СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научный стиль: основные признаки, подстили и жанры, языковые особенности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научный стиль: основные признаки, подстили и жанры, языковые особенности.»

Научный стиль Основные признаки Подстили и жанры Языковые особенности.

Научный стиль

Основные признаки

Подстили и жанры

Языковые особенности.

Сфера использования Научная, производственная, учебная и преподавательская деятельность.

Сфера использования

  • Научная,
  • производственная,
  • учебная и преподавательская деятельность.

Основные особенности Подчеркнутая информативность. Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Экономное использование образных средств.

Основные особенности

  • Подчеркнутая информативность.
  • Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.
  • Отвлеченность и обобщенность.
  • Точность, однозначность высказывания.
  • Подчеркнутая логичность, последовательность повествования.
  • Экономное использование образных средств.

Отличия от других стилей В основном существует в письменной форме. Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии. Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.

Отличия от других стилей

  • В основном существует в письменной форме.
  • Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии.
  • Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.

Подстили научного стиля   Академический (собственно научный) Научно-учебный Научно-популярный (научно-публицистический)

Подстили научного стиля

  • Академический (собственно научный)
  • Научно-учебный
  • Научно-популярный (научно-публицистический)

Подстили научного стиля   Академический   Научно-учебный  Научно-популярный  Адресат Ученый, специалист  Учащийся   Широкая аудитория Выявление и описание новых фактов, закономерностей Цель  Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Дать общее представление о науке, заинтересовать

Подстили научного стиля

Академический

Научно-учебный

Научно-популярный

Адресат

Ученый, специалист

Учащийся

Широкая аудитория

Выявление и описание новых фактов, закономерностей

Цель

Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом

Дать общее представление о науке, заинтересовать

Подстили научного стиля  Академический  Научно-учебный   Научно-популярный  Отбор фактов     Отбираются новые факты.  Отбираются типовые факты   Отбираются интригующие, занимательные факты Общеизвестные факты не объясняются   Объясняются только новые термины, предлагаемые автором Термины Минимум терминологии. Все термины объясняются Значение терминов объясняется через аналогию.

Подстили научного стиля

Академический

Научно-учебный

Научно-популярный

Отбор фактов

Отбираются новые факты.

Отбираются типовые факты

Отбираются интригующие, занимательные факты

Общеизвестные факты не объясняются

Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Термины

Минимум терминологии.

Все термины объясняются

Значение терминов объясняется через аналогию.

Подстили научного стиля  Академический   Научно-учебный  Ведущий тип речи Научно-популярный Рассуждение   Описание  Заглавие Повествование  Отражает тип учебного материала Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н. Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» Интригует, вызывает интерес «О специфике художественной и научной речи» Розенталь Д.Э. «Секреты стилистики»

Подстили научного стиля

Академический

Научно-учебный

Ведущий тип речи

Научно-популярный

Рассуждение

Описание

Заглавие

Повествование

Отражает тип учебного материала

Отражает тему, проблему исследования

Кожина М.Н.

Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Интригует, вызывает интерес

«О специфике художественной и научной речи»

Розенталь Д.Э.

«Секреты стилистики»

Основные жанры Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений. Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема. Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности .

Основные жанры

  • Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы.
  • Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений.
  • Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема.
  • Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности .

Основные жанры Рецензия – отзыв на научную работу.  Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения.  Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения.  Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника.  Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.   Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала.  Научный доклад – публичное сообщение,  развернутое изложение какого-либо отдельного вопроса.

Основные жанры

  • Рецензия – отзыв на научную работу.

  • Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения.

  • Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения.

  • Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника.

  • Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.

  • Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала.

  • Научный доклад публичное сообщение, развернутое изложение какого-либо отдельного вопроса.

Языковые особенности.  Лексика 1. Употребление абстрактной лексики : понятие, метод, условие, использование и т.п.  Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:  Дуб – порода светолюбивая;  Ухо – анализатор звуков ( сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов). 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.  Термины всегда однозначны и имеют дефиницию  (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование. Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

Языковые особенности. Лексика

1. Употребление абстрактной лексики : понятие, метод, условие, использование и т.п.

Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:

Дуб – порода светолюбивая;

Ухо – анализатор звуков ( сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).

2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.

Термины всегда однозначны и имеют дефиницию

(лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.

  • Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.
  • Специальные – закреплены за определенными отраслями знания:

Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое.

Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

Научный стиль Художественный стиль  Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами  (Л. Толстой).  Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.

Научный стиль Художественный стиль

Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами

(Л. Толстой).

Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.

Дуб развивает очень мощную крону.

Летний дуб - порода довольно светолюбивая.

Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.

Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.

Языковые особенности.  Морфология 1. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании с глаголами в форме 1 лица множ. числа Мы считаем… Как нам представляется… Под … мы будем понимать… 2. Практически не употребляются неопределенные местоимения:  что-то, что-либо, кто-нибудь,  кое-что и др.

Языковые особенности. Морфология

1. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании с глаголами в форме 1 лица множ. числа

Мы считаем…

Как нам представляется…

Под … мы будем понимать…

2. Практически не употребляются неопределенные местоимения:

что-то, что-либо, кто-нибудь,

кое-что и др.

Языковые особенности.  Синтаксис 1)вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п. 2)наречия: Отсюда можно сделать вывод… Тогда получим следующее значение… Поэтому используем данный метод… 3) обороты связи: Теперь перейдем к… Можно еще отметить, что… Постараемся теперь объяснить… Обратим внимание на… 4) Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого: 20 человек работало в лаборатории. В лаборатории работало 20 человек

Языковые особенности. Синтаксис

1)вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.

2)наречия:

  • Отсюда можно сделать вывод…
  • Тогда получим следующее значение…
  • Поэтому используем данный метод…

3) обороты связи:

  • Теперь перейдем к…
  • Можно еще отметить, что…
  • Постараемся теперь объяснить…
  • Обратим внимание на…

4) Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого:

20 человек работало в лаборатории.

В лаборатории работало 20 человек

Языковые особенности.  Синтаксис 5. Широко используются: причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; безличные и неопределенно-личные предложения. 6. Использование односоставных предложений: неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. 7. Широкое использование ссылок, цитат, сносок. 8. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

Языковые особенности. Синтаксис

5. Широко используются:

  • причастные и деепричастные обороты;
  • сложные предложения;
  • безличные и неопределенно-личные предложения.

6. Использование односоставных предложений: неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.

7. Широкое использование ссылок, цитат, сносок.

8. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

Использование средств выразительности  Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории: сравнение, развернутое сравнение, образное сравнение, метафора, проблемный вопрос, вопросно - ответные комплексы. Например, метафора: Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций (В. Библер). Например, вопросно-ответный комплекс:  Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод…  (П. Сорокин. Общая социология).

Использование средств выразительности

  • Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории: сравнение, развернутое сравнение, образное сравнение, метафора, проблемный вопрос, вопросно - ответные комплексы.

Например, метафора: Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций (В. Библер).

Например, вопросно-ответный комплекс:

Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи)

абсолютно закупорены и не имеют никаких отношений друг с

другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно,

нет. Отсюда вывод… (П. Сорокин. Общая социология).

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты , вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

  • Недопустимость внелитературной лексики.
  • Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты , вы.
  • Ограниченно используются неполные предложения.
  • Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

План  стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.  II. Лингвистический анализ текста  1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:  а) лексические;  б) морфологические;  в) синтаксические.  2. Средства создания образности и экспрессивности текста.  III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).

План стилистического анализа текста

I. Экстралингвистический анализ текста

1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.

2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).

3. Форма речи (устная или письменная).

4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.

II. Лингвистический анализ текста

1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:

а) лексические;

б) морфологические;

в) синтаксические.

2. Средства создания образности и экспрессивности текста.

III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!