t@
Урок 1. Тема «Наука: создание научной картины мира»
Цель урока:
Знакомство с основными достижениями научной мысли, их значением в жизни человечества, об основных чертах новой научной картины мира.
Осознание неразрывной связи научных открытий и повседневной жизни человека: влияния на восприятие мира, состояние здоровья, образование.
Развитие навыков:
исследовательской работы учащихся, создания проектов в форме компьютерных презентаций, публичной защиты проектов.
взаимооценивания выступления учащихся.
Ожидаемые результаты:
приобретение знаний о наиболее важных достижениях научной мысли XIX века, их значении в жизни человечества, об основных чертах новой научной картины мира,
создание проекта-презентации «Наука: создание научной картины мира»
совершенствование навыков исследовательской работы учащихся, защиты проектов.
Форма урока: урок-конференция
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.
Место проведения урока: мультимедийный кабинет.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Ход урока
Учитель
Здравствуйте, уважаемые участники конференции. Тема дня конференции «Наука: создание научной картины мира» посвящена развитию научной мысли XIX века. Сегодня мы заслушаем доклады о важнейших научных открытиях этого периода, попытаемся ответить на вопросы: Каковы основные черты новой научной картины мира? Существует ли неразрывная связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека? Позвольте напомнить вам о правилах проведения конференции:
соблюдение докладчиками регламента (мин –доклад- 3 мин);
четкая аргументация своих мыслей в ходе доклада и дискуссии;;
уважительное отношение к докладчику, оппоненту;
вопросы к докладчику только после окончания доклада;
объективности при оценивании выступлений докладчиков.
Критерии оценки проекта (доклад+ презентация):
1 ученик. Век XIX в истории науки особый. Именно в это время следует одно открытие за другим. Многие из них изменяют коренным образом научную картину мира: представления о материи, пространстве, времени, движении, о происхождении жизни на Земле, развитии природы и месте человека в природе. Именно в это время наука и производство становятся тесно связанными понятиями. Без открытий в области физики, химии, биологии невозможно было развитие индустриального общества. В свою очередь технический прогресс позволял создавать необходимые для научных исследования приборы. Одним из величайших научных открытий является открытие Майклом Фарадеем электромагнетизма. Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область электромагнетизма. После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом. В 1822 в его лабораторном дневнике появилась запись: «Превратить магнетизм в электричество». В 1831 г. Фарадей экспериментально открыл явление электромагнитной индукции — возникновение электрического тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Фарадей также дал математическое описание этого явления, лежащего в основе современного электромашиностроения. В 1832 г. Фарадей открывает электрохимические законы, которые ложатся в основу нового раздела науки — электрохимии, имеющего сегодня огромное количество технологических приложений.
Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Ему удалось сделать это, обобщив теории и результаты опытов многих физиков. Согласно этой теории в природе существуют невидимые электромагнитные волны. Максвелл приступил к исследованию электричества и магнетизма примерно 20 лет спустя после открытия Фарадея, когда существовали два взгляда на природу электрических и магнитных эффектов. Теория электромагнитного поля и, в особенности, следующий из неё вывод о существовании электромагнитных волн при жизни Максвелла оставались чисто теоретическими положениями, не имевшими никакого экспериментального подтверждения, и современниками зачастую воспринимались как «игра ума». Значение этого открытия в том, что оно позволило создать электродвигатель, который становился источником нового для того времени источника энергии-электричества.
2 ученик В 1887г. немецкий физик Генрих Герц поставил эксперимент, полностью подтвердивший теоретические выводы Максвелла. (300 тыс.км/ сек). Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц, которая входит в международную метрическую систему единиц СИ. Герц считал, что его открытия были не практичнее максвелловских: «Это абсолютно бесполезно. Это только эксперимент, который доказывает, что маэстро Максвелл был прав. Мы всего-навсего имеем таинственные электромагнитные волны, которые не можем видеть глазом, но они есть». «И что же дальше?» — спросил его один из студентов. Герц пожал плечами, он был скромный человек, без претензий и амбиций: «Я предполагаю — ничего». Но жизнь показала обратное- на основе этих открытий был изобретен беспроволочный телеграф Маркони и Поповым.
Строение вещества интересовало человечество с далеких времен. Наука опровергала прежние знания о неделимости атома. Голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию его точки зрения строения атома. Разработал теорию о преобразованиях состояния движущегося тела. Он развил электромагнитную теорию света и электронную теорию материи, а также сформулировал самосогласованную теорию электричества, магнетизма и света. С именем этого учёного связана известная из школьного курса физики сила Лоренца (понятие о которой он развил в 1895 г.) — сила, действующая на заряд, движущийся в магнитном поле.
3 ученик Вильгельм Конрад Рентген, немецкий физик, открыл невидимые лучи, названные X-лучам, которые пронизывают разные предметы в разной степени. С их помощью можно даже увидеть, что скрыто от глаз под слоем какого либо вещества . Например, можно увидеть скелет человека. Это открытие позволило создать рентген-аппарат, используемый в медицине для постановки точных диагнозов. Рентгену была присуждена Нобелевская премия.
Созданием теории радиактивности , и сложного строения атома, которая объясняла многие предыдущие открытия в физики, занимались Анри Беккерель, Мария Складовская –Кюри, Пьер Кюри. В 1896 г. Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. В 1903 г. он получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике «В знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности»
Мария Склодовская стала первой женщиной в Европе доктором наук; первой женщиной получившей Нобелевскую премию, первым человеком получившим эту премию дважды. Вместе со своим мужем Пьером Кюри провели многочисленные эксперименты, пытаясь объяснить природу излучения. Мария Открыла два новых радиоактивных элемента-
полоний и радий.
4 ученик. В естествознании переворот произвела теория Чарлза Дарвина. В 1871 выходит книга Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и приматов. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны. Человек и обезьяны подвергаются сходным психологическим и физиологическим процессам в ухаживании, воспроизведении, рождаемости и заботе о потомстве. Русский перевод этой книги появился в том же году. В следующем году выходит книга Дарвина « Выражение эмоций у человека и животных», в которой на основе изучения лицевых мышц и средств выражения эмоций у человека и животных еще на одном примере доказывается их родство. Теория противоречила господствовавшим взглядам на божественное происхождение природы и человека, и утверждала о поступательном развитии в процессе эволюции. Данные выводы вызвали бурю негодования как со стороны многих ученых, так и со стороны общественности.
5 ученик Французский микробиолог и химик Луи Пастер занялся изучением процессов брожения. В результате многочисленных экспериментов он доказал, что брожение – это биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов. Пастер предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки (впоследствии названный пастеризацией). В 1865 г. Пастер занялся изучением природы заболевания тутового шелкопряда и в результате многолетних исследований разработал методы борьбы с этим заразным заболеванием. Он изучал другие заразные болезни животных и человека (сибирская язва, родильная горячка, бешенство, куриная холера, краснуха свиней и пр.), окончательно установив, что они вызываются специфическими возбудителями. На основе развитого им представления об искусственном иммунитете предложил метод предохранительных прививок, в частности, вакцинацию против сибирской язвы (1881). В 1880 г. Пастер совместно с Э. Ру начал исследования бешенства. Первая предохранительная прививка от этой болезни была им сделана в 1885 г.
6 ученик Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох. Роберт с отличием выдержал экзамен на степень доктора медицины. Проведя серию тщательных экспериментов, ученый установил бациллу, ставшую единственной причиной сибирской язвы. Далее Кох решил попытать счастья и найти возбудитель туберкулеза. В то время в Германии от туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Врачи были бессильны. Туберкулез вообще считался наследственной болезнью, поэтому и попыток борьбы с ним не предпринималось. Больным прописывали свежий воздух и хорошее питание. Вот и все лечение. Кох началл исследования туберкулеза, сосредоточившись на поисках способов лечения этого заболевания. В 1890 году он объявил о том, что такой способ найден. Кох выделил так называемый туберкулин (стерильную жидкость, содержащую вещества, вырабатываемые бациллой туберкулеза в ходе роста), который вызывал аллергическую реакцию у больных туберкулезом. Однако на самом деле туберкулин не стал применяться для лечения туберкулеза, т.к. особым терапевтическим действием он не обладал, а его введение сопровождалось токсическими реакциями, что стало причиной его острейшей критики. Протесты против применения туберкулина стихли, лишь когда обнаружилось, что туберкулиновая проба может использоваться в диагностике туберкулеза. Это открытие, сыгравшее большую роль в борьбе с туберкулезом у коров, явилось главной причиной присуждения Коху Нобелевской премии.
Учитель Спасибо докладчикам. Давайте попытаемся ответить на вопрос: « Каковы были основные черты новой научной картины мира, как изменились представления людей о мире?
Ученик Появление теории Дарвина изменило взгляды людей на вопрос о происхождении природы и человека.
Ученик Человек мог теперь увидеть то, что было скрыто от его глаз: рентген.
Ученик Наука проникла в загадочную область строения атома.
Учитель Как вы думаете, существует ли тесная связь между научными открытиями и повседневной жизнью человека?
Ученик Я считаю, что такой тесной связи не существует. Доказательство этого: открытие законов радиоактивности. В обычной жизни людей мало что изменилось в связи с этим событием. Зато это стало прологом создания оружия массового уничтожения.
Ученик Я не согласен с этим мнением. Ведь это открытие не только позволило создать в последствие новое оружие, но и создать атомные электростанции- источники нового вида энергии.
Ученик Я тоже не согласен с первым мнением, т.к. например, открытие Х-лучей позволило человеку увидеть причины многих заболеваний с помощью рентгена.
Ученик Изменили, например, жизнь людей и открытия законов пастеризации вещества, методов борьбы со многими инфекционными заболеваниями.
Учитель А как изменилось мировоззрение людей XIX века?
Ученик Представления людей о мире расширились. Наука доказала, что ей подвластны многие законы природы.
Ученик Научные открытия доказали, что в окружающем мире существует много неизвестного.
Учитель Сегодня мы познакомились с научными открытиями XIX века. Познакомившись с техническими открытиями, мы постараемся определить причины быстрого их развития.
Подведение итогов . Оценивание выступлений.
Домашнее задание составить таблицу «Науке в XIX веке»