СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КРЫМ (о поэтах, побывавших в Крыму и описавших его в своих стихотворениях).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крым привлекал не только правителей и ученых, но и поэтов. У истоков поэтического постижения Тавриды стоят К. Н. Батюшков, В. В. Капнист и, конечно же, А. С. Пушкин.

Идет время. Все больше блестящих стихов посвящается прекрасному Крыму...

Просмотр содержимого документа
«НЕЗАБЫВАЕМЫЙ КРЫМ (о поэтах, побывавших в Крыму и описавших его в своих стихотворениях).»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ











Незабываемый крым


(о поэтах, побывавших в Крыму и описавших его в своих стихотворениях)









Подготовил и разработал

преподаватель русского языка и литературы

ФГБОУ ВО КГМТУ СМТ

Микитюк А.В.











Керчь, 2016 г.

Ц е л ь: привлечь внимание студентов к изучению русской литературы, углубить и расширить знания студентов, закрепить навыки самостоятельной работы, воспитывать интерес к литературе, русской поэзии, воспитывать любовь к своему краю.


Оборудование: сборники стихотворений, портреты поэтов, фотографии о Крыме, видеоролики о Крыме, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор.


Вступительное слово преподавателя

Крым известен в русской литературе со времен возникновения ее древнейших памятников. Уже в начале XII в. полуостров упоминает летописец Нестор в «По­вести временных лет». Мифический див велит князю Игорю «послушати — земли незнаемъ... и Сурожу, и Корсуню...» в «Слове о полку Игореве». Далекая и вле­кущая земля рождала сказания и легенды.

Шло время... Некогда притягательный край становится для Руси источником постоянной опасности, превращается в место, где навсегда исчезали угнанные в неволю пленники. Крепнущее Русское государство вступает в долгую борьбу с Крымским ханством, бывшим в то время вассалом Турции. Россия ведет борьбу за выход к морю, за прекращение опустошительных набегов. - 8(19) апреля 1783г. Крым стал владением Российской империи, вошел в созданную в 1784 г. Таврическую область.

Россия пристально всматривается во вновь приобретенный край, учится видеть в нем, уже не поле боя, но требующее изучения «истинное сокровище». В Тавриду направляются ученые и путешественники. Вслед за Екатериной II в конце XVIII — начале XIX в. в Крыму побывали С. С. Бобров, В. В. Измайлов, П. И. Сумароков и др..

Крым привлекал не только правителей и ученых, но и поэтов. У истоков поэтического постижения Тавриды стоят К. Н. Батюшков, В. В. Капнист и, конечно же, А. С. Пушкин.

Все новые и новые красоты полуострова открывались перед восхищенным взором русской поэзии. И уже не только экзотический Бахчисарай, великолепный Южный берег, сказочные Крымские горы вдохновляют поэтов. Благодаря М. А. Волошину открылась красота пустынных холмов Киммерии, где «зной, и камни, и сухие травы» таят уходящую в глубь веков духовность, неброскую, но завораживающую прелесть. Воспеты ставшие легендарными Севастополь, Перекоп, Керчь.

Идет время. Все больше блестящих стихов посвящается прекрасному Крыму...

Сегодня мы познакомимся с поэтами, которые побывали в Крыму и описали наш край.








Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837)

Совершив двухмесячное путеше­ствие по Кавказу с семьей генерала Н. Н. Раевского (героя войны 1812 г.), ссыльный Пушкин 15 авгус­та 1820 г. впервые вступил на крым­скую землю, переправившись через пролив из Тамани в Керчь. На дру­гой день путешественники отправля­ются в Феодосию, где останавлива­ются в доме бывшего градоначаль­ника С. М. Броневского. 18 августа Раевские и Пушкин на бриге «Мин-грелия» отплыли в Гурзуф. «Всю ночь не спал»,— напишет позже поэт. Природа Южного берега Кры­ма произвела на него такое впечат­ление, что спустя три года в Киши­неве на полях черновиков первой главы «Евгения Онегина» он по па­мяти нарисует Золотые ворота Карадага. В ночь на 19 августа после многомесячного молчания муза Пуш­кина вновь заговорила. На палубе корабля он написал элегию «Погас­ло дневное светило».

В Гурзуфе поэт провел «счастли­вейшие минуты жизни». Именно в Крыму он увлекается Байроном и изучает английский язык. Здесь поэт начинает реализовывать замыс­лы, родившиеся ранее, в частности, работает над поэмой «Кавказский пленник». С пребыванием в Крыму связан целый ряд лирических стихо­творений, написанных в 1820 г. и позже: «Увы! зачем она блистает», «К***» («Зачем безвременную ску­ку»), «Мне вас не жаль, года весны моей», «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда» (все— 1820), «Кто видел край, где роскошью природы» (1821), «Таврида» (1822), «Фонтану Бахчисарайского дворца» и «Чаада­еву» (оба — 1824) и многие другие. О Крыме Пушкин будет вспоминать в стихотворном романе, сюда приве­дет он своего Онегина, описывая пу­тешествие героя.

В начале сентября Пушкин и Ра­евские снова в пути: верхом, через Ялту, Алупку, Симеиз, они отправи­лись сначала к развалинам Георгиев­ского монастыря, а потом в Бахчиса­рай, где осмотрели ханский дворец, посещение которого стало толчком к рождению замысла одной из са­мых пленительных поэм — «Бахчисарайского фонтана». Ненадолго за­державшись в Симферополе, Пуш­кин в начале второй декады сентяб­ря покинул Крым, направляясь в Кишинев, к новому месту службы.

Фонтану бохчисарайского дворца
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль...

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальной;
Но о Марии ты молчал...
Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал? 


Кто видел край, где роскошью природы

(отрывок)

Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне: кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?

Златой предел! любимый край Эльвины,
К тебе летят желания мои!
Я помню скал прибрежные стремнины,
Я помню вод веселые струи,
И тень, и шум, и красные долины,
Где в тишине простых татар семьи
Среди забот и с дружбою взаимной
Под кровлею живут гостеприимной.

Все живо там, все там очей отрада,
Сады татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада...
И зрит пловец — могила Митридата
Озарена сиянием заката.

И там, где мирт шумит над падшей урной,
Увижу ль вновь сквозь темные леса
И своды скал, и моря блеск лазурный,
И ясные, как радость, небеса?
Утихнет ли волненье жизни бурной?
Минувших лет воскреснет ли краса?
Приду ли вновь под сладостные тени
Душой уснуть на лоне мирной лени?

(1821)


Бунин Иван Алексеевич (1870— 1953)

В 1889 г. девятнадцатилетним юношей поэт впервые побывал в Крыму.

И. А. Бунин приезжал в Крым многократно и хорошо его знал, особенно Южный берег. Поездки стали регулярными с тех пор, как в Ялте обосновался Чехов, в доме которого поэт нередко останавли­вался. Стихи, связанные с Крымом, не образуют формально какого-либо цикла, но по существу это удивительная по точности, наблю­дательности и выразительности по­этическая книга. В ней нашлось место всему: философским раз­думьям о смысле жизни («Кипа­рисы», «Вино»), теме любви и жен­ской красоты («К прибрежью моря длинная аллея», «Купальщица», «Последние слезы»), воспоминаниям о крымских знакомых («Художник, рассказывающий о Чехове»). С точ­ностью естествоиспытателя Бунин передает разные состояния моря, погоды, времени суток («Штиль», «Зной», «Сумерки»), набрасывает пейзажные зарисовки. Крымские мо­тивы поэт введет в свой авто­биографический роман «Жизнь Арсеньева», не раз будет возвращаться к их разработке в рассказах, написанных за границей.

УЧАН-СУ
Свежее, слаще воздух горный.
Невнятный шум идет в лесу:
Поет веселый и проворный,
Со скал летящий Учан-Су!

Глядишь - и, точно застывая,
Но в то же время ропот свой,
Свой легкий бег не прерывая,
Прозрачной пылью снеговой
Несется вниз струя живая,
Как тонкий флер, сквозит огнем,
Скользит со скал фатой венчальной
И вдруг, и пеной и дождем
Свергаясь в черный водоем,
Бушует влагою хрустальной…

А горы в синей вышине!
А южный бор и сосен шепот!
Под этот шум и влажный ропот
Стоишь как в светлом полусне

(1900)






Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)

Неоднократно бывал в Крыму. Впервые — в Ялте в 1877 г., когда ему было неполных четыре года, затем в 1896 г.. В 1898— 1899 гг. Брюсов создает два сти­хотворных цикла «Крым. Черное море» и «Южный берег». После возвращения в Москву поэт напи­шет: «О! Я создан, чтобы жить на юге. Там я у себя на родине, на севере я в изгнании». Через 25 лет, в 1924 г., ректор Высшего литературно-художественного инсти­тута профессор В. Я. Брюсов про­водит свой летний отпуск в Алупке. В августе гостит у М. А. Воло­шина в Коктебеле.

* * * 
Кипит встревоженное море, 
Мятутся волны, как в плену; 
Померк маяк на Ай-Тодоре, 
Вся ночь приветствует луну. 
Луна державно делит море: 
То мрак, то отблесков игра. 
И спит в серебряном просторе 
Мир парусов из серебра. 
27 июня 1899  (Из цикла «Южный берег»)


* * * 
Где подступает к морю сад, 
Я знаю грот уединенный: 
Там шепчет дремлющий каскад, 
Там пруд недвижим полусонный. 
Там дышат лавры и миндаль 
При набежавшем тихом ветре, 
А сзади, закрывая даль, 
Уходит в небо пик Ай-Петри. 
30 апреля 1898 










Маяковский Владимир Владимиро­вич (1893—1930).

Первое знакомство В. В. Мая­ковского с Крымом состоялось в 1913 г., когда он вместе с другими футуристами, в том числе с Игорем Северяниным, совершил турне по Крыму с чтением стихов и лекций. Одиннадцать лет спустя В. В. Маяковский вновь в Крыму. В Ялте в 1926 г. В. В. Ма­яковский написал «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».

«Крымские» стихи В. Маяковского можно разделить на две группы. В первую войдут «Последняя стра­ничка гражданской войны», «Тянет­ся Врангель», «Все на Врангеля», «Антанта признавала» и ряд других. Вторая группа стихов — это описа­ние бывшей некогда «только для господ» «копии древнего рая» — Крыма мирного, Крыма — всесоюз­ной здравницы: «Севастополь — Ял­та», «Ялта — Новороссийск», «Крым», «Канцелярские привычки», «Чудеса». Особенно много стихов крымской тематики написал Маяковский за две недели в июле и августе 1928 г.: «Крым» («И глупо звать его «Крас­ная Ницца»). «Небесный чердак», «Евпатория», «Земля наша обильна», «Польза землетрясений».


Крым (отрывок)


И глупо звать его

"Красная Ницца",

и скушно

звать

"Всесоюзная здравница".

Нашему

Крыму

с чем сравниться?

Не с чем

нашему

Крыму

сравниваться!

(отрывок)

Алупка 25/VII-28 г.




Крым


Хожу,

гляжу в окно ли я

цветы

да небо синее,

то в нос тебе магнолия,

то в глаз тебе

глициния.

На молоко

сменил

чаи

в сиянье

лунных чар.

И днем

и ночью

на Чаир

вода

бежит, рыча.

Под страшной

стражей

волн-борцов

глубины вод гноят

повыброшенных

из дворцов

тритонов и наяд.

А во дворцах

другая жизнь:

насытясь

водной блажью,

иди, рабочий,

и ложись

в кровать

великокняжью.

Пылают горы-горны,

и море синеблузится.

Людей

ремонт ускоренный

в огромной

крымской кузнице.

(1927)












Волошин (наст. фамилия Кири­енко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877—1932)

Первооткрыватель одной из поэтических областей Крыма—Киммерии, оригинальный художник, краевед, гостеприимный хозяин Дома поэта в Коктебеле (Планерском). Появлением многих (если не всех) лирических про­изведений, посвященных Коктебелю, Киммерии, Карадагу, мы обязаны М. А. Волошину, открывшему со­братьям по цеху красоту и прелесть восточного Крыма, дававшему им кров и завещавшему советским писателям свой Дом поэта, который стал первым корпусом Дома твор­чества «Коктебель».

Ряд циклов («Киммерийская вес­на», «Киммерийские сумерки»), мно­жество стихотворений посвяшено тем местам Крыма, которые смело можно назвать «волошинскими».


«Твоей тоской душа томима»
Твоей тоской душа томима,
Земля утерянных богов!
Дул свежий ветр… Мы плыли мимо
Однообразных берегов.

Ныряли чайки в хлябь морскую,
Клубились тучи. Я смотрел,
Как солнце мечет в зыбь стальную
Алмазные потоки стрел,

Как с черноморскою волной
Азова илистые воды
Упорно месит ветр крутой
И, вестник близкой непогоды,

Развёртывает свитки туч,
Срывает пену, вихрит смерчи,
И дальних ливней тёмный луч
Повис над берегами Керчи.

(1912, из цикла «Киммерийская весна»)










Ахматова (наст. фамилия Горенко) Анна Андреевна (1889—1966)

В 1896—1903 гг. Ахматова каждое лето проводила с родителями под Се­вастополем на даче «Отрада». В это время поэтесса «заслужила про­звище «дикой девочки», она описала в поэме «У самого моря» (1914). В 1905 г. вместе с ма­терью и сестрами Ахматова уехала в Крым и прожила год в Евпа­тории. После разрыва с мужем — Н. С. Гумилевым, в 1916 г., Ахма­това вновь приезжает в Крым и некоторое время живет в Бельбекской долине на даче Юнии и Бориса Анреп. Юнии посвящено стихотворение «Судьба ли так моя переменилась…» (1916). Она побывала в Бахчисарае, жила в Севастополе. Этим же годом дати­ровано стихотворение «Вновь пода­рен мне дремотой...». В 1929 г. Ахма­това осенью приезжает в Гаспру лечиться от астмы.



Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звёздный рай —
Город чистых водомётов,
Золотой Бахчисарай.

Там за пёстрою оградой,
У задумчивой воды,
Вспоминали мы с отрадой
Царскосельские сады

И орла Екатерины
Вдруг узнали — это тот!
Он слетел на дно долины
С пышных бронзовых ворот.

Чтобы песнь прощальной боли
Дольше в памяти жила,
Осень смуглая в подоле
Красных листьев принесла

И посыпала ступени,
Где прощалась я с тобой
И откуда в царство тени
Ты ушёл, утешный мой.

1916, Севастополь










Мандельштам Осип Эмильевич (1891 —1938)

Бывал в Крыму несколько раз: в 1915 г. в Коктебеле он гостит у М. Волошина; в 1915—1916 гг. и летом 1917 г. живет в Алуште.

В Крым Мандельштам приезжает и в годы гражданской войны; в 1920 г. живет у Волошина в Кокте­беле, занятом белогвардейцами, за­тем переезжает в Феодосию. Здесь Мандельштам был арестован врангелевской контрразведкой. Выручали его И. Г. Эренбург, В. В. Вересаев, М. П. Кудашева. Письма начальнику контрразведки писал М. А. Волошин. Последний раз Мандельштам посе­тил Крым в 1933 г. После месячного пребывания в Старом Крыму он вновь приезжал в Коктебель.


Феодосия

Окружена высокими холмами,

Овечьим стадом ты с горы сбегаешь

И розовыми, белыми камнями

В сухом прозрачном воздухе сверкаешь.

Качаются разбойничьи фелюги,

Горят в порту турецких флагов маки,

Тростинки мачт, хрусталь волны упругий

И на канатах лодочки - гамаки.


На все лады, оплаканное всеми,

С утра до ночи "яблочко" поется.

Уносит ветер золотое семя, -

Оно пропало, больше не вернется.

А в переулочках, чуть свечерело,

Пиликают, согнувшись, музыканты,

По двое и по трое, неумело,

Невероятные свои варьянты.


О, горбоносых странников фигурки!

О, средиземный радостный зверинец!

Расхаживают в полотенцах турки,

Как петухи, у маленьких гостиниц.

Везут собак в тюрьмоподобной фуре,

Сухая пыль по улицам несется,

И хладнокровен средь базарных фурий

Монументальный повар с броненосца.


Идем туда, где разные науки

И ремесло - шашлык и чебуреки,

Где вывеска, изображая брюки,

Дает понятье нам о человеке.

Мужской сюртук - без головы стремленье,

Цирюльника летающая скрипка

И месмерический утюг - явленье

Небесных прачек - тяжести улыбка.


Здесь девушки стареющие, в челках,

Обдумывают странные наряды,

И адмиралы в твердых треуголках

Припоминают сон Шехерезады.

Прозрачна даль. Немного винограда.

И неизменно дует ветер свежий.

Недалеко до Смирны и Багдада,

Но трудно плыть, а звезды всюду те же.

(1920)




























Рождественский Всеволод Алек­сандрович (1895—1977)

Неоднократно бывал в Крыму, оставил нам немало «крым­ских» стихотворений. Нашлось место для Крыма и в мемуарной повести «Страницы жизни» (1962). Вс. А. Рож­дественский впервые попал в Крым во время путешествия по стране, которое он совершил в 20-е годы. Результатом этой поездки стал цикл «Ладонь земли», в который во­шли такие «крымские» стихи, как «Крымский скорый», «Крым», «Тав­рида», «Бахчисарай», «Севастополь». С 1926 г. Вс. А. Рождественский каждую осень гостит у М. А. Воло­шина. К «крымским» стихам Вс. А. Рождественского мы отно­сим также «Севастополь моей юности», «...По сухим дорогам Кры­ма», «Натюрморт», «Восточный Крым. Очарованье...», «Камешки Кок­тебеля» и другие. Сюда же можно отнести стихотворение «Старый капитан», вошедшее в цикл лите­ратурных портретов в стихах (сб.«Окно в сад», 1940). Это портрет А. С. Грина, с которым поэт был знаком со времен гражданской войны и жил по соседству в«Доме искусств» — «общежитии для бездомных артистов» на Невском в Ленинграде. Здесь он первым услышал «Алые паруса». Воспоми­нания о пребывании в Коктебеле вошли отдельной главой в «Стра­ницы жизни» Вс. А. Рождест­венского..


КЕРЧЬ

Запрыгало рваной корзиной,
Ударило грохотом в дом.
Все небо, как парус холстинный,
Вспороло сверкнувшим ножом.

Расплющило капли, к конторе
Приклеило мокрую сеть,
А гладкое скользкое море
Уже начинает кипеть.

Уж бродят сосущие смерчи
Меж небом и рваной водой,
Уж низкие мазанки Керчи
Сверкнули зеленой слюдой.

А парус рыбачьей бригады
Ложится под острым углом
И режет курчавое стадо
Тупым Деревянным ножом.

(1931)




Цветаева Марина Ивановна (1892—1941).

Не­однократно бывала в Крыму. Впер­вые в 1905 г. в Ялте вместе с матерью, стра­давшей туберкулезом. Жили Цве­таевы на даче Е. Я. Елпатьевского. Спустя шесть лет, летом 1911 г., Марина Цветаева живет в Гурзуфе, откуда переезжает в Коктебель, где гостит в доме поэта М. А. Воло­шина. В Коктебеле, где прошли самые счастливые годы ее жизни, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем. В 1913 г. Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. В Крыму написаны стихотворения «Идешь на меня похожий...», «Моим стихам...» и другие. По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, «тот Крым она искала везде и всюду — всю жизнь...»



Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

 

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

 

Иду вдоль генуэзских стен,

Встречая ветра поцелуи,

И платья шелковые струи

Колеблются вокруг колен.

 

И скромен ободок кольца,

И трогательно мал и жалок

Букет из нескольких фиалок

Почти у самого лица.

 

Иду вдоль крепостных валов,

В тоске вечерней и весенней.

И вечер удлиняет тени,

И безнадежность ищет слов.

 

Феодосия, 14 февраля 1914







Друнина Юлия Владимировна (род. 1924-1991)

Продолжает тему Киммерии в советской литературе: подавляющее большинство ее стихотворений посвящено восточному Крыму. Сле­дует назвать цикл «Аджимушкайкая тетрадь», стихотворения «Черный лес», «Кони», «Над картой», В бухте» и другие.

Юлия Друнина защищала свою Родину в годы Великой Отечественной войны, за участие в военных действиях она была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Советская поэтесса описала в своих произведениях не только красоту Крыма, но и показала мужество и героизм защитников этого края.


Эльтигентский десант

Задрав свои техасы до колен,

На кромке пляжа девочки хохочут.

Но вижу я курортной этой ночью

Здесь «Огненную землю» — Эльтиген.

И снова слышу: «На прорыв, к Керчи!»

…А как же с теми, кто не может — ранен?..

(Пришел за ними тендер из Тамани,

Но был потоплен в дьявольской ночи.)

И значит, все: закон войны суров…

Десант прорваться должен к Митридату!

…Из компасов погибших катеров

Сливает спирт девчушка из санбата,

Хоть раненым теперь он ни к чему,

Хоть в этот час им ничего не надо.

В плену бинтов, в земляночную тьму

Они глядят настороженным взглядом:

Как это будет — стук сапог и «хальт!»?..

(Пробились ли ребята к Митридату?)

И, как всегда, спокойна и тиха,

Берет сестра последнюю гранату…

(Из цикла «Аджимушкайская тетрадь»)


Штурм Митридата

О горе Митридата

Слагали легенды и оды —

Усыпальницы, храмы, дворцы,

Хороводы владык…

Я рассеянно слушаю

Бойкого экскурсовода,

А в ушах у меня

Нарастающий яростный крик.

Это грозной «полундрой»

Матросов на штурм Митридата

Молодой политрук

Поднимает опять и опять,

Это с хриплым «ура!»

К ним бегут на подмогу солдаты

Лишь молчат катакомбы —

Не могут погибшие встать.

Не дождались они…

Только мрак да тяжелые своды,

Только в каждом углу

Притаилась угрюмо война…

Я рассеянно слушаю

Бойкого экскурсовода,

А в ушах у меня

Тех святых катакомб тишина.



Мы надеемся, что Крым и дальше будет привлекать ученых и поэтов, и нашим потомкам их произведения откроют новые красоты нашего полуострова: экзотический Бахчисарай, великолепный Южный берег, сказочные Крымские горы и пустынные холмы Киммерии.






















Литература

  1. Крым. Поэтический атлас: Справ. Туриста и краеведа/ Сост. А.Н. Рудяков, В.П. Казарин; Аввт. Вступ. Ст. и справ. Материалов А. Н. Рудяков; Худож. В.И. Жерибор, В.И. Верещак; Ил. Художников и фотографов ХYIII – ХХ вв. – Симферополь: Таврия, 1989. – 208 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!