"неклеточные формы жизни"

Категория: Биология

Знакомство с неклеточными формами жизни

Просмотр содержимого документа
«"неклеточные формы жизни"»

Урок биологии 10 класс

Урок биологии

10 класс

Проверка домашнего задания: дайте ответ на предложенный вопрос Чем живое отличается от неживого? Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой строения любого организма ? Наука, изучающая клетку? Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка? Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?

Проверка домашнего задания:

дайте ответ на предложенный вопрос

  • Чем живое отличается от неживого?
  • Какими свойствами обладают живые организмы?
  • Что является основой строения любого организма ?
  • Наука, изучающая клетку?
  • Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?
  • Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
 Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел. Фредди Меркьюри солист группы Queen Умер 24 ноября 1991 года, от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.

Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел.

Фредди Меркьюри солист группы Queen

Умер 24 ноября 1991 года,

от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.

Тема урока :   Вирусы – неклеточная  форма жизни

Тема урока :

Вирусы – неклеточная

форма жизни

Проблемный вопрос.  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?  Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

История изучения вирусов В 1852 году русский ботаник  Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

История изучения вирусов

В 1852 году русский ботаник

Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

История изучения вирусов  В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

История изучения вирусов

В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

Вирусология – наука о вирусах

Вирусология – наука о вирусах

Работа в группах Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции» . Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно

Работа в группах

Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».

Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции» .

Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Понятие о вирусах Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.  Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.

Понятие о вирусах

  • Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.

  • Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.

Строение вируса Мельчайшие живые организмы  Размеры варьируют от 20 до 300нм  В среднем в 50 раз меньше бактерий  Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа  Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий Нуклеиновая Кислота (ДНК РНК) Белковая оболочка - капсид

Строение вируса

  • Мельчайшие живые организмы

  • Размеры варьируют от 20 до 300нм

  • В среднем в 50 раз меньше бактерий

  • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

  • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Нуклеиновая

Кислота (ДНК

РНК)

Белковая оболочка - капсид

Состав вирусов Вирусы (по составу) Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды ДНК – РНК – содержащие  содержащие ретровирусы Грипп, краснуха, бешенство Оспа ВИЧ, атипичная пневмония герпес

Состав вирусов

Вирусы

(по составу)

Химические вещества .

  • ДНК
  • РНК
  • Белки
  • Углеводы
  • Липиды

ДНК –

РНК –

содержащие

содержащие

ретровирусы

Грипп, краснуха, бешенство

Оспа

ВИЧ, атипичная пневмония

герпес

Этапы жизненного цикла вируса Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.

Этапы жизненного цикла вируса

  • Прикрепление вируса к клетке –хозяина.

2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.

3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.

5. Выход множества вирусов из клетки.

6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.

Многообразие вирусов Болезни растений:  Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев Желтуха Скручивание листьев Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов

Болезни растений:

  • Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
  • Карликовость
  • Скручивание листьев
  • Желтуха

Скручивание листьев

Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов Болезни животных:  Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц  Ящур коров Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре) Чума плотоядных животных

Многообразие вирусов

Болезни животных:

  • Ящур
  • Инфекционная анемия лошадей
  • Чума свиней, птиц
  • Грипп свиней, птиц

Ящур коров

Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре)

Чума плотоядных животных

Многообразие вирусов Болезни человека:  свинка грипп оспа некоторые онкологические  (опухолевые) болезни желтая лихорадка бешенство полиомиелит энцефалит СПИД бородавки герпес  корь Ребенок, больной оспой Человек, больной герпесом Вирус гриппа увеличен в 300 раз Вирус папилломы человека

Многообразие вирусов

Болезни человека:

  • свинка
  • грипп
  • оспа
  • некоторые онкологические

(опухолевые) болезни

  • желтая лихорадка
  • бешенство
  • полиомиелит
  • энцефалит
  • СПИД
  • бородавки
  • герпес

  • корь

Ребенок, больной оспой

Человек, больной герпесом

Вирус гриппа увеличен в 300 раз

Вирус папилломы человека

Многообразие вирусов СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ ! СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) Состояние, когда Иммунная система человека ослаблена и не может сопротивляться различным болезням  ВИЧ (вирус иммунодефицита человека)  Вирус который атакует иммунную систему человека и делает организм уязвимым для вирусов и бактерий Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты Строение вируса иммунодефицита человека .

Многообразие вирусов

СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ !

СПИД

(Синдром

Приобретенного

Иммунодефицита)

Состояние, когда

Иммунная система

человека

ослаблена и не может

сопротивляться

различным болезням

ВИЧ

(вирус иммунодефицита человека)

Вирус который атакует иммунную систему человека и делает организм уязвимым для вирусов и бактерий

Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты

Строение вируса иммунодефицита человека .

Способы передачи вирусов Капельная инфекция  Переносчик Контагиозная передача ( при непосредственном физическом контакте ).

Способы передачи вирусов

Капельная инфекция

Переносчик

Контагиозная передача ( при непосредственном физическом контакте ).

Безопасно Укус комара Опасно! Пользование общественным туалетом Прокалывание ушей Очень опасно!!! Поцелуй в щеку Нанесение татуировки  Множественные половые связи  Пользование чужой зубной щеткой Переливание крови Уход за больным СПИДом Укус постельного клопа Плавание в бассейне Объятия с больным СПИДом

Безопасно

Укус комара

Опасно!

Пользование общественным туалетом

Прокалывание ушей

Очень опасно!!!

Поцелуй в щеку

Нанесение татуировки

Множественные половые связи

Пользование чужой зубной щеткой

Переливание крови

Уход за больным СПИДом

Укус постельного клопа

Плавание в бассейне

Объятия с больным СПИДом

Многообразие вирусов Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии  Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов

Многообразие вирусов

Бактериофаги вирусы поражающие бактерии

Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов

Значение вирусов  Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений  Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Значение вирусов

  • Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

  • Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.

Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.

Проблемный вопрос.  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Мельчайшие живые организмы Устроены очень просто Не имеют клеточного строения Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу  Вирусы не растут и не имеют обмена вещееств Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток Легко приспосабливаются к новым условиям Мутируют Большинство вызывает болезни Могут долгое время находиться в скрытой форме

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  • Мельчайшие живые организмы
  • Устроены очень просто
  • Не имеют клеточного строения
  • Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
  • Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
  • Вирусы не растут и не имеют обмена вещееств
  • Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
  • Находятся на границе живого и неживого
  • Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
  • Легко приспосабливаются к новым условиям
  • Мутируют
  • Большинство вызывает болезни
  • Могут долгое время находиться в скрытой форме

б) самостоятельно, вне клеток хозяина

б) самостоятельно, вне клеток хозяина

 ? Наука, изучающая вирусы  называется - б) эпидемиология в) вирусология

? Наука, изучающая вирусы

называется -

б) эпидемиология

в) вирусология

? Синтез вирусного белка  осуществляется  а) на собственных  рибосомах вируса б) на рибосомах клетки-хозяина

? Синтез вирусного белка

осуществляется

а) на собственных

рибосомах вируса

б) на рибосомах клетки-хозяина

Домашнее задание Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа  Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.  Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Домашнее задание

  • Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

  • Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.

  • Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
 И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал …  Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы …

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: -

  • Сегодня я узнал …
  • Я удивился …
  • Теперь я умею …
  • Я хотел бы …
 Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее  ценности для человека.   «Всемирная хартия о природе»,   принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее

ценности для человека.

 

«Всемирная хартия о природе»,

  принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас