СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

научная работа содержит материалы к урокам  интегрированным литературы в 11 класс по творчеству А.С.Пушкина,С.А.Есенина,В.С.Высоцкого.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по литературе»

Содержание.



1. Введение…………………………………………………………………………

Обоснование актуальности темы исследования: причины обращения к теме черного человека как попытка разрешения вечного философского противопоставления черного и белого, добра и зла.

2.Основная часть………………………………………………………………….

Сопоставительный анализ образа черного человека в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», в поэме С.А.Есенина «Черный человек», в поэтических произведениях В.С.Высоцкого.

2.1 История создания произведений и оценка их в критике.

2.2 Характеристика образа черного человека в творчестве поэтов:

- портретная характеристика;

- деятельность и интересы;

- моральные качества, которые показывает автор в поведении действующего лица (самого черного человека).

2.3 Кто такой черный человек для каждого из поэтов?

3. Заключение…………………………………………………………………….

Тема чёрного человека как перспектива для дальнейших исследований.

4. Дополнение к сказанному…………………………………………………….

Читайте классику – там ответы на все вопросы!

5. Список использованной литературы.

1. Введение.


Добро и зло, гений и злодейство, черное и белое… Умы многих философов занимало противопоставление этих понятий, им посвящено немало научных исследований.

Добро – это цель человеческой деятельности, идеал, к которому следует стремиться. Религия воплотила идею высшего добра в Боге. Он творец всего доброго, вечного, разумного. Зло происходит от «греховности» людей, оно есть происки дьявола. Зло влечет за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Черная душа, черная зависть, черная молва… В рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить «общую природу» добра и зла.

Противопоставление черного и белого цветов восходит к древнеславянской мифологии и актуально по сей день. В средствах массовой информации часто можно встретить публицистические материалы о различных течениях - приверженцах черного или белого цвета. Например, религиозная организация «Белое братство», основанная в 90-х годах XXвека специалистом в области психического воздействия на личность Ю.Кривоноговым и Марией Цвигун и признанная в 2013 году экстремистской, использовала белый цвет как символ чистоты и любви к Богу. Молодежная субкультура «готы», ярких представителей которой можно встретить на улицах в черных одеяниях, с черными волосами и выбеленными лицами, использует черный цвет как символ депрессии, отчаяния и душевной боли. Секты сатанистов также используют в своей символике черный цвет, являющийся цветом дьявола.

Традиционный мифологический образ в мировой литературе - это Черный человек. В славянской мифологии слово «черный» употребляется как эпитет злых духов, с черными божествами соединялось все старое, безобразное, лукавое и злое.

Развитие образа черного человека в русской литературе – цель моего исследования.

Как известно, шестое июня — важнейшая дата в истории русской культуры: день рождения А.С.Пушкина. Посмотрев в это день художественный фильм «Моцарт и Сальери» по мотивам «Маленьких трагедий» великого поэта, вспомнив образ черного человека, являвшегося Моцарту, я поняла, что начать нужно именно с этого.

Как известно, стихи – это (порой так бывает) реплики в диалоге, ответы на произведения других поэтов. Так, поэма А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» стала литературным источником для поэмы Сергея Есенина «Черный человек». Заглавие поэмы — прямая цитата из пушкинской маленькой трагедии - подчеркивает, что в образе «черного человека» воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие поэта, как пушкинского Моцарта.

Появление в 1979 году стихотворения Владимира Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» явилось также своеобразной репликой в диалоге великих поэтов. Образ черного человека в творчестве А.С.Пушкина и С.А.Есенина достаточно исследован. Этому посвящены многие научные работы, например: С.Н.Киреев «Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А.Есенина», А.Марченко «Поэтический мир Есенина», С.Кошечкин «В мире Есенина», Д.Благой «Творческий путь Пушкина» и другие. Кем же является черный человек В.С.Высоцкого? Так предварительно определялась тема научно-исследовательской работы: «Трансформация образа черного человека в творчестве А.С.Пушкина, С.А.Есенина, В.С.Высоцкого».

Окончательным стимулом для научного исследования стало следующее: знакомясь с материалами о творчестве названных поэтов, убеждаюсь: все отзывы литературных критиков, научные работы не обобщали сведений по динамике образа черного человека в поэзии представителей трех эпох.

При исследовании меня волновали следующие аспекты произведений:

- познавательный, так как очень хотелось понять: черный человек –образ реальный или фантастический?

-аналитический, потому что, на мой взгляд, проблема черного человека волновала трех поэтов не случайно: кем и чем был этот образ для представителей разных эпох - А.С.Пушкина, С.А.Есенина и В.С Высоцкого?

По-видимому, черный человек - это прежде всего воплощение зла, антитеза добру, прекрасному, что может мешать лучшему в жизни человека.

Я уверена, что противопоставление добра и зла, правды и лжи всегда будут волновать умы мыслящих людей. Добро и зло – это такие категории, которые оценивают все существующее в мире: социальное устройство, качества человека, мотивы его поступков и результаты действий. Изобретение средств массового уничтожения, войны за обладание материальными благами сопровождаются проявлением отвратительных человеческих качеств: злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства. Поэтому взятая тема для исследования всегда будет актуальной.

В связи с этим выдвигаю гипотезу: проследить динамику образа черного человека в творчестве названных авторов, выявить сходство и отличие в изображении этого героя, показать этот образ как результат размышления поэтов о судьбе творческой личности в определенных социально-исторических условиях.

Цель научно-исследовательской работы — раскрыть динамику проблемы «черного человека» в русской литературе, опираясь на творчество А.С.Пушкина, С.А.Есенина, В.С.Высоцкого.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач настоящей работы:

1) раскрыть происхождение образа черного человека в русской литературе;

2) сделать сопоставительный анализ произведений авторов;

3)обосновать, кем или чем является черный человек для поэтов;

4) сделать соответствующие выводы по проблеме.

Предметом (объектом) данного исследования является образ черного человека в творчестве трех поэтов: в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», в поэме С.А.Есенина «Черный человек» и стихотворениях В.С.Высоцкого, написанных в разные годы жизни ( «Мой черный человек в костюме сером…» и других).

Я исследовала художественные приемы, позволяющие дать характеристику образу черного человека и проследить его динамику в произведениях указанных авторов.

Поэтому утверждаю необходимость использования такого метода, как сопоставительный анализ художественных произведений, применяю также такой теоретический метод, как работа с литературоведческими терминами.

Научная новизна работы заключается в том, что хотя и есть критические статьи, раскрывающие сходство и отличие черного человека А.С.Пушкина и С.А.Есенина, но проблема черного человека в творчестве Владимира Семеновича Высоцкого достаточно не изучена и сопоставления трех точек зрения на этот образ не дано, авторов даже упрекали в отсутствии идеи ( с чем, конечно, нельзя согласиться), поэтому мое исследование будет представлять интерес в этой области.

Теоретическая значимость работы в том, что исследование позволило впервые проанализировать три трактовки одного образа, а также обратило внимание на возможность изучения образа черного человека всесторонне.

Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование в дальнейшем можно использовать для уроков литературы в старших классах общеобразовательных учреждений, для подготовки к олимпиадам по предмету «Литература».



2. Сопоставительный анализ образа черного человека в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», в поэме С.А.Есенина «Черный человек», в поэтических произведениях В.С.Высоцкого


Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек...

2.1 История создания произведений и оценка их в критике.

Образ чёрного человека имеет глубокие корни в литературе. В Толковом словаре В. Даля синонимом слова «черный» являются нечистый, дьявол, черт. Другими словами, черный человек — один из обликов, который принимает черная сила, сатана, дьявол, являющийся олицетворением зла, врагом рода человеческого. Еще в славянской мифологии, в предании о Чернобоге и Белбоге, противопоставляется черное и белое божество, и слово «черный» употребляется как эпитет злых духов. Сказочный Чёрный Всадник из русского народного фольклора, аллегорически «настигавший людей в пути», являлся предвестником Смерти. Образ черного человека проявляется у разных народов в разные эпохи: черные великаны из скандинавского фольклора, «Фауст» Гёте.

Безусловно, А.С.Пушкин как знаток и собиратель народного фольклора, не обошел стороной эту тему. Вторжение сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь присутствует во многих произведениях поэта: сказочный Черномор, грозный Медный Всадник и другие. Но нигде этот образ не был таким таинственным и пугающим, как безликий человек в черном, заказавший «Реквием» Моцарту в драматическом произведении А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Произведение «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина написано в 1830 году, в период, известный под названием первой Болдинской осени. В родовое имение Болдино Пушкин ехал сомневающимся человеком, задумавшимся о своем неопределенном будущем. О его смятении и душевном беспокойстве говорит тот факт, что ранней осенью он пишет мрачное зимнее стихотворение «Бесы». К философскому осмыслению жизни Пушкин обращается не только в стихах, в первую болдинскую осень он пишет цикл произведений, получивший название «Маленькие трагедии». Основанная на одном из многочисленных слухов, порождённых ранней смертью В.А.Моцарта, «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери» Пушкина способствовала распространению мифа о причастности к ней композитора А.Сальери, имя которого в России стало нарицательным. На самом деле Сальери не убивал Моцарта. И хотя образ Сальери в произведении Пушкина исторически недостоверный, да и образ Моцарта отличается от своего исторического прототипа, поэт воспользовался фигурами двух композиторов, чтобы воплотить в них образы, теснившиеся в его творческом сознании. Это произведение о зависти и дружбе, об искусстве и ремесле, о гении и злодействе, такую оценку дают критики трагедии «Моцарт и Сальери».

А.С.Пушкин признавал превосходство Моцарта над всеми прочими композиторами. Для него, да и для всего мира, Моцарт – гений, познавший саму сущность искусства, музыкант сверхъестественной одаренности, такие, как он, рождаются раз в сто лет. Убийство такого гения придает произведению трагичный тон.

Поэму С.А.Есенина «Чёрный человек» отделяет от произведения А.С.Пушкина почти сто лет. Эта поэма — загадка, споры о ней продолжаются и по сей день. Закончив поэму в ноябре 1925 г., уже через полтора месяца Сергей Есенин умирает. Официальная версия: в ночь на 28 февраля в ленинградской гостинице «Англетер» С.Есенин покончил жизнь самоубийством. Сейчас поэма «Черный человек» многими воспринимается как своеобразный реквием поэта. Её название - это прямая цитата из пушкинской «маленькой трагедии», да и сам Есенин, говоря о своей поэме, признавал «Моцарта и Сальери» ее литературным источником и тем самым подчеркивал, что в образе «черного человека» воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие самого поэта, как пушкинского Моцарта.

Поэма «вырастает» из творчества Есенина в целом, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились», «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь – везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Но многие современники Есенина считали, что поэма очень автобиографична, ночное видение и бред воспаленного сознания поэта – это последствие алкоголизма и душевного расстройства. Но работа над поэмой длилась долго, замысел ее возник ещё во время зарубежных поездок Есенина. Тогда его часто одолевала чёрная меланхолия, которая усиливала ощущение пустоты и ненужности. Предчувствие поэтом окончания жизненного пути придает произведению депрессивные краски.

Критики творчества С.А.Есенина усматривают также аналогии между поэмой «Черный человек» и «Портретом» Н.В.Гоголя, ищут ее корни в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и в «Черном монахе» А.П.Чехова. Это еще раз доказывает, что русскую литературу всегда отличало внимание к духовному поиску человека. А за душу человека всегда боролись две силы: тёмная и светлая.

Стихотворение В.С.Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» написано в 1979 году, почти через полвека после поэмы С.Есенина. Через год Владимир Семенович Высоцкий умер. Известно, что за год до смерти Высоцкий находился в состоянии глубокой депрессии, усталости от жизни. Трагическое ощущение конца подтверждают слова героя: «Я со смертью перешел на ты».

Современник поэта Вадим Туманов в своих воспоминаниях утверждает, что предысторией создания Высоцким стихотворения «Мой черный человек в костюме сером…» послужил его рассказ о колымском начальнике, который был весь такой «вежливый, культурный, со вкусом одетый», но однажды ударил нагнувшегося человека ногой в лицо. Владимира Семеновича Высоцкого очень поразил этот рассказ, он неоднократно возвращался к нему, уточнял подробности внешности чиновника. Так родилось стихотворение, но Высоцкого-поэта всегда волновал вопрос о том, как меняется человек в зависимости от обстоятельств, от должности.

«Мой черный человек» - это цитата из «Моцарта и Сальери», у Есенина человек просто черный, хотя, безусловно, В.С.Высоцкий знал и любил Есенина, песни на стихи рязанского поэта входили в репертуар Владимира Семеновича. Местоимение «мой» применяют, когда говорят только о чём-то постоянном, привычном, установившемся. Означает ли, что говоря «мой черный человек», В.С.Высоцкий подчеркивал, что герою неоднократно в жизни приходилось сталкиваться с ним. Попробуем разобраться с этим в ходе исследования.

В научной литературе существовало мнение, что черный человек – это «непосредственное» выражение житейского и психологического кризиса поэтов, даже « наивное» переложение в стихи галлюцинаций авторов. В работах, касающихся « Моцарта и Сальери» А.С.Пушкина, « Черного человека» С.А.Есенина, часто отсутствует определенность в связи двух поэм. В работах, анализирующих поэтические произведения В.С.Высоцкого, лишь указывается, что А.С.Пушкин был любимым поэтом Высоцкого, что последняя роль Владимира Семеновича - Дон Гуан из тех же « Маленьких трагедий» …Самые банальные решения данной темы только в аналогии между анонимным заказчиком « Реквиема» , облаченным в черное, и «скверным» ночным гостем из поэмы С.Есенина. Сближение этих персонажей часто относили к неоспоримой реминисценции: достаточно вспомнить слова зачина поэмы С.Есенина « Черный человек Спать мне не дает всю ночь» и жалобу Моцарта « мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек». Но трудно не заметить смыслового диссонанса между сближаемыми ситуациями в поэзии трех авторов. Заказчик Моцарта выступает для композитора предвестником смерти, он может быть вторжением заявляющего о себе Рока, как материализация в воображении Моцарта неявного знания о конце, уготованном ему Сальери. Черный человек С.Есенина –обличитель-двойник, касающийся совести героя, впивающийся ему в лицо покрытыми «голубой блевотой» глазами, напоминающими о содеянном грехе. Черный человек В.Высоцкого – советский чиновник, бюрократ, партийный функционер, возникший в эпоху развитого социализма, в эпоху обострения общественно-политических проблем периода застоя в 70-е годы прошлого века, человек бесцеремонный, грубый, не уважающий прежде всего представителей творческих профессий, во всем ограничивающий их, чаще всего в такой важной для Высоцкого категории, как свобода.

2.2 Характеристика образа черного человека в творчестве поэтов.

Характеристика образа в литературе начинается с портрета. Мы не можем даже вообразить себе черты или выражение лица черного человека, посетившего Моцарта, знаем только то, что он был «одетый в черном», зашел, «учтиво поклонившись». Так как о посещениях черного человека композитору говорили другие люди, можно заключить, что это не плод воображения Моцарта, а конкретный человек.

В поэме Сергея Есенина чёрный человек появляется иначе, чем у Пушкина. Он возникает как страшное видение, ночной кошмар, плод больного воображения. Портрет черного человека дается более четко, здесь появляются такие детали внешности, как цилиндр, сюртук и гнусавый голос. Цилиндр, приподнимаемый черным человеком над головой в знак издевательского приветствия, отождествляется критиками со знаменитым цилиндром Есенина, воспевающимся еще в «хулиганском» цикле. То, что вначале цилиндр принадлежал ужасному видению, а в конце — самому поэту, говорит о нереальности чёрного человека, созданного больным воображением.

В стихотворении Высоцкого также, как у Пушкина, портретная характеристика черного человека совсем отсутствует. Но одна деталь – серый костюм – все же отличает его от «предшественников». Эта подробность у Высоцкого указывает на то, что черный человек занимал определенную должность. Элегантные костюмы сдержанных тонов, преимущественно серые, носили многие чиновники того времени. Лицо же черного человека скрыто под «личиной», и не только лицо, но и истинная «черная» сущность скрыта под ней.

Не слишком много портретной характеристики черного человека мы узнаем из произведений, но все же почему это образ такой таинственный и пугающий?

Предполагаю следующее: у А.С.Пушкина Черный человек-знак готовящегося убийства, у С.А.Есенина- соглядатай зла ,терзающий грешника, зло это уже совершено, у В.С.Высоцкого- зловещая фигура, заставляющая всех жить нормализованным стадным образом жизни советского обывателя. Это глубоко различающиеся роли. Интересен и подход к роли черного человека у трех авторов: у Пушкина черный человек это и заказчик, и завистник Сальери , ускоряющий уход гения; у Есенина- двойник поэта ( лицо гостя оказывается отражением лица поэта в разбиваемом тростью зеркале ), у Высоцкого-маленький чиновник, воображающий себя большим человеком… Практически все литературоведы, признавая связь этих произведений, в подробностях обсуждая многообразие гипотетических связей, способных сомкнуть черного человека в контрапункте с другими произведениями русской литературы, сходятся во мнении, что в авторах поэм есть что-то моцартовское: Моцарт слишком хорош для этой жизни, обычные человеческие понятия талант, гений не для него, они тесны для него. Сальери устраняет не «гуляку праздного», а унижающее его чудо, не человека ,а «херувима»; трагическое самоотождествление поэта со « скверным» визитером, который пришел , чтобы запугать собеседника , убить, не прибегая к яду, приводит к бунту героя, кончающегося разбиванием зеркала и осознанием скорой смерти; герой Высоцкого вступает в конфронтацию с черным человеком, являющимся воплощением насилия по отношению к личности поэта, зловещим знаком государственного насилия, но в этой конфронтации голос его одинок. Черный человек в произведениях трех авторов появляется по-разному. Так, в появлении черного человека в доме Моцарта нет ничего странного, ведь композиторы, часто писали музыку по заказу. Но Моцарта тревожит то, что этот чёрный человек не приходит за своим заказом. Душа композитора почувствовала вестника смерти, он испуган и подавлен. Беспечный композитор, не сознающий своего величия, безразличный к мирской суете, к успеху и положению, «сочиняющий музыку так, как поют птицы», утратил спокойствие и безмятежность («мне день и ночь покоя не дает мой черный человек»). Ему чудится, что черный человек всегда рядом («за мною всюду как тень он гонится»), он ощущает дыхание приближающейся смерти, ему кажется, что «Реквием», эту траурную музыку он сочинил для себя самого.

Но если у Пушкина черный человек вел себя по отношению к гению учтиво, то в поэме Есенина пришелец ведет себя по отношению к герою нагло («на кровать садится», «спать не дает всю ночь»), «водит пальцем по мерзкой-книге...», речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом. Черный человек впивается герою в лицо покрытыми «голубой блевотой» глазами с напоминанием о некоем содеянном поэтом грехе. Сначала черный человек просто бормочет, «нагоняя на душу тоску и страх», затем тон его голоса повышается, он хрипит, перечисляя отрицательные качества и грехи поэта и почти доводит последнего до безумия.

Черный человек в стихотворении Высоцкого ведет себя еще более жестоко по отношению к герою, который не может жить без творчества, не может не петь. В этом стихотворении также как у Есенина нельзя не увидеть отождествление героя произведения с автором. Черный человек Высоцкого внешне вполне приличный, со вкусом одетый, появляется в разных обличьях («он был министром, домуправом, офицером», автор мастерски использует удачный для этой цели прием карнавализации советского бытия), но всегда имея какую-то должность, которая позволяет ему грубо вмешиваться в дела других людей. Возможно, именно внушительный чин позволяет «черному человеку в костюме сером», не опасаясь ответного удара, бить «под дых, внезапно, без причины», усмиряя непокорного героя, не давая ему продолжать «бой».

Черный человек, посетивший Моцарта, стал предвестником его смерти. У Есенина черный человек, перечисляя «грехи» поэта, рисует собеседнику слишком узнаваемый портрет и доводит героя поэмы до бешенства. Лирическому герою Высоцкого также указывают на его слабые стороны, доводя его до грани между жизнью и смертью. Какие же моральные качества, характеризующие черного человека, доводят героев до болезненного состояния? Почему так ранит лирических героев вмешательство в их личную жизнь, и почему им так трудно смириться с жизненными невзгодами, заставляющими отвлечься от творчества?

Произведение А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» - это своего рода спор об искусстве, где представлены два типа художника со своей правдой, но разными методами творчества. Искусство Сальери – тяжелый труд, бесконечное и мучительное постижение тайны музыки. Моцарт творит легко и свободно. Он не постигает тайну, а сам является такой тайной для Сальери. Сальери негодует, он считает, что Моцарт — «гуляка праздный», что он не заработал своих райских песен, они достались ему даром. Его возмущает то, как мало легкомысленный Моцарт ценит данное ему свыше.

Спор об искусстве перерастает в сюжет о зависти и дружбе. Среди рукописей Болдинского периода сохранилась обложка с написанным Пушкиным заглавием: «Зависть», — как предполагают исследователи, таков был один из вариантов названия трагедии, от которого Пушкин впоследствии отказался, вернувшись к первоначальному названию. Непосредственный Моцарт чувствует, что черный человек, приходивший к нему, и Сальери чем-то связаны. Наивный Моцарт догадывается, что в душе Сальери что-то происходит, но во имя дружбы он отказывается верить своим подозрениям.

Дружба Сальери с самого начала действия отравлена завистью. Он завидует Моцарту, гений которого для него непостижим. С его точки зрения существование Моцарта нарушает какие‑то законы мироздания и Сальери считает, что он избран свыше для того, чтобы освободить человечество от Моцарта и берет на себя право вершить суд: «Я избран, чтоб его остановить, — не то мы все погибли». Сальери считает, что ему все позволено, и черная зависть толкает его на убийство.

Осип Мандельштам сказал: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери». Чёрный человек Есенина, так же как безликий посетитель Моцарта, обладает сильным влиянием на эмоции человека; является ярким примером самоотождествления с ним. В время терзающей бессоницы к герою поэмы Есенина приходит и садится на постель черный человек. Книга в руках зловещего черного человека говорит о том, что он пришел судить поэта по его делам, правда, выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, страшный рассказ о «жулике и воре», который ведет черный человек, он не хочет принимать на свой счет. Поэт упрекает ночного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубину и доставать что-то с самого дна души.

Ночное окно в поэме напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение, - это намек на то, кто на самом деле этот черный человек. Точное описание лирического героя: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт» - не оставляет никаких сомнений в том, над кем издевается ночной гость. Едкая насмешка о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой» указывает также на подробности личной жизни самого Есенина. Поэт был вынужден «казаться улыбчивым и простым» в то время, когда сердце разрывала тоска, «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно», только так он мог скрыть от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанный с внутренними противоречиями личности, подпитанной алкоголем, и реалиями того времени в период становления власти большевизма в России. Чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил улыбаться и пытаться выдавать это за счастье. Следовательно весь разговор с черным человеком можно трактовать как осмысление жизни, как бесстрашную исповедь, последнюю, наполненную решимостью и страстными эмоциями. Речь чёрного человека, этого пугающего второго «я» героя поэмы, является признанием в том, что душа пытается скрыться от самой себя.

В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. Он оскорбляет и унижает поэта: «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу». Разбивая ненавистное зеркало, герой Есенина делает попытку победить самого себя.

Пушкин писал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: «Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя…Не лгать – можно; быть искренним – невозможность физическая…» Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме «Чёрный человек» выдержана до конца, в этом она перекликается с стихотворением Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…».

Лирический герой стихотворения Высоцкого также отождествляется с самим поэтом. Владимир Высоцкий всю жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нем только лишь блатнягу, пьяницу, пошляка, искателя дешевой популярности, кумира пивных и подворотен.

Не как у Есенина нагло и развязно, а улыбаясь и соблюдая внешние приличия, черный человек в стихотворении Высоцкого, принимая разные обличья и меняя должности, облачившись в серый костюм, но оставаясь при этом с черной душой, мешал заниматься творчеством, лишал вдохновения («ломал крылья»), доводя до «боли и бессилья», ведь поэт творит, чтобы жить, и не может иначе.

С сытой уверенностью недоброжелатели «судачили» о герое, указывали на его так называемые «грехи»: наличие дачи, трехкомнатной квартиры, «прорвы денег», частые поездки в Париж, грозились выгнать из России. Многочисленные сплетни и «наветы за глаза» мешали жить, доводили до грани между жизнью и смертью.

Примечательно, что черный человек у Высоцкого сравнивается с «злобным клоуном», что подчеркивает лживость его натуры. Цирк, клоуны, а также «манежи и арены» присутствуют и в других стихах В.С.Высоцкого («Диалог у телевизора», «Я не люблю…»), эти образы символизируют попытки всяческого лицедейства в обществе, когда люди размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.

Травля и многочисленные запреты, которые устанавливал для лирического героя черный человек в костюме сером доходила до такой степени, что герой не мог петь, его хрип «похожим был на вой». Не сравнение ли это с волчьим воем? Здесь вспоминается еще одно стихотворение В.С.Высоцкого «Охота на волков» (1968г.), где волк – это символ внутренней свободы человека. Охотники на волков уверены в своем превосходстве, их спокойствие и деловитость, а вместе с тем желание уничтожить человека за свободолюбие и нежелание жить по чужим правилам, чем-то напоминают черного человека в костюме сером. Прочитав стихотворение «Прошла пора вступлений и прелюдий…», мы можем еще больше убедиться в этом: образ «ответственных товарищей», «больших людей» из кабинетов слишком узнаваем, чтобы ошибиться.

Подвергаясь нападкам, угрозам «выгнать из России», выслушивая «добрые советы» со стороны «известных поэтов» о том, как нужно писать стихи, лирический герой стихотворения «Мой черный человек в костюме сером…» знает себе цену и «не намерен скрываться от суда». Он бунтарь, но в то же время самый простой человек, он смертен, но он в силах «тащить свой воз», то есть выполнять свое предназначение поэта и гражданина. Замечая, «что лживо, а что свято» герой способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей. Для поэта духовная смерть равнозначна физической, для него «путь один» и «выбора, по счастью, не дано», поэтому он готов нарушить все правила, из повиновения бюрократов прорывался «за красные флажки» и стучался в людские сердца, чтобы «не забыли».

Так кто же этот черный человек для каждого из поэтов? Какой смысл вложен в этот образ?




2.3 Кто такой черный человек для каждого из поэтов?

Мы выяснили, что три произведения: «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, поэма С.А.Есенина «Черный человек» и стихотворение В.С.Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» связаны образом черного человека. Несомненно, собирательный образ черного человека – это образ врага настоящего таланта, творчества не по заказу сильных мира сего, а по зову сердца, по вдохновению. Черный человек берёт на себя право судить других людей, грубо вмешиваться в их жизнь.

Чёрный человек в «Моцарте и Сальери» не просто реальная личность, мы ощущаем, что это ещё и чёрная совесть самого Сальери, завистливого человека, противника искусства, способного на любое коварство, даже на убийство талантливого мастера, творца. Черный человек для Пушкина – это явление страшной, разрушительной, смертельной зависти, вырастающей из внешне дружеских, творческих отношений, которая толкает на преступление.

У Пушкина черный человек – знак готовящегося убийства, у Есенина же он лирическое выражение терзаний души поэта, осознавшего собственную вину за свою «изломанную жизнь». Трактуя образ черного человека по своему, С.А.Есенин воплотил в нем не только злые силы, преследующие творческого человека, но и отрицательные начала души самого героя.

С.А.Есенин творил в непростой для России период ее истории. Творчество Есенина не вписывалось в идеологические рамки, определенные для пролетарской литературы, и он считался антисоветским, «скандальным» поэтом. «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен» - признается Есенин в стихотворении «Русь советская». Черный человек в его поэме – это плод больного воображения, сломленного алкоголем и муками совести за свою загубленную жизнь.

«Прескверный гость» — чёрный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу. Поэма «Чёрный человек» глубоко индивидуальна, это исповедь, это бой Чёрному человеку, который живёт в каждом из нас, бой за своё светлое «я». Подобное сражение могут вести только искренние и честные люди.

Творчество В.С.Высоцкого также не признавалось официальной властью, и в этом они похожи с Есениным. Высоцкий творил в годы так называемого «застоя», когда любая мысль, не одобренная партией власти и правительством, считалась аморальной, любая деятельность, не получившая разрешение во всех инстанциях бюрократического аппарата, находилась под запретом. В.С.Высоцкий не вписывался в привычные канцелярские схемы, в стереотипы чиновников за то, что в своих стихах обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство.

У B.C.Высоцкого всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, так как сам ощущал их, когда ему долго не давали разрешение на концертную деятельность. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оставивший столь обширное творческое наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты бюрократов эти крылья ломали. Метафора о сломанных крыльях неоднократно встречается также в стихотворении «Я не люблю…» (1968г.), а оно написано гораздо раньше, чем «Мой черный человек в костюме сером…». Это говорит о том, что тема бюрократизма проходит через многие стихи В.С.Высоцкого.

Но поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с актером. Он понимал, что народ его любит, что его творчество знают практически все, а большинству оно близко и дорого, так как он обличал пороки общества, был сильным и стойким борцом против всяческой лжи и бюрократизма. В этой борьбе он не вышел победителем, так как с бюрократизмом бороться очень трудно. Герой его стихотворения «Мой черный человек в костюме сером…» также пытался терпеть, зарекался: «Больше – никогда!». Но в борьбе с черным человеком в костюме сером «лопнула терпенья жила», и это придает трагический оттенок стихотворению.

Вспоминаются слова А.С.Пушкина: «…хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца». Высоцкий так же как и Пушкин не мог относиться равнодушно к людям, которые забыли честь, совесть, достоинство, «…досадно мне, что слово «честь» забыто...», говорит он в одном из своих стихотворений.



3. Заключение.

Тема чёрного человека как перспектива для дальнейших исследований.

Мы проследили, что образа черного человека динамичен, то есть меняется, развивается в определенных социально-исторических условиях. Несмотря на отличия в изображении этого героя в творчестве А.С.Пушкина, С.А.Есенина и В.С.Высоцкого, главное сходство в том, что этот образ показан как результат размышления поэтов о судьбе творческой личности.

Черный человек есть у каждого, вернее сказать: есть у каждого, кто задумывался над смыслом жизни и о нравственных ценностях, кто имел свой собственный взгляд на вещи, свое мнение и характер.

Проанализировав творчество великих поэтов трех исторических эпох, можно сделать вывод, что образ черного человека в литературном творчестве трансформировался. Неизменным осталось его ( черного человека) неприятие такого творчества, которое заставляет людей думать, затрагивает за живое, не оставляет равнодушными. Черного человека можно назвать "превеликим нежелателем добра никому".

Одна неизвестная поэтесса Вера Кондрат написала, что "стук сапог" черного человека услышит тот, кто:

... жизнью был хоть малость озабочен,

Кто шел вперед и жил не между прочим,

Кто написал хотя бы пару строк.

Я думаю, что это верно, история черного человека не закончилась. Тема добра и зла, черного и белого волновала и будет волновать умы творческих людей, неравнодушных к судьбе своей страны, к будущему людей. Я уверена, что история черного человека может быть развернута и в дальнейшем , так как она до конца не изучена. Многие авторы пытались и будут пытаться познать человеческую сущность, понять, что делает нас людьми.



Дополнение к сказанному.

Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для человека самое главное? Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература. Классики подняли в своих произведениях такие проблемы, которые неподвластны времени, они до сих пор не теряют своей актуальности.

Читая классическую литературу, можно обогатиться духовно и нравственно. Классические произведения напоминают читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать: "Читайте классику, там ответы на все вопросы!"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!