - сотрудник организации, осуществляющий деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программами программам среднего общего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научным исследованиями и практическим опытом, позволяющим понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активно выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе и физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся, учителя.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Программа наставничества является универсальной моделью отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология развития личности.
Программа наставничества способствует решению задач:
- раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- преодоление подросткового кризиса, формирование жизненных ориентиров у обучающихся;
- адаптация обучающегося в новом коллективе:
- повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося;
- создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации);
-формирование предпринимательского потенциала наставляемого;
- создание условий для выбора профессии;
- адаптация в новом коллективе.
Форма наставничества «ученик- ученик»- несет такую форму работы, которая предусматривает работу, как на короткий период работы, так и на длительный период. Учитель изучает способности обучающихся, возможность совместной работы, анализ проведенной занятий, результат совместного труда. Необходимо учесть:
Факторы | Позитивные | Негативные |
Внутренние | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешние | Возможности | Угрозы |
Личностная оценка наставляемых
Всего участников-
Из них:
Довольны совместной работой Довольны результатом
Характеристика | Количество участников, отметивших ее для себя |
Понравилось участвовать в программе | |
Хотелось бы продолжить работу в программе наставничества | |
Появилось желание посещать дополнительные творческие кружки, объединения | |
Стал интересоваться новой информацией (подписались на новый ресурс, прочитал новую книгу или статью по интересующей теме) | |
Появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего | |
Возрос интерес к одной или нескольким профессиям | |
Появилось желание изучать что-то помимо школьной программы | |
Появилось желание реализовать собственный проект в интересующей области | |
Появилось желание посещать дополнительные спортивные мероприятия | |
Появилось желание посещать дополнительные культурные мероприятия | |
Планирует стать наставником в будущем и присоединиться к сообществу. | |
Личностная оценка наставников
Всего участников-
Из них:
Довольны совместной работой Довольны результатом
Характеристика | Количество участников, отметивших ее для себя |
Достаточность и понятность обучения наставников | |
Понравилось участвовать в программе | |
Хотел бы продолжить работу в программе наставничества | |
Возрос интерес к одной или нескольким профессиям | |
Появилось лучшее понимание собственного профессионального будущего | |
Появилось желание реализовать собственный проект в интересующей области | |
Данный материал поможет учителю в выборе наставляемого, наставника и определении программы наставнической деятельности.