СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Задачи на сложение и вычитание" (текст работы).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Работа над задачей занимает большую часть урока математики и многие школьники испытывают трудности именно при выполнении заданий, связанных с задачей.

   Мы хотели, прежде всего, подробнее и глубже изучить разные простые и составные задачи на сложение и вычитание, научиться их хорошо решать и помочь своим одноклассникам в этой работе.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Задачи на сложение и вычитание" (текст работы).»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Черницынская средняя общеобразовательная школа »

Октябрьского района Курской области










секция учителей начальных классов

научно-исследовательская работа на тему:

« Задачи на сложение и вычитание »





Авторы:

обучающиеся 4«А» класса

Мёнушкин Алексей

Тарасюк Максим




Руководитель:

Храмцова Любовь Алексеевна

учитель начальных классов




с. Черницыно

2016 год

Оглавление

Введение: ______________________________________________________________стр.

Глава 1. Задачи, при решении которых понимают конкретный смысл

сложения и вычитания. ____________________________________________стр.

1.1. Задачи на нахождение суммы двух чисел. ________________________________стр.

1.2. Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.______________________стр.

1.3. Задачи на нахождение остатка. _________________________________________стр.

Глава 2. Простые задачи, при решении которых усваивают как связаны

между собой компоненты и результаты действий сложения и

вычитания. ______________________________________________________стр.

2.4. Задачи на нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому

слагаемому. _________________________________________________________ стр.

2.5. Задачи на нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму

слагаемому. _________________________________________________________ стр.

2.6. Задачи на нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и

разности. ___________________________________________________________ стр.

2.7. Задачи на нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и

разности. ___________________________________________________________ стр.

Глава 3. Простые задачи, при решение которых раскрывается новый смысл

арифметических действий. Эти задачи связаны с понятием

разности. _______________________________________________________ стр.

3.8. Задачи на разностное сравнение двух чисел (первый вид). _________________ стр.

3.9. Задачи на разностное сравнение двух чисел (второй вид). __________________стр.

3.10. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (прямая форма). _________ стр.

3.11. Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( косвенная форма). ______ стр.

3.12. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( прямая форма). ________ стр.

3.13. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма). ______стр.

Глава 4. Практическая часть _______________________________________________стр.

Заключение _____________________________________________________________стр.

Список литературы ______________________________________________________ стр.

Приложения ____________________________________________________________ стр.





Введение


Тема нашей исследовательской работы « Задачи на сложение и вычитание ».

Современное образование- это умение школьника взглянуть на реальную жизненную ситуацию с позиции химика, физика, историка, географа. И не для того, чтобы стать исследователем в этой области, а для того, чтобы разрешать в последующем конкретные ситуации.

Одним из важнейших направлений формирования личности учащихся остаётся работа с текстовой задачей на уроках математики. Эта работа позволяет не только развивать мышление, но как раз конструировать и рассматривать математические модели некоторых жизненных ситуаций.

Работа над задачей занимает большую часть урока математики и многие школьники испытывают трудности именно при выполнении заданий, связанных с задачей.

Мы хотели, прежде всего, подробнее и глубже изучить разные простые и составные задачи на сложение и вычитание, научиться их хорошо решать и помочь своим одноклассникам в этой работе.

Предметная область:

Математика

Цель работа:

Обучение школьников навыкам исследовательской работы. Научиться решать составные задачи, включающие в себя действия сложения и вычитания.

Задачи :

1.Выявить типы простых задач на сложение и вычитание.

2. Провести наблюдение, как решение задачи зависит от её вопроса и

содержащихся в ней простых задач.

3.Научиться раскладывать составную задачу на простые с целью

определения пути решения.

Гипотеза исследования:

Простые задачи на сложение и вычитание связаны между собой и их можно использовать при решении составных задач.

Актуальность:

В нашем учебнике под редакцией В.Н.Рудницкой задачи представлены в очень большом объёме и сразу на все четыре арифметических действия, без разделения на виды; составные задачи мы стали решать в первом классе, ещё не научившись хорошо решать простые, поэтому работать над задачей сейчас трудно. Что делать ?


Ожидаемые результаты:

Предполагается, что по завершению учебно-исследовательской работы обучающиеся приобретут навыки исследовательской деятельности и будут их применять при решении составных задач на сложение и вычитание путём анализа условий задач и выделения в них простых задач на сложение и вычитание.































Глава 1.

I группа простых задач
Задачи, при решении которых усваивается конкретный смысл арифметических действий сложения и вычитания.


1.1. Задачи на нахождение суммы двух чисел.

На полке стоит 5 книг со стихами и 4 книги со сказками.

Сколько всего книг стоит на полке?

Решение:

5+4=9 (кн.)-всего книг на полке

Ответ: 9 книг


1.2.Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

На трёх полках стоит по 5 книг на каждой.

Сколько всего книг стоит на этих полках?

Решение:

5+5+5=15 ( кн.)-всего на трёх полках

Ответ: 15 книг


1.3. Задачи на нахождение остатка.

На полке стояло 9 книг. 4 книги взяли почитать. Сколько книг осталось на полке?

Решение:

9-4=5 ( кн.)-осталось на полке

Ответ: 5 книг


Глава 2.

II группа простых задач
Задачи, при решении которых усваивается как связаны компоненты и результаты арифметических действий сложения и вычитания. ( 4 типа задач)


2.4. Задачи на нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому.

На полке стоит 5 книг со стихами и несколько книг со сказками. Сколько стоит книг со сказками, если известно, что всего книг 9 ?

Решение:

9-5=4 ( кн.)-со сказками

Ответ: 4 книги


2.5. Задачи на нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому.

На полке стоит несколько книг со стихами и 4 книги со сказками. Сколько книг со стихами стоит на полке, если известно, что всего книг 9 ?

Решение:

9-4=5 ( кн.)-со стихами

Ответ: 5 книг


2.6. Задачи на нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

На полке стоит несколько книг. Когда 4 книги взяли, то осталось 5 книг. Сколько книг стояло на полке?

Решение:

5+4=9 (кн.)-стояло на полке

Ответ: 9 книг


2.7. Задачи на нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

На полке стоит 9 книг. Когда несколько книг взяли, на полке осталось 5 книг. Сколько книг взяли?

Решение:

9-5=4 ( кн.)-взяли

Ответ: 4 книги

Глава 3.

III группа простых задач.
Задачи, при решении которых раскрывается новый смысл арифметических действий. ( 6 типов задач).

3.8. Задачи на разностное сравнение двух чисел ( первый вид).

На полке стоит 5 книг со стихами и 4 книги со сказками. На сколько больше книг со стихами стоит на полке?

Решение:

5-4=1 (кн.)-на столько больше книг со стихами

Ответ: на 1 книгу больше


3.9. Задачи на разностное сравнение двух чисел ( второй вид).

На полке стоит 5 книг со стихами и 4 книги со сказками. На сколько меньше книг со сказками стоит на полке?

Решение:

5-4=1 ( кн.)- на столько меньше книг со сказками стоит

на полке

Ответ: на 1 книгу меньше


3.10. Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( прямая форма).

На полке стоит 4 книги со сказками, а со стихами на 1 книгу больше. Сколько книг со стихами стоит на полке?

Решение:

4+1=5 (кн.)- со сказками

Ответ: 5 книг


3.11. Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( в косвенной форме).

На полке стоит 4 книги со сказками. Это на 1 меньше, чем со стихами. Сколько книг со стихами стоит на полке?

Решение:

4+1=5 (кн.)- со стихами

Ответ: 5 книг


3.12. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( в прямой форме).

На полке стоит 5 книг со стихами, а со сказками на 1 книгу меньше. Сколько книг со сказками стоит на полке?

Решение:

5-1=4 (кн.)-со сказками

Ответ: 4 книги


3.13. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( в косвенной форме).

На полке стоит 5 книг со стихами. Это на 1 книгу больше, чем со сказками. Сколько книг со сказками стоит на полке?

Решение:

5-1=4 ( 7Н.)-со сказками

Ответ: 4 книги


Вывод: Мы знаем 13 типов задач на сложение и вычитание. Больше половины из них являются взаимно-обратными. Рассмотрим их в виде блоков.

Первый блок – нахождение суммы двух чисел; нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому; нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому.

Это задачи № 1, 4, 5.

1 полка-9 книг 1 полка-? Книг 1полка-9 книг

2 полка-8 книг 2 полка-8 книг 2 полка-? книг

Сколько всего? Сколько книг на Сколько книг на

9+8=17 книг первой полке? второй полке?

Ответ: 17 книг 17-8=9 книг 17-9=8 книг

Ответ: 9 книг Ответ: 8 книг


Второй блок – нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности, нахождение остатка, нахождение остатка, нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.

Это задачи № 3, 6, 7.

Взяли-4 книги Было-9 книги Было-9 книги

Осталось-5 книг Взяли-4 книги Взяли-? Книг

Было-? Книг Осталось-? Книг Осталось-5 книг

4+5=9 книг 9-4=5 книг 9-5=4 книги

Ответ: 9 книг Ответ: 5 книг Ответ: 4 книги


Третий блок – увеличение и уменьшение числа на несколько единиц .

1 полка – 8 книг

2 полка- ? на 1 книгу больше, чем на первой

Сколько книг - ?

8+1=9 книг

Ответ: 9 книг


1 полка – 9 книг

2 полка - ? на 1 книгу меньше, чем на первой

Сколько книг -?

9-1=8 книг

Ответ: 8 книг

А две задачи на разностное сравнение являются по сути одной и той же задачей и решаются по правилу: « Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее».


Глава 4. Практическая часть

Теперь на основе двух простых задач составим новую и посмотрим что получится. ( Чтобы было понятно, данные в задачах не меняем .)

Задача № 1

На одной полке стоит 9 книг, а на другой на 1 меньше. Сколько книг стоит на 2 полках?

Проведём анализ задачи.

Чтобы найти сколько книг стоит на двух полках надо знать количество книг на каждой полке и сложить их.

Мы знаем, что на первой полке стоит 9 книг, но не знаем сколько книг стоит на второй полке. О них сказано «на одну меньше» ( Это задача № 12 на уменьшение числа на несколько единиц)

Теперь мы знаем количество книг на каждой полке и для ответа на вопрос задачи сложим два числа. ( Это задача №1 на нахождение суммы двух чисел.)

Составим алгоритм решения:

  • в первом действии узнаем количество книг на второй полке;

  • во втором действии узнаём количество книг на двух полках.

Запишем решение:

  1. 9-1=8 ( книг ) - поместиться на второй полке

  2. 9+8=17 ( книг ) – поместиться на двух полках

Ответ: 17 книг

Задача № 2

Саша взял с первой полки 3 книги, Юра 6, а Дима взял все книги со второй полки. Сколько книг было на второй полке, если известно, что всего на этих полках было 17 книг ?

Проведём анализ задачи.

Чтобы узнать сколько книг на второй полке, нужно узнать количество книг на первой полке. Это книги, которые взяли Саша и Юра.( Задача № 1 на нахождение суммы двух чисел).

Чтобы узнать количество книг на второй полке нужно из общего числа книг вычесть число книг, стоящих на первой полке. ( Это задача №4 на нахождение второго слагаемого по известной сумме и первому слагаемому).

Составим алгоритм решения:

  • в первом действии узнаем сколько книг было на первой полке;

  • во втором действии узнаем сколько книг было на второй полке.

Запишем решение:

  1. 3+6=9 ( книг ) – было на первой полке

  2. 17-9=8 ( книг ) – было на второй полке

Ответ: 8 книг

Задача №3

На первой полке стоит 5 книг, а на второй полке 4 книги. С первой полки на вторую переставили 3 книги. На сколько больше книг стало на второй полке?

Проведём анализ задачи.

Чтобы узнать на сколько больше книг станет на второй полке, нужно сначала узнать сколько книг останется на первой полке, когда 3 книги переставят.(Задача №3 на нахождение остатка). Потом узнаем сколько после перестановки станет книг на второй полке.(Задача №1 на нахождение суммы двух чисел).

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из большего числа вычесть меньшее.(Задача № 8 на разностное сравнение чисел (первый вид)).

Составим алгоритм решения:

  • в первом действии узнаем количество книг на первой полке;

  • во втором действии узнаем количество книг на второй полке;

  • в третьем действии узнаем на сколько больше книг стало на второй полке.

Запишем решение:

  1. 5-3=2 ( книги ) - осталось книг на первой полке

  2. 4+3=7 ( книг ) - станет на второй полке

  3. 7-2=5 ( книг ) - на столько больше книг стало на

второй полке

Ответ: на 5 книг






Вывод: Мы смогли разложить составные задачи на две и три простые. У нас получилось два или три действия, соответствующие данным типам задач.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Любую составную задачу, решаемую действиями сложения и вычитания, можно разложить на простые задачи.

  2. Сколько простых задач содержится в составной, сколько в задаче действий.

Каждое действие в решении составной задачи соответствует типу простой задачи, входящей в составную.

Заключение

Научиться решать задачи – значит научиться искать связи между данными и искомыми и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметический действия. Мы своей работой доказали, что именно умение устанавливать эти связи в задачах одного вида помогало нам научиться решать простые задачи на сложение и вычитание, а затем перейти к более сложным составным задачам, потому что их решение основывается на одних и тех же связях между данным и искомым, независимо от количества этих данных и искомых.


Вывод:

своей научно – исследовательской работой мы доказали выдвинутую в начале гипотезу и научились решать составные задачи на сложение и вычитание.

Дальше мы хотим проверить гипотезу для задач, которые решаются умножением и делением.




















Список используемой литературы:

  1. Рудницкая В.Н., Т.В.Юдачёва. « Математика ». Учебник в двух частях для учащихся общеобразовательных учреждений и рабочая тетрадь ( в двух частях) для 1 класса Москва. Издательский центр « Вентана - Граф» 2011 г.

  2. Рудницкая В.Н., Т.В.Юдачёва. « Математика ». Учебник в двух частях для учащихся общеобразовательных учреждений и рабочая тетрадь ( в двух частях) для 2 класса Москва. Издательский центр « Вентана - Граф» 2012 г.

  3. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова « Методика преподавания математики в начальных классах » Москва « Просвещение » 1973 г.

  4. Г.Остер « Задачник по математике », Москва « Росмэн » 1997 г.

  5. http://mat-zadachi.ru/2-class/adding-and-subtraction-2zn-numbers.php

  6. http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/sostavlenie-zadach-na-slozhenie-i-vychitanie. html

  7. http://images.yandex.ru

  8. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал « Начальная школа плюс до и после » №7 2009 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!