СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы и методы логопедического сопровождения детей при реализации ФГОС в системе дошкольного образования.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этих изменяющихся условиях, педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их совершенствовать и внедрять. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Никто не отменяет традиционные формы и методы проведения занятий. Но разнообразить их, создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности с детьми – необходимость, обусловленная современными тенденциями.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы и методы логопедического сопровождения детей при реализации ФГОС в системе дошкольного образования.»









Нетрадиционные е формы и методы логопедического сопровождения детей при реализации ФГОС в системе дошкольного образования.


















В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. 

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

     Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него.

Но в современном мире прослеживается тенденция к постоянному росту количества дошкольников со сложными речевыми расстройствами, сочетающимися с неврологической симптоматикой и требующими более длительного коррекционного воздействия. В настоящее время проблема повышения оптимизации комплексной коррекции речевых расстройств обозначена достаточно остро.

В практической деятельности выявлены следующие противоречия:

- между традиционным логопедическим процессом и наличием у детей

очень стойких и трудноустранимых сопутствующих нарушений;

- между необходимостью оптимизации процесса коррекции речи и не

всегда имеющимися возможностями добиться этого традиционными

логопедическими методами;

- между увеличением количества детей, имеющих сочетанные нарушения,

отягощенные неврологической симптоматикой и отсутствием в

педагогической литературе комплексов, в которых оптимально сочетаются

различные традиционные и нетрадиционные методы воздействия на

определенном этапе коррекционной работы.

В этих изменяющихся условиях, педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их совершенствовать и внедрять.  В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Никто не отменяет традиционные формы и методы проведения занятий. Но разнообразить их, создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности с детьми – необходимость, обусловленная современными тенденциями.

В своей практической деятельности я применяю нетрадиционные логопедические технологии: Су-Джок терапию, кинезиотерапию, биоэнергопластику, прищепочные игры, камешки Марблс, мнемотехнику.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей, развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях, ориентировкой детей на коммуникацию.

1. Применение камушков «Марблс».

Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов

обучения, интересный для детей. Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка,

его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также

от поставленной педагогом цели.

Применение камешков Марблс способствует профилактике оптико-пространственных нарушений, развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, помогает в знакомстве с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретению детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности. Камешки Марблс формируют правильный захват шарика кистью руки, развивают сложно координированные движения пальцев и кистей рук; развивают ориентировку на плоскости; помогают обогащать словарный запас, развивать звуковой анализ, являются хорошим средством профилактики дисграфии. Кроме этого, работа с  разноцветными камнями всегда вызывает у ребенка радость, улыбку, положительные эмоции.

2. Прищепочные игры развивают мелкую моторику рук, фантазию, воображение. С помощью таких игр работаю над развитием грамматического строя, связной речи, пространственных отношений. Дело в том, что в играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Используя прищепки на занятиях, мы не только развиваем тонкие движения пальцев рук, но и коммуникативную функцию речи.

3. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия . Су - Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, оказывающий воздействие на биоэнергетические точки. Исследования показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи массажных шариков и «волшебных» колечек. У меня собран комплекс упражнений и сказок с использованием массажных мячиков.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Именно кинезиотерапия и биоэнергопластика помогают в развитии межполушарного взаимодействия, что является основой развития интеллекта и соответственно речи.


4. Кинезиотерапия - базируется на естественной биологической функции организма – движении, что приводит к гармонизации баланса жизненной энергии у человека, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Кинезиотерапия направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.

У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов

руки к центру речи головного мозга.

В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь

в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить

эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

5. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенность, что активизирует естественное состояние организма,

улучшается кровообращение.

6. Имаготерапия  (лат. imago — образ). Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. В своей работе я часто я использую дидактические сказки: для проведения логопедического массажа, автоматизации звуков, коррекции слоговой структуры слова, формирования коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля. Дидактическая игрушка – логопедическая обезьянка, а также разнообразные пальчиковые куклы, би-ба-бо позволяют познакомить ребенка со строением артикуляционного аппарата, уточнить положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, помочь ребенку правильно сформировать у себя артикуляционный уклад звуков.

Развивают диалогическую и монологическую речь, создают на занятии благоприятную психологическую атмосферу, обогащают эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

7. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

К данной форме работы можно отнести метод наглядного моделирования, используемый мною для обучения детей пересказу. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы самостоятельно. 

8. Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Специальные компьютерные логопедические игры «Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Учимся с Логошей», «Баба Яга учится читать» и др. обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда.

Использование нетрадиционных технологий в деятельности логопеда является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.